Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Четыре благородные истины.

Буддизм

Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну.

Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма.

Распространение буддизма способствовало созданию культурных синкретических комплексов, совокупность которых образует так называемую буддийскую культуру.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности.

Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма - как космическая реальность.

Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угасание их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса), проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего бытия - положительный эквивалент угасания желаний - есть освобождение, или нирвана.

В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.

Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых течениях Махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.

Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году всемирное братство буддистов. Литература буддизма обширна и включает сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.

Четыре благородные истины.

Конечная цель буддизма - избавление от страдания и перевоплощений. Будда сказал: «И в прошлом и в настоящем я говорю только одно: страдание и уничтожение страдания». Несмотря на негативную исходную позицию этой формулы, поставленная в ней цель имеет и позитивный аспект, потому, что положить конец страданию можно только реализовав свой человеческий потенциал доброты и счастья. О том, кто достигает состояния полной самореализации, говорят, что он достиг нирваны. Нирвана - это величайшее благо в буддизме, конечное и высшее добро. Это одновременно и понятие, и состояние. Как понятие она отражает определенное видение реализации человеческих возможностей, очерчивает контуры и формы идеальной жизни; как состояние она с течением времени воплощается в человеке, стремящейся к ней.

В буддизме высоко ценится праведная жизнь; жить добродетельно - необходимое условие для достижения нирваны. Но высоконравственная жизнь - лишь часть человеческого совершенства, необходимого для погружения в нирвану. Добродетель является одним из главных элементов этого идеала, но она не может быть самодостаточной и нуждается в дополнении.

Этот другой необходимый элемент - мудрость,способность к восприятию. «Мудрость» в буддизме означает глубокое философское осмысление состояние человека. Она требует проникновения в природу реальности, достигаемого с помощью длительных и глубоких размышлений. Это один из видов гнозиса, или непосредственного постижения истины, который со временем углубляется и в итоге достигает вершины в просветлении, испытанном Буддой. Итак, нирвана - это единство добродетели и мудрости; добродетель и мудрость - необходимые условия нирваны, наличие только одного из них недостаточно.

Истину, воспринятую Буддой в ночь просветления, он впоследствии изложил в своей первой проповеди, где говорится о четырех положениях, известных как Четыре Благородные Истины. В них утверждается, что:

1. жизнь - это страдание;

2. страдание порождается желанием или жаждой наслаждений;

3. страдание можно прекратить;

4. существует путь, ведущий к избавлению от страданий.

Будду иногда сравнивают с врачевателем, нашедшим лекарство от недуга жизни.

Согласно первой Истине, страдание - неотъемлемая часть жизни, и определяет состояние человека как состояние «не-удовлетворенности». К ней относится много видов страдания, начиная с физических, таких,как рождение, старение, болезнь и смерть. Чаще всего они связаны с физической болью, и существует гораздо более серьезная проблема - неизбежность повторения этого цикла в каждой последующей жизни как для самого человека, так и для его близких. Люди бессильны перед лицом этих реалий и, несмотря на новейшие открытия в медицине, по-прежнему подвержены болезням и несчастным случаям в силу своей телесной природы. Кроме физической боли Истина страдания указывает на его эмоциональные и психологические формы: «горе, скорбь, печаль и отчаяние». Они могут иногда представлять более мучительные проблемы, чем физические страдания: мало у кого жизнь обходится без горя и скорби, при этом существует много тяжелых психологических состояний, полностью избавиться невозможно.

Помимо этих очевидных примеров Истина страдания упоминает о более утонченном виде страдания, которое можно определить как «экзистенциальное». Это следует из утверждения «Недостижимость желаемого есть страдание», т.е. неудача, разочарование, крушение иллюзий, переживаемые, когда не сбываются надежды и реальность не соответствует нашим желаниям. Будда не был пессимистом и,разумеется, знал из собственного опыта, когда был молодым принцем, что в жизни могут быть приятные моменты. Проблема, однако, состоит в том, что хорошие времена не длятся вечно. Страдание в буддизме имеет более абстрактное и глубокое значение: оно указывает на то, что даже лишенная тягостей жизнь может не приносить удовлетворения и самореализации.

Будда указывал, что человеческая натура не может быть основой постоянного счастья. Страдание вплетено в саму ткань нашего существа.

Многие считают, что оценка положения человека в буддизме пессимистична, но буддисты утверждают, что их религия не пессимистична и не оптимистична, а реалистична, что Истина страдания лишь объективно констатирует факты. Если она и кажется пессимистичной, то это связано с давней склонностью людей избегать неприятных истин и «искать во всем светлую сторону». Именно поэтому Будда отмечал, что Истина страдания крайне трудна для понимания. Это похоже на осознание человеком того факта, что он серьезно болен, чего никому не хочется признавать, и что вылечиться нельзя.

Если жизнь - это страдание, то как оно возникает? Вторая благородная истина - Истина возникновения - объясняет, что страдание возникает из страстного желания или «жажды жизни».

Страсть воспламеняет страдание, как огонь - дрова. В своей проповеди Будда говорил о том, что весь человеческий опыт «полыхает» желаниями. Огонь - удачная метафора для желания, поскольку он поглощает то, что его питает, не получая удовлетворения. Он быстро распространяется, переходит на новые предметы и причиняет боль, как и неутоленные желания.

Именно желание жить, получать удовольствие от жизни служит причиной перерождения.

Истина возникновения утверждает, что страстное желание проявляется в трех основных формах, первая из которых - жажда чувственных удовольствий. Она принимает форму стремления к наслаждению через объекты восприятия, например, приятный вкус, ощущение, запахи, звуки. Вторая - жажда «процветания». Это касается глубинного, инстинктивного стремления к существованию, которое толкает нас к новым жизням и новым переживаниям. Третий вид проявления страстного желания - стремление не к обладанию, а к «уничтожению». Это оборотная сторона жажды жизни, воплощенная в инстинкте отрицания, отвержения того, что неприятно и нежелательно. Жажда разрушения может привести также к самоотвержению и самоотрицанию. Низкая самооценка в крайних формах может привести к самоубийству.

Но значит ли это, что любое желание - зло? Здесь «желание» имеет более узкое значение - желания, в некотором смысле извращенного неумеренностью или дурной целью. Оно обычно направлено на чувственное возбуждение и наслаждение.

Однако не все желания таковы, и в буддийских источниках часто говориться о положительных желаниях. Стремиться к позитивной цели для себя и для других (например, к достижению нирваны), желать счастья другим, хотеть, чтобы мир, который останется после тебя, стал лучше, - вот примеры положительных и благотворных желаний.

Если дурные желания сдерживают и сковывают человека, то добрые дают ему силу и свободу.

Третья Благородная Истина - Истина прекращения. Она гласит, что при избавлении от жажды жизни прекращается страдание и приходит нирвана. Как мы знаем из истории жизни Будды, нирвана имеет две формы: первая наступает при жизни («нирвана с остатком»), а вторая после смерти («нирвана без остатка»). Будда достиг в возрасте 35 лет нирваны при жизни. Когда ему было 80, он погрузился в последнюю нирвану, из которой нет возвращения через перерождение.

«Нирвана» буквально означает «угасание» или «задувание», подобно тому, как гаснет пламя свечи. Но что именно угасает? Может быть это душа человека,его «я», его индивидуальность? Это не может быть душа, поскольку буддизм вообще отрицает ее существование. Это и не «я» или самосознание, хотя нирвана, безусловно, предполагает коренное изменение состояния сознания, освобожденного от привязанности к «я» и «мое». На самом деле гаснет пламя триады - страсти, ненависти и заблуждения, которая ведет к перевоплощению. Это явление психологическое и нравственное, трансформированное состояние личности, которому присущи покой, глубокая духовная радость, сострадание, утонченное и проникновенное восприятие. Негативные психические состояния и эмоции, такие, как сомнение, тревога, беспокойство и страх, в просветленном разуме отсутствуют.

Некоторые или все эти качества присущи святым во многих религиях, в какой-то мере некоторыми из них могут обладать и обычные люди. Однако Просветленным, подобным Будде, присущи в полном объеме.

Что происходит с человеком, когда он умирает? Ясного ответа на этот вопрос в ранних источниках нет. Трудности в понимании этого возникают именно в связи с последней нирваной, когда гаснет пламя жажды жизни, прекращаются перерождения и человек, достигший просветления, не рождается вновь. Будда сказал, что спрашивать, где находится Просветленный после смерти,все равно что спрашивать, куда уходит пламя, когда его задувают. Пламя, разумеется, никуда не «уходит», просто прекращается процесс горения. Избавление от жажды жизни и неведения равносильно прекращению доступа кислорода, необходимого для горения.

Четвертая Благородная истина - Истина пути - разъясняет, как должен происходить переход в нирвану. В суете повседневности мало кто останавливается, чтобы подумать о наиболее полноценном образе жизни.

Будда полагал, что высшая форма жизни - это жизнь, ведущая к совершенствованию добродетели и знания, а «восьмеричный путь» определяет образ жизни, с помощью которого можно осуществить это на практике. Его называют также «срединным путем», поскольку он проходит между двумя крайностями: жизнью в излишествах и строгим аскетизмом. В него входит восемь ступеней, подразделенных на три категории - нравственность, сосредоточение (медитация) и мудрость. Они определяют параметры человеческого блага.

Хотя «путь» состоит из восьми частей, не следует представлять их себе как этапы, которые человек проходит, приближаясь к нирване, оставляя их позади. Напротив, восемь ступеней представляют собой пути постоянного совершенствования «нравственности», «медитации» и «мудрости». «Правильные воззрения» означают сначала признание буддийского учения, а затем их эмпирическое подтверждение; «правильное размышление» - приверженность к формированию верных установок; «правильная речь» - изречение правды, проявление вдумчивости и заинтересованности в разговоре, а «правильное поведение» - воздержание от дурных поступков, таких, как убийство, воровство или плохое поведение (чувственные удовольствия). «Правильный способ поддержания жизни» подразумевает отказ от поступков, приносящих вред другим; «правильное приложение сил» - обретение контроля над своими мыслями и развитие позитивных умонастроений; «правильная память» - развитие постоянного понимания; «правильное сосредоточение» - достижение состояния глубочайшего спокойствия разума, на что направлены различные приемы концентрации сознания и интегрирования личности.

В этом отношении практика «восьмеричного пути» - это своего рода процесс моделирования; путь самотрансформации, интеллектуальная, эмоциональная, нравственная перестройка, в ходе которой человек переориентируется с узких, эгоистичных целей на развитие возможностей самореализации.

Восьмеричный путь

Восьмеричный Путь – это путь, ведущий к прекращению страданий и к достижению пробуждения, который был заново открыт Буддой Гаутамой.

Этот путь помогает увидеть истинную природу вещей, или, другими словами, он помогает человеку осознать, что собой представляет реальность. Этот путь также дает возможность избавиться от жажды наслаждений, злобы и невежества, то есть от трех корней порока, которые присутствуют в уме каждого непросветленного человека.

Восьмеричный Путь представляет собой четвертую из Четырех Благородных Истин. Он состоит из восьми ступеней, осваивать которые надо постепенно. Также он называется Срединным путем (маджима патипада), так как отвергает две крайности:

стремление к наслаждениям и склонность к умерщвлению плоти.

 

В буддийской символике Восьмеричный Путь обычно представляют в виде «колеса Дхармы» с восьмью спицами, которые означают восемь элементов пути. Все элементы Пути начинаются со слова «правильный», которое также означает «идеальный» или «совершенный». Восьмеричный Путь состоит из восьми ступеней, которые объединяются в три группы: 1) мудрость, 2) нравственность и 3) сосредоточение.

 

Мудрость: 1) правильное видение, 2) правильное намерение.
Нравственность: 3) правильная речь, 4) правильные действия, 5) правильный образ жизни.
Сосредоточение: 6) правильное усилие, 7) правильная внимательность, 8) правильное сосредоточение.


1 – Мудрость

Мудрость, которую иногда переводят как «распознавание» или «различение», в начале Пути указывает правильное направление к пониманию реальности. Мудрость позволяет развивать качества, необходимые для проникновения в истинную природу вещей. На последней стадии, когда ум развит практиками нравственности и сосредоточения, мудрость приводит к возникновению истинного Знания.

1) Правильное Видение

Правильное Видение – это правильные взгляды на жизнь, природу и мир, которые позволяют их увидеть такими, какие они есть на самом деле.

Правильные Видение (самма-диттхи) также можно перевести как «Правильные Взгляды» или «Правильное Понимание». Это правильный способ рассмотрения жизни, природы и мира, который показывает, как устроена реальность на самом деле.

На первом этапе пути человек должен понять, кто он такой и куда он идет. Новичок начинает с рассуждений о причинах существования человека, о причинах страданий, болезней и старости. Он пытается понять, что вызывает жажду наслаждений, и почему в этом мире так много злобы и невежества. Таким образом, Правильное Видение начинается с концепций и суждений, но со временем, за счет практики Правильного Сосредоточения, этот фактор преображается в мудрость, которая уничтожает пороки ума.

2) Правильное Намерение

Правильное Намерение – это намерение избавиться от вредных желаний и привязанностей, и полностью посвятить себя духовному пути.

Правильное Намерение (самма-санкаппа) также можно перевести как «Правильное Стремление» или «Правильная Решимость».

Это решимость освободиться от недоброжелательности и не причинять вред другим живым существам. Это решимость освободиться от стремления к наслаждениям, богатству и власти, и посвятить себя духовному поиску.

На первом этапе это волевое решение ученика, который, посмотрев на все сквозь линзу Четырех Благородных Истин, начинает понимать истинную природу реальности и свое место в ней. Со временем, при углублении в практику сосредоточения, стремление к наслаждениям, богатству и власти отпадают сами собой, и дальнейшее продвижение по духовному пути продолжается естественным образом.

2 – Нравственность

Чтобы достичь гармонии, человек должен воздерживаться от аморальных действий и речей, ибо они загрязняют ум и мешают сосредоточению.

В целом буддистскую этику можно свести к Пяти Заповедям:

1) не лги, 2) не убивай, 3) не бери того, что тебе не принадлежит,
4) не прелюбодействуй, 5) не употребляй наркотиков.

Соблюдение этих простых заповедей ведет к душевной гармонии и к чистоте ума.

3) Правильная Речь

Правильная Речь (самма-вача) – это умение правильно использовать речь, воздерживаясь от лжи, от слов, сеющих распри, от грубых слов и от пустословия.

Воздерживаясь от лжи, человек говорит правду, он всегда придерживается правды, поэтому он надежен и ему можно доверять.

Воздерживаясь от слов, сеющих распри, человек никогда не говорит того, что может поссорить людей, напротив, он улаживает ссоры и укрепляет дружбу и радуется согласию.

Воздерживаясь от грубых слов, он говорит только мягкие слова, проникающие в сердце и радующие остальных.

Воздерживаясь от пустословия, человек говорит в нужный момент и только слова достойные – связанные с целью и объясняющие Дхарму.

4) Правильные Действия

Правильные Действия – это стремление вести себя правильно с моральной точки зрения во всех своих делах и никогда не совершать поступков, которые приносят вред окружающим.

Правильные Действия (самма-камманта) также можно перевести как «Правильное Поведение».

Правильные Действия связаны с деятельностью физического тела и сводятся, в основном, к трем запретам:

1) воздержание от убийства каких-либо живых существ,
2) воздержание от воровства (никогда не брать чужого),
3) воздержание от прелюбодеяния (для монахов, это обет безбрачия).

5) Правильный Образ Жизни

Правильный Образ Жизни (самма-аджива) – это стремление построить свою жизнь правильно с точки зрения буддийских моральных принципов.

Правильный Образ Жизни связан, прежде всего, со способами получения средств к существованию. Чтобы достичь внутреннего мира, человек не должен заниматься делами, которые прямо или косвенно наносят вред другим живым существам.

Есть пять видов дел, которыми не стоит заниматься:

1) Дела, связанные с изготовлением и продажей оружия, а также инструментов для убийств;
2) Дела, связанные с торговлей живыми существами – работорговля, проституция;
3) Дела, связанные с производством мяса, так как для получения мяса убивают животных;
4) Дела, связанные с одурманивающими веществами – производство алкоголя и наркотиков и торговля ими;
5) Дела, связанные с любым видом обмана – получение денег неправедными или преступными путями.

3 – Сосредоточение

Сосредоточение (самадхи) – это состояние просветления, которое достигается при помощи медитации.

Самадхи переводится с санскрита как «сосредоточение; соединение вместе или слияние; растворение или отождествление».

В состоянии самадхи сознание достигает покоя, так как снимаются все противоречия, и человек начинает видеть истинную природу вещей.

Такое состояние ума достигается при помощи медитативной практики, которая успокаивает и собирает ум в единении. Это необходимо для развития истинной мудрости, которая приходит за счет прямого переживания и прямого познания, а не интеллектуального знания, которое человек получает в виде концепций и идей.

6) Правильное Усилие

Правильное Усилие – это устойчивое усилие, которое надо прикладывать, чтобы отбросить все пагубные мысли, слова и поступки, и поддержать все благотворные мысли, слова и поступки.

Правильное Усилие (самма-вайяма) также можно перевести как «Правильное Усердие».

Если человек пытается изменить свою жизнь, то старые вредные мысли и идеи, связанные с его прежней жизнью, постоянно пытаются увести его с истинного пути. Поэтому необходимо прикладывать постоянное усилие, чтобы избавляться от плохих мыслей и закреплять в своем уме хорошие мысли, слова и поступки по отношению к самому себе и к окружающим, причем так, чтобы это не вызывало трудностей.

Правильное Усилие называют четырехкратным, так как оно должно одновременно делать четыре вещи:

1) Предотвращать появление негативных состояний ума,
2) Устранять возникшие негативные состояния ума,
3) Взращивать положительные состояния ума,
4) Поддерживать имеющиеся положительные состояния ума.

7) Правильная Внимательность

Правильная Внимательность – это постоянная бдительность к тому, что происходит с телом и умом, и правильное осознание их истинной природы.

Правильная Внимательность (самма-сати) также переводится как «Правильная Осознанность», «Правильное Внимание» и «Правильное Памятование».

Практикующий должен постоянно помнить о том, что уже изучено, и правильно осознавать тело и чувства, ум и качества ума как вещи бренные, преходящие и не представляющие ценности. Это позволяет освободиться от привязанности к ним и сосредоточиться на истине.

Правильную Внимательность называют четырехсторонней, так как практикующий должен быть внимательным к четырем вещам:

1) к телу, 2) к чувствам, 3) к состояниям ума и 4) к мыслям.

Практикующий должен держать свой ум в состоянии «голого внимания» – отстраненного наблюдения за тем, что происходит с ним и вокруг него – все суждения и объяснения должны быть отброшены.

Осознанное наблюдение явлений ведет к тому, что человек начинает различать их возникновение и угасание, и со временем сможет увидеть прямым видением «Три характеристики Дхармы»:

1) непостоянство, 2) безличность и 3) страдательность.

Благодаря этому возникает прозрение, и человек освобождается от привязанности к земным вещам и печали по поводу их утраты.

8) Правильное Сосредоточение

Правильное Сосредоточение (самма-самадхи) – это медитативная практика сосредоточения ума на каком-либо объекте или явлении.

Практикующий настраивает свой ум на какой-либо объект, пока не достигает полного сосредоточения и состояния медитативной поглощенности – дхьяны. В этом состоянии разум освобождается от загрязнений и человек начинает видеть истинную природу вещей.

Существует четыре дхьяны или четыре степени сосредоточения:

1) в первой дхьяне практикующий направляет ум на объект медитации и удерживает его на этом объекте, при этом он наслаждается радостью чистого мышления и покоем отрешенности от всего земного;

2) во второй дхьяне необходимость удержания ума на объекте пропадает, так как ум достигает состояния внутреннего равновесия, и практикующий испытывает восторг и счастье, рожденные внутренним покоем и единением ума;

3) в третьей дхьяне восторг успокаивается, ум переходит в состояние невозмутимости, и практикующий наслаждается радостью безразличия;

4) в четвертой дхьяне практикующий освобождается от всех чувств и пребывает в состоянии полной невозмутимости и осознанности – он не испытывает ни радости, ни боли.

На последней ступени достигается желанная цель – прекращаются страдания, и практикующий достигает состояния нирваны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных