Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
- 4.1. Отход от классического бихевиоризма
- 4.2. Воспитание и развитие
- 4.3. Критические периоды социализации
- 4.4. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения
- 4.5. Роль подражания в формировании нового поведения
- 4.6. Ребенок и взрослый
- 4.7. Семья как фактор развития поведения ребенка
4.1. ОТХОД ОТ КЛАССИЧЕСКОГО БИХЕВИОРИЗМА В американской психологии считается, что теории социального научения - это самое значительное направление в исследовании развития детей. В конце 30-х гг. Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ (исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах), развитие личности. В 1941 г. Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение". На этой основе вот уже более полувека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального "гуманоидного" состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия - результат научения, они не являются врожденными. Существуют разные концепции научения. При классическом обусловливании павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы (Схема опыта представлена на рисунке).

При оперантном научении, по Скиннеру, поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов.

(+) - реакция получает подкрепление Обе эти концепции объясняют, как возникает новое поведение у животных. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию - третья форма научения. Одно из проявлений имитации - идентификация. Это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку. В теории социального научения рассматривается не только как происходит социализация, но и почему она происходит. Особо рассматриваются удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения. В области социального научения работают уже несколько поколений ученых. Эволюция теории научения представлена на таблице 1.
Таблица 1. Эволюция теории социального научения (цит. по Р. Карису)
1900 - 1938
| 1938 - 1960
| 1960 - 1970
| 1970 - по н. вр.
| Предшественники
| Первое поколение
| Второе поколение
| Третье поколение
| Психоанализ
| Социальное научение
| Социальное научение и развитие личности
| Интеракционный анализ
| З. Фрейд
| Р. Сирс Дж. Уайтинг Н. Миллер Дж. Доллард Дж. Роггер
| А. Бандура Р. Уолтерс
| Г. Петтерсон А. Ярроу Р. Белл В. Хартуп
| Теория научения
| Оперантное обусловливание
| Анализ поведения
| Социально-конгетивный анализ
| И. П. Павлов Э. Торидайк Дж. Уотсон К. Халл Э. Толмен
| Б. Скиннер
| С. Бижу Дж. Гевирц
| В. Мишель Е. Маккоби Дж. Аронфрид
| Конгитивные теории
|
|
| Структуры социального окружения
| Дж. Болдуин Ж. Пиаже
|
|
| Х. Рауш Р. Парк Ю. Бронфербреннер
| Теория поля
|
|
|
| К. Левин
|
|
|
| Cairns R. B. Social development - San Francisco - 1979
| Для этого направления характерно стремление к синтезу разных подходов в изучении социального развития. Из таблицы 2 наглядно видно, что это направление, как оно развилось в США, было движением к осознанию общей теории, а не отдельной областью знаний.
Таблица 2. Схема основных направлений в изучении социального развития (цит. по Р. Кэрису)
| Социальное научение
| Когнитивное развитие
| Этология и социология
| Генетический психоанализ
| Генетическая психология
| Основные задачи
| Научение социальному поведению
| Когнитивный контроль за социальным поведением
| Эволюция социального поведения
| Развитие патологии поведения
| Взаимосвязь биологии и поведения
| Основные популяции
| Нормальные дети дошкольного и школьного возраста
| От младенцев до подростков Взрослые
| Беспозвоночные и позвоночные животные
| Дети Пациенты
| Млекопитающие (нечеловекообразные и птицы)
| Методы
| Кратковременные поведенческие эксперементы
| Интервью Вербальные оценки
| Естественное наблюдение Контролируемое наблюдение
| Наблюдение Клиническое изучение
| Физиологические и поведенчиские эксперименты
| Основные понятия
| Имитация Социальное подкрепление
| Концепция стадий Саморазвитие
| Врожденный контроль Видеотипичные паттрны
| Запрограмированная привязанность Депривация Тревожность
| Двунаправленная организация Реципрокный контроль
| Рассмотрим кратко вклад, который внесли в концепцию социального научения представители первого, второго и третьего поколений американских ученых. Н. Миллер и Дж. Доллард первыми проложили мост между бихевиоризм ом и психоаналитической теорией. Вслед за З. Фрейдом они рассматривали клинический материал как богатейший источник данных; по их мнению, психопатологическая личность лишь количественно, а не качественно отличается от нормального человека. Поэтому изучение поведения невротика проливает свет на универсальные принципы поведения, которые труднее выявить у нормальных людей. Кроме того, невротики обычно продолжительное время наблюдаются психологами, и это дает ценный материал длительного и динамичного изменения поведения под влиянием социальной коррекции. С другой стороны, Миллер и Доллард - психологи-экспериментаторы, владеющие точными лабораторными методами. Они обращались и к изучению механизмов поведения животных с помощью строгих научных экспериментов. Миллер и Доллард разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение, как животного, так и человека является следствием таких первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда и боль и т.д. Все они могут быть удовлетворены, но отнюдь не угашены. В соответствии с бихевиористской традицией Миллер и Доллард определяют силу побуждения количественно, измеряя, например, время депривации. Помимо первичных, существуют вторичные побуждения, включающие гнев, вину, сексуальные предпочтения, потребность в деньгах и власти и многие другие. Самые важные среди них - страх и тревожность, вызванные предшествующим, ранее нейтральным стимулом. Конфликт между страхом и другими важными побуждениями служит причиной неврозов. Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции. С их точки зрения, подкрепление - это редукция, снятие побуждения или, используя термин Фрейда, - драйва. Научение, по Миллеру и Долларду, - это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению. Если в репертуаре поведения человека или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают внимание на возможность с помощью подражания уменьшить количество проб и ошибок и приблизиться к правильному ответу через наблюдение поведения другого. В экспериментах Миллера и Долларда выяснялись условия подражания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления). Эксперименты проводились на крысах и на детях, причем в обоих случаях были получены сходные результаты. Чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает связь между стимулом и реакцией. Если нет побуждения, научение невозможно. Миллер и Доллард считают, что самоудовлетворенные, самодовольные люди - плохие ученики. Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, неспособного к высшим психическим процессам. С их точки зрения, счастливый ребенок - это миф. Отсюда задача родителей - социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Миллер и Доллард разделяют мысль А. Адлера о том, что мать, дающая ребенку первый пример человеческих отношений, играет решающую роль в социализации. В этом процессе, по их мнению, четыре наиболее важные жизненные ситуации могут служить источником конфликтов. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка. Ранние конфликты не вербализованы и поэтому неосознанны. Для их осознания, по мнению Миллера и Долларда, необходимо использовать терапевтическую технику Фрейда. "Без понимания прошлого невозможно изменить будущее", - писали Миллер и Доллард.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|