Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сертификация. Стандартизация




Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях:

  • создания условий для деятельности предприятий, предпринимателей, а также для участия в международном научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействие потребителя в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его безопасности. Обязательная сертификация является также средством контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции.

Объектами сертификации могут быть продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и производителям, а также иные объекты. Объекты обязательной сертификации устанавливаются законодательными актами.

За нарушения правил сертификации товаров (услуг) изготовитель, исполнитель, продавец несут ответственность в соответствии со статьей 41 Закона РФ «О защите прав потребителей» независимо от того, позволял ли уровень их научных и технических знаний выявить свойства продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья и имущества граждан.

Публикация официальной информации о действующих в РФ системах обязательной и добровольной сертификации и знаках соответствия, а также направление ее в международные (региональные) организации по сертификации являются обязанностью Госстандарта.

Сертификат соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствий – документ, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются в каждой системе сертификации.

Госстандарт России и другие государственные органы управления в пределах своей компетенции на основе общих правил и рекомендаций создают системы сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняют следующие основные функции:

  • устанавливают правила проведения сертификации в этих системах;
  • осуществляют выбор схем сертификации;
  • определяют центральные органы системы сертификации;
  • устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
  • устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
  • выдают сертификат и знак соответствия и др.

Международная практика сертификации направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции, и обеспечение беспрепятственного ее передвижения на рынках.

В 1990 г. для реализации правил сертификации был создан специальный орган – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в Европе, способствующей свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытание, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации.

В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕС и ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и практически во всех зарубежных странах.

Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.

В настоящее время можно выделить 3 уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:

  • системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО серии 9000;
  • общефирменные системы управления качеством (TQM – всеобщее управление качеством – Total Quality Management);
  • системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий дипломов по касчеству.

Системы, соответствующие стандартам ИСО серии 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок – просто отсутствует.

Общефирменная система управления качеством (TQM). История формирования и развития принципов качества, сертификации имеет глубокие корни. Достаточно вспомнить этапы развития, которые приводят отечественные исследователи В.Е. Швец, В.А. Лапидус. Историю развития управления качеством можно представить графиком на рис. 1.6.

Рис 1.6. Развитие управления качеством

TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – ноль дефектов, к затратам – ноль непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный термин – «Постоянное улучшение качества» (quality improvement).

Системы качества, соответствующие критериям национальных или региональных премий по качеству. Премии по качеству как стимул создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире – премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в станах Европы и др. В России существует премия Правительства РФ в области качества. Следует отметить, что критерии премии по качеству, учитывая все передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 и в TQM, еще в большей мере обращены к человеческому фактору.

Суть метода распределения функций качества (QFD) заключается, образно говоря, в переводе требований к качеству с одного языка на другой.

Метод анализ причин и последствий отказов (FMEA) впервые был разработан и применен в программе «Шаттл». Чаще всего он используется на стадии проектирования. Суть его заключается в том, что экспертно предполагаются наиболее критические отказы изделия, возможные в эксплуатации. Оцениваются (экспертно) возможные последствия этих отказов. В зависимости от серьезности этих последствий с определенной глубиной анализируются возможные причины отказов и принимаются конструктивные и технологические решения по недопущению этих причин.

Методы Тагути можно отнести к инженерно-эконмическим методам, позволяющим наиболее коротким способом с меньшими затратами прийти к правильному инженерному решению. Тагути создал надежный метод расчета, использовав отношение сигнал/шум, применяемое в электросвязи.

Групповые методы анализа и решения проблем получили достаточное воплощение в форме кружков качества. Однако в зарубежной практике групповая организация улучшения качества имеет много разновидностей. Саму по себе идею нельзя вырвать и насадить как нечто самостоятельное. Она должна быть органической частью продуманного проекта построения на предприятии системы качества.

Такие методы, как QFD, FMEA, Тагути, в зарубежной практике применяются очень широко и эффективно, входят неотъемлемой частью в программы подготовки специалистов по качеству.

Семь инструментов качества японской экономики изложены в переводной литературе японских авторов (Исикава, Куме) и в отечественных публикациях. Одно из достоинств этих методов – в их простоте и возможности использования работниками любого уровня – от директора до рабочего.

Статистические методы. Начальный опыт японской революции в качестве связан именно с массовым применением статистических методов. Использование статистических методов предполагает, что на предприятии имеется группа специалистов, квалифицированно владеющих этими методами и осуществляющих постановку их применения на предприятии. Статистические методы широко отражены в стандартах, справочниках и других материалах.

 

 

Практическая часть

    1. Краткая характеристика предприятия

ОАО “ЮЖУРАЛКОНДИТЕР” – предприятие пищевой индустрии. Является юридическим преемником кондитерской фабрики, открытой 23 июня 1961. ОАО "Южуралкондитер" - одно из ведущих производителей кондитерских изделий на Южном Урале, входящее в холдинг «Объединенные кондитеры».

В «Объединенные кондитеры» входят 15 российских кондитерских фабрик, специализирующихся на выпуске кондитерских изделий и продуктов питания, в том числе ОАО «Рот Фронт», ОАО «МКФ Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский».

Оборот предприятий холдинга «Объединенные Кондитеры» по предварительным итогам работы в первом полугодии 2005 года составил более 300 млн. долларов. На предприятиях Кондитерского комплекса занято 17 тысяч сотрудников.

Уставный капитал ОАО «Южуралкондитер» составляет 132 тыс. руб. и принадлежит аффилированной с группой «Гута» компании «Объединенные кондитеры». По данным компании UFG, оборот «Южуралкондитера в 2002 году составил $16 млн, чистая прибыль — $300 тыс.

В 1996 “Южуралкондитер”, наряду с кондитерскими фабриками ряда других городов, вошел в состав Бабаевского концерна. В структуре “Южуралкондитер” кондитерские фабрики городов области: Чебаркуля, Златоуста, Кыштыма, Троицка, Коркино. Объединение родственных предприятий. содействовало их укреплению: концерн способствует не только приобретению сырья, но и реализации продукции через собственную сеть торговых домов. С 1997 “Южуралкондитер” реализует свою продукцию через оптовую базу и 23 торговые точки в Челябинске и др. городах области.

Ассортимент изделий, выпускаемых “Южуралкондитер”, состоит из более чем 300 наименований. Мощность предприятия – 22 тыс. тоннпродукции в год. Численность персонала – около 1100 человек.

На предприятии используются передовые технологии. В частности, пирожные “Мерендинки” и рулеты производятся на полуавтоматической линии; современные машины используются для приготовления теста, крема и др. компонентов кондитерских изделий; для производства помадных сортов конфет установлена линия мощностью 5425 т в год. Реконструкция и модернизация оборудования позволяют постоянно наращивать объемы и обновлять ассортимент выпускаемой продукции: только в 2001 по сравнению с 2000 выпуск конфет возросло в 1,8 раза. Также важная роль в монтаже новых линий по производству уникальных конфет с отливными помадными корпусами, в запуске поточной линии по изготовлению карамели с шоколадно-ореховыми начинками, а также в усовершенствовании системы контроля над поступающим сырьем, благодаря которой на фабрике выпускается продукция только самого высокого качества.

“Южуралкондитер” является постоянным участником российских выставок пищевой продукции. В 1998 предприятие завоевало 8 дипломов на выставке “К Дню защиты прав потребителей”, в 1999 удостоено 1-го места на выставке “Агро-99”, стало дипломантом конкурса “100 лучших товаров России”. В 1999 на выставке “Российские продукты” “Южуралкондитер” удостоен золотой медали и диплома за оформление коробки конфет “Уральские сказы”, серебряной медали – за упаковку печенья, диплома – за качество продукции. По итогам работы в 1999 коллектив “Южуралкондитер” получил благодарственное письмо от президента РФ В. В. Путина.

Фабрика выпускает более 200 наименований кондитерских изделий - печенье, вафли, шоколадные конфеты, карамель. Производственная мощность предприятия составляет более 17 тысяч тонн сладкой продукции в год. В 2006 году фабрика отметит 45 летний юбилей.

На протяжении многих лет ОАО «Южуралкондитер» готовит новогодние подарки для детей. В 2005 году упаковки для подарков сделаны в виде карет, замков, домиков, медведей, снеговиков. Эскизы для подарков подготовила дизайнерская группа фирмы «Южуралкондитер». Бесплатно их получат дети из интернатов и детских домов, а также школьники из малообеспеченных семей.

 

Общая оценка качества продукции на ОАО «Югдонкондитер»

    1. Общая оценка качества продукции на ОАО «Южуралкондитер»

В 2005 г. на ОАО «Южуралкондитер» контролирующим органом продукция не браковалась. В этом же году были предприняты следующие меры по улучшению качества:

  • установлен отлаживающий канал для пластов крупноштучных конфет;
  • реконструирован участок щербета;
  • изготовлены штампы под глазировочную конфету на линии;
  • отремонтирована помадосбивочная машина ШАЕ-800;
  • проведен ремонт глазировочной линии на втором этапе сахаристого цеха;
  • изготовлены новые ложки для пластов «Птичье молоко»;
  • изготовлены направляющие для вафельной печи;
  • установлен вентилятор для охлаждения орехов после обжарки;
  • проведена сертификация выпускаемой продукции на 2006 г.;
  • разработаны красочные коробки для наборов конфет.

Для расширения ассортимента, улучшения качества выпускаемой продукции за 2005 г. на ОАО «Южуралкондитер» освоено 15 новых видов продукции. Освоено 2 новых участка – по производству овсяного печенья и вафельных тортов.

Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

В 2006 году бисквитное пирожное «Мерендинка» отметит свой 10-летний юбилей на уральской земле. В 1996 году ОАО «Южуралкондитер» приобрело линию по производству бисквитной выпечки итальянской фирмы «SAKIB BAKERY». В России работает всего несколько подобных линий. За минувшее десятилетие специалисты фабрики детально отработали рецептуру и усовершенствовали технологию производства, что сделало «Мерендинку» не только очень вкусной, но и весьма полезной.

Бисквитные пирожные «Мерендинки» производства «Южуралкондитер» изготовляются исключительно из натурального сырья, имеют в своем составе глюкозу, что делает их незаменимым продуктом для детского и диетического питания. В Челябинске «Мерендинки» выдают донорам.

В 2004 году «Мерендинки» были включены в новогодние подарки для детей на главной елке России – Кремлевской.

Высокое качество продукции кондитерской фабрики «Южуралкондитер» подтверждено дипломами и наградами международных выставок и ярмарок «World Food 2003», «Продэкспо 2004» и «Продэкспо 2005».

Государство в целях чистой конкуренции диктует свои правила поведения утверждением ГОСТов. Один из новых используемых на ОАО «Южуралкондитер» - ГОСТ P 51074-97, который действует уже год. Настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) пищевых продуктов.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и Законом РФ «О стандартизации» требования настоящего стандарта являются обязательными. Требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.

Итак, изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую достоверную информацию о пищевых продуктах обеспечивающих возможность их правильного выбора. Информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом текстом и (или) маркировкой на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

В соответствии с вышеизложенным можно сказать, что продукция ОАО «Южуралкондитер» двигается к мировому уровню, администрация фабрики ведет активную политику в области конкурсного производства и предприятие является важным производителем в нашем регионе.

Последние годы доля рынка «Южуралкондитер» снизилась с 70% до 17%. В связи с вхождением ОАО «Южуралкондитер» в холдинг «Объединенные кондитеры» сменилось все руководство фабрикой, были уволены все работники старше 60 лет. Новое руководство надеется вернуть былую славу конфет челябинской кондитерской фабрики и завоевать большую часть рынка вновь.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных