Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОБЛЕМА РАСОВЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

Расовая проблема была сильно запутана за свою долгую историю тем, как её представляли – в основном ошибочно и неверно; к тому же она усложняется древней ненавистью и подозрительностью между нациями. Эти качества присущи человеческой природе, но их питают и усиливают предубеждения и некоторые злые люди, которые руководствуются скрытыми эгоистическими намерениями. Новые быстро растущие амбиции также создают трудности, хотя эти амбиции правильны и справедливы. Амбиции эти часто эксплуатируются и искажаются в эгоистических политических интересах и для создания беспорядков. Другими факторами, обусловливающими расовую проблему, являются бедственные экономические условия множества трудящихся в наши дни, империализм ряда наций, недостаток образования. Кроме того, соответствующая расе или нации цивилизация может быть уже настолько древней, что видны признаки вырождения. Эти и многие другие факторы присутствуют повсюду, обусловливая человеческое мышление, вводя в заблуждение многих из тех, кто сталкивается с этой проблемой, и значительно затрудняя усилия тех, кто стремится предпринимать правильные действия и утвердить более сбалансированный и конструктивный подход к меньшинствам. Расовые меньшинства, как и всё остальное человечество, подчиняются непогрешимо точным силам эволюции и борются за более достойное и лучшее существование, более благоприятные жизненные условия, бóльшую индивидуальную и расовую свободу и более высокий уровень правильных человеческих отношений.

Чувствительность меньшинств, возбуждённое состояние, в которое они впадают при всяком выражении своих амбиций, а также ожесточённость и предубежденность некоторых из тех, кто выступает и борется за их права, не позволяют большинству подходить 86] к проблеме меньшинств спокойно, с холодной беспристрастностью, признавая связь с человечеством в целом, в и дение которой непременно требуется при решении этой проблемы. Расовые недостатки более очевидны, чем расовые достоинства; расовые качества оказываются в противоречии с национальными чертами или мировыми тенденциями, что ещё больше увеличивает трудность. Усилия побуждаемых добрыми намерениями граждан (а их много) и стремление убеждённых гуманистов помочь меньшинствам слишком часто основаны исключительно на добром сердце, христианских принципах и чувстве справедливости; однако эти прекрасные качества подчас сопровождаются полным незнанием истинных фактов, исторических ценностей и различных затрагиваемых взаимоотношений. Зачастую они побуждаются воинствующим фанатизмом, граничащим с ненавистью к большинству, несущему (как представляется воинствующему протагонисту) ответственность за жестокие несправедливые условия, в которых трудится расовое меньшинство. Поборники последнего неспособны увидеть, что само это меньшинство не лишено недостатков и в определенной мере также ответственно за определенные трудности. Расовые недостатки и трудности, как правило, откровенно игнорируются самим меньшинством и его друзьями.

Расовые недостатки могут полностью объясняться достигнутой точкой эволюции, несправедливыми окружающими условиями и типом темперамента, как в случае негритянского меньшинства в Соединенных Штатах Америки, что делает его в принципе не ответственным за существующие трудности. В других случаях ответственность борющегося меньшинства может быть гораздо большей, чем оно склонно признавать, как в случае еврейского меньшинства в мире, представляющего собой древний цивилизованный народ с собственной богатой культурой, но с присущими ему некоторыми врожденными чертами, которыми и объясняется значительная часть их бед. Далее, трудности могут быть историческими, основанными на глубокой несовместимости, например, между народом завоёванным и народом-завоевателем, между воинственной 87] группой и негативной, миролюбивой группой. Подобные отношения существуют в наши дни между мусульманским и индусским населением Индии – это древняя проблема, с которой столкнулись британцы.

Ко всем факторам, усугубляющим проблему меньшинств, нужно добавить обособляющие тенденции, которые различные религиозные системы поощряли и намеренно продолжают поощрять в наше время. Узость религиозных вероучений очень сильно мешает разрешению этой проблемы.

В самом начале нашего обсуждения полезно напомнить о том, что вся эта проблема имеет корень в такой характерной для человека слабости как великий грех, или е р е с ь, о б о с о б л е н н о с т и. Поистине нет большего греха, чем этот; он ответственен за всё человеческое зло. Он настраивает человека против его брата; он заставляет ставить эгоистические личные интересы превыше всего; он неизбежно ведет к преступлению и жестокости; он – самое большое препятствие на пути к счастью, ибо ставит человека против человека, группу против группы, класс против класса и нацию против нации.

Он порождает разрушительное чувство превосходства и пагубные доктрины о якобы высших и низших нациях и расах. Он питает экономический эгоизм и толкает к экономической эксплуатации человеческих существ, к созданию торговых барьеров, к разделению на имущих и неимущих, к территориальным владениям и к двум крайностям – бедности и богатству.

Грех обособленности, или разделённости, порождает материальное стяжательство, границы, опасную доктрину национального суверенитета со всеми её эгоистическими подоплеками; он сеет недоверие между народами и ненависть во всем мире, и с начала времен приводил к жестоким опустошающим войнам. В настоящем он довёл всё население планеты до чудовищного, отчаянного положения, так что люди повсюду начинают понимать, что, если что-то фундаментально не изменить, род человеческий будет практически 88] уничтожен. Но кто разработает необходимые изменения, и где тот лидер, который их осуществит? Вот ситуация, которую должен осмыслить сам род человеческий в целом; признавая и осмысливая это базовое свидетельство всеобщего греха, человечество сможет произвести необходимые перемены, и ему предоставляется новая возможность действовать правильно, выстраивая правильные человеческие отношения.

С точки зрения нашего предмета, проблема меньшинств, основанная на чувстве обособленности (с его далеко идущими последствиями), распадается на две главные части; они настолько тесно переплетены, что почти невозможно рассматривать их по отдельности.

Во-первых, существует дух национализма с присущей ему жаждой суверенитета и эгоистическими желаниями и устремлениями. Он, в своем худшем аспекте, настраивает одну нацию против другой и питает чувство национального превосходства, заставляя граждан одной нации считать себя и свои институты превосходящими таковые другой нации. Дух национализма культивирует гордость за свои расу, историю, владения, культурный прогресс, воспитывает высокомерие, хвастливость и презрение к другим цивилизациям и культурам; все эти качества несут зло и вырождение. Ещё он вызывает готовность жертвовать интересами других ради своих собственных и принципиальную неспособность признать, что «Бог создал всех людей равными». Этот тип национализма универсален, его можно видеть повсюду; ни одна нация не свободна от него; он свидетельствует о слепоте, жестокости и отсутствии чувства соразмерности, за которые человечество уже платит страшную цену и которые приведут его к полной гибели, если оно будет продолжать в том же духе.

Нет нужды говорить о том, что существует идеальный национализм – полная противоположность вышеописанного; он существует пока лишь в умах немногих просвещённых людей каждой нации и не является ещё эффективной и конструктивной чертой какой-либо нации; он пока остается мечтой, надеждой и – 89] будем верить – твердым намерением. Такой тип национализма правильно питает свою цивилизацию, олицетворяя национальный вклад в общее дело взаимного признания нациями законов и обычаев друг друга, а не средство самовозвеличивания; он защищает конституцию страны, её землю и народ высокой нравственностью своего выражения, красотой и бескорыстием своих установок; он не нарушает по какой-либо причине прав других народов или наций. Он стремится улучшить, усовершенствовать жизнь собственной нации, чтобы нести пользу всему миру. Он представляет собой живой, жизнеспособный духовный организм, а не эгоистическую материальную организацию.

Во-вторых, существует проблема расовых меньшинств. Последние создают проблему своим отношением к нациям, в составе или среди которых они живут. В значительной степени это проблема отношения слабого к сильному, немногих ко многим, неразвитого к развитому, приверженцев одной религии к сторонникам другой, более могущественной и влиятельной. Она тесно связана с проблемами национализма, цвета кожи, исторического процесса и будущей цели. Сегодня это главная и наиболее острая проблема во всех уголках мира.

Обсуждая данную критическую проблему (от разрешения которой в значительной мере зависит будущий мир во всем мире), мы должны стараться освободиться от собственных ментальных и национальных установок и увидеть возникающую проблему в свете библейского утверждения, что есть «один Бог и Отец всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас». Давайте считать это научным утверждением, а не благочестивым религиозным упованием. Бог создал всех нас существами одной крови, и Бог этот – под тем или иным именем или в том или ином аспекте, трансцендентный или имманентный, считающийся энергией или разумным существом, величающийся Богом, Брахмой, Абстракцией или Абсолютом – признаётся всеми. Опять же, по великому 90] Закону Эволюции и в соответствии с замыслом творения, людям свойственны одинаковые реакции на своё окружение, они одинаково страдают, радуются, тревожатся, у них сходные наклонности и общие для всех стремления к лучшему, одна и та же мистическая устремленность и склонность к одним и тем же грехам и желаниям. Они обладают одинаковым эгоизмом, удивительно сходной предрасположенностью к героическим божественным проявлениям, они одинаково жаждут любви, одинаково ощущают красоту, им одинаково свойственна врожденная гордость, единое чувство божественности, они прилагают одни и те же фундаментальные усилия. Согласно великому эволюционному процессу, люди и расы различаются по ментальному развитию, физической выносливости, творческим возможностям, пониманию, восприимчивости и положению на лестнице цивилизации; однако всё это преходяще, ибо во всех нас без исключения заложены одинаковые потенции, которые, в конечном итоге, проявляются. Расхождения, в прошлом сильно отдалявшие народы и расы друг от друга, быстро сглаживаются по мере распространения образования и научных открытий, сплачивающих нас вместе, а также по мере развития умения мыслить, читать и строить планы.

Эволюция циклична по своей природе; нации и расы проходят аналогичные циклы детства, роста, возмужания, зрелости, заката и исчезновения, как и любое человеческое существо. Но за этими циклами торжествующий дух человека восходит с вершины на вершину, от одного достижения к другому, направляясь к конечной цели, которую пока ещё не видит ни один человек, но которая воплощена для нас в возможности стать такими, как Христос; это надежда, провозглашаемая Новым Заветом и всеми Сынами Божьими во все века и во всех странах, а также всеми религиями.

Рассматривая данную тему, мы должны обсудить два вопроса: прежде всего – что именно делает народ, расу или нацию меньшинством, затем – в каких направлениях нужно искать решение. В современном мире много 91] шумных меньшинств, которые – справедливо или несправедливо – предъявляют большинству свои требования. Некоторые представители большинства искренне пытаются добиться справедливого отношения к борющимся и взывающим о помощи меньшинствам; другие используют их проблемы как «предметы обсуждения» в собственных целях или защищают интересы малых и слабых наций не из гуманных соображений, а ради оказания политического давления.

 

Меньшинства

Существуют как национальные, так и международные меньшинства. В международном масштабе существует могущественное большинство: Большая Тройка, Большая Четверка или Большая Пятерка, а также многочисленные малые нации, требующие равных с большими нациями прав, равного голоса и равного положения. Они опасаются более могущественных наций и возможности тех навязывать свою волю. Они боятся эксплуатации со стороны какой-либо могущественной нации или союза наций, не верят в искренность льгот и помощи, боясь будущей задолженности, а также неспособны выражать свою волю или осуществлять свои желания из-за слабости в военном отношении и политической незначительности. Итак, в современном мире существуют великие и влиятельные нации, такие как СССР, Британское Содружество Наций и Соединенные Штаты Америки; есть державы, которые были великими, но затем потеряли всякое право на такое признание; есть и другие, такие как Франция и Испания, которые играют второстепенную роль, но очень недовольны таким положением, и, наконец, есть многочисленные малые нации, каждая со своим индивидуальным укладом, цивилизацией и культурой. Все без исключения характеризуются духом национализма, решимостью любой ценой отстаивать то, что им принадлежит или принадлежало, и у всех есть своё историческое прошлое и традиции, которые обусловливают их мышление; все имеют собственную развитую или развивающуюся культуру, и все объединены тем, что называется современной цивилизацией. Эта цивилизация основана в настоящее время на материализме и 92] оказалась совершенно неспособной воспитывать в человеке истинное чувство ценностей – ценностей, которые только и способны объединить человечество и положить конец великой ереси обособленности.

Все нации, большие и малые, жестоко пострадали за годы войны (1914-1945 гг.) и обречены ещё страдать в период урегулирования. Некоторые пострадали больше остальных, и у них есть хорошая возможность продемонстрировать своё очищение, если они того захотят. Иные избрали легкий путь во время войны и не стали принимать чью-либо сторону, упустив тем самым великий духовный шанс, основанный на принципе соучастия; им придётся выучить уроки страдания по-другому, не так быстро; нации западного полушария обошлись без особых страданий, так как война пощадила их территории и их гражданское население жило в комфорте, легко и приятно; они тоже кое-что потеряли и должны будут иным путем усваивать великий предназначенный человечеству урок – урок отождествления и необособленности.

И большим, и малым нациям предстоит теперь войти в новый мир. И большие, и малые потеряли веру в старое, и в действительности лишь немногие хотят восстановить прежний образ жизни. Все, и большие, и малые, ведут дипломатическую, политическую и экономическую борьбу за всё, что они могут заполучить. Недоверие и критицизм распространены повсюду; настоящего чувства безопасности нет ни у кого, особенно у меньшинств. Некоторые великие нации, сознающие, что не может быть мира во всем мире, пока не будет справедливости для всех, борются за создание организации, в которой нашлись бы место и благоприятная возможность для всех наций, но их усилия основаны главным образом на эгоистическом здравом смысле и понимании, что материальная безопасность и обеспеченность материальными средствами должны стать следствием компромисса между тем, что было, и – пока ещё – неосуществимой мечтой 93] идеалиста. Таким образом, их задачи остаются пока материальными, физическими, вещественными, преподносимыми идеалистически, но с эгоистичными мотивами. Тем не менее это большой шаг вперед. Идеал признан повсюду, даже если пока остаётся мечтой.

Рассматривая нынешнюю картину мира, следует видеть её в истинных красках и сознавать: если бы наилучшие из возможных шагов, духовных и материальных, предпринимались в отношении самых малых и незначительных меньшинств, это создало бы ситуацию, которая полностью изменила бы мировую политику и ускорила наступление совершенно иного, более просвещённого, культурного и цивилизованного века. Однако это маловероятно; настолько тесно переплелись взаимные эгоистические интересы, что любое применение системы абсолютной справедливости и честности затронет крупные материальные интересы, заденет так называемые права сильных наций, посягнёт на установленные границы и разгневает влиятельные группы даже в самых отдаленных уголках мира.

Во всех странах великий грех обособленности опять поднимает свою уродливую голову; меньшинств много, и они притесняются; раскол повсюду; партии борются за внимание публики и за приверженцев; религиозные группы распространяют дух сектантства и стремятся увеличить свою численность за счет других групп; богатые объединяются, с тем чтобы контролировать мировые финансы; бедные борются за свои права и лучшие условия жизни; тирания эгоистической политики окрашивает как капитал, так и труд.

Такова правдивая трагическая картина. К счастью, это только одна сторона действительности. Есть и другая, изучение которой может вдохнуть оптимизм и непоколебимую веру в божественное планирование и красоту человеческого существа. В каждой нации есть те, кому открыто лучшее в и дение о лучшем мире, кто мыслит, высказывается и планирует в категориях всего человечества, кто осознаёт, что те, кто составляет различные группы – политические, религиозные, образовательные и трудовые, – являются, по существу, пусть и не осознавая этого, братьями. Они видят мир в целом и содействуют его неизбежному объединению; они распознают проблемы наций, больших и малых, и трудное положение, в котором находятся сегодня меньшинства; они знают, что применение силы вызывает результаты, которые в действительности не эффективны (ибо цена их слишком высока) и обычно временны. Они сознают, что единственной настоящей надеждой является просвещённое общественное мнение и что оно должно быть сформировано в результате внедрения разумных методов образования и проведения справедливой достоверной и правдивой пропаганды.

 

 

Ни в одной стране мира националистический дух пока не изжит. Ему надо помочь умереть. Меньшинства, обладающие историческим прошлым, но не правом на собственную территорию, требуют пространства, где они могли бы создать свою нацию.

Нации, живущие памятью о своей прошлой истории и прошлых границах, воспоминаниями о своем национальном или имперском господстве над слабыми и озирающиеся на то, что они называют “славным прошлым”, препятствуют прогрессу. Как ни жестко это звучит, но националистический дух является смертельной угрозой миру; будучи увековечен в любой форме, кроме той, в которой он способствует благу человечества как целого, он (по окончании войны) отбросит мир назад в темные века и оставит человечество не в лучшем состоянии, чем прежде, несмотря на двадцатилетние муки и агонию.

Можно было бы рассмотреть по очереди каждую нацию и проследить, как националистический разделяющий дух изоляционизма, проистекающий из исторического прошлого, расовых комплексов, территориального положения, протеста и обладания материальными ресурсами, привел к нынешнему мировому кризису, расколу и глобальному конфликту интересов и идеалов. Однако проку в этом немного. Мыслящий исследователь истории, свободный от национальных предрассудков, прекрасно знает факты и глубоко озабочен процессом, который может позволить покончить с соперничеством в мире. Он знает, что попыткам добиться национального превосходства, места под солнцем, “жизненного про­странства”, финансового приоритета, экономического господства 376] и силы необходимо положить конец. В то же время он отдает себе отчет в том, что, если человечество намерено освободиться от этих порождений эгоизма, необходимо сохранить некоторые фундаментальные ценности. Прошлые и современные культуры и цивилизации представляют собой огромную ценность; специфический гений каждой нации необходим для обогащения всей человеческой семьи; новая цивилизация должна быть укоренена в старой и вырастать их нее; должны появиться и осознаться новые идеалы, и именно к этому подготовят людей события и культура прошлого. Все человечество, а не конкретная нация или империя, должно стать объектом интересов и устремлений. Всё это должно осуществляться в практической, реалистической манере, вне связи с мечтательным, мистическим и не имеющим практического значения визионерством; вся работа должна основываться на фундаментальном признании человеческого братства, выраженного в правильных человеческих отношениях.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нормативная документация. | Ко всем русским людям


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных