ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тактики допроса лиц, дающих заведомо ложные показания.В процессе проведения допроса перед следователем может встать задача по изобличению во лжи как свидетеля или потерпевшего, так и подозреваемого или обвиняемого. Тактические приемы изобличения допрашиваемого во лжи можно подразделить на три группы. 1. Приемы эмоционального воздействия: – убеждение в неправильности занятой позиции, ее антигражданском характере; – разъяснение правовых последствий дачи ложных показаний и вредных последствий этого для близких допрашиваемому лиц из числа потерпевших, подозреваемых, обвиняемых; – воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого. 2. Приемы логического воздействия: – предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого; –предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, которая приведет к противоречиям между его показаниями и показаниями соучастников; – логический анализ противоречий между интересами допрашиваемого и его соучастников; аргументированное обоснование бессмысленности занятой позиции, которая не может помешать установлению истины. 3. Тактические комбинации (по созданию ситуации, рассчитанной на неправильную оценку ее допрашиваемым, что приводит к его изобличению): – создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя об обстоятельствах дела; – сокрытие от допрашиваемого осведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах; – метод косвенного допроса (постановка второстепенных вопросов, с точки зрения допрашиваемого, но фактически маскирующих главный вопрос о причастности допрашиваемого к преступлению). Тактики допроса несовершеннолетних. Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых обусловлены, прежде всего, особенностями психики несовершеннолетних: склонностью к фантазированию, повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, высокой степенью эмоциональности, неустойчивостью поведения, незначительным жизненным опытом и т.п., что приводит к неправильной оценке расследуемого события. При подготовке к допросу следователь должен выяснить степень развития ребенка или подростка, особенности его характера, степень влияния на него взрослых. Местом допроса детей младшего возраста целесообразно избирать привычную для них обстановку – в школе, детском учреждении, дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не сковывала и не подавляла их. Несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет желательно допрашивать в кабинете следователя, так как в официальной обстановке, проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания. Допрос ребенка не следует затягивать, учитывая быструю утомляемость детей, их неспособность сосредоточивать внимание долгое время на одном объекте. Основным средством изобличения малолетних во лжи на допросе являются приемы эмоционального воздействия, поскольку средства логического убеждения, как правило, оказываются малоэффективными. Целесообразным может оказаться повторный допрос, позволяющий обнаружить признаки внушения или фантазирования. Тактика допроса эксперта. Если у следователя при ознакомлении с заключением эксперта возникнут вопросы, не требующие для разъяснения дополнительных исследований, он может выяснить их, допросив эксперта, давшего заключение. Целью допроса эксперта является разъяснение или дополнение данного им заключения (ст. 205 УПК РФ). Задачи, решаемые в ходе допроса эксперта: · уточнение компетенции эксперта и его отношения к данному уголовному делу; · выяснение сущности специальных терминов и формулировок; · обоснование экспертом необходимости использования конкретной методики исследования, приборов и аппаратуры; · разъяснение экспертом причин формулирования сделанных им выводов. Не следует допрос эксперта отождествлять с дополнительной экспертизой, одним из оснований назначения которой является также недостаточная ясность или неполнота заключения эксперта. Критерием разграничения между этими двумя процессуальными действиями служит необходимость в проведении дополнительных исследований. Если для разъяснения выводов эксперта или уточнения содержания заключения не требуется таких исследований, проводится допрос эксперта, а в противном случае – назначается дополнительная экспертиза. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|