ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социально-философские воззрения просветителей (Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.).Вольтер: По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал. По Вольтеру, причиной всего сущего и всех существ, принципом действия и единства мира, его целесообразности является Бог. Однако Вольтер признавал, что существование божества не может быть убедительно доказано никакими теоретическими соображениями и необходимость его признания определяется практическими, морально-политическими соображениями. "Вера в Бога, вознаграждающего за добрые дела и наказывающего за дурные, прощающего небольшие проступки, - считал он, - являлся самой полезной для человеческого рода. Это единственная узда для могущественных людей, которые ловко совершают тайные преступления". Руссо: Воззрения Руссо на мир формировались под влиянием английского и французского деизма. Руссо признавал существование материи, но отказывался решать вопрос о ее сущности, считая ее непознаваемой. Материя и не способна породить разум. Но Руссо утверждал, что существует Бог как мировая воля, мировой разум как источник добра. В то же время Руссо отвергал религию, теологию, фанатизм и религиозную нетерпимость. История общества, по Руссо, начинается с "естественного состояния", где люди свободны и равны. Это золотой век человечества". Способность к совершенствованию приводит к улучшению орудий и способов труда. На этой основе возникает частная собственность и имущественное неравенство. Успехи в хозяйственной деятельности, технике и науке оказываются неразрывно связанными с утратой людьми счастья, свободы, с регрессом в этике. Вследствие чего, человек оказывается перед проблемой отчуждения. Выход Руссо видел в возврате назад к "золотому веку" посредством общественного договора, согласно которому "каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общественной воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть ценного". В результате этого образуется коллективное целое - государство, народ, обладающий верховной властью, суверенитетом. Политический идеал Руссо - прямая демократия, в которой законы принимаются непосредственно собранием всех граждан. Частная собственность не уничтожается, а равномерно распределяется между всеми гражданами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|