Тема 9. Праксические состояния человека в трудовой деятельности
Психические функциональные состояния. Определение понятий: психические состояния, функциональные состояния, праксические состояния. Основные характеристики и функции состояний. Фазы работоспособности. Регулирующая, побуждающая и детерминирующая функции состояний в трудовой деятельности.
Общие и частные классификации психических состояний в труде.
Виды функциональных состояний работающего человека. Условия и факторы влияния на динамику функциональных состояний в труде.
Состояние утомления. Компоненты утомления как переживаемого психического состояния. Показатели утомления. Общие признаки утомления в интеллектуальной и сенсорной сферах работающего человека. Виды утомления. Стадии и динамика утомления. Степени переутомления. Связь утомления с индивидуальными особенностями человека. Утомление и работоспособность. Специфика утомления в различных видах труда.
Состояние монотонии, общая характеристика и симптомы. Различия между людьми по устойчивости к монотонии. Пути предупреждения возникновения монотонии. Монотония и утомление. Психическое пресыщение.
Напряжение как состояние. Психическая напряженность: операциональная, эмоциональная. Эмоциональное напряжение в труде. Экстремальные состояния. Реакция тревоги.
Стресс. Формы психологического стресса. Типы поведения людей в экстремальных условиях трудовой деятельности. Пути повышения надежности человека в экстремальных условиях труда.
Состояние психологической готовности к деятельности (ПГД). Виды ПГД: общая и ситуативная. Пути формирования ПГД. ПГД и установка.
Праксические состояния: описание, классификация. Психосоматический модус человека. Праксические состояния и мотивация деятельности.
Хроническая усталость и профессиональное выгорание как специфические состояния работающего человека.
Физиологические и психологические методы диагностики состояний человека в труде.
Методы, средства и способы саморегуляции и регуляции состояний человека в условиях трудовой деятельности.
Материалы лекции
Психические состояния в трудовой деятельности называются праксические состояния. Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией[1].
Состояния человека в трудовой деятельности классифицируют:
1) по признаку длительности;
2) по ведущему компоненту;
3) по степени напряжения их общего тонуса;
4) по активной деятельности сознания;
5) по доминирующим в их структуре свойствам личности и т. д.
В. Асеев располагает возникающие в процессе трудовой деятельности психические состояния по следующим группам:
1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Такие состояния определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п.) отражают общий психологический настрой коллектива.
2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях рабочих;
3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв и т. д. Сюда же Асеев относит психические состояния, вызванные содержанием и характером работы (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т. п.
По признаку преобладания одной из сторон психики (Сосновикова — там же) различают состояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мыслительная активность (задумчивость, вдохновение, озарение) и т. д.
Наиболее важна для психологии труда классификация состояний по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность деятельности. Умеренное напряжение — нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности — необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме.
Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.
Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер.
В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.
Экстремальные условия — условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим в самом общем смысле — это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение. Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, относятся к следующим группам:
1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;
2) биологический страх;
3) дефицит времени на обслуживание;
4) повышенная трудность задачи;
5) повышенная значимость ошибочных действий;
6) наличие релевантных помех;
7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;
8) дефицит информации для принятия решений;
9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);
10) перегрузка информацией;
11) конфликтные условия, т. е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.
Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.
Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.
Сенсорное напряжение — напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.
Монотония —напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.
Политония — напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.
Физическое напряжение — напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
Эмоциональное напряжение — напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
Напряжение ожидания — напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.
Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.
Утомление — напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|