ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификация преобразователей.Роль преобразователей в локомотивном хозяйстве. §1.1 Понятие о преобразователе.
Преобразователь электрической энергии – это электротехническое устройство, предназначенное для преобразования параметров электрической энергии (напряжение, частота, количество фаз либо форма сигнала) Например, преобразователями являются: 1) Выпрямитель - -преобразует переменное напряжение в постоянное 2) Инвертор – преобразует постоянное напряжение в переменное Также существует множество других преобразователей (количество фаз, частоты)
§ 1.2 Применение преобразователей на железнодорожном транспорте. §1.2.1 Применение преобразователей на тяговых подстанциях.
Применение преобразователей для нужд тяги поездов стало необходимым с появлением электротяги (приблизительно 1886г) Исторически первой появилась система электрической тяги постоянной дороги (участок Балтимор – Огайо, США 1860г) В России также вначале появилась электротяга на постоянном токе (Баку – Самбунчи, Закавказской железной дороги, 1926г) На переменном токе электротяга появилась впервые в Италии (трехфазная система электроснабжения с тремя контактными проводами, тяговые двигатели, асинхронные). Электротяга на однофазном переменном токе промышленной частоты появилась в разных странах в начале 20 века. Вначале для преобразования трехфазного тока в постоянный использовались электромашины – преобразователи, состоящие из асинхронного трехфазного двигателя, на валу которого находится генератор постоянного тока. Подобный преобразователь используется до сих пор на электровозе ВЛ10.На валу двигателя вентилятора охлаждения находится генератор цепей охлаждения. В России на первых тяговых подстанциях тока (на Закавказье и Урале) ставились подобные мотор – генераторы. Преобразователи нужны при любой системе электротяги (даже на постоянном токе). Дело в том, что промышленные электростанции вырабатывают трехфазный переменный ток промышленной частоты (потому что трехфазный ток экономически более выгоден). Поэтому на тяговых подстанциях его необходимо преобразовывать в постоянный ток либо в любой другой, который и подается в контактную сеть. Впоследствии электромашинные преобразователи были заменены статическими преобразователями. Самыми первыми статическими преобразователями были ртутные выпрямители – так называемые игнитроны. Игнитрон (от лат. ignis – огонь и электрон) – это ионный выпрямительный прибор с управляемым дуговым разрядом. Он применяется в качестве электрического вентиля в силовых преобразовательных устройствах, электроприводах, тяговых подстанциях. Каждый игнитрон рассчитан на напряжение до 5 кВ и силой тока в сотни Ампер. Когда на аноде игнитрона «+», а на катоде «−», то возникает мощная электрическая дуга от катода к аноду (катод выполнен в виде жидкой ртути) Для «поджигания» дуги используется специальный поджигающий электрод игнайтер – в нужный момент он приподнимается над ртутью и возникает дуга. Управляя моментом приподнимания игнайтера, можно управлять началом зажигания основной дуги и тем самым регулировать выпрямленное напряжение от нуля до максимального значения. Такие ртутные выпрямителя в металлическом корпусе и с жидкостным охлаждением применялись на тяговых подстанциях и электровозах переменного тока. Игнитроны нуждаются в принудительном охлаждении, потому что дуга выделяет много тепла. Ртутные преобразователи были громоздкими и неподъемными и впоследствии были заменены в полупроводниковые преобразователи на силовых диодах и тиристорах. Последний ртутный выпрямитель в России был снят в 1972г, однако на электровозах они работали еще примерно 10 лет. Сейчас на всех тяговых подстанциях используют полупроводниковые преобразователи.
§1.2.2 Применение преобразователей на ЭПС
Первые электровозы постоянного тока не нуждались в преобразователях (однако преобразователи необходимо было устанавливать на ТП) В России в 1938г был создан опытный электровоз переменного тока ОР22 (однофазный, ртутный, с нагрузкой на ось 22т) Через токоприемник на первичную обмотку трансформатора подавалось переменное однофазное напряжение 20кВ, которое понижалось трансформатором и поступало на ртутный выпрямитель в виде металлических игнитронов с водяным охлаждением. Важной особенностью было плавное регулирование выпрямленного напряжения путем управления моментом зажигания основной дуги игнитрона. Испытания показали, что ОР22 разгонялся быстрее и более плавно, чем существующие электровозы тех лет. Впервые в отечественном локомотивном строении было применено фазовое регулирование напряжения на двигателе. Этот принцип регулирования был применен позднее (только лишь в 1979г) на электровозе ВЛ80Р. На современном ЭПС наибольшее применение нашли тяговые двигатели постоянного тока. На переменном токе на таких электровозах устанавливают выпрямители на силовых диодах. Диод пропускает ток только в одном направлении: от анода «+» к катоду «−». Если на катоде будет «+», а на аноде «−», то диод закроется и ток не пропустит. На электровозах ВЛ60, ВЛ80Т, ВЛ80С используют неуправляемые выпрямители на силовых диодах. На более современных электровозах ВЛ80Ри ВЛ85 используют силовой преобразователь ВИП- 4000. Он позволяет не только выпрямлять переменный ток, но и преобразовывать постоянный в переменный. При этом можно плавно регулировать выпрямленное напряжение – используются зонно – фазовые регулирования напряжения на ТД. На современном электровозе 2ЭС6 используют преобразователи для питания асинхронных вспомогательных машин и цепей управления электровозом. Этот преобразователь состоит из четырех шкафов и выполнен на IGBT-транзисторах. Он обеспечивает: 1) Питание асинхронных двигателей вспомогательных машин 2) Питание цепей управления напряжением 110В 3) Заряд аккумуляторной батареи 4) Питание цепей кондиционера 5) Питание обмоток возбуждения ТД электровоза Схема преобразователя предусматривает микропроцессорное управление и диагностирование. На электровозе ЭП – 10 используются трехфазные асинхронные преобразователи, выполненные на ЖТО-тиристорах. На них собрана схема трехфазного автономного инвертора с водяным охлаждением. Имеется температурная стабилизация. На электровозе ЭП – 20 тоже используются асинхронные ТД, которые запитываются от автономных трехфазных инверторов, выполненных на IGBT – транзисторах.
Зачастую появление новых приборов не устраняет необходимость использования более ранних приборов, например, совместно с полупроводниковыми приборами используют трансформаторы Как видим преобразователи применяются на всех типах локомотивов (реже на постоянном токе) и на тепловозах.
§1.3 Классификация преобразователей
Согласно этой схемы бывают следующие виды преобразователей: 1) Переменно-постоянного тока. На входе преобразователя имеется переменный ток с определенным количеством фаз, на выходе преобразователя - постоянный ток. Они бывают управляемые и неуправляемые. 2) Постоянно- переменного тока (инверторы). Они преобразуют постоянный ток в переменный с заданным количеством фаз. 3)Переменно-переменного тока. Преобразуют переменный ток одной частоты в переменный ток другой частоты и количество фаз. Они бывают: а) Регуляторами напряжения (преобразуют исходное переменное напряжение в регулируемое переменное напряжение той же частоты. ДТ - двунаправленный ток (т.е. переменный); ДТ(Н) – регулируемое напряжение двунаправленного тока. б) Преобразователи частоты – преобразуют двунаправленный ток одной частоты в двунаправленный ток другой частоты ДТ(Ч) либо количество фаз ДТ(Ф) в) Компенсаторы реактивной мощности. Они еще называются «регулируемые источники реактивной мощности». Они обеспечивают компенсацию реактивной мощности в системах электроснабжения. 4) Постоянно-постоянного тока. Они еще называются «регуляторы постоянного тока» либо «электронный трансформатор». Они бывают с промежуточным звеном переменного тока, с промежуточным звеном постоянного тока. Все эти преобразователи импульсные.
§1.4 Общая схема преобразователя
ТР – трансформатор ПР – преобразователь СФ – сглаживающий фильтр В общем случае преобразователь содержит входной трансформатор ТР (иногда может быть и выходной трансформатор), преобразовательное звено ПР, а также сглаживающий фильтр СФ (могут быть и входные фильтры) Трансформатор необходим: 1) Для согласования уровня входного напряжения с допустимым уровнем на входе преобразователя (в контактной сети 25 кВ, а на вход преобразователя можно подать не больше 1500 В) 2) Для увеличения количества фаз на вторичной стороне трансформатора (когда двигатели трехфазные, а в контактной сети – однофазные) 3) Для гальванической изоляции входных и выходных цепей преобразователя (это используется в преобразователях DC/DC с промежуточным звеном переменного тока). Это позволяет избежать попадания высокого напряжения на сторону низкого напряжения при аварии. Преобразователь ПР осуществляет преобразование электрической энергии с помощью нелинейных элементов, которые могут находиться только в одном из двух состояний включенном (проводящем) и выключенным (запертым). В качестве нелинейных элементов используются полупроводниковые вентили (диоды, тиристоры и транзисторы). В результате потребления энергии преобразователи из питающей сети и передачи ее с выходом преобразователя на потребитель происходят дискретно, что снижает качество преобразуемой электроэнергии (например, нарушается форма напряжения, появляются высокочастотные составляющие в выпрямленном токе, что негативно влияет на потребителя). Для сглаживания последствий дискретности процесса преобразования энергии, служат сглаживающие фильтры СФ на выходе преобразователя (также могут быть и на входе преобразователя).
Тема № 2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|