Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция №1. Принципы обучения плаванию




В физическом воспитании и спорте получили свое воплощение педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их еще можно назвать общеметодическими принципами.

Принцип научности подразумевает применение тренером (учителем) всего комплекса научных знаний в своей профессиональной области, а именно: программно-нормативных требований, своего собственного, отечественного и зарубежного практического опыта, научно обоснованного и доказанного.

Принцип наглядности является одним из самых «древних» принципов в обучении. Он имеет большое значение не только на первых этапах учебно-тренировочного процесса. Принцип предполагает активное и комплексное использование всех органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию). Неадекватно значение различных средств и методов для реализации принципа наглядности на разных этапах обучения двигательному действию. Следует оптимально сочетать непосредственную (показ упражнения) и опосредованную наглядность (демонстрация наглядных пособий, кино- и видеоматериалов, использование образного слова); избирательное (направленное воздействие на органы чувств и анализаторы) и комплексное воздействие на функции анализаторов движений. Причем необходимо добиваться воздействия на функции не только внешних (зрительной, слуховой, тактильной), но и внутренних сенсорных систем для саморегуляции движений (проприорецепторы мышц, связок, суставов, рецепторов вестибулярного аппарата).

Принцип сознательности и активности. При пассивном отношении занимающихся эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Поскольку сознательность без активности есть лишь созерцательность, а активность без сознательности – хаос и суета, то вполне логично соединение в одном принципе и сознательности, и активности. Так у детей, занимающихся плаванием, эмоциональные мотивы преобладают над познавательными, а у взрослого человека наоборот. Дети с удовольствием идут в бассейн для того, чтобы поплескаться, понырять и т. д. Задача же педагога — постепенно, учитывая мотивы занимающихся, приобщить их к несколько монотонной работе, которая присутствует в плавании. Воспитанию сознательности и активности занимающихся содействует систематическая оценка достигаемых ими успехов и поощрение педагога.

Принцип доступности означает соблюдение меры между возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения физических упражнений (координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с возможностями занимающихся. Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности.

Принцип последовательности —постепенное (можно назвать еще принципом постепенности) или поэтапное освоение учебного материла, нового движения, способа в плавании, повышение нагрузки. Здесь также реализуется правило от простого к сложному, однако не стоит путать данный принцип с принципом доступности. Доступность не означает последовательность, т. к. выполнение множества доступных упражнений может не привести к овладению новым движением или воспитанию новых качеств. Необходима четкая и планомерная последовательность в использовании и чередовании различных подводящих, вспомогательных и специальных упражнений. При обучении плаванию несоблюдение принципа последовательности ведет к значительному искажению навыка. Характерным примером может служить человек, научившийся плавать без предварительного освоения навыка дыхания. Принцип последовательности отражен в общей схеме и этапах обучения плаванию, где существует четкая последовательность в освоении отдельных частей движения и способа плавания в целом.

Принцип прочности предполагает закрепление на достигнутом, а также повторяемость пройденного. Нельзя переходить к следующему этапу без достаточного основательного закрепления учебного материала или разучиваемых действий. Если следовать, например, принципу последовательности и доступности, то в обучении плаванию каким-либо способом можно было бы каждое новое движение (ногами, руками) и согласование этих движений провести в течение короткого промежутка времени без достаточного закрепления каждого, что привело бы к искажению навыка в целом или даже невозможности освоения. Постоянный повтор специальных упражнений имеет целью закрепление того или иного движения или одной из деталей в технике.

Принцип динамичности заключается в цикличном (поэтому принцип еще по-другому называется принципом цикличности или волнообразности) изменении заданий и нагрузок.

Невозможно постоянно повышать объем тренировок и их интенсивность. Реализация данного принципа строится на волнообразном изменении характера планируемой нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов. Существующие микроциклы и макроциклы в спортивной тренировке отражают как раз реализацию данного принципа. Однако помимо этого необходимо учитывать психологическое состояние спортсмена, неожиданную болезнь и др., что в свою очередь должно сказаться на вариативном изменении процесса даже одной тренировки.

Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Система — упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса обучения и воспитания. Сама методика обучения является системой использования различных методов и приемов.

Систематичность подразумевает в первую очередь регулярность занятий, преемственность учебных упражнений и заданий, их взаимосвязь. Так как подготовка ученика не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения и тренировки. В соответствии с этой системой последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов обучения или спортивной подготовки, подбор и повторность упражнений должны отвечать закономерностям переноса двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха — неизменному повышению функциональных возможностей организма.

Систематичность в проведении занятий и в их содержании позволяет повысить эффективность обучения и совершенствования, создает условия для планирования.

Принцип воспитывающего обучения —закономерность учебно-тренировочного процесса, где одновременно с самим обучением воспитываются морально-волевые и нравственные качества личности. Можно обучить какому-то движению, технике, но нельзя обучить силе воле, настойчивости, смелости, решительности, терпению, справедливости, потому что они воспитываются при определенных условиях в процессе самого обучения и на протяжении длительного времени.

Принцип всесторонности указывает на то, что для достижения тех или иных результатов необходимо как можно более широкое овладевание различными знаниями, умениями и навыками. Чем шире диапазон этих возможностей, тем легче добиться чего-то нового.

Принцип оздоровительной направленности. Один из самых важных принципов, относящихся к категории «не навредить». Принцип предусматривает бережное отношение к здоровью обучаемых. Основные правила любого обучения и работы – избегать переутомления, перенапряжения, делать паузы. Неспроста на производстве и в школе были апробированы и внедрены физкультминуты, гимнастики.

В сфере же физического воспитания и спорта данный принцип не только не утратил своего значения, но и повысил его значимость. Так, например нерегулярные и недозированные занятия физическим воспитанием и спортом могут только навредить здоровью, и в данном случае будет наблюдаться как нарушение принципа систематичности, так и принципа оздоровительной направленности.

Принцип связи теории с практикой должен использоваться повсеместно, так как является основной проблемой обучения в любой сфере. Невозможность применить свои теоретические знания на практике характерна для многих выпускников вузов и специалистов узко теоретического профиля. Практика также часто во многих областях опережает теорию, из-за чего некоторые явления не поддаются научному обоснованию и описанию.

Принцип коллективности в единстве с индивидуальным подходом. Принцип коллективности некоторое время был одним из ведущих принципов в педагогике, в настоящее время преобладает принцип индивидуального подхода. Однако оба они находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга.

Принцип коллективности подразумевает насыщение тренером или учителем атмосферы межличностных отношений в группе общностью цели и поставленных задач. При реализации данного принципа тренер организует здоровую конкуренцию в противовес зависти, сплоченность и взаимовыручку. Все это имеет положительные моменты для обучения.

В тоже время какая бы однородная по составу группа ни формировалась (по половому, возрастному признаку, специальной и общей подготовке в той или иной области), все равно различия будут очевидны, и помимо обще-групповых заданий требуется индивидуальный подход к каждому, а именно: корректировка того же задания, необходимый совет и т. д.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных