Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В НАЧАЛЕ XIX в.




Есин Б.И.

История русской журналистики (1703—1917)

Учебно-методичекий комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ)

М: Флинта: Наука, 2000

 

Учебно-методический комплект включает в себя пособие «История русской журналистики (1703—1917) в кратком изложении» с тестами и вопросами для повторения, хрестоматию, знакомящую с произведениями русских публицистов и критиков, а также темы курсовых работ.

Комплект отражает изменения, которые произошли за последнее десятилетие в содержании образования и характере преподавания гуманитарных дисциплин.

Для студентов факультетов и отделений журналистики вузов, преподавателей дисциплин «История русской журналистики», а также для студентов-иностранцев, обучающихся в России.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ:

Предисловие

Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.

Русская журналистика в начале XIX в.

Журналистика 1840-х годов

Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол» А.И. Герцена

Журналистика эпохи реформ 60-х годов

Журналистика пореформенной эпохи

Пресса 90-х годов

Журналистика в начале XX в.

Итоговые контрольные работы

ПРЕДИСЛОВИЕ К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ

Выпуск настоящего курса истории русской журналистики XVIII — начала XX вв. в кратком изложении обусловлен рядом причин. Во-первых, последний учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только XIX в., вышел в 1989 г. и стал малодоступным для студентов. Во-вторых, с перестройкой всей нашей жизни, отказом от ряда догматических представлений советского периода возникла необходимость переоценки некоторых явлений прошлого отечественной журналистики и ее отдельных представителей, расширения поля исследования за счет либеральных и так называемых «реакционных» явлений. Это касается журналистской практики славянофилов, М.Н. Каткова, Ф.М. Достоевского, Вл.С. Соловьева, А.С. Суворина, В.М. Дорошевича, Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева и многих других.

Учебники и учебные пособия до сих пор охватывают прошлое отечественной журналистики или в объеме XVIII—XIX вв. (см. учебник по истории журналистики под ред. проф. А.В. Западова), или отдельно XVIII в., XIX в. А по истории печати начала XX в. вообще учебника или учебного пособия нет. Имеются лишь разработки отдельных тем, например печати 1905 г., печати 1914 г., имеются книги, излагающие историю журнала «Сатирикон», деятельность В.М. Дорошевича и некоторых других. Только история большевистской печати 1901—1917 гг. изучена достаточно полно и широко отражена в литературе. Но сейчас невозможно ограничить изучение истории журналистики начала XX в., наиболее богатого по количеству периодических изданий, только историей большевистских органов печати.

Кроме того, история журналистики, как всякая наука, не стоит на месте, и учебник требует включения нового материала, накопленного исследователями к настоящему времени, расширения библиографии.

Поэтому изложение курса истории русской журналистики даже в кратком виде, не перегруженного большим числом имен и названий, будет полезно студентам факультетов и отделений журналистики разнообразных высших учебных заведений.

История русской журналистики является важной составной частью профессиональной подготовки журналистов.

История русской журналистики преподается на III и IV курсах и опирается на знание таких предметов, как «Введение в теорию журналистики» (роль СМИ в жизни общества, свобода информации, функции журналистики), «Теория литературы» (жанры, приемы поэтической речи, тропы), «История русской литературы», поскольку история русской журналистики была в XVIII, XIX и в начале XX в. тесно связана с развитием литературы и, конечно, курсов истории России там, где они включены в учебный план вуза.

Задача курса истории русской журналистики — выявить значение русской печати в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, ее достижений как фактора национального просвещения и института массовой информации. Раскрывая закономерности развития отечественной печати, освещая направление и содержание важнейших периодических изданий XVIII—XIX, начала XX в., обогащая знанием наиболее существенных фактов истории печати, курс знакомит студентов с динамикой развития журнально-газетных форм, с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, способствуя повышению профессионального уровня будущих журналистов.

Настоящее пособие рассчитано для работы как самостоятельно, так и под руководством преподавателя, читающего курс.

Книга, прежде всего, должна логически обосновать порядок, последовательность изучения материала как стержень, на который нанизываются отдельные темы, явления журналистики, не давая отдельным фактам нарушать общую картину, перевешивать в своем значении общие закономерности развития печати. Например, как ни значительна роль В.Г. Белинского в истории русской журналистики, однако она не может заслонять деятельность славянофилов, критиков эстетического направления: Ап. А. Григорьева, А.В. Дружинина и других работников печати. Несмотря на исключительную роль ежемесячных «толстых» журналов 1870—1880-х гг. — «Отечественных записок», «Вестника Европы», надо учитывать, что не только они определяли общий процесс развития журналистики, но также и газеты.

Изучение материала пособия предполагает обязательное дополнение его сведениями, имеющимися в учебной и специальной литературе, прочтением и анализом текстов русских писателей и публицистов, указанных лектором или программой.

Безусловно, полезно конспектирование наиболее сложных текстов и изученных монографий, пособий, причем подчеркнем, что многие книги по истории русской журналистики советского периода, несмотря на идеологическую заданность, содержат надежный фактический материал. Так, не придерживаясь обязательно периодизации русской журналистики, предложенной В.И. Лениным в статье «Из прошлого рабочей печати в России», надо усвоить связь развития журналистики с важными историческими событиями эпохи: восстанием декабристов, отменой крепостного права, покушением на Александра II в 1866 г. и т.д.

На содержание и подчас судьбы русской журналистики существенно влияло наличие цензуры и административного наблюдения. Свобода слова оставалась долгие годы мечтой журналистов России. Поэтому вопросы цензурного вмешательства в дела журналистики не должны быть упущены при подготовке к экзамену. Стеснения свободы печати вынуждали многих журналистов прибегать к эзоповской манере изложения, а издателей — организовывать журналы и газеты свободолюбивого, радикального содержания в эмиграции. Подобные издания не имели решающего значения в развитии русской журналистики, но основные сведения о них, содержащиеся в данном пособии, знать необходимо.

Учитывая, что в России на протяжении XVIII—XIX вв. не было политических партий, студентом должно быть усвоено такое понятие, как идейное направление издания. Вся журналистика делилась на три основных направления: консервативно-монархическое, либеральное и демократическое. Определяются они прежде всего отношением к политическому строю, положению классов и сословий в государстве, аудиторной ориентацией, взглядами на литературу, искусство и некоторыми другими. Положение изменилось в начале XX в., когда в стране после опубликования царского Манифеста 17 октября 1905 г. была разрешена свобода собраний, легальная партийная деятельность и другие гражданские свободы, и журналистика, сохраняя направленческую структуру, обогатилась партийными изданиями, что обусловило многопартийность русской журналистики.

Обязательно обратить внимание на типологические черты журналистики различных эпох: литературный журнал, энциклопедический журнал, массовая газета, научное издание, информационные издания и т.д.

В журналистике есть свои переломные моменты, прямо не связанные с конкретными историческими событиями, но часто обусловленные ими: 1703, 1866, 1884, 1905 гг. и др. 1703 г. ознаменовался изданием первой российской газеты; 1866 г. повлек за собой закрытие журналов «Современник» и «Русское слово» после покушения Каракозова на Александра II; 1884 г. привел к фактическому прекращению демократической журналистики в связи с усилением политической реакции 1880-х годов, 1905 г. определил появление легальной партийной печати в результате издания Манифеста 17 октября.

Обогатив память определенной суммой фактических сведений о прошлом нашей журналистики, ее основных участниках, студенты должны выработать в себе уменье надежно аргументировать свои выводы, избегать ангажированности, быть правдивыми и точными в передаче информации, хранить чистоту русского языка, понять перспективы дальнейшего существования периодической печати в обстановке развития радио и визуальных средств передачи информации.

Полезен может быть и такой совет. Обратить внимание не только на положительный, но и на отрицательный опыт прошлого, ибо отрицательный опыт есть тоже опыт. Например, доносительство Ф.В. Булгарина, отсутствие целеустремленности и усидчивости в журнально-газетной деятельности большинства славянофилов, скатывание на шовинистические позиции А.С. Суворина, грубость полемики, переходящей в перебранку, и пр.

Читая пособие, вы будете воспринимать сразу содержание целого периода истории журналистики, с его общим обликом, главными процессами всей журналистики, тогда как каждый период распадается на несколько тем, связанных с историей отдельных конкретных журналов или развитием отдельных типов журналистики, творчеством крупных публицистов. Так, раздел «Журналистика эпохи реформ», характеризуя позиции ряда изданий по отношению к реформам 1860-х годов и взгляды публицистов на изменение всей русской жизни в момент отмены крепостного права, содержит несколько самостоятельных тем: журнал М.Н. Каткова «Русский вестник» и его же газета «Московские ведомости», «Современник» Н.А. Некрасова, публицистика Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, «Русское слово» Г.Е. Благосветлова, журналы братьев Достоевских, сатирический журнал «Искра». Поэтому в конце каждого раздела дается несколько вопросов для повторения, позволяющих проверить себя на усвоение материала, источников и литературы. Литературу к каждому из них следует подобрать самостоятельно из списка в конце книги или по указанию преподавателя.

Заканчивается книга примерами итоговых контрольных работ по курсу.

Данное пособие может служить кратким справочником. Для этого в нем выделены названия наиболее важных журналов, газет, альманахов.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В XVIII в.

Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникала у каждого народа на достаточно высокой ступени социального развития. Феодальное общество с его разобщенностью и натуральным хозяйством практически не нуждалось в широком обмене информацией. Только с ростом капиталистических отношений — товарного обмена или, по крайней мере, развитием элементов капиталистического уклада в рамках феодализма — появлялись современные способы распространения информации с помощью тиражирования новостей на машинной основе, нарождается журналистика. Вызревание этих условий падает в разных странах на различное время — конец XVI, XVII, XVIII вв. В России журналистика как индустрия информации появилась в начале XVIII в. История русской журналистики подтверждает это положения вполне.

«Куранты»

Русская журналистика заявила о своем существовании в 1702 г. с момента издания «Ведомостей» — первой русской печатной газеты. До этого в России издавались рукописные предшественники газеты «Куранты» или «Вестовые письма». Это были сводки политических новостей, переписанные в одном, редко в двух, экземплярах от руки и предназначавшиеся для прочтения царю и ближайшим боярам. Первые «Куранты» относятся к 1600-м годам, и их тексты в настоящее время переиздаются издательством Академии наук («Вести-Куранты». 1600—1639, М., 1972; «Вести-Куранты». 1642—1644, М., 1976; «Вести-Куранты». 1645-1648, М., 1980).

«Ведомости»

Но подлинным первенцем русской печати были все же «Ведомости», которые стали издаваться по личному указанию и при личном участии русского царя Петра I типографским способом, т.е. широко тиражироваться. Указ об издании первой русской газеты был подписан в декабре 1702 г. Тогда же вышли пробные номера, но первый из дошедших до нас экземпляров газет датирован 2 января 1703 г.

Нужно сказать, что первая русская газета, будучи органом государства помещиков-дворян и купечества, явилась в то же время важным фактором развития национальной культуры, особенно если учесть, что она с 1710 г. стала печататься гражданским шрифтом вместо церковнославянского.

Содержание первой русской газеты сводилось к широкой пропаганде петровских реформ, много места отводилось характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий в Северной войне, дипломатическим связям русского государства, фактам национальной культуры, открытию школ, описанию торжественных праздничных актов, публикации проповедей сподвижников Петра I (Феофан Прокопович) и др. Тираж «Ведомостей» колебался от нескольких десятков до 4 тысяч экземпляров.

Следует отметить серьезное отличие первой русской газеты от первых газет других европейских стран. Первая русская газета была менее всего коммерческим изданием, каким были впервые возникавшие европейские газеты. Русская газета с первых шагов существования обнаружила свои важные потенциальные качества — быть проводником определенной политики, быть пропагандистом, а подчас и организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, в пользу защиты национальной самостоятельности и независимости. Идеологический уровень первой русской газеты был несомненен и весьма ярок, несмотря на то что в ней первенствовали информационные материалы.

О том, что первая русская газета была весьма высока по своему уровню, по своим функциям, как тип информационной газеты, говорит косвенно дальнейшее успешное развитие русской журналистики, которое пошло неудержимым потоком в последующие времена.

Уже в 1728 г. появился первый опыт издания русского журнала под названием «Примечания». В том же году стала издаваться газета «Санкт-Петербургские ведомости» при Академии наук в Петербурге, сменившая петровские «Ведомости».

С первым русским журналом «Примечания» связаны и первые шаги М.В. Ломоносова как журналиста. Здесь в 1741 г. он работал в качестве автора и переводчика. Были опубликованы некоторые оды Ломоносова, переводы научных статей. С 1748 по 1751 г. Ломоносов являлся фактически редактором газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

Сотрудничал Ломоносов и в журнале, издававшемся на латинском языке Академией наук «Комментарий» (с 1750 г. «Новый комментарий»). С участием в этом издании связана статья Ломоносова «О должности журналистов», в которой впервые был сформулирован моральный кодекс журналиста, пишущего на научные темы, и вообще человека, берущегося публично давать оценку научным или иным явлениям действительности. Правдивость, умение правильно понять противника были провозглашены важнейшими профессиональными качествами журналиста.

«Московские ведомости»

По инициативе Ломоносова вслед за открытием в 1755 г. Московского университета была создана вторая русская газета — «Московские ведомости», а еще ранее Ломоносов убедил правительство издавать академический журнал, который и стал выходить под названием «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755).

Вынашивал Ломоносов планы издания еще нескольких периодических изданий, но этим планам не суждено было осуществиться.

Нужно сказать, что многие журналы XVIII в. были недолговечны, а две русские газеты носили официальный характер. Они были достаточно стандартизированы в отборе информации и ее подаче: на первом месте шли династические новости, затем придворная жизнь, сведения о чинопроизводстве и наградах и только затем любопытные известия и культурная информация. Объявления печатали в специальных приложениях, и доход от их публикации поступал в бюджет Академии наук или Московского университета.

В истории газеты «Московские ведомости» выделяется период, когда эта газета вместе с типографией Московского университета была отдана в аренду известному русскому просветителю Н. И. Новикову. Это было в 1779—1790 гг. Новиков не только оживил газету, расширил ее содержание, но и стал издавать ряд интересных приложений к ней, в их числе первый детский журнал.

Первый частный журнал

В середине XVIII в. русская журналистика обогатилась новым типом издания — частным журналом,т.е. формально независящим от учреждений правительства, который издавал литератор на правах частного предпринимательства. Первым таким изданием был журнал «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова (1759). Название трактовалось в том смысле, что читатель, как трудолюбивая пчела, будет собирать все полезное и нравоучительное, что найдет в издании, хотя напрашивалось и другое сравнение — самого издателя, журналиста с пчелой, собирающей все полезное и интересное для людей.

Журнал ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствующей Елизавете, а великой княжне Екатерине Алексеевне, ставшей вскоре императрицей Екатериной II. Отсюда критическое отношение к придворной знати времен Елизаветы, критика казнокрадства, взяточничества, лишней роскоши.

Журнал издавался ежемесячно тиражом 1200 экземпляров и был преимущественно литературным.

Издание «Трудолюбивой пчелы» прекратилось в декабре 1759 г. по причине недовольства его критической направленностью.

Сатирические журналы XVIII в.

Затем появились журналы Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец», Д.И. Фонвизина «Друг честных людей», И.А. Крылова «Зритель», «Почта духов» и др. Самым замечательным в этой плеяде русских журналов была их сатирическая направленность. Уровень сатиры по формам и ее содержанию был весьма высоким.

Это были преимущественно литературные журналы. Однако и в литературной форме передовые журналисты того времени Новиков, Крылов сумели поставить ряд острых социальных проблем. Новиков в своих журналах критиковал крепостнические порядки, осуждал жестокосердие помещиков, паразитизм, стремление жить не по средствам, французоманию дворян и другие пороки. Журнал «Трутень» сопровождался выразительным эпиграфом «Они работают, а вы их труд ядите» и был обращен к русским дворянам-помещикам.

Не менее остро критиковал дворян-помещиков и Крылов, впоследствии знаменитый русский баснописец. Под видом переписки духов, гномов и других фантастических существ потустороннего мира он критиковал самодержавие, придворные нравы, дикость и жестокость помещиков, взяточничество чиновников.

Нужно сказать, что эта сатирическая струя в журналистике была в значительной степени предопределена крупным крестьянским восстанием под предводительством Е. Пугачева, показавшим остроту социальных противоречий в стране.

Особого внимания заслуживает полемика, развернувшаяся между журналом «Всякая всячина» (1769), который издавала сама императрица Екатерина II с помощью княгини Е.Р. Дашковой, и журналами Новикова. Новиков отстаивал сатиру на лица, Екатерина II защищала сатиру на пороки, т.е. сатиру абстрактную, морализующую.

Разумеется, внешнюю победу одержала Екатерина: журналы Новикова, Фонвизина и других просветителей-демократов были закрыты, но идейная победа осталась на стороне журналистов, критиковавших крепостничество, взяточничество, галломанию дворянства и придворных, распущенность нравов и прочие социальные грехи их реальных носителей — дворян-помещиков, чиновников.

При всей ограниченности содержания русских изданий XVIII в. журналистика сыграла важную роль: она была единственным источником общественной информации, много способствовала литературному развитию.

Так, в конце XVIII в. в русской печати получили достаточно яркое отражение революционные события в Европе и Америке.

Революция, начавшаяся в конце 70-х годов в Северной Америке, нашла отражение в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Н. Новиков в журнале «Прибавления к «Московским ведомостям» опубликовал ряд статей, где рассказывал о вождях американской революции, в частности о Вашингтоне, который, по словам Новикова, «основал республику». Новиков требовал невмешательства Европы в американские дела.

В тот же год первый русский революционер А.Н. Радищев в оде «Вольность» восклицал, обращаясь к Америке: «Ликуешь ты, а мы здесь страждем! Того ж, того ж и мы все жаждем...»

Однако в дальнейшем и Радищев, и Новиков несколько изменили свое отношение к республиканским порядкам в Америке. Социальные контрасты республиканской Америки не позволяли Радищеву считать ее «блаженной страной». Новиков не мог смириться с рабством негров в Америке.

Еще шире отразились в русской печати события Великой французской революции. 7 августа 1789 г. «Санкт-Петербургские ведомости» вышли с сенсационным сообщением о взятии Бастилии. Давались другие важные сведения, в их числе отрывки из речей Мирабо и других деятелей. Был перепечатан дословный перевод всех 17 статей Декларации прав человека. Особенно полно информировали о предреволюционном периоде, о начале революции «Московские новости». Однако надо иметь в виду тональность многих сообщений: «рука содрогнется от ужаса, описывая происшествия» («Санкт-Петербургские ведомости»), в газетах говорится о «дерзости писателей», «наглостях» черни: «Московские ведомости» в это время уже были отобраны у Новикова. В целях запугивания русских читателей допускалась публикация писем из различных областей Франции о «великих беспокойствиях», о пожарах в дворянских имениях и т.д.

«Политический журнал», который стал издаваться с 1 января 1790 г. при Московском университете магистром философии П.А. Сохацким, начал было с высокой оценки 1789 г., который учредил «много доброго», но затем перешел на более умеренный тон: революция пугала большинство дворян.

Тем не менее, в первые годы Французской революции (1789—1791) в Петербурге и Москве можно было приобрести у торговцев книгами некоторые французские газеты, в частности «Парижские революции» Прюдома и Лустало, картинки с изображением взятия Бастилии. Тиражи газет заметно возросли. «Санкт-Петербургские ведомости» в 1790 г. имели тираж до 2700 экземпляров, «Московские ведомости» — до 4000 экземпляров.

Радищев

В год Великой французской революции Радищев, работая над своей знаменитой книгой «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он поднялся до революционного убеждения о неизбежности насильственного свержения самодержавия, уничтожения крепостничества, выступил в журнале дворянской молодежи «Беседующий гражданин». В передовой русской публицистике конца XVIII — начала XIX вв. большое место отводилось воспитанию гражданских доблестей, гражданского достоинства и патриотизма. И одним из основоположников этого направления был Радищев.

В 1789 г. в декабрьском номере журнала «Беседующий гражданин» он опубликовал статью, которая называлась «Беседа о том, что есть сын Отечества».

Не все рожденные в Отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота). Находящиеся под игом рабства недостойны украшаться сим именем, утверждал публицист. Уже в этом заключении сказывается требование борьбы с угнетением, крепостничеством, которое насаждалось и охранялось самодержавием и помещиками-феодалами.

Особенно сожалеет писатель о положении крестьян, которые «уподоблены лошади, осужденной на всю жизнь возить телегу...», и призывает образованную молодежь воспитывать себя в духе благородства и свободолюбия, т.е. в духе сочувствия угнетенным.

В конце века заметную роль в журналистике стал играть Н.М. Карамзин. Свои первые шаги в журналистике он сделал в изданиях Н. Новикова «Московские ведомости», «Детский журнал». В 1791 г. он сам стал издавать литературный ежемесячник под названием «Московский журнал». Карамзин не отличался радикальностью своих суждений, но он сумел в легкой увлекательной форме передать современные политические и литературные новости, оценить интересные события. Просвещение читателя и воспитание эстетического вкуса — заслуги Карамзина-журналиста этого периода. Его произведение «Письма русского путешественника» познакомили аудиторию с Европой, швейцарской демократичностью, немецким научным просветительством, знаменитыми учеными и поэтами, комфортабельностью европейской жизни.

При всей ограниченности круга читателей, прежде всего из-за низкой грамотности населения, политическая информация из Франции, критика крепостнических отношений, угнетения крестьян в России, порицание паразитизма помещиков, высмеивание чиновничьего аппарата не могли не пугать правящие классы. В начале 1790 г. подобная информация резко сокращается. Екатерина, напуганная Французской революцией, крестьянскими выступлениями против помещиков, переходит к преследованию передовых людей своего времени: Радищева, Новикова, наступает реакция, которую усугубил Павел I, сменивший на престоле Екатерину в 1796 г. При нем еще больше ограничиваются возможности независимой передовой журналистики: устанавливаются цензурные учреждения в столице и на пограничных переходах.

Но потенциально русская журналистика, особенно частные журналы, несмотря на вмешательство царского правительства, которое предписывало следить не только за изданиями, но и за писателями, пресекать не только революционные, но и либеральные идеи, показала, что журналы могут стоять и стоят на страже народных интересов. И это был главный итог развития русской журналистики в XVIII в.

* * *

В целом, к концу XVIII столетия сложилась система печати, достаточно гибкая, чтобы удовлетворить потребности читателя. Появились частные издания прогрессивного направления, установилась тесная связь литературы и журналистики. Из общего числа изданий обособились специальные журналы: хозяйственные, медицинские, детские и некоторые другие. Родилось совершенно оригинальное явление — русская сатирическая журналистика. Появились первые журналы в провинции («Ежемесячные сочинения» в Ярославле и др.).

Определились две основные линии: монархическая, крепостническая и оппозиционная, антикрепостническая и частично даже антимонархическая (Радищев). Оппозиционная печать по связям с общественным движением, передовой идеологией, несмотря на царскую цензуру, встала вровень с возникшей раньше ее по времени западноевропейской журналистикой.

Журналистика XVIII в. дала образцы язвительного памфлета, памфлета-пародии («Письма Фалалею» Новикова, «Похвальная речь в память моему дедушке» Крылова). Она показала богатые возможности эпистолярного жанра (Крылов, Фонвизин). Карамзин предпринял попытки в области интервью. Устами Ломоносова и Радищева сформулирован первый кодекс передового журналиста, журналиста-гражданина. XVIII в. в лице своих лучших представителей завещал последующим поколениям журналистов правдивость, гражданское достоинство, скромность как непременные профессиональные качества.

Таким образом, XVIII в. сделал много.

Но общерусская печать нуждалась еще в значительном совершенствовании.

Газеты носили казенно-официальный характер, их было мало. Сама история журналистики складывается поэтому как история журналов по преимуществу. Журналы часто не умели обеспечить единство направления — важнейшее требование к прессе. Отсюда тяготение к моножурналу, т.е. журналу одного лица. Надо было осмыслить и в дальнейшем преодолеть исключительную связь общественно-политического журнала с литературой.

Много предстояло сделать по разработке типов журнала, развитию газетного дела.

Впереди было еще совершенствование многих жанров, разработка журнальной теории, видов и форм общения с аудиторией массовым читателем, дифференциации журналистского труда, преодоление цензурных ограничений.

 

Вопросы для повторения

1. Каково было значение петровских «Ведомостей» для русской журналистики? Какой характер носила информация в «Ведомостях»? Назовите первых журналистов-профессионалов.

2. Какова была роль М.В. Ломоносова в развитии русской журналистики XVIII в.? Проанализируйте статью Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов...» (основные идеи, нравственные требования к журналисту).

3. Назовите наиболее значительныесатирическиежурналы Н.И. Новикова и И.А. Крылова. В чем разница во взглядахна сатиру Новикова и Екатерины II?

4. Перечислите основные жанры сатирических изданий XVIII в.

5. Какие нравственные качества хотел бы видеть Н.А. Радищев у граждан отечества?

 

Тексты для анализа

Петровские «Ведомости». №1.

М.В. Ломоносов. Рассуждение об обязанностях журналистов...

Н.И. Новиков. Рецепт для Безрассуда. Копия с отписки. Копия с помещичьего указа. Письмо уездного дворянина.

И.А. Крылов. Похвальная речь в память моему дедушке.

Н.А. Радищев. Беседа о том, что есть сын Отечества.

Д.И. Фонвизин. Вопросы к издателю «Былей и небылиц».

 

 

РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В НАЧАЛЕ XIX в.

Мрачный режим павловской империи, деспотизм его правления, авантюризм во внешней политике вызывали неудовольствие даже среди части дворянства. В результате дворянского заговора в 1801 г. Павел I был убит, и престол занял его сын Александр I.

При нем наступило некоторое оживление общественной жизни. Молодой царь высказывал либеральные идеи, а политический произвол предыдущего царствования, деспотизм Павла I заставляли говорить самых высокопоставленных дворян о необходимости твердых законов и даже конституции. В этих условиях несколько смягчается положение прессы и литературы. Количество журналов и альманахов увеличивается. Оппозиционные и либеральные настроения действительно передовой немногочисленной дворянской интеллигенции нашли известное выражение в организации ряда дружеских литературных обществ, в издании ими периодических и непериодических печатных органов («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» и др.). Тем не менее вся журналистика по-прежнему фактически делилась на два направления: консервативно-монархическое и либерально-просветительское, демократическое.

«Вестник Европы»

Наибольшего внимания в первое десятилетие заслуживает новый журнал Карамзина «Вестник Европы» (с 1802 г.). Несмотря на политический консерватизм Карамзина, его журнал — явление примечательное. Прежде всего потому, что в нем появился отдел «Политика». Журнал носил характер литературно-политического, что было ново и перспективно. В момент нарастания агрессивных намерений Наполеона Карамзин успешно вел отдел иностранных новостей. Во внутриполитических вопросах его позиция укладывалась в либеральную платформу царя Александра I: Карамзин требовал более гуманного отношения к крепостным, осуждал жестокосердие помещиков, но не более. Руководящая роль русского дворянства в делах государства для него была несомненна.

Карамзин хорошо знал свою аудиторию — грамотного провинциального помещика, дворянина-горожанина — и успешно удовлетворял их интересы. В литературном отделе печатал произведения сентиментального направления, чем обеспечивал симпатии грамотных женщин-дворянок. При этом Карамзин ориентировался на высокие эстетические нормы, и журнал его был интересен для образованного общества. Внешнеполитический комментарий, мелкие заметки исторического характера, повести — наиболее интересные материалы его журнала. Он создал своего постоянного читателя, добился живости изложения, усовершенствовал русский литературный язык. Однако с уходом Карамзина в 1803 г. из журнала «Вестник Европы» потерял значение, оригинальность. За Карамзиным не оказалось сплоченной группы журналистов-единомышленников, которые продолжили бы его дело. Скоро журнал сделался сухим научно-литературным органом, защищавшим позиции классицизма.

Подлинно коллегиальные издания либерально-просветительской ориентации попытались издавать в начале века так называемые радищевцы. Это была группа наиболее оппозиционно настроенных дворянских писателей, среди которых выделялся И.П. Пнин. Они пытались возродить гуманистические принципы Радищева, хотя до прямой революционности Радищева не поднимались. Их издания: «Свиток муз», «Периодическое издание», «Журнал российской словесности» (1802—1805) — важная веха в истории журналистики начала XIX в. В изданиях радищевцев широко культивируют обозрение, инвективу, сатирические жанры. Но в целом журналистика не получает все еще достаточно мощного стимула для развития: оппозиционные журналы по-прежнему остаются исключительно литературными и к тому же недолговечными.

«Сын отечества»

Не стала таким стимулом и Отечественная война 1812 г., хотя журналистика периода войны заслуживает внимания. Общее сокращение количества изданий во время войны компенсировалось появлением журнала «Сын отечества», издаваемого Н.И. Гречем. Он соединил в себе известные достижения как журналов того времени, так и газет. Содержание его преимущественно связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи, посвященные ходу войны (особенно выделяются обозрения проф. А.П. Куницына «Послание к русским», «Замечания на нынешнюю войну»). Гражданский патриотизм — отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне («Ворона и курица», «Волк на псарне»), впервые печатались рисунки и карикатуры, посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России.

С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.).

Замечательным явлением в журналистике начала XIX в. явилась журналистика декабристов, дворянских революционеров, впервые поднявшихся с оружием в руках против царского самодержавия.

Конец XVIII — начало XIX в. было временем ломки феодально-абсолютистских учреждений в Европе. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия. Передовые, лучшие люди из дворян понимали необходимость уничтожения крепостничества и самодержавной формы правления для дальнейшего прогресса России. Поэтому всю свою литературную и общественную деятельность они подчинили задаче обновления России, ограничения или свержения монархии. Для пропаганды своих идей, воспитания гражданского мужества у современников они использовали многие легальные журналы того времени: «Сын отечества», «Невский зритель», «Соревнователь благотворения и просвещения». Здесь они печатали свои литературные произведения, насыщенные острой социальной мыслью, направленные против института самодержавия («К временщику» Рылеева и др.).

«Полярная звезда»

Однако литературную и политическую программу им удалось в наиболее яркой форме осуществить не в журнале (журналы оставались под строгим надзором цензуры), а в альманахе, получившем название «Полярная звезда» (1823—1825). Издателями его были А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев. Принципы, на которых строился их ежегодный альманах, были очень близки журнальным принципам: строго соблюдалась коллегиальность, была учреждена так называемая внутренняя цензура, т.е. редколлегия, строго выдерживалось направление материалов, печатались только оригинальные произведения отечественных литераторов, было введено распределение доходов от издания в виде гонорара.

Политические идеи проводились исключительно через литературные материалы. Направление альманаху придавали аналитические обозрения русской литературы Бестужева. Они цементировали каждую книжку альманаха. Национальная самобытность и гражданская наполненность прежде всего требовались от произведений литературы. Воспитанию гражданских доблестей современников посвящались «Думы» Рылеева: «Рогнеда», «Иван Сусанин» и др. В альманахе печатались молодой А.С. Пушкин и другие поэты-романтики.

По оригинальности суждений о русской литературе, достоинству поэтических произведений альманах обратил на себя внимание в Европе. Переводы и перепечатки из «Полярной звезды» появлялись во Франции, Германии, Польше. Успех «Полярной звезды» в России породил множество подражаний. Среди русских альманахов заслуживают внимания: «Мнемозина» декабриста В.К. Кюхельбекера, «Русская старина» и др. Альманахам суждено было и в дальнейшем, вплоть до начала XX в., играть роль литературных и общественно-политических манифестов.

Декабристы-журналисты, декабристы-литераторы пытались использовать в целях революционной пропаганды и некоторые нелегальные формы публицистики: проект конституции под названием «Русская правда», агитационные песни революционного содержания и др. Некоторые из них были обращены к солдатам тех полков, где служили офицерами декабристы.

Восстание декабристов в 1824 г. не увенчалось успехом. Многие декабристы были сосланы, а пять человек были повешены Николаем I.

Деятельность русской журналистики после подавления правительством восстания декабристов протекала в тяжелых политических и цензурных условиях. Кроме того, передовой журналистике пришлось преодолевать серьезное политическое противоборство консервативной печати во главе с Ф.В. Булгариным, Н.И. Гречем и О.И. Сенковским, которые в 30-е годы как бы составили реакционный триумвират в журналистике. Их издания — газета «Северная пчела», журналы «Сын отечества» (после 1825 г.) и «Библиотека для чтения» (с 1833 г.) — составляли сильную конкуренцию передовой прессе А. Пушкина, Н. Полевого, Н. Надеждина и В. Белинского.

«Московский телеграф»

Первым среди прогрессивных журналов второй половины 20—30 гг. был «Московский телеграф» Н.А. Полевого. Начал издаваться он в канун восстания декабристов. Издателем его был выходец из купеческого звания, человек в высшей степени одаренный журналистскими способностями, получивший необходимые знания путем самообразования.

«Московский телеграф» был одним из наиболее удачных и популярных журналов после «Вестника Европы» Карамзина. В.Г. Белинский считал его лучшим от начала журналистики в России. По содержанию «Московский телеграф» носил энциклопедический характер. Полевой правильно понял, что время чисто литературного журнала проходит. Грамотный читатель интересовался уже и литературой, и политикой, и торговлей, и вопросами хозяйства. Надо было идти навстречу этому читателю. Еще Карамзин понимал, что успех журнала зависит от числа подписчиков, а это, в свою очередь, зависит от содержания журнала. Но одни журналисты шли навстречу читателю по пути приспособления к его невысоким еще вкусам. Так делали Булгарин, Сенковский. Другие шли сознательно на разрыв с массовым читателем, опираясь на узкий круг образованного дворянства. Так поступали дворянские аристократы. Полевой же принял заказ читателя на массовый разнообразный журнал, не отказавшись от того, чтобы идти впереди читателя, воспитывать его. Журналиста он называл «колонновожатым».

Полевой зарекомендовал себя как страстный адепт романтизма, как защитник раннего творчества А.С. Пушкина.

В политическом отношении Полевой добивался уравнения в правах дворян с купечеством. Памятник двум героям борьбы против интервенции 1612 г. купцу Минину и князю Пожарскому, установленный в Москве на Красной площади, он считал символом русского государственного устройства. Однако дворянство не собиралось с кем бы то ни было делить государственную власть. Поэтому критика Полевым дворянства как класса, как сословия вызывала враждебное отношение правительства к журналу. И в 1834 г., придравшись к критической рецензии на пьесу драматурга Н.В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», правительство закрыло журнал Полевого.

«Телескоп»

В 1831 г. возник прогрессивный журнал «Телескоп». Издатель журнала профессор Московского университета Н.И. Надеждин сумел преодолеть односторонность эстетической теории романтизма и выдвигал в своем журнале идею нового искусства — искусства, близкого к действительной жизни, что позднее было определено как программа реализма. Надеждин придавал огромное значение литературному отделу журнала, пропаганде творчества Пушкина-реалиста. Но и его журнал был энциклопедическим по своему содержанию, структуре.

Одной из заслуг Надеждина было приглашение в журнал молодого В.Г. Белинского, с приходом которого особого успеха достиг литературно-критический отдел «Телескопа». Белинский обратил внимание на творчество молодого Н.В. Гоголя как родоначальника, яркого представителя нового направления в русской литературе. Одновременно Белинский смело критиковал бездарность и эпигонство в литературе. Это вызывало нескрываемый интерес к журналу, где он печатался. Дебют Белинского в «Телескопе» был настолько удачным, что Надеждин, уезжая за границу, поручил редактирование журнала молодому критику.

Работая в «Телескопе», Белинский приступил к созданию передовой теории журналистики в России. В статье «Ничто о ничем» он выдвинул как главное условие успеха прогрессивного журнала его направление. «Журнал без направления есть вещь нелепая», — заявил он, анализируя популярный в 30-е годы журнал Сенковского «Библиотека для чтения». Он провозгласил критику ведущим отделом общественного журнала своего времени, поскольку литература была доступна широким читательским кругам, и через критику публицист получал возможность влиять на публику, а кроме того, в критике по цензурным условиям легче можно было поставить вопросы социального развития и борьбы с крепостническим угнетением, самодержавием. «Без критики журнал есть образ без лица», — говорил он. Н.Г. Чернышевский позднее высоко оценил те номера «Телескопа», которые издавались при Белинском.

Орган Надеждина был закрыт правительством в 1836 г. за резко критический пафос по отношению к самодержавной России «Философического письма» П.Я. Чаадаева, опубликованного в журнале. Причем Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Надеждин был сослан без права заниматься журналистикой.

Важную роль в журналистике 30-х годов сыграл А.С. Пушкин. Он принял самое активное участие в изданиях своего времени и как поэт, и как публицист. Особенно ценной была его причастность к борьбе против Булгарина и Греча — приспособленцев-журналистов, служивших негласными агентами жандармерии и царского правительства. Пушкин плодотворно сотрудничал в «Литературной газете» А.А. Дельвига, сам редактировал несколько номеров этой газеты. Против Булгарина и Греча он выступал также в московском журнале «Телескоп». Его фельетоны «О записках Видока», «О мизинце господина Булгарина и о прочем» были важным вкладом в борьбу прогрессивной печати с печатью проправительственной, какой были органы Булгарина и Греча («Северная пчела» и др.), обывательской литературой и саморекламой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных