Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОПРОС № 2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.




тип исторических источников, в широком смысле – все исторические источники, кодирующие информацию посредством зрительного образа, независимо от характера орудий и материала, а также способа создания изображений.

Подразделяются на:

· условно – (или графич.) изобразит. (карты, диаграммы и др.) источники, которые содержат информацию, переданную при помощи графических изображений);

· техническо-изобразительные (кино- и фотодокументы),

· собственно (или художественные) изобразительные (иконы, фрески, картины, графика, изображения на произведениях декоративно-прикладного искусства и др.)

В узком смысле под изобразительными источниками понимаются два последних вида. В музееведении изобразительные источники рассматривают как один из основных типов музейных предметов, как средство эмоционального и эстетического познания и освоения мира, как одно из средств музейной коммуникации.

Изучение музейных предметов, коллекций, собраний – процесс выявления свойств музейных предметов и их совокупностей как источников знаний и эмоций, как культурных ценностей. Результаты изучения составляют основу для реализации основных направлений музейной деятельности. Изучение музейных предметов состоит из атрибуции музейных предметов, их классификации и систематизации, интерпретации. Методика определения музейного предмета предполагает сравнение всех присущих ему признаков, сопоставление исследуемого предмета, сопоставление его с родственными предметами.

 

Зафиксированная в изобразительных источниках информация об исторической реальности также имеет специфические методы и формы выражения, и в этом смысле в определенной степени является как бы закодированной, а поэтому скрытой и для ее «прочтения» необходима дешифровка, своеобразное «снятие» прикрывающей ее системы изобразительных принципов и методов.

Среди массы изобразительных источников, как известно, выделяют изобразительно-графические и изобразительно-художественные. Среди изобразительно-графических для исследователей (особенно историков) огромное значение имеют карты. Карты являются уникальным историческим источником, потому что содержат географические и исторические факты, сведения о научных знаниях и мировоззрении. Средневековые карты прошли путь от простых схематических рисунков до настоящих произведений (их изучением занимается картоведение). Для изучения карт необходимо иметь понятие о картографической проекции, масштабе, картографическом изображении (обозначений рельефа, растительности, населенных пунктов, дорог) и т. д. Все это требует специальной подготовки исследователя. Изобразительно-художественные источники, ориентированные преимущественно на эмоциональное восприятие имеют прежде всего эстетическое, а не функциональное предназначение (хотя и здесь не все однозначно – возьмем, к примеру, иконы).

И все же восприятие нами информации не адекватно той, которая была вложена создателями произведения. Необходимо знание системы изобразительных принципов и методов, присущих стране в которой были созданы эти источники, эпохе их создания, классовым и религиозным взглядом их создателей, художественным направлениям, к которым эти творцы принадлежали.

Не случайно китаевед Дж. Роули подчеркивает, что «мы редко спрашиваем себя, почему вот эта ваза греческая, а та скульптура индийская, или почему вот эта человеческая фигура должна быть итальянской, а этот пейзаж английским. Хотя характеристики духа самоочевидны, корни их скрыты от взора, ибо они погребены в изначальных ориентациях разных культур. Они – суть нечто недосягаемое, в котором воплощаются мечты и чаяния людей: нечто неизмеримое, которое определяет ответы на три основных измерения опыта: природа, человек, божество».

Предметы таких видов искусства как живопись, графика, скульптура дают необходимую информацию не только о реалиях прошедших веков через серии портретов, батальный жанр, восстанавливают мелкие детали крупных объектов и сюжетов, дошедших до нашего времени, но и помогают нам узнать те исторические факты, которые до сих пор были не известны.

Яркие примеры – скульптурные портреты римских императоров и героев; серия гравюр Ш.А. Дюрерсо о несуществующих ныне Мадридском замке и других французских постройках монархов XVI века и т. д. и т. п.

Также ценную группу этнографических памятников составляют изобразительные памятники – рисунки, орнаменты, скульптура и проч. Например, народные орнаменты отражают сюжеты и эпизоды древней мифологии, а также специфику религиозных верований и символов языческих культов.

 

ПРИМЕР.Иконы – иконы Святой Троицы, богороднические иконы, иконы святых и сил бесплотных, символические и аллегорические композиции.

Парсýны – «Андрей Бесящий», «Яков Тургенев».

Картины (портреты, пейзажи и др.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных