Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследовательские процедуры




Подавляющее большинство методов психогснстики основано на сравнении исследуемой характеристики у люден, состоящих в различной степени родства, т.е. имеющих общие гены. Речь идет о тех генах, которые у двух данных людей одинаковы благодаря их происхождению от общего предка. Родитель и ребенок, двоюродные братья и сестры (сибсы), двуяйцовые (дизиготные—DZ) близнецы имеют 1/2 общих генов. Дедушка и внук, дядя и племянник имеют 1/4 общих генов, двоюродные братья и сестры — только 1/8 общих генов, троюродные — 1/32. Полностью одинаковый генотип имеют только однояйцовые (монозиготные—MZ) близнецы. Если сходство между родственниками по какой-либо характеристике возрастает по мере увеличения их генетического сходства, возникают основания говорить о влиянии генотипа на индивидуальные проявления этой характеристики.

Большое признание в пенхогенетике получил метод изучения приемных детей, который предполагает сравнение характеристик усыновленных детей с их биологическими и приемными родителями, а также с приемными братьями и сестрами. При этом учитывается, что с биологическими родителями они имеют 1/2 общих генов, но не имеют общих условий жизни. С приемными родственниками, напротив, у них нет общих генов, но есть общая среда.

Для количественной оценки сходства изучаемых характеристик в парах родственников различной степени родства, как правило, используют корреляции (математический способ, позволяющий выявить связь между явлениями). При этом число, показывающее степень тесноты связи или сходства в родственных парах, — коэффициент корреляции — может изменяться от 0 (отсутствие связи) до 1 (полное соответствие). Так, если индивидуальные различия но какой-либо характеристике полностью детерминированы генотипом, ло ожидаемые корреляции, т.е. величины, характеризующие степень внугрнпарного сходства, в парах монозиготных близнецов будут равны 1, в парах родителей и детей, дпзпготных близнецов, сибсов — 0,5, в нарах случайно подобранных неродственников — 0.

Разнообразие.людей по некоторым признакам (например, рост или вес) образует непрерывный ряд, или континуум, в котором нелегко провести отчетливые границы, позволяющие отнести человека с конкретным выражением этого нрн- знака к какому-то определенному типу. Такое явление называется непрерывной изменчивостью и описывается статистическими закономерностями.

Подавляющее большинство психологических признаков отличается непрерывной изменчивостью. Для их оценки у конкретного человека служит количественное значение (балл), которое получается по шкале, измеряющей такой признак. При атом математическим выражением индивидуальных различии является общая дисперсия (т.е. разброс значений) изучаемой характеристики. Эта дисперсия складывается из двух основных составляющих: первая, обусловленная разнообразием индивидуальных генотипов, называется генетической; вторая, обусловленная разнообразием средовых условий, называется средовой. Обследования пар людей, имеющих различную степень родства и, следовательно, генетического сходства, позволяют количественно определить, какая часть наблюдаемой вариативности признака (индивидуальных различий) связана с генотипом, а какая со средой.

Итак, когда речь идет о наследуемости какой-либо характеристнкн, подразумевается отношение дисперсии, определяемой генотипом (так называемой генотппнческой), к общей наблюдаемой в популяции дисперсии (фенотипической).

Методы пепхогенетпкп позволяют количественно оценивать влияние средовых факторов на формирование индивидуальных различий (например, по интеллекту). Речь идет о так называемой средовой дисперсии, т.е. о части общей наблюдаемой в исследовании дисперсии, которая приходится на дапо средовых влияний. Более того, в средовой составляющей дисперсии психогснетики выделяют типы средовых влияний. Наиболее расщюстранено деление на внутрисемейные и межсемейные влияния. Первые определяются общими для каждой семьи факторами: уровнем жизни, воспитанием, условиями быта и т.д. Вторые характеризуют меру индивидуальных различий, определяемых различиями между семьями.

 

Психогенетика интеллекта

Проблема наследуемости умственных способностей но количеству исследований занимает центральное место в психогенетике[104]. Объектом изучения в подавляющем большинстве случаев служат показатели интеллекта, по- лучаемые с помощью разных психометрических тестов. Основания для выявления наследственной обусловленности показателей интеллекта отчасти связаны с особенностями конструирования самих тестов и толкованием общего интеллекта. принятыми в пспхометрнке.

Пеихогенстнка исходит из того, что уровень интеллекта, отражаемый в тестовых оценках, является функцией генотипа и среды, окружающей человека с раннего детства.

Существует, как мы уже сказали, множество исследований наследуемости показателей интеллекта, и большинство из них дает совпадающие результаты, которые свидетельствуют об относительно высоком вкладе генотипа (генотипической дисперсии) в наблюдаемые различия между людьми по показателям IQ (см. табл.).

 

 

Таблица[105]

КОЭФФИЦИЕНТЫ ВНУТРИПАРНОЙ КОРРЕЛЯЦИИ

ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА

Степень генетического сходства сравниваемых людей Коэффициент внутрипарной корреляции. По обобщенным данным, полученным
до 1963 г. с 1976 по 1980 гг.
n г n г
Генетически идентичные: один и тот же индивид, тестированный дважды       0,87
MZ близнецы, выросшие вместе   0,87   0,86
MZ разлученные близнецы   0,75    
генетически связанные друг с другом: DZ близнецы, выросшие вместе: одного пола   0,53   0,62
разных полов   0,53   0,62
сибсы, выросшие вместе   0,49   0,34
сибсы, выросшие врозь   0,40
ребенок, выросший с родителями, и один из родителей   0,50   0,35
ребенок, выросший в приемной семье, и один из его биологических родителей   0,45   0,31
Генетически не связанные между собой: дети, выросшие вместе   0,23   0,25
приемный ребенок и один из родителей, усыновивших его _ 0,20   0,15
супруги между собой   0,44   0,15
незнакомые люди   0,01

 

n - число пар; г — коэффициент корреляции

Идеальными моделями в этом случае служит сравнение, во-первых, люден, имеющих общие гены, но разные жиз­ненные условия, во-вторых, люден с различным набором ге­нов, но с одинаковыми условиями среды. Этим требованиям отвечают методы разлученных монознготных близнецов и приемных детей.

Выросшие в разных условиях монознготные близнецы имеют одинаковый генотип, но разную среду; поэтому по степени их внутрипарного сходства можно прямо судить о том, как влияет генотип на показатели интеллекта. Если, несмотря на разные условия жизни, монознготные близнецы обнаруживают высокие показатели внутрипарного сходства по интеллекту, значит, генотип играет решающую роль в формировании интеллектуальных различий, а влияния сре­ды незначительны. Приемные дети, напротив, имеют разные генотипы, но одинаковые условия жизни; поэтому установ­ление степени внутрипарного сходства их интеллектуальных показателей даст возможность с другой стороны подойти к оценке роли средовых факторов в формировании интеллек­туальных различий.

Высоко информативна также оценка внутрипарного сход­ства в парах выросших вместе близнецов — генетически иден­тичных монозиготных и днзнготных (имеющих 1/2 общих генов). Поскольку те и другие имеют общую среду, большая степень внутрипарного сходства монозиготных близнецов по сравнению с дизпготными будет говорить о преобладающем влияний генотипа на интеллектуальные показатели.

В совокупности все эти методы свидетельствуют о том, как значительна роль индивидуальных особенностей геноти­па в формировании умственных способностей.

Вопрос о том, какова конкретная мера этого влияния, т.е. каков коэффициент наследуемости показателя IQ, не имеет простого ответа. Полученные в разных исследованиях величи­ны колеблются и достаточно широком диапазоне от 0,4 до 0,8. Например, корреляции между баллами выросших вместе мо­нозиготных близнецов, которые считаются прямой оценкой наследуемости IQ, составляют 0,75. Сравнение показателей интеллекта выросших вместе монознготных близнецов с пока­зателями интеллекта выросших вместе дизиготных близнецов дает коэффициент наследуемости от 0,48 до 0,68. Показатель наследуемости, полученный при оценке внутрипарного сходст­ва выросших в одной семье братьев и сестер, приближается к 0.6. Сходство родителей и детей но показателям интеллекта оценивается коэффициентами корреляции от 0,34 до 0,5.

При изучении приемных детей показатели их интеллекта сравниваются с показателями биологических родителей и родителей-усыновителей. Оказывается, что теснота связей между показателями интеллекта детей и их биологических родственников (в том числе матерей, у которых дети никогда не воспитывались) выше, чем теснота связей показателей интеллекта детей и приемных родителей. При этом показа­тель наследуемости интеллекта также приближается к 0,6.

Причины расхождений в оценке наследуемости могут ко­рениться в особенностях применяемых математических ме­тодов анализа, а также в тех трудностях, которые сопряже­ны с комплектованием групп испытуемых (особенно когда речь идет о методе, разлученных близнецов или приемных детей). В последние годы в исихогенетике наблюдается тен­денция использовать более представительные выборки испы­туемых по количественному и качественному составу. В пер­вом случае речь идет об увеличении числа обследуемых инди­видов и нар, во втором — об объединении в одном иссле­довании родственников разной степени родства. Применение сложных п изощренных методов генетпко-статпстпческого анализа позволяет уточнить значения коэффициента насле­дуемости интеллекта.

Парадокс, однако, заключается в том, что фиксированное значение наследуемости для показателя интеллекта получить невозможно. Как уже указывалось выше, коэффициент на­следуемости — н это в полной мерс относится к наследуемос­ти интеллекта, — величина, определяемая статистически, которая меняется в зависимости от генетических и средовых особенностей популяции, психогенетических и психометри­ческих методов исследования. Другими словами, нельзя сде­лать вывод о наследуемости интеллекта ни по отношению к отдельно взятому человеку, ни по отношению ко всему чело­вечеству в целом. Однако то постоянство, с которым в самых разных исследованиях обнаруживается наследственная обус­ловленность показателей интеллекта, позволяет утверждать, что во всяком случае до половины наблюдаемой межиндиви­дуальной изменчивости показателен интеллекта зависит от генотипа. Те же данные свидетельствуют и о том, что вклад негенетических факторов в формирование интеллектуальных различий достаточно высок.

Если сравнивать показатели интеллекта неродетвенннков, выросших в разных условиях, то они, естественно, не коррелируют между собой. В то же время у столь же генетически разных людей, живших в одинаковых условиях и получивших общее воспитание, те же показатели имеют среднюю корреляцию на уровне 0,25. Эти данные говорят о том, какое влияние оказывает общая среда на формирование индивидуальных особенностей интеллекта. Другие доказательства влияния семейной среды на интеллектуальное развитие получены в исследованиях приемных детей. Оказывается, какова бы ни была корреляция между интеллектом детей и их биологических родителей, усыновление значимо повышает показатели интеллекта детей. Поскольку приемные родители, как правило, обладают более высоким социо-экономическим статусом и мотивацией к воспитанию, эти факты свидетельствует о том, что улучшение условий среды благотворно сказывается на развитии интеллекта.

Средовые факторы можно также разделить на общие, совпадающие для всех членов семьи, и различающиеся, т.е, индивидуально-специфические для каждого ее члена. Суда по некоторым данным, общая среда определяет не менее 30% всей вариативности интеллекта. Однако это справедливо только для детского возраста. У подростков значительно увеличивается влияние общей ереды на различия по интеллекту, резко уменьшается или увеличивается влияние различавшейся среды.

Речь идет о тех компонентах ереды, которые предельно индивидуализированы. Межпоколенные различия ценностных ориентации, вкусов, жизненного опыта определяют отличие среды родителей и детей. Однако и дети одного поколения — подростки, живущие в одной семье, могут иметь разные отношения с родителями и разный круг друзей. Более того, они могут по-разному относиться друг к другу, выступая таким образом друг для друга в качестве специфического компонента среды. Именно эта индивидуально-специфическая для каждого подростка среда оказывает весьма существенное влияние на формирование его познавательных способностей, определяя до половины вариативности показателей интеллекта в этом возрасте.

Одним из достижений психогенетики можно считать признание того факта, что «генетическое» отнюдь не означает «неизменное». Активност ь генов меняется в ходе онтогенеза, в значительной степени являясь реакцией на воздействия окружающей среды. По этой причине меняется и характер генотипических влияний на индивидуально-психологические особенности, в том числе показатели интеллекта[106].

Экспериментально доказано, что вклад генотипа в индивидуальные различия интеллекта с возрастом увеличивается, причем генетические влияния в детском и взрослом возрасте преемственно связаны.

По данным американского психогенетика Р.Пломинй, внесшего большой вклад в изучение этой проблемы, индивидуальные различия в умственных способностях детей в раннем возрасте преимущественно зависят от условий окружающей среды. Генетическая составляющая общей дисперсии интеллекта у младенцев составляет приблизительно 15%, но уже в младшем школьном возрасте эта величина возрастает до 40%. Увеличение показателя наследуемости к школьному возрасту означает, что разнообразие детского интеллекта увеличивается, главным образом, за счет действия генетических факторов.

Установлено также, что генетические составляющие дисперсии интеллекта в младенчестве и в старших возрастах высоко коррелирулот между собой. Это значит, что несмотря на сравнительно низкий уровень наследуемости интеллекта в младенчестве генетические эффекты, проявившиеся в столь раннем возрасте, продолжают оказывать влияние на интеллект человека и на более поздних этапах.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о двух важных обстоятельствах: во-первых, об увеличении с возрастом генетических влияний, во-вторых, об их преемственности, несмотря на качественное преобразование психологических функций в процессе возрастного развития.

Во всем многообразии изложенного материала самым поразительным является тот факт, чло ко времени зрелости показатели интеллекла не менее чем наполовину определяются индивидуальными особенностями генотипа. Относительно большое воздействие генотипа на изменчивость интеллекта хорошо согласуется с теориями, выдвигающими на первый план приспособительную, адаптационную роль интеллекта. Предполагается, что отбор в эволюции и антропогенезе был направлен на выделение индивидов, интеллект которых позволял им лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Эта гипотеза еще требует дальнейших изысканий и подтверждений.

 

Психогенeтика отдельных способностей

Проблема наследственной обусловленности способностей имеет в психогенетике наиболее длительную историю. Ранние исследования такого рода представляют собой детальное изучение родословных людей с выдающимися способностями в какой-либо области[107].

Еще в XIX веке английский исследователь Френсис Галь- тон (двоюродный брат Ч.Дарвина) первым поставил вопрос о роли наследственности в одаренности и начал разносторонне изучать эту проблему. Анализируя семьи великих людей, он обнаружил межпоколенную преемственность высоких умственных способностей и таланта. Его книга «Наследственность таланта, ее законы и последствия» (СПб., 1875) оказала большое влияние на формирование общественного сознания.

Ф.Гальтон, а в дальнейшем и другие исследователи провели генеалогическое изучение семей музыкантов Баха, Моцарта, Бетховена, Пуччини, физика Бернулли, известных военачальников, юристов, политиков и других выдающихся людей. Систематическое изучение семей выдающихся личностей показало, что среди их родственников было много талантливых людей, достигших больших успехов. Был даже сформулирован «закон фокусирования наследуемости», по которому появление индивидуумов с особо высокими способностями возможно лишь в «способных» семьях, имеющих одаренных людей хотя бы в какой-то одной области. Случаи появления одаренных людей в обычных семьях по этому «закону» чрезвычайно редки. Вместе с тем неоднократно обращалось внимание на то, что родители многих выдающихся личностей не проявляли высоких способностей и что особо талантливые люди даже в «способных» семьях обнаруживаются не так часто. Тем не менее исследователи «способных» семей опираются на данные, свидетельствующие, что подобные семьи все же дают более высокий процент продуктивных творческих личностей, которые в общем континууме занимают нро- межуточное меето между людьми с выдающимися способностями, с одной стороны, и обычными — с другой.

Анализируя генеалогию «способных» семей, не следует забывать о таком факторе как общесемейная среда. Требуются специальные исследования, чтобы установить, в какой степени корреляции между родителями и потомками в таких семьях обусловлены факторами генотипа, а в какой — условиями жизни.

При обсуждении «способных» семей нужно иметь в виду еще одни момент. Как уже говорилось выше, прямая генетическая передача каких-либо особенностей от родителей к потомкам характеризует наследуемость в «узком» смысле слова. Помимо этого могут возникать особые эффекты взаимодействия генов, присущие только данному генотипу. В связи с этим гипотетически можно представить, что в результате счастливого сочетания и взаимодействия генов в конкретном, индивидуальном генотипе возникают такие генотипическн обусловленные задатки высоких способностей, которые прямо от родителей не унаследованы. И это возможно в любых семьях.

Предметом изучения в пенхогенетике чаще всего являются следующие специальные способности: вербальные, пространственные, математические, мнемические, перцептивные, творческие. По совокупности можно заключить, что вклад генотипа в их межиндивндуальную вариативность несколько меньше по сравнению с показателями общего интеллекта. Обобщенный средний показатель наследуемости для наиболее изученных специальных способностей составляет- 0,4.

Более детальный анализ показывает, что вклад генотипа в изменчивость отдельных способностей различен. Так, вклад генотипа в вербальные способности выше среднего и оценивается показателем наследуемости от 0,43 до 0,68. Относительно высокая наследственная обусловленность вербального показателя была неоднократно показана и в психогенетических исследованиях интеллекта.

Изучение математических способностей дает противоречивые результаты: от полного отрицания генетического вклада до отчетливого признания генетической детерминированности. Соответствующие коэффициенты наследуемости, по разным данным, колеблются в очень широким диапазоне от 0,07 до 0,61 со средним значением, равным 0,38.

Большая определенность существует в отношении нростран- ственных способностей. Коэффициент наследуемости для них колеблется в пределах от 0,51 до 0,76, что свидетельствует об относительно высоком вкладе генотипа в индивидуальные различия но этим способностям.

Наследуемость мнемических способностей оценивается в диапазоне от 0,20 до 0,39.

Неоднократно подвергались анализу в психогенетике учебные достижения. При этом получены доказательства относительно. высокого вклада генотипических влияний в такого рода индивидуальные различия. Обобщенный, показатель их наследуемости составляет 0,4.

Анализ достижений по отдельным предметам показывает, что вклад генотипа в успешность овладения родным языком и математикой оценивается показателем наследуемости 0,4 социальными науками — 0,34, естественными науками — 0,38. Постоянство результатов не слишком удивительно, поскольку тесты академической успешности довольно тесно связаны с общими интеллектуальными способностями.

 

Однако с помощью специальных методов можно попытаться исключить влияние фактора интеллекта.

Один из наиболее простых приемов состоит в том, чтобы сравнивать показатели академической успешности у моно- и дизиготных близнецов одинакового интеллектуального уровня. Если показатели интеллекта одинаковы у испытуемых, они не будут вносить дополнительный вклад в дисперсию индивидуальных различий. Установлено, что при исключении фактора интеллекта различия между монозиготными и дизиготными близнецами по показателям академической успешности сохраняются. Вычисленный на этой основе показатель наследуемости равен 0,30. Таким образом, академическая успешность независимо от общих интеллектуальных способностей учащегося в определенной степени зависит от генотипа. Генотипическая обусловленность академической успешности, видимо, складывается из ряда составляющих. В индивидуальные различия по этой характеристике могут вносить свой вклад и другие зависимые от генотипа черты, например, особенности темперамента и личности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных