Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. МЕТОДОЛОГИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КРИМИНАЛИСТИКА

 

Учебно-методическое пособие

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ТОМСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА


УДК 343.953

ББК 628.3

К 82

 

 

Составители: Р.Л. Ахмедшин, Н.С. Дергач, А.С. Князьков, И.Т. Кривошеин, Д.П. Песенкова, И.С. Фоминых

Редактор – канд. юрид. наук И.Т. Кривошеин

Рецензенты: д-р юрид. наук, проф. Ю.К. Якимович,

начальник следственного управления при УВД Томской области, полковник юстиции О.Г. Чурилов

 

Криминалистика: Учебно-методическое пособие /

К 82 Сост.: Р.Л. Ахмедшин, Н.С. Дергач, А.С. Князьков, И.Т. Кривошеин, Д.П. Песенкова, И.С. Фоминых / Авт. предисл. и ред. И.Т. Кривошеин. – Томск:

Изд-во Том. ун-та, 2005. – 92 с.

ISBN 5-7511-1875-8

В учебно-методическом пособии на основе действующего законодательства и судебно-следственной практики, а также современных достижений криминалистической теории раскрыто содержание рекомендаций, рассчитанных на применение в ходе практических занятий студентами дневной, вечерней, очно-заочной форм обучения. Пособие также будет интересно преподавателям, аспирантам и соискателям юридических вузов и работникам правоохранительных органов.

УДК 343.953

ББК 628.3

 

 

© Р.Л. Ахмедшин, Н.С. Дергач, А.С. Князьков,

ISBN 5-7511-1875-8 И.Т. Кривошеин, Д.П. Песенкова И.С. Фоминых, 2005


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. МЕТОДОЛОГИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ

Тема 1. Методология криминалистики.

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Тема 1. Судебная фотография

Занятие 1. Понятие, значение, задачи и виды судебной фотографии

Занятие 2. Практическая фотосъёмка места происшествия

Тема 2. ТРАСОЛОГИЯ

Занятие 1. Научные основы современной трасологии

Занятие 2. Следы рук

Занятие 3. Следы ног

Занятие 4. Следы орудий взлома

Занятие 5. Следы транспортных средств

Занятие 6. Микрообъекты

Тема 3. Криминалистическая баллистика

Занятие 1. Понятие, значение и объекты изучения в криминалистической баллистике

Занятие 2. Установление обстоятельств применения огнестрельного оружия. Судебно-баллистическая экспертиза

Тема 4. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА

Занятие 1. Научные основы судебного почерковедения

Занятие 2. Основы тактики и методики почерковедческой экспертизы.

Тема 5. ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ - ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Занятие 1. Технико-криминалистическое исследование документов и его задачи.

Занятие 2. Технико-криминалистическое исследование отдельных видов документов

Тема 6. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИЗНАКАМ ВНЕШНОСТИ

Тема 7. УГОЛОВНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА

Тема 1. Общие вопросы криминалистической тактики.

Тема 2. Тактика осмотра места происшествия

Занятие 1. Теоретические вопросы тактики осмотра

места происшествия

Занятия 2. Проведение осмотра места происшествия

Тема 3. Тактика обыска и выемки

Занятие 1. Теоретические вопросы тактики обыска и выемки

Занятие 2. Проведение обыска

Тема 4. Тактика следственного эксперимента

Тема 5. Тактика проверки показаний на месте

Тема 6. Тактика допроса на предварительном следствии

Занятие 1. Теоретические вопросы тактики допроса

Занятие 2. Проведение допроса

Тема 7. Тактика предъявления для опознания

Тема 8. Тактика назначения и производства экспертиз.

Тема 9. Тактика следственного розыска

Тема 10. Тактика изучения личности обвиняемого

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА.

Тема1. ФОРМИРОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА И НАУЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ

Тема 2. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ

Занятие 1. Общие вопросы методики расследования убийств

Занятие 2. Первоначальный этап расследования

Занятие 3. Расследование убийства на последующем этапе

Тема 3. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ИЗНАСИЛОВАНИЙ

Занятие 1. Общие вопросы методики расследования изнасилований

Занятие 2. Первоначальный и последующий этапы расследования изнасилований

Тема 4. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Тема 5. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ)

Тема 6. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

Тема 7. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ

Тема 8. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИСВОЕНИЯ, РАСТРАТЫ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА И МОШЕННИЧЕСТВА

Занятие 1 Общие положения методики расследования хищений и мошенничества

Занятие 2. Первоначальный этап расследования хищений

Занятие 3. Последующий этап расследования хищений

Тема 9. Методика расследования налоговых преступлений

Тема 10. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Занятие 1. Общие вопросы методики расследования

преступных нарушений безопасности дорожного движения транспортных средств

Занятие 2. Первоначальный этап расследования преступных нарушений безопасности дорожного движения транспортных средств

 

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

Часть 1. Вопросы для подготовки и сдачи государственного комплексного экзамена по криминалистике

Часть 2. Вопросы для подготовки и сдачи текущего экзамена по криминалистике

 

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. НАПИСАНИЕ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

 

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. СПИСОК КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИМЕЮЩЕЙСЯ В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ ТГУ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Криминалистика, возникнув на рубеже XIX - XX вв., стремительно вошла в повседневную практику борьбы с преступностью, став одним из действенных инструментов раскрытия и расследования преступлений. Начиная с трудов Ганса Гросса и первых отечественных криминалистов, особое внимание уделялось и уделяется до настоящего времени материальным следам, этим «немым свидетелям» преступления, всегда объективным и неподкупным.

Бурное развитие знаний о материальных следах преступления не случайно. Уже с самого своего зарождения в формирующуюся криминалистическую теорию и в повседневную практику расследования уголовных дел активно внедрялись научные рекомендации, научно-исследовательские и прикладные методы, приемы, приборы и иные средства в целях эффективного обнаружения, фиксации и последующего криминалистического (тактического) и экспертного исследования материальных следов преступления. Для этих целей как первые отечественные криминалисты, так и последующие поколения широко использовали научные достижения таких, в частности, наук как, медицина, химия, физика, биология, математика. Высокий уровень их развития и признанный в обществе авторитет служили объективной предпосылкой быстрого становления и формирования учения о следах преступления, механизме их образования, месте, роли и значении в квалификации деяния, в доказывании вины и решении целого ряда иных не менее важных задач.

Объективный характер материальных следов преступления служил своеобразным сдерживающим фактором от широкого проникновения в раздел «криминалистическая техника» идеолого-политических догм и установок в известный исторический период существования криминалистики, что также сказалось на уровне исследовательской активности и детальной проработке проблем названного раздела. Не менее важным обстоятельством, обусловившим широту научно-познавательного подхода и развития учения о материальных следах преступления, является отсутствие их прямой жесткой зависимости от изменений в законодательстве. Количество следов может уменьшаться, изменяться их качество и своеобразие, но они всегда были, есть и будут. Соответственно этому будут меняться и уточняться методологические и теоретические положения криминалистической методики, следственные методы, приемы и средства поиска и фиксации материальных следов; экспертные исследовательские методики, исследовательские приборы, приемы и средства. За этими процессами стоит одно из актуальных направлений постоянно развивающейся криминалистической техники, совершенствование методологических, теоретических и методических основ следственной и экспертной практики. Отмеченное является благоприятной основой постепенного накопления знаний, их совершенствования и последующего перспективного развития. Преемственность и устойчивый ритм познания - важнейшие условия существования и развития науки, в том числе и «криминалистической техники».

К числу особенностей развития рассматриваемого раздела относится и относительно раннее формирование собственной теоретической основы - теории идентификации. Уже в 40-х годах XX в. видный отечественный криминалист С.М. Потапов выступил с основными положениями теории идентификации, сыгравшей значительную роль в становлении и последующем развитии криминалистической техники и органически связанной с ней судебной экспертизы.

Современный этап развития криминалистической техники характеризуется тем, что постепенно осуществляется переход от экстенсивного пути развития (с характерной для него экспансией в отношении предметных областей иных наук, с претензией теории идентификации служить в качестве методологической и теоретической основы науки криминалистики в целом) к интенсивному. Последнее относится не только к более углубленному познанию собственно материальных следов преступления. Данная тенденция, истоки которой обнаруживаются в публикациях еще 1960-х годов, сопряжена с поиском взаимосвязей между материальными следами преступления и социально-психологическими особенностями личности преступника. Поиск такого рода закономерных взаимосвязей особенно активизировался в последнее десятилетие. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что сама идея указанной взаимосвязи и попытка придать ей концептуальный характер содержится уже в трудах Ганса Гросса. С современных позиций эту взаимосвязь можно выразить формулой «следы преступления - личность преступника». Последнее означает, что перспективы развития криминалистической техники будут определяться не только освоением, разработкой и внедрением в следственно-экспертную практику достижений естественных и технических наук, но и поиском закономерностей указанной выше взаимосвязи.

Таковы, в самых общих чертах, некоторые особенности становления и развития криминалистической техники.

Изучение данного раздела предполагает знание не только литературных источников, но и приобретение целого ряда практических знаний, умений и навыков по обнаружению, фиксации и изъятию материальных следов; их анализа и оценки, направленной на определение места и роли следов в целостной картине преступного события, в следственной ситуации, в следственной версии, при планировании как расследования в целом, так и при проведении отдельных следственных действий, при принятии тактических решений, при проведении тактических операций; в выборе экспертного учреждения и постановке перед экспертом вопросов.

Словом, с самого начала изучения курса необходимо стремиться вырабатывать целостное видение картины преступного события, системообразующие причинно-следственные связи, объясняющие происхождение материальных следов, их место в общей цепи следов, а также следственные приемы и методы, наряду с оперативно-розыскными мероприятиями по их дальнейшему эффективному использованию. Выработка целостного взгляда - важнейшая составная часть формирования профессионального мышления, и первым шагом на этом пути является добросовестное освоение криминалистической техники

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. МЕТОДОЛОГИЯ КРИМИНАЛИСТИКИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных