ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
N 2. Подготовка материалов и назначение экспертизN 3 Заключение эксперта Заключение эксперта, как правило, состоит из трех частей: вводной,исследовательской и выводов. В модной части заключения указываются: экспертное учреждение: уголовноедело, по которому проводится экспертиза; орган, назначивший экспертизу; датыпредставления материалов и дачи заключения; вопросы; перечень полученныхматериалов и состояние упаковки; данные об эксперте (должность.специальность, ученая степень, звание, экспертный стаж); кто присутствовалпри проведении экспертизы. В некоторых случаях вводная часть содержиткраткую фабулу дела, а также информацию о направленных экспертом запросах иполученных на них ответах. В заключениях повторных экспертиз, кроме того,перечисляются выводы первичной экспертизы, а в заключениях комплексных -указывается, как были распределены вопросы между экспертами разныхспециальностей. Структурно-исследовательская часть отражает последовательноэтапы экспертизы, начиная с детального осмотра. Эксперт, как правило, неограничивается одной методикой и стремится установить совокупность данных,следуя от общих признаков к частным. В заключении указываются примененныеметодики, причем малоизвестные излагаются достаточно подробно со ссылкой наисточник, а также использованное оборудование, перечисляются материалы дела,подлежащие изучению. Если проводились эксперименты, в заключении указываетсяих количество, условия проведения каждой группы экспериментов и результаты.В заключениях комплексных экспертиз перечисляются исследования, проведенныекаждым экспертом, и его выводы, которые являются промежуточными по отношениюк общему выводу. Закон предусматривает возможность установления экспертом входе исследования новых обстоятельств, имеющих значение для дела, о которыхранее не было известно следствию. В таком случае эксперт может по своейинициативе поставить дополнительный вопрос (он также указывается во вводнойчасти) М привести соответствующую аргументацию полученных результатов.Выводы эксперта должны быть обоснованными, понятными для всех участниковпроцесса и содержать прямые ответы на поставленные вопросы. По содержаниювыводы эксперта могут относиться к свойствам, состоянию объектов, кобстоятельствам и механизму события, могут свидетельствовать о существованиифактов, объектов, о включении их в какой-либо класс или группу, осоответствии (несоответствии) каких-либо действий специальным правилам. По форме выводы могут быть однозначными или альтернативными, условнымиили безусловными, утвердительными или отрицательными. Они могут излагаться вкатегорической или вероятной форме. Вывод, сделанный в вероятной форме(когда ограничен объем исследуемого материала, недостаточна выраженностьпризнаков или не ясна частота встречаемости установленной совокупностипризнаков), не может быть положен в основу обвинительного заключения илиприговора. Такие выводы используются в организационной иоперативно-розыскной деятельности. Эксперт подписывает заключение, за выводыкоторого он несет персональную ответственность. Заключения комиссионной икомплексной экспертиз подписываются всеми членами комиссии, если их мнениесовпадает. Если мнение какого-либо эксперта расходится с мнением другихчленов комиссии, он составляет отдельное заключение за своей подписью. Прикомплексной экспертизе, если кто-либо из экспертов не может оценить степеньвзаимосвязи и место полученных им результатов в общем выводе, онограничивается подписью своей части заключения, т. е. промежуточного вывода.Оценка заключения эксперта как доказательства осуществляется следователем(судом) на общих основаниях. В хо де ознакомления с заключением выясняютсяследующие вопросы: достаточно ли представленных материалов, удовлетворены лизапросы эксперта, полно ли и объективно ли исследовались представленныематериалы, достаточно ли эффективны примененные при исследовании методики,на все ли вопросы получены ответы и соответствуют ли они установленнымрезультатам. Далее следователь (суд) сопоставляет выводы эксперта с другимисобранными по делу доказательствами, определяет место и значение каждогоустановленного факта в системе доказательств и оценивает заключение в целом.Для получения разъяснений или дополнений по получен ному заключениюследователь может допросить эксперта. Заключение и протокол допроса экспертадолжны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому, который может датьсвои объяснения и заявить возражения. В случае, если возражения признанысущественными, рассматривается вопрос о назначении дополнительной илиповторной экспертизы.* ГЛАВА XXVI ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ Осуществляя расследование по уголовному делу, следователь стремитсяопределенным образом упорядочить свою деятельность, перевести ее в разумное,рациональное, методически целесообразное русло. С этой целью он прежде всегообращается к собственному опыту организации и осуществления работы по деламаналогичной категории, отыскивает в нем оправдавшие себя подходы, приемы,которые помогли ему в прошлом добиться успеха в расследовании, прийти к целикратчайшим путем, показали свою состоятельность и продуктивность. Осмысливаявсе ценное из своего опыта, отделяя необходимое от случайного, главное отвторостепенного, следователь пытается использовать отразившиеся в его памятизакономерности при работе по новому делу в сходных условиях. Однакоизвестная недостаточность индивидуального опыта и личного знания диктует емунеобходимость обращаться не только к собственному профессиональномупрошлому, но и к передовому опыту его коллег, обобщенному на научной основеи отраженному в тех или иных типовых криминалистических моделях, используяего для поиска оптимального выхода из сложившейся ситуации. Круг данногорода информационных моделей весьма разнообразен. С рассматриваемой точкизрения полезными для следователя могут оказаться положениякриминалистической теории поисково-познавательной деятельности, а такженаучная продукция, разрабатываемая в разделах о криминалистической технике итактике. В этих источниках содержатся знания, дающие представление обобщеметодических схемах расследования, отдельных следственных действий и ихкомплексов, методах, приемах, правилах работы с объектамитехнико-криминалистического и тактического воздействия. И все же эти знанияне будут исчерпывающими и в полной мере адекватными потребностямследователя, если они не дополнены, не оплодотворены знаниями из областикриминалистической методики расследования. В силу специфики задач, решаемыхв рамках других разделов криминалистики, такого рода особенности неучитываются При теоретическом, технико-криминалистическом итактико-криминалистическом исследованиях. Общетеоретические положения,результаты исследований в криминалистической технике и тактике носят общийхарактер и рассчитаны на применение по всем уголовным делам. Так, проблематактического обеспечения расследования предполагает разработку приемов иправил допроса, обыска, других следственных действий. По своему содержаниюэти разработки имеют довольно высокий уровень общности, поскольку рассчитанына применение в ходе расследования самых различных преступлений независимоот их групповой, видовой и внутривидовой специфики. Поэтому данные приемы иправила абстрагированы от множества деталей, всевозможных нюансов,характерных для следственных действий, которые проводятся по той или инойкатегории дел, в той или иной ситуации. В то же время выявление, учет ииспользование своеобразия следственных действий, иных компонентовследственной работы по делам конкретных категорий - одна из важнейшихотличительных черт научных разработок, нацеленных на создание методикрасследования, одна из принципиальных, практически значимых чет такого роданаучной продукции. Методики расследования конкретных категорий деянийотражают законченные циклы указанной деятельности на каких-либо ее этапахлибо всей их совокупности, несут знания о групповой, видовой, внутривидовойспецифике организационной, гносеологической и технологической структурпроцесса поиска и познания. Причем делается это как на уровне, общем длявсех случаев расследования деяний, входящих в исследуемую категорию, так иприменительно к специфике деятельности в условиях типичныхпоисково-познавательных ситуаций. Практическое значение имеют типовыеинформационные модели еще одного класса, создаваемые в рассматриваемомразделе криминалистики. Подмечено, что при расследовании по делам самыхразличных категорий наряду со специфическими задачами, характерными длярасследования одних категорий и не характерными для других категорий дел,также решаются задачи, которые могут возникнуть по всем без исключенияделам. Поскольку этот процесс носит закономерный характер, сложиласьобъективная необходимость в разработке методик решения задач, типичных длявсех случаев расследования. И такие методики не только созданы, но и суспехом применяются на практике (например, методики исследования алиби,выявления и разоблачения инсценировок). Криминалистическую методикурасследования как вид научной продукции следует отличать от сходных понятийи, прежде всего от одноименного раздела криминалистики как науки и учебнойдисциплины. Криминалистическая методика расследования как раздел указаннойнауки представляет собой систему знания о понятии, сущности, содержании этойчасти криминалистики, а также о том, какие, на какой основе, в каких целях ипутем реализации каких методов и другого научного инструментария создаютсяметодические рекомендации, адресуемые следственной практике, каков их круг,структура и содержание. Поэтому в системе этого знания выделяются две части:1) теоретические основы криминалистической методики расследования (общиеположения); 2) совокупность конкретных методик (методических комплексов)расследования, создаваемых в рассматриваемом разделе. Конкретные методикикак один из видов криминалистической научной продукции и являются тем, чтоотносится к классу типовых информационных моделей. Их задача состоит в том,чтобы дать систематизированное описание механизма, технологии деятельностиследователя при решении какой-либо задачи, определенной группы или всегокомплекса криминалистических задач предварительного расследования. Такиемодели выступают в качестве источника информации, указывающего на то, чтодолжно быть сделано по той или иной категории дел, в той или иной ситуации икаким образом это должно делаться. Сказанное не следует понимать в томсмысле, что в криминалистических методиках расследования содержатся типовыеварианты решения буквально всех вопросов, с которыми сталкиваетсяследователь. Криминалистические методики расследования потому и называютсякриминалистическими, что в них рассматриваются лишь криминалистическиезадачи и механизм, технология, процедура их решения с помощью возможностейкриминалистической науки. Этим криминалистические методики расследованияотличаются от методических пособий, руководств для следователей, в которых вкомплексе рассматриваются уголовно-правовые, уголовно-процессуальные,криминалистические, криминологические и некоторые другие вопросы, которыерешаются следователем в процессе расследования по делу. В силу этого о, чтоназывается типовой криминалистической методикой рас следования представляетсобой в сущности методику поисково-познавательной деятельности вкриминалистической трактовке этого понятия. Типовую криминалистическуюметодику расследования следует отличать и от методики расследования поконкретному уголовному делу. Как разновидность научной продукции первая изуказанных методик представляет собой некий эталон того, как надлежитдействовать следователю в тех или иных условиях. Поскольку речь идет о типовом варианте данной деятельности, она имеетдля следователя вспомогательное, ориентирующее значение. В содержаниетиповых методик входят лишь положения, отражающие все то, что снеобходимостью во всех рассматриваемых случаях повторяется, являетсятипичным и для исследуемых деяний определенного класса, и для деятельностипо их исследованию. Естественно, что поэтому в ней не учитывается массадеталей, с которыми следователь имеет дело при расследовании по конкретномуделу, но которые с необходимостью не повторяются во всех аналогичныхслучаях, являются по своему уникальными, не характерными для явлений всегокласса. В отличие от этого, методика работы следователя по конкретному делупредставляет собой сугубо индивидуальный, единственный в своем роде,неповторимый акт иной природы. Его можно определить как обусловленнуюпредметом доказывания систему следственных и иных предусмотренных нормамиправа действий, практически осуществляемых в оптимальной последовательностис целью установления истины по делу и принятия соответствующих итогамрасследования правовых решений. Таким образом, указанная методикапредставляет собой не систему методических рекомендаций, указывающих на то,как целесообразно действовать, а систему реального практического воплощенияв жизнь обобщенных методических идей, схем и процедур в условиях работы поконкретному уголовному делу. Криминалистические методики расследования каквид научной продукции подразделяется на две группы: 1) общие методикирасследования: 2) частные методики расследования. В свою очередь, перваягруппа методик состоит из комплекса методик решения типичных для делразличной категории задач и методик расследований определенных группкриминалистически сходных видов преступлений (например, преступлений,совершаемых несовершеннолетними, преступлений, совершаемых осужденными вовремя отбытия наказания в ИТУ, преступлений в сфере экономики). Общиеметодики расследования относятся к категории так называемого предпосылочногознания, имеющего большое методологическое и эвристическое значение. Рольпредпосылочного знания заключается в том, что оно выступает в качествеисточника информации общего характера, используемой при решении конкретныхпроблем. Это знание помогает формулировать проблемы, определять область истратегию поиска, выбирать средства решения проблем, выявлять характерисследуемой ситуации и т. д. Объективные предпосылки для разработки общих методик расследованиязаложены в диалектической связи класса и видов явлений, входящих в данныйкласс. Эта связь и определяет соответствующую стратегию научного познания.Дело в том, что, включая в себя несколько различных видов, всякий классхарактеризуется как некоторым общим содержанием, присущим всем видам, так испецифическими особенностями каждого вида. Эти противоположныехарактеристики представлены в каждом отдельном виде, что и дает возможностьпри его изучении обнаружить в нем не только специфическое содержание, но итакое, которое является общей характеристикой как этого, так и других видов,т. е. характеристикой всего класса. В общие методики расследованиявключаются положения, содержащие информацию о том, какие обстоятельстваустанавливаются во всех случаях исследования определенных событий,расследования тех видов деяний, которые входят в качестве элементов всоответствующую криминалистически сходную группу, как организуется иосуществляется работа по их выявлению и доказыванию, как надлежитдействовать следователю в условиях типичных для данной категории делситуаций. Что же касается специфики указанной деятельности, характерной длярасследования деяний отдельных видов (например, краж, убийств) и ихразновидностей (например, карманных краж, убийств, сопряженных срасчленением трупов потерпевших), то она находит свое отражение в частныхметодиках, т. е. методиках расследования отдельных видов и разновидностейисследуемых по уголовным делам общественно опасных деяний. И общие, ичастные методики расследования различаются по объему содержащейся в нихинформации. Прежде всего это связано с тем, рассчитаны ли они на обеспечениерасследования в целом или деятельности на том или ином его этапе, в типичнойситуации. Однако во всех случаях их разработка осуществляется на бЬеследующего принципа: прежде чем рассматривать проблему средств, приемов,методов расследования, необходимо определить круг решаемых задач, определитьобстоятельства, подлежащие установлению. С учетом этого положения иформируется структура общей или частной методики расследования. Она неявляется строго формализованной, универсальной (ля всех случаев. Многое прирешении вопроса о структуре и содержании соответствующих разделов методикрасследования зависит от того, разрабатывается ли общая или частная методикуисследованию какой проблематики она посвящена. Обычно в методиках того и другого типа освещаются следующие проблемы:1) криминалистическая характеристика исследуемых событий (она позволяетввести в курс их специфики, составить общее представление обобстоятельствах, которые должны устанавливаться, направлениях и путях ихустановления); 2) обстоятельства, подлежащие установлению в их целостном,систематизированном виде; 3) общие положения расследования деяний даннойкатегории (версии, иные мысленные модели, меры организационного характера,использование специальных познаний, методы расследования и т. д.); 4)особенности расследования в условиях типичных ситуаций по принципу: ситуация- типовые версии - задачи - тактические комплексы (операции) по разрешениюситуации; 5) особенности тактического обеспечения важнейших следственныхдействий. В круг рассматриваемой тематики иногда включаются и другиевопросы. Так, структура общих методик может дополняться таким элементом, какособенности расследования отдельных видов и разновидностей деяний даннойгруппы. В некоторые частные методики включаются вопросы, относящиеся кстадии возбуждения уголовных дел, рекомендации по профилактическойдеятельности следователя. Разработка методик расследования опирается нацелостную систему принципов. К их числу, помимо тех, что указаны выше,относятся следующие: - обусловленность указанных разработок потребностями следственнойпрактики (с учетом этого определяется тематика методик, их структура, круграссматриваемых вопросов, решение которых требуетметодико-криминалистического обеспечения); - учет и реализация принципа законности при разборке методическихрекомендаций (рекомендации должны исходить из ориентации практиков нанеуклонное соблюдение закона, они должны соответствовать духу и букве законаи формировать уважительное отношение к нему); - комплексное использование правовых и иных источников информации (в ихчисле: типовые криминалистические модели, данные уголовной,народнохозяйственной статистики, литература юридического и неюридическогопрофиля); -использование новейших достижений научно-технического прогресса ипередового следственного опыта, других сфер практической деятельности(например, опыта, методов, методик, применяемых налоговыми инспекциями,органами госсаннадзора и т. д.); - учет связи и преемственности между проводимыми и ранее проведеннымиисследованиями в той же криминалистической области, между выдвигаемыми исуществующими концепциями; - обусловленность научной разработки методических рекомендацийособенностями изучаемых объектов (исследуемых по уголовным делам событий,криминальных и следственных ситуаций и т. д.). Указанные общие принципыконкретизируются на основе выделения частных принципов, одна часть которыхотносится к познавательной, другая - к конструктивной стадии научнойразработки методик расследования. Стараниями ученых-криминалистов ипрактиков-юристов создано большое количество методик расследованияразличного жанра. В основном они комплексируются в руководствах,справочниках, издаваемых для следователей и органов дознания. В курсекриминалистики изучается только малая их часть. Выбор соответствующейтематики осуществляется исходя из ведомственной принадлежности юридическогоучебного заведения и его профилирующей направленности. При этом учитываетсяактуальность проблемы борьбы с деяниями определенных категорий, степень ихраспространенности и опасности.* ГЛАВА XXVII ИССЛЕДОВАНИЕ АЛИБИ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|