ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.Дисциплина «Башкирский музыкальный фольклор» изучается студентами дневного четырехлетнего обучения в течении третьего семестра. Итоговый контроль предусмотрен учебным планом в виде зачета в конце третьего семестра. На зачете студенты должны продемонстрировать полученные теоретические знания и приобретенные умения и навыки.
Примерный перечень вопросов к ЗАЧЕТУ (3 СЕМЕСТР): 1. Башкирские народные музыкальные инструменты. Источники изучения музыкальных инструментов. Активно бытующие музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбра, кыл-кубыз. Вышедшие из употребления: дыбыл, дунгур, хорнай, шакылдак и др. 2. Башкирские народные сказки (о животных, волшебные, бытовые) 3. Афористические жанры башкирского фольклора (пословицы, поговорки, загадки). 4. Башкирские кубаиры. Классификация. Жанровая специфика. 5. Харнау - древний жанр башкирского музыкального фольклора. И.Салтыков о харнау. 6. Общая характеристика традиционных жанров башкирского музыкального фольклора. 7. Роль и значение творчества С.Г.Рыбакова в истории башкирского музыкального фольклора. Его труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897). 8. М.Султанов - первый музыкант-профессионал из мусульманской среды, собиратель башкирского и татарского музыкального фольклора. 9. И.В.Добровольский - издатель песен разных народов в 1 половине XIX в. 10. Современные фольклористы-музыковеды (Атанова Л.П., Камаев Ф.Х., Сулейманов Р.С., Сальманова Л.К., Кубагушев А., Галина Г.С, Ихтисамов Х.С.) и их труды. Общая характеристика. 11. Вклад Л.Н.Лебединского в изучение башкирской народной музыки. 12. Современное состояние башкирского музыкального фольклора. 13. Понятие о фольклоре (терминология, фольклор в широком и узком значениях; главные особенности фольклора: коллективность, устность бытования, вариативность; понятие об импровизаторстве. 14. Роль народных сэсэнов, певцов, сказителей и сказочников в создании, пропаганде и развитии фольклора; познавательное, воспитательное и эстетическое значение фольклора. 15. Древние формы и традиционные жанры башкирского музыкального фольклора. Их жанровая специфика. 16. Обрядовая поэзия башкирского народа. Классификация. Общая характеристика обрядов. 17. Заклинания и заговоры: их сущность, назначение и музыкально-поэтические особенности. 18. Календарные обряды: зимний нардуган, науруз, воронья каша, праздник щавеля, кукушкин чай, сабантуй, летний нардуган, сумбаля, бабье лето, гусиный праздник, праздник забоя скота, валяние войлока, медвежья свадьба. 19. Семейно-бытовой обрядовый фольклор: родинные обряды - из репертуара повитухи, хамаки укачивания, потешки. считалочки, дразнилки, хамаки вызывания дождя, солнца и др. 20. Свадебный обряд - сенляу, свадебные такмаки. 21. Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора. 22. Эпические напевы башкирского народа -кубаир (Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсынхылу, Мерген и Маянхылу, Идукай и Мурадым, Ек Мерген, Карахакал, Юлай и Салават). 23. Социально-бытовой эпос–иртяк.(Конгур Буга, Акхак кула, Кузыйкурпес и Маянхылу, Алдар и Зухра, Бабсак и Кусяк). 24. Эпос о межродовых взаимоотношениях. 25. Башкирские народные песни. Классификация башкирских народных песен а) по музыкально-стилевым особенностям: озон кюй, кыска кюй, халмак кюй; б) тематическая: исторические и лирические; в) по форме исполнения: вокальная,инструментальная). 26. Исторические песни (песни о родине, песни о крестьянской войне 1773-1775 гг.; песни о Великой Отечественной войне 1812 г.; песни о кантонах и начальниках, песни о дезертирах; песни об армейской службе и военных походах). 27. Лирические песни (песни любовные, песни о женской судьбе, шуточные песни, разные песни). 28. Башкирские народные баиты. Жанровые особенности. Идейно-тематическая направленность. Исторические баиты. Социально-бытовые баиты. 29. Мунажаты как поэтическая форма духовной песни. Тематика, идейная сущность, поэтика и мелодика. 30. Башкирские народные такмаки (плясовые, игровые, обрядовые, сценические; такмаки айтыша, такмаки-памятки, такмаки-смешинки. Мелодическая структура такмаков.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО для
Направления 050100 –Педагогическое образование, профиль- «Музыкальное образование».
Разработчик: Кафедра сольного пения, хорового дирижирования и музыкального образования БГПУ им.М.Акмуллы, кандидат педагогических наук, профессор Зиннурова А.С. Эксперты: Кафедра музыкальных инструментов и теории музыки БГПУ им.М.Акмуллы, доктор искусствоведения, профессор Рахимов Р.Г.
Кафедра этномузыкологии УГАИ им.З.Исмагилова, кандидат фил. наук, доцент Галина Г.С.
Программа одобрена на заседании кафедры сольного пения, хорового дирижирования и музыкального образования от 30.08.12г., протокол №1
МОДУЛЬ 2 «МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ»
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие № 1. Понятие о фольклоре. 1.Терминология (значение термина «фольклор» и введение его в научный оборот). Синонимичность понятий «устное народное творчество» и «фольклор» 2.Фольклор в узком и широком значениях. Синкретизм фольклора. Его связь с другими науками и видами искусства. 3.Главные особенности фольклора: коллективность, устность бытования устойчивость и вариативность фольклорных произведений. 4.Познавательная, воспитательная и эстетическая функции фольклора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|