ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Хитрые способы», которые совсем не хитрые.Существует пестрое множество способов разрешения конфликтов. Вот первый из них. Он самый легкий и самый общеизвестный. Такой хитрый способ разрешения конфликта, как юмор, т. е. беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. Механизм действия этого способа предельно прост: подняться над ситуацией и увидеть в ней смешной элемента. Но есть одно «но», о котором мы никогда не должны забывать. Наша шутка не должна содержать в себе сарказма или иронии. Это может нанести обиду одному из субъектов конфликта (или обоим), и только обострит конфликт, а совсем не поможет его разрешить. Второй важный способ разрешения конфликта — это признание достоинств. Оно может проявляться как словами, так и при помощи нежных взглядов, через прикосновение, через трепетное отношение и т. п. Проявление ласки снимает психологическое напряжение, разряжает наэлектризованную атмосферу вокруг конфликтующих, дает возможность страстям немного увлечься. Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступков. Механизм действия этого способа: «чтобы что-то получить, нужно чем-то поступиться». Умение идти на взаимные уступки очень важное умение. Бывают ситуации, когда в «пылу борьбы» субъекты конфликта уже не могут прийти к приемлемому для обеих сторон решению конфликта. И тогда можно обратиться к незаинтересованному лицу за помощью в разрешении конфликта. Такой способ называется третейским судом. Он может быть двух видов: — опосредованным, когда обращение идет к нормативным документам, к произведениям знаменитых ученых, писателей, философов; — непосредственным, когда обращение идет к реальному лицу. Отметим существенную деталь — третейский судья должен быть обязательно авторитетен для обеих конфликтующих сторон. Механизм действия этого способа следующий: «Сами принять ответственность за решение субъекты конфликта уже не в состоянии, поэтому лучше передать ответственность авторитетному третьему». Еще один способ разрешения конфликта — анализ. К нему обычно прибегают, если все предыдущие способы не соответствуют социально-психологической природе конфликта или же они не возымели надлежащего действия. Важнейшим условием анализа является то, что проводить его следует на нейтральной территории. В ином случае одна из конфликтующих сторон получает преимущество, чувство психологической защищенности. Анализ позволяет добраться до истоков конфликта и помогает найти решение ситуации. Если же все предыдущие способы не принесли желаемого результата, то возможно использование ультиматума. Ультиматум — это предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (если Вы не..., то я вынужден (а) буду... (санкции). И, наконец, если затронуты какие-то личностные структуры, которыми субъект не может поступиться, то возможен разрыв связи, либо же используется такой крайний способ разрешения конфликтов как уничтожение (моральное или физическое). Конечно же, такой широкий спектр способов разрешения конфликтов не случаен. Мы уже отмечали, что мера напряжения конфликтов может быть различной. Именно она и определяет выбор того или иного способа разрешения. Чем выше степень развития напряжения, тем больших духовных усилий требует от нас поиск выхода из ситуации и тем более «сильным» по своему воздействию должен быть способ разрешения коллизий. Но здесь можно проследить и другую зависимость. Чем выше мы поднимаемся по ступенькам способов, тем ниже мы опускаемся в своем уважении друг к другу. Чем выше мы поднимаемся по лестнице способов разрешения конфликта, тем выше напряжение сил столкновения. И чем выше способ по избранной мере напряжения, тем разрушительнее влияние этого способа на взаимоотношения людей. А значит, чем выше мы поднимаемся в выборе способа, тем ниже опускаемся в наших взаимоотношениях. Образно говоря, восходя вверх по ступеням лестницы «способов разрешения конфликта», мы стремительно падаем вниз в тот же самый момент по ступенькам отношений. Данный парадокс не должен нас удивлять, т. к., к каждому последующему способу разрешения мы переходим, когда предыдущий не возымел действия, а накал страстей возрос до нового уровня. Поэтому нам очень важно обдумать, в каких случаях возможен тот или иной способ разрешения конфликта. Вероятно юмор возможен, когда хотя бы один из субъектов находится в состоянии психологического равновесия и способен оценить ситуацию. Пока еще страсти не накалились и есть способность увидеть в ситуации нотку юмора. Признавать достоинства Другого мы можем пока эмоции не перевесили наш «холодный разум» и мы в состоянии увидеть в человеке гораздо больше хорошего, нежели плохого. Очевидно компромисс приходит нам на помощь только в том случае, если каждый из субъектов конфликта склонен чем-то поступиться на благо другого. Третейский суд доступен тогда, когда хотя бы один из субъектов находит в себе силы признаться, что самостоятельно справиться с ситуацией они уже не в состоянии. Вероятно анализ возможен, если стороны конфликта вдруг осознают, что уже давно «потеряли» первоначальную причину столкновения в «пылу битвы». А вот ультиматум кажется приемлемым, если степень напряжения конфликта так высока, что остановить ее развитие хоть на какое-то время помогает только жесткое требование. Временный разрыв связи способен помочь слишком уже разгоревшимся эмоциям улечься и вернуть нашему разуму рассудочность. Уничтожение же в любом своем виде пагубно как для личности каждого субъекта конфликта, так и для их взаимоотношений. 4 правила бесконфликтного общения. (конфликты в нашей жизни). не употребляйте конфликтогенов. не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее это будет сделать практически невозможно - так стремительно нарастает сила конфликтогенов! Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего. Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. проявляйте эмпатию к собеседнику. Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплемент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, самочувствие, уважительное отношение и т.д. делайте как можно больше благожелательных посылов. Следует вкратце сказать о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность. Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость сопровождаются выделением норадреналина. И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» - эндорфинов. Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому каждый человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником. Кто живет без конфликта. Причины порождающие негативное отношение к конфликту, столь же закономерны, как сам конфликт. Во-первых, конфликт понимается как крупная ссора или склока с бранью, битьем посуды, слезами, припоминанием всех былых обид и неудач. Подобное восприятие конфликта встречается, к сожалению, довольно часто. И если мы видим такое явление именно в таком ракурсе, то действительно можно утверждать, что от подобных конфликтов следует избавляться. Пример: молодая мама спросила своего девятилетнего сына: ”Нужен ли конфликт, как ты думаешь?” Он подумал несколько секунд и ответил: “Конечно, да!” Тогда она попросила его уточнить, почему он так полагает. На это мальчик ответил: “Знаешь, мама, я бы до сих пор не научился убирать в своей комнате, если бы у нас не было по этому поводу конфликта.” Это простой, но достаточно яркий пример показывает, что конфликт нужен тогда, когда он помогает нам выйти на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных отношений. С этой точки зрения, конфликт необходим нам для жизни в равной степени как воздух. Он является своеобразным катализатором формирования, становления личности. Еще раз отметим, что конфликт хорош и нужен, когда он помогает нам достичь в процессе его разрешения иной высоты своего развития. Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: “... без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели.” Во-вторых, конфликт вынуждает нашу душу трудиться. Нужно уметь принимать человека любым, таким, каков он есть на самом деле, и не пытаться его переделать, изменить, подстроить под себя, подогнать под свою мерку. Всегда легко принять другого, если он согласен с нами. Но сосем иначе обстоит дело, если он против. И здесь нам как нельзя лучше может помочь конфликт. Именно он позволяет нам приоткрыть внутренний мир другого. Понять, что есть человек, который видит, думает, чувствует иначе, чем мы. Конфликт - это своего рода непредвиденная ситуация, которая обнажает обычно недоступные для вас уголки человеческой души. И если мы научимся принимать позицию другого в ситуации конфликта, то принять ее в обычной повседневной жизни нам будет во сто крат легче. Оговоримся сразу, принять позицию другого человека - не значит полностью согласиться с ней (хотя, такое тоже возможно, но далеко не обязательно). Принять - это увидеть мнение другого субъекта, отличное от нашего, принять, что другой имеет право на свою точку зрения, на свою позицию, и включить его позицию в свой внутренний мир. Такое умение увидеть другого обогащает наш собственный внутренний мир. Итак, если посмотреть на конфликт с этой точки зрения, то он уже не будет нам казаться таким страшным, ненужным, лишним явлением, которое однозначно должно быть изгнано из нашего повседневного существования. Мы уже говорили об уникальности внутреннего мира каждого из нас. Поэтому каждый человек по особенному относится к тому или иному явлению, по своему оценивает происходящие события. Конфликт - не исключение из этого правила. И поэтому каждый из нас занимает определенную позицию по отношению к конфликту как явлению нашей действительности. Конечно, мы можем сказать, что совсем не важно, как мы относимся к конфликту. Главное, чтобы он был разрешен, но развитие конфликта, его разрешение зависит от позиции по отношению к конфликту. А самое важное, что от этого же зависит и процесс формирования личности субъектов, участвующих в конфликте. В скобках заметим, что наша позиция по отношению к конфликту оптимальна (наиболее благоприятна) и он адекватно (вполне соответствующе) разрешен в том случае, если это обогатило внутренний мир каждого из участников. Часто говорят об “отсутствии” конфликтов те, кто пытается приспособится к любой ситуации. Они стараются создать иллюзию внешнего спокойствия и тишины, приговаривая: “Худой мир лучше доброй ссоры”. На любое возникающее противоречие ответ у них один: “Ну, ладно. Пусть будет так как ты хочешь. Я согласен сделать все по-твоему” и т.