Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ритмическая организация мелодии строгого стиля.

Т.М. Синецкая

 

СОЧИНЕНИЕ МЕЛОДИИ СТРОГОГО ПИСЬМА

(краткая лекция-конспект по курсу полифонии)

 

Прежде, чем приступить к изучению данной темы, необходимо вспомнить материал из истории полифонии, относящийся к эпохе Возрождения, когда сформировался и пришёл к зрелости «строгий стиль». В данной теме будут рассмотрены закономерности мелодической линии. Соединение таких линий (мелодий, голосов) будет изучаться в теме «Простой двухголосный контрапункт»). Итак, запомним правила сочинения мелодии строгого письма.

 

1. Природа мелодии строгого письма (стиля) вокальна (вспомним – основное средство исполнения – церковный хор a¢ capella). Она основывается на звукорядах семиступенных диатонических ладов (старинных, церковных): ионийский, эолийский, дорийский, миксолидийский, фригийский). Локрийский и лидийский лады употребляются реже, но найдут широкое применение в современной полифонии, в частности, в фугах Д.Д. Шостаковича. Начинать мелодию следует с I или V ступени.Типичные каденции: I–VII–I; V-I-VII-I. В минорных ладах возможно повышение VII ступени в заключительной каденции (предпоследний звук).

Преобладает поступенное мелодическое движение (секундовое). Скачок является особым выразительным средством и требует специальной подготовки. Терция в строгом стиле считается скачком. В восходящем направлении возможен любой ход в рамках октавы. В нисходящем – в рамках сексты. Скачки на септиму и тритон в строгом стиле исключаются.

3. Скачки следует подготавливать противоположным мелодическим движением и заполнять (полностью или частично). Небольшие скачки – терции и кварты – допускают один или два секундовых хода в направлении скачка. Квинты, сексты и октавы требуют обязательного противоположного мелодического движения как до скачка, так и после него.

Особого внимания к себе требует тритон. В средние века его называли «дьяволом» в музыке в силу резкого неустойчивого звучания. В практике сложились определённые условия смягчения тритона. Возможна лишь одна его мелодическая формула: последовательное секундовое заполнение интонации тритона с обязательным последующим разрешением по тяготению.

5. Два скачка подряд возможны только в противоположном направлении.

6. Наиболее трудно интонируемые скачки лучше использовать в кульминационном разделе мелодии.

РЕКОМЕНДАЦИИ: при сочинении мелодии строгого письма не следует использовать 1)секвенционное развитие, 2)многократное повторение одного звука, а также 3)построение мелодии по звукам аккорда. Строгий стиль этого не знал, подчиняясь законам прозаического текста, не имея представления о гармонической системе.

 

Ритмическая организация мелодии строгого стиля.

 

- используются крупные размеры: 4/2, 3/2, 2/2 и, соответственно, крупные длительности – бревис (равна двум целым), целые, половинные. Четверть является наименьшей длительностью и используется в серединных, разработочных разделах формы. Целые и половинные лучше использовать в экспозиционном и заключительном построениях.

- Для полифонии характерна безударность сильной доли (следствие зависимости от прозаического текста). Поэтому важно знать те приёмы, с помощью которых эта особенность (безударность) достигается:

1. пропуск сильной доли (пауза или синкопа) очень распространён;

2. одна из наиболее характерных особенностей – «пробег» через сильную долю (начало движения мелкими длительностями – четвертями – с относительно сильной доли предыдущего такта и продолжение этого движения через сильную долю следующего такта);

3. не следует дробить сильную долю после длинной ноты, это будет подчёркивать акцент и цезуру между тактами, что не свойственно полифонии;

4. остановку на весь такт можно допускать только в заключительной каденции;

5. ритмическое задержание допускается от более крупной или от равной длительности; запрещено делать задержание от более мелкой к крупной длительности.

6. скачок лучше оформлять крупными длительностями или с участием одной крупной длительности. Не следует оформлять широкий скачок четвертями.

 

ВНИМАНИЕ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Сочинить 5 мелодии объёмом в 9-11 тактов, опираясь на правила строгого стиля. Для этого выбрать лад и тональность, размер, правильно начать и закончить мелодическое движение; скачки подготовить и завершить противоположным движением; проверить тритоны; использовать крупные синкопы, «пробег» через сильную долю.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завтрак в гостинице. Освобождение номеров. Выезд в Дрезден. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных