ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
N 4. Общая методика экспертного идентификационного исследования* ГЛАВА VIII КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ N 1. Понятие планирования и организации расследования Расследованию преступлений, как и всему уголовному процессу,свойственно организационное, плановое начало. Планирование расследования несводится к составлению плана, являющегося лишь внешним выражением этогопроцесса, завершением и в большинстве случаев письменным оформлениемопределенной стадии планирования. Содержание планирования значительно шире ипредставляет собой организационную и творческую сторону работы следователя,начинающейся с начала расследования и продолжающейся до его окончания. Онапредполагает: а) построение версий: б) определение всех вытекающих изанализа версий обстоятельств и вопросов, подлежащих выяснению; в)определение следственных действий, оперативно-розыскных и иных проверочных ипрофилактических мероприятий, необходимых для исследования выдвинутыхверсий, выяснения вытекающих из них вопросов, установления предметадоказывания по делу и решения других задач расследования; г) определениеконкретных исполнителей намеченных мероприятий, сроков и очередности ихвыполнения. Все элементы планирования находят свое конкретное выражение вплане расследования по делу. Организация расследования - понятие болееширокое, чем планирование. Организовать расследование - это значит: - заблаговременно разработать согласованный план расследования; - наладить надлежащее взаимодействие в процессе расследования междуследователем, оперативными работниками, специалистами, сотрудникамиконтролирующих органов и представителями общественности, привлеченными кучастию в расследовании; - обеспечить квалифицированное руководство следственно-оперативнойгруппой, в случае ее создания для работы по уголовному делу: - четко распределить обязанности между членами группы: - организовать регулярные оперативные совещания следственно-оперативнойгруппы с обсуждением результатов и очередных задач расследования: - наладитьсистематический обмен информацией между участниками следственно-оперативнойгруппы; - спланировать работу следователя с учетом всех уголовных дел,одновременно находящихся у него в производстве, составить календарный планего работы: - обеспечить техническую оснащенность и необходимые условия работыследователя; - подобрать и изучить необходимый нормативный материал (соответствующиеприказы, инструкции, уставы, правила и т. д.), который потребуется впроцессе расследования по делу; - предпринять меры, гарантирующие недопустимость разглашения данныхпредварительного следствия и методов оперативно-розыскной деятельности: - осуществить иные организационные мероприятия, необходимые дляуспешной работы по делу. Комплекс организационных мероприятий по уголовномуделу должен быть строго определенным, конкретным, разработанным во всехдеталях. Важным элементом организации расследования является четконалаженное взаимодействие следователя с оперативно-розыскными аппаратами,экспертно-криминалистическими службами, контролирующими органами иобщественностью. Сочетание следственных действий с оперативно-розыскнымимероприятиями является одним из важных условий повышения качестварасследования преступлений. Для этого необходим тесный деловой контакт вработе следователя и оперативно-розыскного аппарата. Установление такогоконтакта облегчается в случаях, когда расследование ведется следователямиорганов МВД и службы контрразведки, поскольку между их следственными иоперативно-розыскными подразделениями не существует ведомственных барьеров,сами следователи этих органов знакомы с основами оперативно-розыскнойдеятельности и могут совместно с оперативными работниками детальноразработать планы оперативно-розыскных мероприятий по расследуемомууголовному делу. Столь же четкое взаимодействие следственных и оперативныхработников должно быть обеспечено и в тех случаях, когда расследованиепроизводится следователями прокуратуры. И в этих случаях необходимо, чтобыспециально был выделен оперативный работник (или группа работников, еслиэтого требуют интересы расследования сложного уголовного дела), который бынес персональную ответственность за раскрытие данного преступления. Прибригадном методе расследования целесообразно включать в состав следственнойгруппы необходимое количество оперативных работников, которые бы вместе соследователями, используя специфические методы своей деятельности, направлялисовместные согласованные усилия на успешное решение общих задач. Подлинноделовой контакт в работе следователя и оперативного работника,обеспечивающий успешное сочетание следственных действий иоперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступления,предполагает четкое разграничение полномочий следователя и оперативногоработника. Их взаимодействие осуществляется в различных формах: выездследователя и оперативного работника на место происшествия для совместнойработы по выявлению и закреплению следов преступления, розыску и задержаниюпреступника: совместное участие в разработке плана расследования по делу ипланов отдельных наиболее сложных действий и оперативно-розыскныхмероприятий; систематическая взаимная информация о вновь полученных данных,касающихся обстоятельств расследуемого преступления и лице, его совершившем.Выделенные для участия в расследовании работники оперативных иэкспертно-криминалистических подразделений должны активно использовать своиспецифические средства и методы для полного и быстрого раскрытияпреступления, четко и своевременно выполнять поручения и указанияследователя о производстве розыскных и следственных действий. Они обязанынемедленно уведомить следователя и прокурора об обнаруженном преступлении вслучаях, когда производство расследования является обязательным: приниматьбезотлагательные меры к охране места происшествия, выявлению и закреплениювещественных доказательств, розыску преступника по "горячим" следам иосуществлению других неотложных следственных действий и оперативно-розыскныхмероприятий: оказывать научно-техническую помощь в выявлении и фиксацииследов преступления; своевременно сообщать следователю о вновь полученныхоперативно-розыскных данных для использования их при подготовке и проведенииследственных действий по делу. Следователь, в свою очередь, обеспечиваясочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, долженставить в известность соответствующих оперативных работников о результатахвыполнения плана расследования, о вновь полученных в ходе расследованияданных, которые можно использовать для организации успешного осуществленияоперативно-розыскных мероприятий; своевременно и в конкретной форме даватьоперативным работникам поручения о проведении необходимых мероприятий повыявлению личности подозреваемого (обвиняемого), его связей, образа жизни,поведения на службе и в быту, выявлению очевидцев преступления и другихсвидетелей и т. д.: приглашать оперативных работников для участия вподготовке и проведении задержания или ареста обвиняемого (подозреваемого),обыска и других мероприятий, связанных с риском сопротивления преступника,его побега или самоубийства и уничтожения вещественных доказательств:приглашать оперативных работников для участия в совещаниях следователей,ведущих расследование по делу, обсуждении причин и условий, способствующихсовершению преступления, и профилактических мероприятий, намеченных с учетомматериалов расследования. Сочетание следственных и оперативно-розыскныхмероприятий содействует своевременному предотвращению готовящихсяпреступлений. Следователи и оперативные работники могут оказать друг другубольшую помощь, выявляя данные, которые можно было бы использовать в ходерасследования. К такого рода данным могут быть отнесены сведения оготовящихся преступлениях, способах и орудиях их совершения, намеченныхобъектах преступного посягательства, приемах маскировки, способах сокрытияследов преступления, устройстве тайников, предполагаемых местах нелегальныхсборищ, способах связи между соучастниками, фактах, характеризующих моральнонеустойчивых лиц, проявляющих склонность к совершению преступлений, и многиедругие сведения, которые не относятся к составу расследуемого преступления,но могут быть успешно использованы в организации оперативно-розыскныхмероприятий. Подход к решению вопросов организации расследования должен бытьситуационным. С учетом типовых следственных ситуаций можно определитьтиповые комплексы организационных мер применительно к различным видам(группам) преступлений. При необходимости (с учетом количестваподозреваемых, многоэпизодности преступления и объема предстоящей работы поделу) создается следственно-оперативная группа, которая после выполнениязадач "группы быстрого реагирования" принимает от нее дело к своемупроизводству и проводит предварительное расследование. Поскольку в составе"группы быстрого реагирования" и следственно-оперативной группы действуютпредставители нескольких оперативных служб (следователи, оперативныеработники, специалисты, эксперты и др.), особенно важное значениеприобретает организация взаимодействия между членами группы, а также междугруппой и оперативно-розыскными подразделениями территориальных органоввнутренних дел и службы контрразведки, прокуратурой, экспертнымиучреждениями и контролирующими органами. Органы дознания и предварительногоследствия в своей практической деятельности должны поддерживать тесную связьс общественностью, постоянно опираться на ее помощь в борьбе спреступностью. В следственной практике помощь общественности используетсяглавным образом для: а) обнаружения и пресечения преступлений; б) выявлениялиц, подозреваемых в совершении преступлений: в) розыска и задержанияпреступников; г) розыска орудия преступления и других вещественныхдоказательств: д) выявления свидетелей по делу; е) подготовки к производствуотдельных следственных действий (осмотра, обыска, следственногоэксперимента, предъявления для опознания, проверки показания на месте); ж)выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершениюпреступлений. Используя помощь общественности в раскрытии преступлений,необходимо соблюдать определенные условия: привлекать представителейобщественности к участию в раскрытии преступлений строго добровольно,обеспечивать при этом их личную безопасность, не наделять их правами,которые по закону имеют лишь следователь или лицо, производящее дознание, непользоваться услугами заинтересованных в исходе дела лиц, не допускатьпреждевременной огласки данных предварительного расследования. Недопустимоперекладывать на представителей общественности функции органов дознания ипредварительного следствия, поручать им производство допроса свидетелей ивыполнение других следственных действий. Субъектам и взаимодействияследователя с различными контролирующими органами в процессе расследования(кроме следователя) могут выступать работники: 1) контрольно-ревизионныхуправлений (отделов) финансовых органов (главным образом по делам о хищенияхимущества, хозяйственных и должностных преступлениях и др.); 2)Госторгинспекции (по делам о контрабанде, незаконном сбыте, перевозке илипересылке наркотических веществ и др.); 4) органов Госгортехнадзора,Госатомнадзора, Госавианадзора, Госавтоинспекции (по делам о чрезвычайныхпроисшествиях на объектах промышленности, сельского хозяйства,строительства, транспорта и др.); 5) санитарных,санитарно-эпидемиологических и ветеринарных инспекций, органовэкологического и радиационного контроля: 6) органов пробирного надзора (поделам о фальшивомонетничестве, хищении золота и драгоценных металлов и др.);7) других контролирующих органов федерального, республиканского и местногоподчинения (бактериологических, гидрометеорологических станций и др.).Контрольно-ревизионные управления (отделы) финансовых органов могутпроводить по постановлению следователя ревизии, инвентаризации, проверкифинансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, проверятьсостояние учета и хранения товарно-материальных ценностей, сырья и готовойпродукции, законность кредитно-денежных операций и т. д. Контролирующиеорганы помогают следователю в подготовке судебных экспертиз, подборе опытныхэкспертов, а также в выделении специалистов для участия в производствеосмотров и других следственных действий. Представители контролирующихорганов участвуют в проводимых следователем предварительных проверкахпоступивших сообщений о преступлениях, участвуют в качестве специалистов иэкспертов по уголовным делам, дают консультации по вопросам, относящимся ких специальности. Весьма важную роль контролирующие органы играют ввыявлении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, ипроведении профилактических мероприятий по материалам расследования. Онипомогают правильно оценить главное направление этих мероприятий, ихсодержание, в необходимых случаях непосредственно участвуя в их реализации.В последние годы проблема взаимодействия в процессе расследованияпреступлений приобрела межгосударственный характер. Во-первых, образованиена территории бывшего СССР суверенных государств вызвало необходимостькоординации и взаимодействия в работе правоохранительных, в том числеследственных, органов России и других государств - бывших союзных республик.Это взаимодействие должно осуществляться на совместной правовой базе,договорных отношениях, предоставления информации и оказания помощи враскрытии преступлений с использованием возможностей следственных аппаратов,оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических служб сторон. Во-вторых,в 1990 г. наша страна стала членом Международной организации уголовнойполиции (Интерпола), возникла возможность осуществления взаимодействия впроцессе раскрытия преступлений на международном уровне. ВозможностиИнтерпола могут быть использованы в целях розыска и задержания особо опасныхпреступников, получения необходимых документов и других доказательств поуголовным делам, осуществления выдачи преступников, возвращения угнанных заграницу транспортных средств и другого имущества.N 2. Принципы планирования расследования Планирование расследования опирается на следующие руководящиеположения, принципы: индивидуальность, динамичность, реальность,конкретность и ситуационность. Индивидуальность планирования расследованияявляется выражением неповторимой специфичности каждого уголовного дела.Несмотря на видовые сходства преступлений, наличие общих положений методики их расследования, существование типичныхтактических приемов и универсальных научно-технических методов,расследование каждого преступления характеризуется индивидуальностью,неповторимостью применяемых конкретных методов. Иными словами, какнеповторимо по совокупности своих особенностей совершенное преступление, такнеповторимо по своей специфике его расследование, а стало быть неповторимо,индивидуально и планирование расследования по делу. Несмотря на общуютиповую структуру плана расследования конкретный план по уголовному делувсегда индивидуален, и любая попытка пренебречь принципом индивидуальности,подменить конкретный план расследования неким шаблоном чреватаотрицательными последствиями. Динамичность планирования расследованияявляется проявлением закономерности развития следственной версии. Какдинамичная информационная модель, следственная версия проходит в своемразвитии, как уже отмечалось, определенные стадии. В процессе проверкивытекающих из нее следствий появляются новые данные о фактах, возникаютновые предположения о проверяемых обстоятельствах преступления, одни версииотпадают, рождаются другие, и это происходит до окончания расследования, доустановления истины по делу. Закономерная динамика расследования неизбежновызывает динамику в планировании, постоянное уточнение и изменение планарасследования с учетом вновь полученной информации. Таким образом, дажесамый совершенный, глубокий, открывающий перспективу дела планрасследования, подвергается постоянной корректировке. Из этого вовсе неследует, что при составлении первоначального плана расследования можнопренебречь требованиями всесторонности и глубины анализа поступившихматериалов, детальной разработкой версий, намечаемых мероприятий и т. п. врасчете на то, что план "не стабильный" и он все равно будет изменяться идополняться. Принцип динамичности планирования обязывает следователясвоевременно вносить в план расследования необходимые дополнения и поправкис учетом вновь поступивших данных и изменений следственной ситуации.Реальность планирования расследования выражается прежде всего вобоснованности выдвигаемых следственных версий, реальности логическивыводимых из них следствий. В противном случае процесс планированиярасследования будет оторванным от конкретных обстоятельств уголовного дела.В этих условиях неизбежны ошибки в определении единственно правильногонаправления расследования, отвлечение следователя на бесполезныемероприятия, потеря оптимального темпа работы по уголовному делу. Реальностьпланирования выражается также в практической выполнимости намеченныхмероприятий, возможности соблюдения их сроков. Подменить реальное желаемым,но неосуществимым, составить по форме содержательный, "показной", ноневыполнимый план - значит обречь расследование на неудачу. Конкретностьпланирования расследования означает, во-первых, постановку четких, ясныхцелей и задач расследования; во-вторых, детальный анализ содержаниявыдвинутых версий и формулирование точных вопросов, подлежащих выяснению;в-третьих, определение конкретных мероприятий. В плане расследования недолжно быть общих, отвлеченных указаний, например, "выявить обстоятельствасовершенного преступления", "установить виновность подозреваемого","допросить свидетеля", "дать задание органам милиции" и т.д., как это иногданаблюдается на практике. Выясняемые обстоятельства должны быть указаны вплане конкретно, свидетели названы персонально, точно определены предметдопроса и последовательность их вызова, поручения органам милиции должныносить целевой характер. Ситуационность планирования расследованияпредполагает учет конкретной следственной ситуации, сложившейся к моментупланирования. Следственная ситуация предопределяет особенности разработкиплана расследования по делу, влияет на содержание выдвигаемых следственныхверсий, в значительной мере определяет необходимый комплекс следственныхдействий и оперативно-розыскных мероприятий, а также совокупность подлежащихвыяснению обстоятельств и другие компоненты плана расследования. С учетомизменений следственной ситуации корректируется, дополняется планрасследования по делу. Ситуационный подход к планированию характерен на всехэтапах расследования. Особенно ярко он выражен на его начальном этапе, когдав определенной типовой следственной ситуации можно эффективно использоватьразработанные криминалистикой типовые программы расследования с учетоминдивидуальных особенностей конкретного уголовного дела. К числу принциповпланирования расследования некоторые авторы относят также егосвоевременность, предостерегая, с одной стороны, против "преждевременного",а с другой, против "запоздалого" планирования расследования. Следует,однако, иметь в виду, что планирование начинается с первого же моментарасследования, как только поступает сообщение о совершенном преступлении. Сэтого момента следователь строит свои первые предположения и намечаетпервичные неотложные действия. И в принципе неважно, в какой форме рождаетсяв этот момент план расследования - в устной или письменной, планирование уженачалось, и таким образом нет оснований говорить о его несвоевременности илисвоевременности; речь может идти о своевременности корректировки намеченногоплана, что входит в понятие динамичности планирования.N 3. Техника планирования расследования План расследования по форме может быть устным и письменным. Вследственной практике чаще всего используется письменная форма, как наиболееэффективная, не требующая от следователя удерживать в памяти содержаниеплана, перечень выясняемых обстоятельств, мероприятий, сроков и очередностиих выполнения. Устным (мысленным) планом следователь ограничивается главнымобразом в начале расследования, когда выполняет неотложные следственныедействия на месте происшествия и у него пока нет возможности составитьписьменный план. В этот момент он также не может обойтись без планированиярасследования и должен с самого начала действовать по определенному, пустьмысленному, но всесторонне продуманному плану, иначе его работа по делусразу же приобретает хаотический характер и, как правило, малоэффективна.Выполнив все неотложные мероприятия, следователь приступает к составлениюписьменного плана расследования. В нем находят отражение выдвинутые имследственные версии, вопросы (обстоятельства), подлежащие выяснению покаждой из них, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия,необходимые для проверки версий, сроки и очередность их выполнения (см.таблицу). Если применяется бригадный метод расследования, руководителемследственно-оперативной группы с участием всех ее членов составляется общийплан расследования по делу и, кроме того, каждый следователь составляетсвой, индивидуальный план расследования. Конкретное содержаниеиндивидуальных планов зависит от того, как распределены обязанности междучленами группы и какое задание получил каждый. На практике распределениеобязанностей происходит по-разному. В одних случаях работа группы строитсяпо версиям, когда каждый следователь осуществляет проверку одной илинескольких намеченных версий; в других - она организуется поэпизодно, икаждому члену группы поручается исследовать тот или иной эпизод илинесколько взаимосвязанных эпизодов преступления; в-третьих, - если преступления совершались в нескольких городах, регионах, членыгруппы распределяются по этим регионам, выезжают на места м проводятрасследование. Иногда бывает целесообразным кому-то из членовследственно-оперативной группы поручить выполнение определенных следственныхдействий, например, производство обысков, подготовку всех экспертныхисследований и т.д. По групповому уголовному делу нередко практикуетсяраспределение работы следственно-оперативной группы в зависимости отколичества обвиняемых. При этом каждому следователю поручается исследованиевсех фактов преступной деятельности того или иного обвиняемого,привлеченного по делу. Структура и содержание индивидуальных плановрасследования во всех приведенных случаях будут различны. Например, прирегиональном и поэпизодном принципе распределения работыследственно-оперативной группы индивидуальные планы будут походить натиповой план расследования и содержать все его основные реквизиты. Если жеследователю (или оперативному работнику) поручена лишь подготовка ипроведение по делу каких-то определенных следственных (илиоперативно-розыскных) действий, то, очевидно, его индивидуальный планрасследования будет фрагментарным, ограниченным рамками следственногодействия (или оперативно-розыскного мероприятия). По групповым имногоэпизодным уголовным делам наряду с общим и индивидуальными планамирасследования используются вспомогательные средства планирования: 1) схемаструктуры преступной группы; 2) схема преступных связей соучастников: 3)схемы документооборота, движения товарно-материальных ценностей, структурыпредприятия (организации), технологического процесса производства(преимущественно по делам о должностных хищениях и преступных нарушенияхправил охраны труда); 4) карточки на обвиняемых с указанием инкриминируемыхкаждому эпизодов преступления, наличия доказательств и др.; 5) список связейобвиняемых; 6) сетевой график расследования; и др.N 4. Планирование следственного действия Общий и индивидуальные планы расследования по делу всегдаконкретизируются, дополняются планами следственных действий. Они также могутбыть устными и письменными, однако предпочтение следует отдать вторым. В плане следственного действия должны быть четко определены его цель,условия, место и время проведения, содержание подготовительных мероприятий,конкретные участники и их обязанности, тактические приемы и техническиесредства выполнения, способы фиксации результатов. Эти общие элементы планаприобретают свое конкретное содержание в зависимости от вида следственногодействия и особенностей расследуемого преступления. Например, план допроса иплан следственного эксперимента будут значительно отличаться друг от друга.В плане допроса акцент делается на предмете допроса, содержании (иногда и наформулировках) исследуемых вопросов, очередности их постановки, выявлениивзаимоотношений допрашиваемого с другими участниками процесса,предупреждении оговора, тактических приемах получения от допрашиваемогоправдивых показаний, использовании доказательств. В плане следственногоэксперимента наряду с конкретной целью его проведения находят отражение всеэлементы его подготовки: выявление условий проверяемого события, определениесодержания, способа, очередности, времени начала и окончания опытныхдействий, пределов их варьирования, определение пределов ознакомления ссодержанием предстоящего эксперимента каждого из его участников, ихинструктаж, подготовка научно-технических средств, транспорта, связи,средств сигнализации и охраны. В плане указываются также конкретные условия,место и время производства эксперимента, его участники и конкретные функциикаждого из них, а также планируемые способы фиксации условий, хода ирезультатов следственного эксперимента. Содержание планов следственныхдействий зависит и от других факторов. Например, планы допроса сознавшегосяобвиняемого и обвиняемого отрицающего свою вину, не одинаковы по своемусодержанию. Четкое выполнение планов следственных действий являетсяважнейшим условием эффективности всего расследования. Его успех в конечномсчете зависит от того, насколько квалифицированно будут спланированыследственные действия, направленные на обнаружение, фиксацию и исследованиедоказательств, а также оперативно-розыскные мероприятия.* ГЛАВА IX ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|