п. Такая ситуация способствует переходу межличностного конфликта во внутренне личностный план. И люди обрекают себя на постоянное внутреннее психическое напряжение. Мало того, что “приспособление” не способствует личностному росту, оно еще создает ненужные стрессовые ситуации. И хотя внешне никаких конфликтов длительное время может и не быть, но вдруг наступает момент, когда кто-то из двоих не выдерживает и тогда звучит довольно известная всем фраза: “Ну хоть бы раз в жизни ты сказал что-нибудь против”. А другой человек смотрит с недоумением и крайним удивлением: “Все ведь было хорошо?!” Ни одно животное, каким бы умным оно нам не казалось, не умеет прогнозировать ситуацию, не умеет предвидеть тот или иной поворот событий. Природа наделила человека чудесным даром - способностью мыслить, способностью строить свою жизнь, учитывая те или иные последствия своих поступков, предвосхищать события, вообразить последствия, ход и результат будущего. Порой мы в состоянии предвидеть конфликты и даже имеем возможность снять некоторые из них, устранить противоречие, разрешив его изначально. Итак, конфликтов “не бывает”: - когда у человека отсутствует свое “Я” или оно подавлено другим субъектом; - когда субъект не умеет или не желает видеть за предметами отношений; - когда внешний конфликт переходит во внутренний план; - когда субъект не желает решат проблему; - когда субъект бежит от свободы выбора; - когда субъект обладает умением видеть конфликт на ранней ступени его развития и снимает его в этот момент. Надо подчеркнуть еще один важный момент. Выбирая ту или иную позицию по отношению к конфликту нам стоит помнить о том, как она влияет на развитие личности ребенка и нашей собственной, как она влияет на динамику конфликта, и то, что ребенок усваивает изначально тот стиль и стереотип поведения, который мы ему предлагаем сами. А это значит, разрешая либо не разрешая возникший конфликт с ребенком или на глазах ребенка, мы либо содействуем в будущем одному из путей духовного обогащения ребенка, либо закрываем для него возможность в противоречиях с другим человеком открывать для себя иной мир иного субъекта, понимать, принимать, сопрягать этот мир со своим личностным внутренним миром. Отметим, что не любя те персональные конфликты, которые касаются нас и заставляют нас напрягаться в поисках выхода из противоречия, мы тем не менее с удовольствием становимся зрителями конфликта, коль скоро он разворачивается в жизни других людей. Мы следим за его ходом, как если бы это был интереснейший спектакль. Позволительно даже говорить о театре конфликта: — сцена конфликта — это жизненные обстоятельства, столкнувшие два непохожих внутренних мира людей; — сюжет конфликта — в содержании его, выстраивающемся вокруг интересов двух субъектов; — завязка конфликтной драмы — в моменте обнаружения противоречия между двумя субъектами; — кульминация конфликтного спектакля — сам инцидент как непосредственное столкновение; — развязка конфликтного спектакля — это разрешение конфликта; — а все, что последует за развязкой, — эпилог спектакля, правда, не данный нам досмотреть. Захватывающее зрелище представляет из себя конфликт в своем развитии, если нам удается оставаться на позиции холодного наблюдения и психологического анализа, чаще всего характерологического анализа. Основательно исследовав феномен конфликта, мы могли бы играть две роли — зрителя и актера одновременно: участвуя в столкновении двух позиций, двух интересов и отстаивая свой личный интерес, мы получили бы дополнительное удовольствие наблюдать за собою в родившейся драме и протекающей при нашем участии, а значит, направлять происходящее в нужное нам русло и проецировать будущий результат. Приложение Диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки Адаптация А. К. Осницкого Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: «ДА», «ПОЖАЛУЙ, ДА», «ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ». 1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо. 2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю. 3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь. 4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню. 5. Не всегда получаю то, что мне положено. 6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. 7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать. 8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести. 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи. 11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам. 12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его. 18. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства. 14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю. 15. Часто бываю не согласен с людьми. 16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17. Ели кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же. 18. В раздражении хлопаю дверьми. 19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны. 20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор. 21. Меня немного огорчает моя судьба. Думаю, что многие люди не любят меня. 23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины. 25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку. 26. Я не способен на грубые шутки. 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались. 29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится. 30. Довольно многие завидуют мне. 31. Требую, чтобы люди уважали мои права. 32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей. 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. 34. От злости иногда бываю мрачным. 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь. 36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания. 37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть. 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям. 40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены. 41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему. 43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием. 44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. 45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». 46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю. 47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь. 49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева. 50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться. 51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить. 52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. 53. Когда кричат на меня, кричу в ответ. 54. Неудачи огорчают меня. 55. Дерусь не реже и не чаще других. 56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее. 57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку. 58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо. 59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю. 60. Ругаюсь только от злости. 61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть. 62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее. 63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу. 64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. 65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает. 67. Часто думаю, что живу неправильно. 68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки. 69. Не огорчаюсь из-за мелочей. 70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. 71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение. 72. В последнее время я стал занудой. 73. В споре часто повышаю голос. 74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. При обработке данных в обычных условиях ответы «ДА» и «ПОЖАЛУЙ, ДА» объединяются (суммируются как ответы «да»), так же как и ответы «НЕТ» и «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (суммируются как ответы «нет»). КЛЮЧ 1 для обработки результатов испытания по опроснику. «1». ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ (к=11): 1+, 9-. 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+. «2». ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ (к=8): 7+, 15+, 23+, 31+, 39-. 46+. 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-. «З». КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ (к=13): 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+. «4». НЕГАТИВИЗМ (к=20): 4+, 12+, 20+, 28+, 36-. «5». РАЗДРАЖЕНИЕ (к=9): 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+, 64+, 69-, 72+. «6». ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ (к=11): 6+, 14+, 22+, 30+, 88+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-. «7». ОБИДА (к=13): 5+, 13+, 18+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+. «8». ЧУВСТВО ВИНЫ (к=11): 8+. 16+, 24+, 32+, 40+, 47+. 54+, 61+, 67+. Номера вопросов со знаком «-» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «ДА», то мы его регистрируем как ответ «Нет», если был ответ «Нет», регистрируем как ответ «ДА». Сумма баллов, КЛЮЧ 2 с бланком для анализа результатов
умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления — нормированные — показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются). Суммарные показатели: («I»+ «2»+ «З»): 3 - ИА - индекс агрессивности; («6»+ «7»): 2 - ИВ — индекс враждебности. А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии: 1. Использование физической силы против другого лица - ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ. 2. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) - ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ. 3. Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т. п.) - КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ. 4. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил» законов, — НЕГАТИВИЗМ. 5. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости - РАЗДРАЖЕНИЕ. 6. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, - ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ. 7. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, - ОБИДА. 8. Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, - АУТОАГРЕССИЯ, или ЧУВСТВО ВИНЫ. Опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ре-теста, либо с помощью других методик). Применение данного опросника в работе с учащимися школы (с шестого класса и выше) и при работе с учителями (предметниками и проходящими подготовку по специальности «практический психолог») было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами, илегко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять насколько верна их самооценка. Подчеркните ответ: Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта? 1. Всегда 2. Иногда Никогда II. Как Вы ведете себя в критической ситуации? 1. Внутренне кипите. 2. Сохраняете полное спокойствие. 3. Теряете самообладание III. Каким считают Вас коллеги? 1. Самоуверенным и завистливым. 2. Дружелюбным. 3. Спокойным и независтливым. IV. Как Вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность? 1. Примите ее с некоторыми опасениями. 2. Согласитесь без колебаний. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия. V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу? 1. Выдадите ему «по первое число». 2. Заставите вернуть. 3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь. VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного? 1. «Что это тебя так задержало?» 2. «Где ты торчишь допоздна?» 3. «Я уже начал (а) волноваться». УЛ. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля? 1. Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост»? 2. Вам все равно, сколько машин вас обошло. 3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас. VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь? 1. Сбалансированными. 2. Легкомысленными. 3. Крайне жесткими. IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается? 1. Пытаетесь свалить вину на другого. 2. Смиряетесь. 3. Становитесь впредь осторожнее. X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи? 1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения». 2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать». 3. «И чего мы столько с ними возимся?» XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому? 1. «И зачем я только на это нервы тратил?» 2. «Видно, его физиономия шефу приятнее». 3. «Может быть, мне это удастся в другой раз?» ХП. Как Вы смотрите страшный фильм? 1. Боитесь. 2. Скучаете. 3. Получаете искреннее удовольствие. ХШ. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание. 1. Будете нервничать во время заседания. 2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров. 3. Огорчитесь. XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам? 1. Обязательно стараетесь выиграть. 2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым. 3. Очень сердитесь, если не везет. XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане? 1. Стерпите, избегая скандала. 2. Вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание. 3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана. XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе? 1. Поговорите с учителем. 2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника». 3. Посоветуете ребенку дать сдачи. ХУЛ. Какой, по-вашему, Вы человек? 1. Средний. 2. Самоуверенный. 3. Пробивной. ХУШ. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами? 1. «Простите, это моя вина». 2. «Ничего, пустяки». 3. «А повнимательней Вы быть не можете?!» XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи? 1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!» 2. «Надо бы ввести телесные наказания.» 3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!» XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете? 1. Тигра или леопарда. 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя. Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов. Результаты: 36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 45 и более очков. Вы излишне агрессивны и при этом нередко бываете неуравновешенным и чрезмерно жестким по отношению к другим людям. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать. 35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит» что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком... И все же побольше решительности Вам не помешает! Если по семи и более вопросам вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам - по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если же по семи и более вопросам вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам - по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса Адаптация Н. В. Гришиной В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: 1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; компромисс; 4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Пять способов регулирования конфликтов К. Томаса напористость*соревнование*сотрудничество (внимание к своим интересам)*компромисс *избегание*приспособление кооперация (внимание к интересам другого) К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. ОПРОСНИК А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственности за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. А.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. Полученные в результате исследования, данные соотносятся с ключом, (таблица) подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Ключ опросника
ТАБЛИЦА Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко 1. У меня есть привычка внимательно изучать лица поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности. 2. Если окружающие проявляют признаки нервозности я обычно остаюсь спокойным. 3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции. 4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев. 5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется. 6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке. 7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете. 8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены. 9. Моя интуиция — более надежное средство пониманияокружающих, чем знания или опыт. 10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности — бестактно. 11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того. 12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния. 13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение. 14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей. 15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются. 16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном. 17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним. 18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им. 19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров. 20. Чужой смех обычно заражает меня. 21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку. 22. Плакать от счастья глупо. 23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем. 24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов. 25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей. 26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются». 27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам". 28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи. 29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком. 30. У меня творческая натура - поэтическая, художественная, артистичная. 31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых. 32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией. 34. Когда друзья начинают говорить о своих, я предпочитаю перевести разговор на другую тем 35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов. 36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так си но огорчать людей Обработка данных. Подсчитывается число правильных ответов (соответствующих «ключу») по каждой шкале, затем определяется суммарная оценка 1. Рациональный канал эмпатии:+ 1,+ 7, —13,+ 19, + 25, -31; 2. Эмоциональные канал эмпатии: —2,+ 8, —14,+ 20, -26,+ 32; 3. Интуитивный канал эмпатии: —3,+ 9,+ 15,+ 21 + 27, -33; 4. Установки, способствующие эмпатии:+ 4, —10,-16, -22, -28, -34; 5. Проникающая способность в эмпатии:+ 5, —11,-17, -23, -29, -35; 6. Идентификация в эмпатии:+ 6,+ 12,+ 18, -24,+ 30, -36; Интерпретация результатов. Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до б баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзят выявлять его сущность. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно. Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниях и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерах способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическоку постижению. Идентификация — еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживании, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя — уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может изменяться впределах от 0 до 36 баллов. По нашим предварительным данным, можно считать: 30 баллов и выше — очень высокий уровень эмпатии; 29-22 — средний; 21-15 — заниженный; менее 14 баллов — очень низкий. Методика определения психологической характеристики темперамента Нужно ответить на каждый вопрос «да» либо «нет» и записать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тотответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искреннее Вы это сделаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент. № Содержание вопросаДаНет 1. Вы любите часто бывать в компании? 2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы? 3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения? 4. Во время беседы Вы очень быстро говорите? 5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей? 6. Бывает ли, что Вы передаете слухи? 7. Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным? 8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? 9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут одобрить и утешить? 10. У Вас очень быстрый почерк? 11. Ищете ли Вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать?. 12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний? 13. У Вас много очень хороших друзей? 14. Трудно ли Вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое? 15. Часто ли Вас терзает чувство вины? 16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет? 17. В школе Вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их? 18. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно? 19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? 20. Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе?
ДаНет 21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами? 22. Во время беседы обычно Вы жестикулируете? 23. Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим? 24. Бывают ли у Вас такие мысли, о которых Вы не хотели, чтобы о них знали другие? 25. Вы любите подшучивать над другими? 26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо? 27. Часто ли Вам снятся кошмары? 28. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал? 29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела? 30. Бывало ли, что разозлившись Вы выходили из себя? 31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию? 32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение? 33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу? 34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции? 35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это? 36. Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям? 37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком? 38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело? 39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? 40. Обычно Вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми? 41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? 42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? 43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
ДаНет 44. Считаете ли Вы хорошим другом только того, чья симпатия к Вам надежна и проверена? Вас можно быстро рассердить? 46. Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ? 47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? 48. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярныеего свойства: экстраверсию—интроверсию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбудимость—эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый—медленный), активность (высокую—низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента. Код опросника
Завершение работы. Установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая — 13—20 баллов, средняя — 8—12 баллов, низкая — 0—7 баллов (ответы ненадежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента», определите степень выраженности каждого свойства и зафиксируйте письменно, например: «Мой темперамент характеризуется очень высокой экстраверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5 баллов), быстрым темпом реакций (14 баллов), низкой активностью (9 баллов)». Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|