Окончание табл. 3.1
|
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика
| Особенности поведения, связанные с дачной стадией и уровнем
| Виды живых существ, достигших этого уровня развития
|
II. Стадия перцептивной
|
|
|
психики
|
|
|
А. Низкий уровень. Отражение
внешней действительности в
форме образов предметов. Ин
теграция, объединение воздей
ствующих свойств в целостный
образ вещи. Главный орган ма
нипулирования — челюсти
| А. Формирование двигательных
навыков. Преобладают ригид-
ные, генетически запрограмми
рованные компоненты. Двига
тельные способности весьма
сложны и разнообразны (ныря
ние, ползание, ходьба, бег,
прыжки, лазанье, полет и Др.).
Активный поиск положитель
ных раздражителей, избегание
отрицательных (вредных), раз
витое защитное поведение
| А. Рыбы и другие низшие по
звоночные, а также (отчасти)
некоторые высшие беспозво
ночные (членистоногие и голо-
воногие моллюски). Насеко
мые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б. Высший уровень. Элемен
тарные формы мышления (ре
шение задач).
Складывание определенной
«картины мира»
| Б. Высокоразвитые инстинктив
| Б. Высшие позвоночные (пти
|
ные формы поведения. Способ
| цы и некоторые млекопитаю
|
ность к научению
| щие)
|
|
|
|
|
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятель
ности особой, ориентировоч
но-исследовательской, подго
товительной фазы. Способ
ность решать одну и ту же за
дачу разными методами. Пере
нос однажды найденного прин
ципа решения задачи в новые
условия. Создание и использо
вание деятельности примитив
ных орудий. Способность к по
знанию окружающей действи
тельности независимо от на
личных биологических по
требностей. Непосредственное
усмотрение и учет причинно-
следственных связей между
явлениями в практических
действиях (иисайт)
| В. Выделение специализирован
| В. Обезьяны, некоторые другие
|
ных органов манипулирования'
| высшие позвоночные (собаки,
|
лап п рук. Развитие исследова
| дельфины)
|
тельских форм поведения с ши
|
|
роким использованием рапсе
|
|
приобретенных знаний, умении
|
|
и навыков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга». В результате этого взаимодействия и происходит появление разнообразных форм психики.
В заключение можно сказать следующее.
Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем