ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Композиционное построение культурно-досуговой программы.
Смысловое понятие «композиция». Основные законы композиции. Композиция – соотношение частей сценария. Экспозиция. Ее назначение. Виды экспозиции. Завязка – момент возникновения основного конфликта. Кульминация – момент наибольшего напряжения действия, обострение конфликта. Организация кульминации в культурно-досуговых программах. Развязка – момент разрешения основного конфликта. Финал – эмоционально-смысловое завершение культурно-досуговых программ. Финал как критерий композиционной целостности.
Понятие композиция (от лат. Compositio – «расстановка», «составление» относится ко всем родам, видам и жанрам искусства. Составление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке составляют определенную форму. В Большой советской энциклопедии композиция рассматривается как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением, а также во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Основные законы композиции: · Закон цельности · Закон типизации · Закон контрастов · Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Закон цельности позволяет воспринимать произведение искусства как единое неделимое целое. Главная задача закона цельности – неделимость композиции. Неделимость закладывается в композиции через нахождение автором так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. Закон типизации требует не только типичности характеров и типичности обстоятельств, в которых развивается действие, формируются характеры действующих лиц, но и эстетического изображения жизненных процессов, некой новизны в открытии автором окружающей действительности и ее образном решении. Закон контрастов имеет отношение ко всем элементам композиции, начиная с характера конструктивной идеи и кончая построением сюжета. Он является воздействующей силой композиции, вызывает интерес к произведению, так как определяет ее выразительность. Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу обязывает автора создавать цельное, выразительное, высокохудожественное произведение.
Для сценариста композиция это способ группировки материала, составляющего ткань произведения, организация действия и соответствующее расположение литературного материала. Основными обязательными элементами композиции являются экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Экспозиция в литературоведческих словарях (лат. еkspositio - изложение, объяснение, описание) раскрывает как предысторию событий, лежащих в основе художественного произведения. Все начинается с экспозиции, которая служит вводом в действие, является своеобразным коротким рассказом о событиях, предшествующих возникновению конфликта, а кроме того, экспозиция играет огромную роль в создании сценической атмосферы театрализованной программы или представления. В силу документальности, публицистичности сценария экспозиция в нем чаще всего выступает как экспозиция идей, столкновение которых разворачивается перед зрителем. Экспозиция должна быть лаконичной. Существует косвенная и прямая экспозиция. Прямая экспозиция вводит зрителя в правила игры. С.М. Осовцов в учебном пособии «Драматургия и театр в системе искусств» (СПб.: СПбГУКИ,2000.-148с.) пишет: «Говоря военной терминологией, экспозиция – это и дислокация, и демонстрация сил перед готовящимся сражением, иногда сочетающаяся с разведкой боем. Само сражение начнется с завязки…»
(Пример)
Экспозиция в сценарии обычно плавно перерастает в завязку. Завязка – это событие, с которого начинается основной конфликт, благодаря завязке получают возможность развития все дальнейшие события. Большое значение имеет в драматургическом произведении и развитие действия, начало которому положено завязкой. Нарастание действия. Если в экспозиции задаются исходные данные или параметры исследуемой проблемы, в завязке проблема, получая конфликтное выражение, впервые очерчивается целиком, то нарастание действия дает представление о возможных путях исследования решения проблемы. Поэтому нарастание действия включает в себя возможные пути развития конфликта. Очень важным элементом сценарной композиции является кульминация. «Кульминация (от лат. Culmen «вершина» - это событие, в котором действие достигает высшего напряжения, и начинается движение к развязке. И наконец - развязка, то есть способ разрешения конфликта. Эпилог. Это своеобразная форма финала в театрализованном представлении. Он подводит итог действию. В эстетическом смысле эпилог аналогичен прологу
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|