Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления в буддизме.




Первое направление - тхеравалу (букв. школа старой мудрости) - называют еще “малой колесницей”. Его сторонники видят в Будде Великого Учителя, который только указал путь к спасению, но не повел по нему. Достижение нирваны представляется им возможным только для немногих избранных монахов, которые безоговорочно следуют букве буддийского ритуала. Все остальные, считают последователи тхеравады, испытают на себе действие “закона зависимого существования”, который трактуется чрезвычайно широко: считается, что Карма обусловливает цикл Вселенной и Земли, взлеты и падения в истории государств и народов, отдельных семей и индивидов, вызывает социально-экономические изменения, международную напряженность, войны, аварии, катастрофы, стихийные бедствия: допустим, из-за воровства идут дожди и выпадает град, из-за грубых слов возникают засоленность почвы и пустыни, из-за пустой болтовни - путаница во временах года, из-за корыстолюбия - неурожаи.

Поэтому простые верующие могут бороться только за частичное улучшение своей кармы за счет “малых заслуг” - соблюдения заповедей, посещения монастырей и “священных мест”, участия в религиозных церемониях, щедрой милостыни монахам и Сангхе в целом. Тхеравадины верят, что эти “малые заслуги” могут полностью защитить верующего от возможных неудач и несчастий и в недалеком будущем привести к улучшению их социального и материального положения.

Тхераваду еще называют “южным буддизмом”, поскольку она распространена в странах, которые расположены к югу от Индии: Таиланд, Шри-Ланка, Камбоджа, Лаос.

Второе направление - махаяна (букв, большая колесница) имеет собственный круг священных текстов - “Праджняпарамита сутры” (“Наставление о постоянной мудрости”), которые считались Откровениями самого Будды. Однако ввиду чрезвычайной сложности понимания их содержания они как будто были на много веков скрыты от людей. Когда же наступило соответствующее время, возвратил их людям великий учитель Нагарджуна (200 г. н. э.). В их число входят разные по размеру произведения - от сутр, занимающих всего одну страницу, до огромных сутр в 18, 25 и даже 100 тыс. стихов. Самая известная сутра мудрости - Алмазная сутра. Среди наиболее почитаемых текстов махаяны выделяется также Лотосовая сутра. Помимо прочего, она содержит учение о том, что все существа в конце концов достигнут состояния Будды. Источником спасения для них станет обильная и всеохватывающая милость Будды. Более того, спасение неизбежно распространится на всех, кто уверует в эту сутру. Большой сборник, отличающийся богатыми образами и широким спектром оригинальных идей, - Сутра Ожерелья. Наконец, компендиум буддийских учений махаянистского толка представляет собой “Учение о великом переходе в нирвану” (Махапаринирвана cyтрa).

Махаяна рассматривает Будду не как конкретную личность, а как олицетворение высшего начала - абсолютной мудрости, абсолютного совершенства и т. п., и допускает возможность спасения не только для монахов, но и для мирян. Это становится возможным благодаря трем вероучительным и культовым моментам: учению о тождестве нирваны и сансары; учению о бодхисаттвах; учению о будущем приходе Майтрейи.

Махаяна - это “северный буддизм”, поскольку она получила распространение в странах, расположенных на северо-восток от его прародины - в Корее, Китае, Японии, Непале, Бирме.

Третье направление в буддизме - ваджраяна, или тантризм (санскр. тайное знание). Само слово “взджра”, от которого происходит название этого направления, сначала означало удар молнии бога Индры; позже оно стало употребляться в значении особой субстанции, которой свойственны яркость, прозрачность и неразрушимость бриллианта. Поэтому ваджраяна часто переводится как “бриллиантовая колесница”. Это странное, тайное течение зародилось в Индии в середине I в. н. э. В силу своей таинственности оно почти не изучено. Его можно охарактеризовать как разновидность махаяны, окутанную оккультным, мистическим и магическим туманом.

Ваджраяна стремится проникнуть за внешние проявления вещей и найти проход в пустоту, где человек может слиться с абсолютом. Для достижения этой цели используются достаточно специфические средства:

1. Магическая сила влияния особых магических средств - заклинаний-мантр (всего 2606), жестов-мудр и символов-мандал.

Мантра -повторяемая без перерыва короткая магическая фраза. Считается, что ее сила достигает самых отдаленных границ Вселенной. Мантру можно записать на бумаге и положить в “молитвенную колесницу”, движение которой вызывает распространение магической силы заклинания. Наиболее известная мантра “Ом Мани падме хум” используется буддистами Тибета. “Мани падме” значит “бриллиант в лотосе”, а “ом” и “хум” выражают власть над сверхъестественными силами.

Мудра, или символический жест, так же важен, как мантра. Ваджраяна имеет в своем распоряжении набор особых движений, главным образом рук, которые выражают жажду личности соединиться с божеством.

Мандала, в значении “круг медитации”, - это круглая или многоугольная диаграмма. Геометрическая схема, которая лежит в основе манделы, - круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь также вписан в круг, - представляет собой форму осознания пространства человеком, построение универсальной модели Вселенной. Созерцание мандал и концентрация на исходящих от нее силах позволяют почувствовать присутствие божества. Символическое число ваджраяны - 108 - олицетворяет треугольник, сложенный из единицы, двух двоек и трех троек.

2. Различного рода эзотерические культовые действия, среди которых воображение европейца больше всего поражает ритуал одновременного использования алкоголя, рыбы, мяса, жареных яичек тутового шелкопряд и полового акта. Сильный эротический элемент, особенно характерный для Тибета и особенно привлекательный для европейских последователей тантры, не имеет ничего общего с теми сексуальными излишествами, которые стали обычными для западного общества второй половины ХХ в. Верующие, выполняя ритуалы, внешне похожие на оргии, на самом деле познают исконную связь вещей, ибо половые отношения, как никакие другие, позволяют выйти за границы индивидуального эгоистического Я, ощутить единство с Другим.

3. Как во всех религиях подобного направления, в ваджраяне необходимо руководствоваться наставлениям гуру и быть готовым целиком посвятить себя делу веры.

Тем, кто следует этим принципам, гарантируется спасение- быстрая, как молния “ваджра”, которая испускалась богом Индрой. Таких насчитывается приблизительно 2,5% от общего числа верующих буддистов.

В Тибете исповедание ваджраяны часто входит составной частью в ламаизм (монах-лама - букв. тот, выше которого никого нет). Ламаизм интересен как направление, в котором вероучение и культ буддизма были доведены до завершения и получили ту законченность, которая характерна для всех мировых религий.

Вероучение ламаизма изложено в 108 томах Ганджура и 225 томах Данджура. Оно основывается на сложной космогонии и пантеоне из 1008 будд, где Гаутама Шакъямуни даже не главный, множестве бодхисаттв и святых покровителей отдельных местностей ипрофессий. Считается, что эти Будды периодически перевоплощаются в монахов-лам в 9-месячном возрасте. Все ламы образуют сложную иерархию во главе с далай-ламой. Резиденция ламаистов - горный район на севере Китая Тибет с центром в городе Лхаса. Приблизительно 1/4 населения в Тибете - монахи. Во многих семьях существует обычай посвящать в монахи одного мальчика. Для простых верующих в монастырях устраиваются ежедневные богослужения - малые хуралы, где читаются молитвы с хвалой “трем сокровищам буддизма” и пожеланиями присутствующим стать на путь будды. Во время зрелищных праздников - больших хуралов- ламы надевают страшные маски чудовищ, призванные отпугивать врагов веры.

В культе ламаизма активно используются механические приспособления хурде - “молитвенные цилиндры”, в которых заложены листки с молитвами и магическими формулами. Один механический поворот цилиндра равноценен прочтению всех заложенных в нем молитв. Где-то в Тибете находится и легендарная Шамбала - страна, в которой хранятся высшие магические тайны буддизма и тантризма. В ней не бывает болезней, неурожаев, стихийных бедствий. Ее жители - сильные, стройные люди, которые живут до глубокой старости. Они не просто буддисты, но достигли самых глубин тайного знания. Путь к Шамбале могут найти только те, кто овладел этими знаниями так же глубоко и преодолел в себе чувственную привязанность к жизни. Все остальные могут пройти рядом ине заметить ее.

Еще одним направлением буддизма является его китайская и японская разновидность - чань-буддизм и дзэн-буддизм соответственно (санскр. дхьяна - медитация).

Свое начало чань-буддизм берет в VI в., когда в Китай пришел проповедник Бодхидхарма (букв. Закон Просветления). Считается, что основатель чань-буддизма происходил, подобно Будде, из богатой и знатной индусской семьи и, подобно Будде, оставил мирскую жизнь и посвятил себя распространению истинного учения.

Бодхидхарма учил, что каждый человек носит в себе будду. Поэтому его задача заключается в том, чтобы пробудить природу будды в своем сердце. Стать буддой способен каждый, причем “здесь и сейчас”, в акте непосредственного интуитивного восприятия истины. Эта истина открывается человеческому уму, не тронутому мыслями и образами. Такое состояние сравнивается с чистым зеркалом или зеркальной водной гладью, когда человек не может различать даже “Я” и “не-Я”. Тогда сознание способно увидеть мир таким, каким является на самом деле - неомраченным субъективными мыслями и ощущениями. В нем мир более не разделяется на противоположности, прежде всего на добро и зло, любовь и ненависть, реальность и иллюзию, явь и сон. Человек и мир сливаются в единое целое.

Выводы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных