ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правовые нормы имеют следующие признаки1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. 2. Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение. 3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Их легитимность подтверждается нормами морали и нравственности. 4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. 5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты. 6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.
(4) Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником. Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права. Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение. Источниками российского права являются: закон, иной нормативный правовой акт, обычай, договор, судебная практика, общие принципы права, международно-правовые акты. Для современной правовой системы России характерно признание приоритетным источником права закона. Конституция – важнейший источник российской правовой системы. Она может рассматриваться как источник права в следующих значениях: Высшая юридическая сила Конституции проявляется, во-первых, в том, что нормы законов и иных нормативных правовых актов должны соответствовать нормам Конституции, и, во-вторых, в том, что сами законы и иные нормативные правовые акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке. Конституция России имеет прямое действие. О́трасль пра́ва — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Основаниями для деления права на отрасли считаются: · предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений; · метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения; · способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права. (5) Конституционный строй – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства. Элементы конституционного строя РФ: 1. республиканская форма правления; 2. суверенитет РФ; 3. права и свободы личности; 4. источник власти – многонациональный народ России; 5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства; 6. федеративное государственное устройство; 7. гражданство РФ; 8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 9. организация местного самоуправления. (6) Конституционный статус президента РФ. Согласно Конституции, Президент РФ является главой государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной.
Особое положение Президента определяется тем, что он как глава государства: ¨ определяет состав Правительства РФ; ¨ назначает и освобождает от должности членов Правительства; ¨ принимает решение об отставке Правительства; ¨ может председательствовать на заседаниях Правительства; ¨ в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную Думу. Конституция РФ провозглашает Президента гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент: ¨ может обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ; ¨ как гарант прав и свобод личности Президент вправе использовать помилование граждан, осужденных судом за совершенные особо тяжкие преступления.
На Президента возложена охрана суверенитета России, независимости и государственной целостности РФ. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, т. е. выполняет координирующую функцию, обладая юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти: ¨ на деятельность законодательной власти – осуществлением права законодательной инициативы, правом вето, правом роспуска Государственной Думы; ¨ на исполнительную власть – посредством назначения председателя Правительства, назначения и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства; Что касается судебной власти, то она независима в своей деятельности от любых властей, но Президент предоставляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
(8) На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия: · разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленнымГосударственной думой; · обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики; · обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; · осуществляет управление федеральной собственностью; · осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства; · осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; · осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|