Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аудит организации первичного учёта операций по расчётам с поставщиками и подрядчиками.




При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Практически все документы по расчетам поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита. Причинами этого являются:

· отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

· сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

· большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

· значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг), не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Результаты организации первичного учета позволяют делать вывод о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

Аудиторская проверка организации первичного учета строится по схеме:

1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы. Внутренние факторы: организационная структура, стиль управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность.

2. Оценивается внутрихозяйственный риск системы первичного учета по результатам проведения аналитических процедур.

3. Определяется примерный объем первичной учетной документации, представляемой к проверке.

Один из вариантов опросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, представим в таблице №11.


Таблица №11 Вопросник к определению объема и характеристик первичной документации, подлежащей проверке

№ п/п Раздел первичного учёта Типовые хозяйственные операции Документы которые вы Число документов в день Уровень автоматизации: АП-полная АЧ-частичная Р-ручное создание Номер и наименование учетного регистра, в котором вы отражаете данную операцию Бухгалтерские проводки, которые вы выполняете по данной операции
создаете обрабатываете создаваемых вами обрабатываемых вами при создании докумен-та при обработке документа
  Расчёты с поставщиками и подрядчиками Поступление ТМЦ накладные   До 20   Р АП   10/60
  Принятие услуг производственного и непроизводственного характера счёт-фактуры       Р АП   20/60
  Претензии поставщикам     10-в кварт   Р Р    
  Учет векселей выданных                
  Учет курсовых и суммовых разниц по операциям в иностранной валюте                
  Итого по разделу                

 

При проведении аудита организации первичного учета по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг.

Основной целью проверки является достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению товарно-материальных ценностей проводится выборка репрезентативная, которая осуществляется с помощью случайного или систематического отбора; операции по приобретению работ, услуг проводят с помощью выборки непредставительной, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, представляемых проверяемой организации за определенный период, которую можно получить в устном опросе используя учетные регистры за предыдущие периоды. При проведении данной процедуры аудитор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем аудитор проверяет наличие счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке, при этом используя журнал регистрации счетов-фактур. После чего аудитор сверяет данные этих документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работам, услугам.

Проверка законности оформления и содержания первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Проведение этой процедуры является обязательным. Цель данной процедуры получение достаточного количества доказательств того, что весь массив имеет юридическую силу (соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, подходят с особой тщательностью.

По результатам проведения данной процедуры аудитор выявляет общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отражает их в акте проверки. Информацию по операциям, где документов не было обнаружено, либо они оформлены неверно (отсутствуют отдельные реквизиты, либо в документах имеются неоговоренные исправления) обязательно учитывают в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета.

 

Проверка соблюдения графика документооборота.

Целью проверки является установление наличия или отсутствия графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками и его существование составления на все первичные документы. В ходе данной операции желательно заполнять таблицу №12, чтобы проследить основные этапы документооборота всех первичных документов, участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

 


 

Таблица №12 Основные этапы документооборота, создаваемого (обрабатываемого) документооборота

 

 

Документ Наличие графика докумен-тооборота (+/-) Использова-ние унифи-цированной формы документов (+/-) Источник получения документа (если документ сторонний Время, необходимое для   Ваши дальнейшие действия с документами   Имеет ли место возвратное движение документа после обработки
создания документа обработки документа проверки документа передача для дальнейшей обработки подшивка в текущие дела передача в архив
Сч-фактура + +   5 мин 5 мин 5 мин покупатель да нет да

 

 


 

При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением его сроков создания и обработки. По операциям, оформляемым документами, графики оборота которых не составлены или составлены только формально, есть риск того, что первичные документы:

· могут отсутствовать;

· могут быть утеряны;

· будут приняты к учету (проверенны и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетном периоде);

· содержат приписки (так как отсутствие контроля способствует подобным ситуациям).

Поэтому аудитор должен обратить особое внимание на документацию, на которую нет графиков документооборота или эти графики реально не используются при проведении процедуры Проверка полноты и точности регистрации документов в учетных регистрах.

Данная проверка нацелена на получение достаточного количества доказательств того, что при принятии документа к учету были соблюдены принципы:

1. Было достаточно оснований для регистрации документа в системе учета;

2. Все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;

3. Все документы зарегистрированы своевременно;

4. Все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;

5. Все документы отраженны в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам проведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;

6. Документ принят к учету единожды.

Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна проводиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особо внимательно подходят к:

· документам, на которые не составлены графики документооборота;

· операциям, где отсутствуют либо первичные документы, либо определенные реквизиты в них.

 

Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации. Цель проведения этой процедуры – установить, соблюдены ли на предприятии правила хранения документации в процессе текущей деятельности и правила хранения документов в архиве предприятия. Если на предприятии нет четко установленного порядка хранения документации в период исполнения документов и в период хранения уже исполненных документов в архиве, возникает большой риск несанкционированного доступа к ПУД. Это, в свою очередь, может привести как к утере документов, так и к разного рода злоупотреблениям с первичной учетной документацией: припискам, исправлениям в документах, уничтожению или подлогу документов.

Все организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее пяти лет. Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.

Источниками информации аудитору могут служить графики документооборота (где указаны сроки сдачи документов в архив), оформленные к передаче в архив и уже хранящиеся в архиве дела, акты о выделении документов к уничтожению. Кроме того, в ходе проверки может быть использована информация о наличии или отсутствии на предприятии системы паролей доступа к автоматизированным рабочим местам, на которых осуществляется создание и обработка документов данного раздела учета.

Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

 

3. Результаты выборочного аудиторского обследования учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «ВИТ-Консалт Новгород»

В ходе проверки реальности дебиторской и кредиторской задолженностей было выявлено, что в организации в проверяемом периоде не была проведена и оформлена соответствующим образом инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей, позволяющая установить срок возникновения задолженности и позволяющая своевременно её списывать в случае при наступлении срока исковой давности.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

Согласно Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» расчёты с поставщиками, дебиторами и кредиторами подлежат ежегодной инвентаризации.

При этом в соответствии с Методическими указаниями «по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утверждённых приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49, одной из задач инвентаризационной комиссии является документальная проверка правильности и обоснованности сумм кредиторской задолженности, числящихся на счетах бухгалтерского учёта.

В том числе инвентаризационная комиссия должна определить суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Согласно ст. 195 и 196 ГК РФ исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, при этом общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Таким образом, право организации на списание кредиторской задолженности возникает на следующий день после окончания трёхлетнего срока.

В соответствии с п. 8 положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждённым приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №32н, суммы кредиторской задолженности, по которым истёк срок исковой давности, являются прочими доходами и в соответствии с п. 10.4 ПБУ 9/99 включаются в доходы организации в суммах, в которых эта задолженность была отражена в бухгалтерском учёте организации.

В соответствии с п. 12 положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждённым приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н, суммы дебиторской задолженности, по которым истёк срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, являются прочими расходами и в соответствии с п. 14.3 ПБУ 10/99 включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учёте организации.

В соответствии со ст. 77,78 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утверждённого Приказом Минфина РФ от 29.06.2003 №34н, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым срок исковой давности истёк, списываются по каждому обязательству на основании данных проведённой инвентаризации, письменного обследования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты коммерческой организации.

В целях налогового учёта в соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплателбщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

- доходы от реализации, определённые в соответствии со ст. 249 НК РФ,

- внереализационные доходы, определённые в соответствии со ст. 250 НК РФ

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 22 п. 1. ст. 251 НК РФ, также признаются внереализационными доходами в том отчётном периоде, в котором этот срок истёк.

Таким образом, в целях бухгалтерского и налогового учёта для своевременного списания и отражения списанной задолженности на финансовые результаты организации следует документально подтверждать истечение срока исковой давности задолженностей контрагентам.

Рекомендуем подтвердить обоснованность задолженности на предмет истечения срока исковой давности и в случае необходимости оформить соответствующие документы по списанию задолженности (акт инвентаризации, документы, подтверждающие срок задолженности, приказ руководителя) с целью обоснованного их включения в доходы и расходы организации.

Заключение

Аудит имеет достаточно давнюю историю - это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками - раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне.

Рассматриваемому участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами:

¾ отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);

¾ сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;

¾ большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;

¾ отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товаро-материальные ценности и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах, в чем и заключается актуальность темы курсовой работы.

Все эти обстоятельства указывают на то, что аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками имеет огромное значение и приносит пользу пользователям отчётности.

Цель, поставленная в начале курсовой работы - в процессе её написания на тему «Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками» была достигнута, а задачи – выполнены.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных