ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОДИАГНОСТИКА И ТЕСТИРОВАНИЕ
Корректное применение психодиагностических методик может существенно повысить эффективность работы психолога. К сожалению, использование психологических тестов в практической работе с клиентами сталкивается с рядом психологических барьеров – как со стороны психолога, так и со стороны клиента (Соломин, 1999а, б). Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Кроме того, он может пассивно и потребительски относиться к процессу тестирования. В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлению неформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из‑за того, что в своей практике сталкивался с тестами сомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемой психодиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи. Тем не менее применение тестирования имеет ряд определенных положительных сторон: • Ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений. • Применение стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов. • Использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность. • Экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высоко квалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и давая тем самым возможность решать более сложные и неотложные задачи. Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование: • позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента; • помогает установить контакт, присоединиться к клиенту; • может облегчить формирование и поддержание доверия клиента; • является источником материала для структурирования беседы; • дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента; • может служить средством воздействия на клиента. В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можно условно разделить на экспресс‑методы, методы углубленной и глубинной диагностики. Психологические экспресс‑тесты отличаются: • компактностью и экономичностью; • простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования; • возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям; • преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента. Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются: • максимальной валидностью и надежностью; • универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации; • удобством для группового и компьютерного тестирования; • возможностью диагностики способностей. Методики глубинной психологической диагностики: • позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы; • связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека; • как правило, требуют использования специальных компьютерных программ. Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен к использованию существующих стандартных тестовых методик, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники. Какие ошибки встречаются при использовании психологических тестов в консультировании? Выбор неадекватных тестовых методик. Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности, надежности. Причинами подобных ошибок могут быть: • недостаточные знания психометрических свойств методик; • субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик; • стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс – тестов. Принятие неправильных диагностических решений. Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретации диагностических показателей. Они могут объясняться: • недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях; • переоценкой степени точности и объективности применяемых методик. Передача клиенту – заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки. Это можно рассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласится или не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог в состоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данным и перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда после этого клиентов приходится в буквальном смысле лечить. Эти ошибки могут быть вызваны: • затруднениями при устном изложении результатов диагностики; • стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования; • просьбами клиента. Изложение результатов тестирования без предварительной работы с клиентом. Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем сообщение результатов тестирования требует предварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестирования должны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем и запросов клиента, его состояния и индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов: • как правило, воспринимаются клиентом как давление на него; • могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов; • препятствуют пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации; • мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом; • не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении. Причинами подобных ошибок могут быть: • отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования; • стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него. Использование некорректного языка описания и принципов понимания личности. Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации. Это выражается в употреблении таких терминов, как тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т. п. Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Его осведомляют, чем он характеризуется, какими качествами обладает (педантичностью, упрямством, раздражительностью и т. п.). Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации. При этом клиенту редко сообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, при знакомстве и т. п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявлений качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором они обнаруживаются, может вводить клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно дается понять, что он такой всегда и везде. Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или не может делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах, затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента. В результате такой подачи информации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения, ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и на возможность решения проблем. Таким образом, психолог может сослужить плохую службу клиенту, если будет говорить, какой клиент есть и кем он не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, – это то, что клиент может в это поверить. Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт: Принцип деноминализации – переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательных в глаголы. В соответствии с принципом де‑номинализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что он делает или чувствует. Принцип контекстуализации – указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом. Принцип позитивной реинтерпретации – замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащие частицу «не». Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений «не может», «не умеет», «не способен», предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств. Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека, медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по‑своему. Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту: • более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по‑новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства; • расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах; • ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям. В настоящее время существует большое количество изданий, содержащих сборники тестов по самым различным направлениям диагностики личности. Назовем лишь некоторые из них (Практикум по психологии, 1996; Прикладная социальная психология, 1998; Райгородский, 1998а). Существуют многочисленные интернет‑ресурсы, содержащие наборы тестов и бланковых методик, в том числе в режиме on‑line. Приведем часть из них: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|