Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техника игры в волейбол




Лекция № 1

История волейбола

План:

1. Возникновение и развитие волейбола.

2. Эволюция правил игры, техники и тактики.

3. Волейбол в России.

4. Характеристика волейбола – как эффективного средства физического воспитания.

№ 1 Волейбол – это вид спорта, командная игра, в процессе которой две команды соревнуются на площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он ударился об их площадку, или соперники допустили техническую или тактическую ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешаются выполнить не более трех касаний мяча подряд (блок за касание не считается).

Существует несколько легенд о возникновении волейбола.

Родоначальником волейбола принято считать Вильяма Дж. Моргана, преподавателя физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан в г. Гелиок (штат Массачусетс, США). 9 февраля 1895 г. в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через нее баскетбольную камеру. Назвали новую игру «минтонет». Игра пришлась по душе, и, когда в 1896 году ее продемонстрировали в городе Спрингфилде на конференции колледжей ассоциации молодых христиан, профессор Альфред Т. Хальетед дал ей название «волейбол», что в переводе с английского означает «летающий мяч». Это название весьма точно соответствовало характеру игры того времени, так как мяч по долгу «держали» в воздухе.

По другой версии считается, что придумали эту игру бравые брандмейстеры одного из городов на юге Соединенных Штатов Америки. От нечего делать они натянули между двумя столбами веревку и стали перебивать через нее надутую резиновую камеру. Правда японские историки утверждают, что у них на родине эта игра была известна еще 3000 лет тому назад.

Сохранились, например, хроники римских летописцев 3 века до нашей эры. В них описывается игра, в которой по мячу били кулаками. До нашего времени дошли и правила, описанные историками в 1500 году. Игру тогда называли «фаустбол». На площадке размером 50х20м, разделенной невысокой каменной стеной, состязались две команды по 3-6 человек. Игроки одной команды стремились перебить мяч кулаком или предплечьем через стену на сторону соперника, причем уже оговаривали три касания мяча. Разрешалось принимать мяч как в воздухе, так и после его отскока от земли. Игра длилась 2 тайма по 15 минут. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Германии, Франции, Дании, Нидерландах, Италии.

В 1897 году были разработаны спортивные правила этой игры, включавшие всего 10 параграфов, которые неоднократно изменялись и дополнялись.

В 1913 году на Паназиатских играх было проведено соревнование по волейболу. В нем приняли участие команды Японии, Китая, Филиппин.

В 1922 году в Бруклине состоялся Первый национальный чемпионат США, проходивший под эгидой Ассоциации молодых христиан. В нем участвовали 27 команд из 11 штатов. В 1928 году была образована Волейбольная ассоциация США.

В Европе волейбол стал популярен накануне Первой Мировой войны благодаря американским военным экспедиционным подразделениям. В 1914 году игра получила широкое распространение в Англии, а в 1917 волейбол приобрел небывалую популярность во Франции. После окончания войны число поклонников игры заметно возросло. Игра стала частью курортного досуга, в нее играли школьники, женщины, мужчины, пожилые люди.

На рубеже двадцатых годов произошло становление волейбола как получившей официальное признание спортивной игры со своим регламентом и определенным порядком проведения соревнований. В этом качестве игра приобрела наибольшую популярность в США, Мексике, Бразилии, Китае, Японии, на Кубе, В Корее, Польше, во Франции и России. Стали проводится официальные первенства стран Европы. В 1934 году в Стокгольме прошло международное совещание спортивных федераций. На нем было принято решение создать техническую комиссию по волейболу. В состав этой комиссии вошло 13 европейских стран, 5 стран Южной и Северной Америки, 4 азиатские страны. В апреле 1947 года в Париже на конгрессе, в котором принимали участие 14 стран, была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). Это было важно для укрепления международного авторитета игры и увеличения ее популярности.

Первый чемпионат Европы по волейболу среди мужских команд состоялся в столице Италии, Риме в 1948г.

1949 год в истории волейбола был отмечен проведением первого континентального чемпионата среди женских команд и первого мужского чемпионата в Праге. Победителями обоих чемпионатов стали сборные СССР.

Несмотря на международный масштаб игры, олимпийским видом спорта она была признана только в 1957году. Впервые волейбол был включен в программу ΧVIII Олимпийских игр в Токио в 1964 г.

1990 год является новой вехой в истории волейбола. Он отмечен созданием Мировой Лиги – турнира, главной задачей которого является показ лучших национальных сборных всех континентов.

 

№ 2 Изменение правил игры отражают усовершенствование техники и тактики в волейболе. Первые правила были разработаны на основе правил, обнародованных в США в 1897 г. Согласно данным правилам, размеры площадки должны были составлять 7,6х15,1 м, высота сетки – 1,98 м, окружность мяча – 63,5 68,5 см, его вес 340 г. Количество играющих не ограничивалось. Одна нога подающего игрока должна была находиться на линии. Очко команда получала только в том случае, если подача выполнялась с ее стороны. Касание сетки мячом запрещалось, но разрешался повтор подачи.

В дальнейшем происходило постоянное усовершенствование правил. В 1900 г. был определен счет в партии – 21 очко и установлена новая высота сетки – 213 см. В 1912 г. увеличиваются размеры площадки (10,6х18,2 м) и высота сетки (228 см). В 1917 г. изменяется счет в партии с 21 на 15 очков, а высота сетки поднимается до 243 см. В1918 г. определяется количество игроков в команде – 12 человек, из которых 6 находятся на площадке, а остальные могут заменять их в ходе игры.

В 1920 г. устанавливается правило, согласно которому разрешается не более трех касаний мяча на одной стороне площадки до перехода мяча на сторону соперников, что придало игре зрелищность. Кроме того, игрокам задней линии было разрешено играть в нападении.

В 1922 г. вновь изменяются размеры площадки, которым и соответствует нынешний стандарт, теперь она представляет собой прямоугольник 9х18 м, то есть средняя линия площадки делит ее на два равных квадрата. В 1934 г. устанавливается высота сетки для женщин – 224 м. В 1937 г. в разметку площадки была внесена линия нападения. В 1950 г. соревнования стали проводится из 5 партий.

В 1951 г. конгрессом ФИВБ в Марселе были утверждены международные правила волейбола, которые после этого до сих пор претерпевают изменения. В 1952 г. было введено 2 тайм-аута вместо трех, в 1957 г. вдвое сокращено время перерывов – до 30 с, в 1961 г. установлено 6 замен игроков в партии.

В 1965 г. блокирующие получили право на повторное касание мяча, им также было разрешено переносить руки над сеткой на сторону соперника, что уменьшило явное преимущество нападающей стороны и дало защите дополнительный шанс. Кроме того, оно сделало игру более динамичной, поскольку значительно сократилась необходимость в многочисленных судейских остановках игры.

В 1970 г. были введены антенны – крайние части сетки, ограничивающие игровое пространство по бокам.

Сравнительно недавно, с 1999 года первые четыре партии играются по системе «тайм-брейк» до 25 очков, пятая партия по той же системе до 15 очков. Разрешена игра свободного защитника – «либеро», который одет в отличную по цвету от команды майку. Этот игрок заменяет любого игрока на задней линии, эта замена не входит в число разрешенных. Он не имеет права делать нападающий удар по мячу выше верхнего края сетки, не может подавать и блокировать. Подачу можно подавать по всей лицевой линии, не выходя за боковые линии, разрешено касание мячом сетки при подаче. Кроме того, блокирующим игрокам разрешено касание сетки, если только оно не влияет на дальнейший розыгрыш мяча, можно играть ногой.

№ 3 В нашей стране волейбол получил распространение в 1920-1921 годах в районах Средней Волги (Горький, Казань) и на Дальнем Востоке (Хабаровск, Владивосток), а позже, с 1925 года – на Украине. Игру пропагандировали артисты московских театров, студенты университетов и, конечно же, институтов физкультуры.

28 июля 1923 года в Москве состоялся первый товарищеский волейбольный матч между мужскими командами студентов Высших художественных и театральных мастерских и Государственным техникумом кинематографии. Этот день официально считается датой рождения волейбола в России.

В марте 1926 года были утверждены первые отечественные единые правила волейбольных соревнований.

Важной вехой в развитии игры было включение ее в программу соревнований Всесоюзной спартакиады в 1928 году, подготовка к которой охватила всю территорию бывшего Советского союза. Спартакиада позволила сопоставить уровень подготовки и мастерства различных команд, оценить новые технические приемы. Тогда же в Москве была сформирована постоянная судейская коллегия.

В 1929 году была организована Всесоюзная спартакиада юных пионеров, продемонстрировавшая лучшие достижения детских команд. Весной 1932 года образовалась самостоятельная Всесоюзная волейбольная секция (до этого она была в составе Секции ручных игр), ставшая в последствии (в 1959 г.) Федерацией волейбола в СССР.

К 1933 году уровень развития волейбола достиг такой высоты, что появилась необходимость проведения более масштабных соревнований, чем междугородние встречи команд двух или трех городов. В апреле в 1933 году в Днепропетровске были проведены первые всесоюзные соревнования по волейболу, которые по своему значению фактически можно приравнять к чемпионату страны.

В 1935 году советские волейболисты впервые приняли участие в международной встрече со спортсменами Афганистана.

С 1938 года чемпионаты СССР стали проводиться среди сильнейших команд Добровольного спортивного Общества (ДСО) и ведомств. Это стимулировало дальнейшее повышение массовости и распространение волейбола.

Великая Отечественная война унесла жизни многих выдающихся спортсменов, среди которых были ленинградцы А. Щербинин и М. Балазовский, москвичи Д. Ярочкин, Г. Макаров, И. Сизых, тбилистский спортсмен Л. Авакян и многих других. Однако война не сумела совершенно заглушить спортивную жизнь. В Ленинградском и Закавказском военных округах и во время войны проводились первенства армии, фронтов, и округов. В 1943 году состоялись розыгрыши первенства Москвы, Тбилиси, Баку и других городов.

В октябре 1945 года в Дзауджикау (Орджиникидзе) был проведен первый послевоенный чемпионат СССР. Чемпионами стали московские команды: мужская – «Динамо» и женская – «Локомотив». В 1947 году российские спортсмены впервые выехали за рубеж для участия в международных соревнованиях в Польше. С 1949 года, когда наши волейболисты завоевали победу в первом континентальном Чемпионате для женщин и первом мужском Чемпионате мира в Праге, команды СССР становятся участниками всех последующих международных соревнований (кроме женского Чемпионата мира 1967 года в Токио).

В 1948 всесоюзная секция волейбола (затем Федерация волейбола) вошла в состав ФИВБ. Она активно выступала за демократизацию устава и регламента соревнований. По ее инициативе были приняты некоторые изменения, имевшие большое значение для повышения объективности судейства и усиления динамичности, зрелищности игры: Представители Всесоюзной секции активно добивались единства толкования ошибок, отмены излишних ограничений, лишающих участников блокирования возможности отразить мяч. Четверо линейных судей были включены в состав судейской бригады также по инициативе нашей волейбольной федерации. Многие российские судьи, принимавшие участие в международных соревнованиях, имеют звание «Судья международной категории».

В1991 году была образована Всероссийская федерация волейбола (ВФВ), ставшая в 1992 году преемницей волейбольной федерации СССР. В настоящее время под эгидой ВФВ проходят Чемпионаты и Кубки России, Кубки Сибири и Дальнего Востока, а также первенства России среди юниоров и Всероссийские соревнования ветеранов.

Выдающимися тренерами по волейболу признаны Г. Ахвледиани, Ю. Клещев, Н. Карполь, В. Платонов, А. Якушев.

 

№ 4 В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Программой по волейболу предусматривается приобретение учениками теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий.

Широкое применение волейбола в физическом воспитании объясняется несколькими причинами:

· доступностью игры для различного возраста;

· возможностью использования его для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и, в тоже время, использование его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи;

· простотой правил игры;

· высокой зрелищностью;

· простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.

Волейбол – командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:

· подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

· действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей;

· преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;

· постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильное решение.

Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями, совершенствованию основных физических качеств.

 


Лекция № 2

Техника игры в волейбол

План:

1. Приемы игры.

2. Классификация техники.

3. Анализ технического приема.

№ 1. Техника игры – это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре.

Технический прием – это система рациональных движений, сходных по структуре, и направленных на решение однотипных задач.

Технические приемы в волейболе:

Стартовая стойка – это приобретение максимальной готовности к перемещению.

Различают устойчивую стойку, неустойчивую и основную. В зависимости от высоты центра тяжести эти три стойки могут быть высокие, средние и низкие.

Перемещения: ходьба – игрок перемещается в пригибном шаге (шаг может быть приставной, скрестный, двойной); бег – стартовые ускорения осуществляются пригибным шагом; скачок – это широкий шаг с безопорной фазой.

Подача – это прием нападения. С помощью подачи мяч вводят в игру. Она выполняется из-за лицевой линии, ударом одной рукой по подброшенному вверх мячу. Различают: нижнюю прямую подачу, верхнюю прямую, нижнюю боковую и верхнюю боковую.

По технике выполнения подача может быть силовая или планирующая. Верхняя прямая подача может выполняться в прыжке.

Передачи и прием мяча. По технике выполнения аналогичны друг другу, но отличаются задачами: при приеме мяча – оставить мяч в игре, при передаче – направить мяч в определенное место или определенному партнеру.

Различают: передачу сверху двумя руками, которая применяется как вторая передача мяча для нападающего удара, также передача третьим касанием на сторону соперника и прием мяча сверху двумя руками для приема мяча, летящего по высокой траектории; и прием мяча снизу двумя руками для приема мяча после подачи и нападающего удара, а также для передачи на сторону соперника. Последний прием может выполнятся как двумя руками снизу, так и одной рукой снизу, с падением на бедро и перекатом на спину, с падением на грудь.

Нападающий удар - это технический прием нападения, заключающий в себе перебивание мяча одной рукой через сетку в прыжке или без на сторону соперника.

Различают два способа выполнения: прямой и боковой нападающий удар.

Блок – это технический прием защиты с помощью которого преграждают путь мячу, летящему после нападающего удара. Выполняют блок в основном после перемещения. Блок бывает одиночной и групповой.

 

№ 2. Классификация – это разделение однородных приемов и способов действий по классам на основе сходных признаков.

По целевому признаку технику делят на два раздела – технику нападения и технику защиты. Каждый из этих разделов состоит из двух групп: техники перемещения и техники владения мячом (техники противодействия). Каждая группа подразделяется на ряд технических приемов: в технике перемещений их 4 – стартовая стойка, ходьба, бег, скачок; в технике нападения 3 – подача, передача, нападающий удар; в технике защиты 2 – прием мяча после нападения и подачи, блок.

№ 3. Каждый технический прием включает способы действий, которые отличаются друг от друга деталями выполнения движения. Основными классифицирующими признаками на этом уровне является: количество рук, участвующих в техническом приеме, место удара по мячу, положение тела относительно сетки и т.д.

Разновидность техники зависит от условий выполнения приема, то есть: отношение к опоре, параметры передачи, после которой выполняется данный прием и т.д. Например: траектория передачи высокая или низкая, отсюда разные способы выполнения нападающего удара.

Варианты техники зависят от особенностей выполнения технического приема (прием мяча снизу одной или двумя руками, с падением или без).

Каждый технический прием представляет систему движений, то есть нечто целое, связанных воедино частей – это состав системы.

Взаимодействие частей системы друг с другом – структура системы.

Системно – структурный подход к изучению техники предполагает анализ состава системы и ее структуры: кинематический – это взаимодействие характеристик движения в пространстве и времени, динамический – проявление активных и реактивных сил, их взаимодействие и т.д., фазовый – взаимодействие и последовательность отдельных частей движения.

Фаза – это элемент системы движения во времени, имеющий определенные границы и решающий определенную задачу.

В технических приемах выделяют подготовительную, основную и заключительную фазы. Вместе с исходным положением они определяют двигательный состав каждого приема. Основной задачей исходного положения является создание максимальной готовности к предстоящему перемещению. Подготовительная фаза – это создание максимальных условий для реализации смысловой задачи данного технического приема. Основная фаза – это реализация смысловой задачи технического приема, действие игрока с мячом. Заключительная фаза – это завершение технического приема и переход к новым действиям.

Каждая фаза имеет подфазы.

План разбора технического приема:

1. И.п. – стартовая стойка, положение ног, туловища, рук, кистей.

2. Структура движения:

· с чего начинается движение (выход к мячу, И.п., где находится центр тяжести);

· последовательность выполнения движения;

· чем заканчивается движение.

 


Лекция № 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных