Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Процедуры ввода-вывода данных




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Язык Pascal характеризуется хорошо развитой библиотекой модулей, позволяющих использовать возможности ОС, организовывать ввод, вывод, формировать графические изображения и т.д. Среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки, компоновать программы из отдельных частей, отлаживать и выполнять отлаженную программу. Пакет предоставляет пользователю большой объем справочной информации.

Алфавит языка - совокупность допустимых в языке символов.

Структура программы

Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.

PROGRAM Имя (Input,Output); Заголовок программы

Label - раздел меток

Const - раздел констант

Type - раздел типов Раздел описаний

Var - раздел переменных

Procedure - раздел процедур

Function - раздел функций

BEGIN

Оператор 1;

Оператор 2; Раздел операторов

... (тело программы)

Оператор n

END.

Заголовок содержит служебное слово PROGRAM, имя программы, задаваемое программистом, и в круглых скобках имена стандартных процедур Input, Output для связи программы с внешними устройствами ввода-вывода. Заканчивается заголовок символом ";" (точка с запятой).

Раздел описаний предназначен для объявления всех встречающихся в программе данных и их характеристик (имена данных, их тип, возможные значения). Этот раздел содержит следующие подразделы: объявление меток, констант, типов, переменных, объявление процедур и функций. Порядок расположения разделов не важен и описания могут повторяться.

Объявление процедур и функций является одним разделом. Следует заметить, что не все перечисленные разделы обязательны в программе. В простых программах могут потребоваться, например, только разделы описания констант и переменных.

После каждого описания ставится символ ";".

Раздел операторов ("тело" программы) заключается в операторные скобки вида: BEGIN ("начать") и END ("окончить"), при этом после служебного слова END обязательно ставится точка. В разделе операторов записывается последовательность исполняемых операторов и каждый выражает действие, которое необходимо выполнить. Исполняемые операторы отделяются друг от друга символом ";".

Константы и переменные

В зависимости от способа хранения в компьютере данные можно разделить на две группы : константы и переменные. В программе они определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обратиться для получения текущего значения.

Константы - это данные, значения которых не изменяются в процессе работы программы. Константы "узнаются" компьютером по форме их записи. В языке Pascal используются константы трех видов: числовые, булевские и символьные. Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да-нет, истина-ложь). Символьные константы представляют данные, являющиеся последовательностями символов.

Значения переменных, в отличие от констант, могут изменяться во время выполнения программы. Переменные "узнаются" компьютером по именам (идентификаторам), более того с каждой переменной программы связывается одна и только одна ее характеристика, называемая типом

Тип - это множество значений переменной вместе с множеством операций, которые можно выполнять над элементами этого множества.

Приписывая переменной некоторый тип, мы тем самым явно определяем множество значений, которые можно присвоить этой переменной, а также операции, с помощью которых можно манипулировать ее значениями.

Рассмотрим некоторые скалярные (простейшие) типы данных.

Диапазон значений типа Integer: -32768..32767. Над данными типа Integer допустимы те же операции, что и над данными типа Byte.

Диапазон значений типа Real: 2.9E-39..1.7E+38 (по абсолютной величине). Данные типа Real имеют точность до одиннадцати значащих цифр.

Данные типа Boolean могут принимать два значения: TRUE и FALSE.

Встроенные функции

Int - возвращает целую часть аргумента;
Round - возвращает результат округления аргумента до ближайшего целого;
Trunc - "отбрасывает" дробную часть аргумента;
Abs - возвращает абсолютное значение аргумента;
Random - возвращает случайное число из интервала [0,A);
Sqr - возвращает квадрат аргумента;
Sqr - возвращает квадрат аргумента;
Sqrt - возвращает квадратный корень аргумента;
Exp - возвращает экспоненту аргумента;
Ln - возвращает логарифм аргумента;
Sin - возвращает синус аргумента;
Cos - возвращает косинус аргумента;
ArcTan - возвращает арктангенс аргумента.

Процедуры ввода-вывода данных

Для организации ввода и вывода информации в языке программирования Pascal служат четыре процедуры: Read и ReadLn, Write и WriteLn. Эти процедуры являются "встроенными" в язык Pascal, поэтому для того, чтобы ввести информацию в оперативную память компьютера для ее дальнейшей обработки, программисту не надо писать специальную программу, а всего лишь нужно правильно обратиться к процедуре Read или ReadLn. Соответственно, чтобы вывести информацию на дисплей из оперативной памяти компьютера, необходимо вызвать процедуру Write или WriteLn.

1. Процедура ввода информации
Процедуры ввода (или чтения информации) Read или ReadLn обеспечивают ввод числовых данных, символов, строк и т.д. для последующей их обработки программой.

Синтаксис процедуры Read и ReadLn:
Read (X,Y);
ReadLn (X,Y);
где X, Y - переменные, описанные в разделе описания переменных.

Отметим, что указанные процедуры Read и ReadLn аналогичны, единственное отличие заключается в том, что после ввода значений переменных, указанных в списке процедуры ReadLn, ввод значений переменных, указанных в списке следующей процедуры ReadLn, будет производится с новой строки. Этого не происходит в ходе выполнения процедуры Read, т.е. ввод осуществляется на той же строке. Таким образом, процедура ReadLn не только вводит значения указанных переменных, но еще и переводит курсор на новую строку. Это позволяет делать суффикс Ln.

2. Процедура вывода информации.
Процедуры вывода (или записи информации) Write или WriteLn обеспечивают вывод числовых данных, символов, строк на дисплей. В отличии от процедуры ввода процедура вывода WriteLn может не иметь параметров. В этом случае процедура WriteLn обеспечивает лишь перевод курсора на следующую строку.

Синтаксис процедуры Write и WriteLn:

Write (X,Y);






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных