Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.




Дисциплина «Башкирский музыкальный фольклор» изучается студентами дневного четырехлетнего обучения в течении третьего семестра. Итоговый контроль предусмотрен учебным планом в виде зачета в конце третьего семестра.

На зачете студенты должны продемонстрировать полученные теоретические знания и приобретенные умения и навыки.

 

Примерный перечень вопросов к ЗАЧЕТУ (3 СЕМЕСТР):

1. Башкирские народные музыкальные инструменты. Источники изучения музыкальных инструментов. Активно бытующие музыкальные инструменты: курай, кубыз, домбра, кыл-кубыз. Вышедшие из употребления: дыбыл, дунгур, хорнай, шакылдак и др.

2. Башкирские народные сказки (о животных, волшебные, бытовые)

3. Афористические жанры башкирского фольклора (пословицы, поговорки, загадки).

4. Башкирские кубаиры. Классификация. Жанровая специфика.

5. Харнау - древний жанр башкирского музыкального фольклора. И.Салтыков о харнау.

6. Общая характеристика традиционных жанров башкирского музыкального фольклора.

7. Роль и значение творчества С.Г.Рыбакова в истории башкирского музыкального фольклора. Его труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (1897).

8. М.Султанов - первый музыкант-профессионал из мусульманской среды, собиратель башкирского и татарского музыкального фольклора.

9. И.В.Добровольский - издатель песен разных народов в 1 половине XIX в.

10. Современные фольклористы-музыковеды (Атанова Л.П., Камаев Ф.Х., Сулейманов Р.С., Сальманова Л.К., Кубагушев А., Галина Г.С, Ихтисамов Х.С.) и их труды. Общая характеристика.

11. Вклад Л.Н.Лебединского в изучение башкирской народной музыки.

12. Современное состояние башкирского музыкального фольклора.

13. Понятие о фольклоре (терминология, фольклор в широком и узком значениях; главные особенности фольклора: коллективность, устность бытования, вариативность; понятие об импровизаторстве.

14. Роль народных сэсэнов, певцов, сказителей и сказочников в создании, пропаганде и развитии фольклора; познавательное, воспитательное и эстетическое значение фольклора.

15. Древние формы и традиционные жанры башкирского музыкального фольклора. Их жанровая специфика.

16. Обрядовая поэзия башкирского народа. Классификация. Общая характеристика обрядов.

17. Заклинания и заговоры: их сущность, назначение и музыкально-поэтические особенности.

18. Календарные обряды: зимний нардуган, науруз, воронья каша, праздник щавеля, кукушкин чай, сабантуй, летний нардуган, сумбаля, бабье лето, гусиный праздник, праздник забоя скота, валяние войлока, медвежья свадьба.

19. Семейно-бытовой обрядовый фольклор: родинные обряды - из репертуара повитухи, хамаки укачивания, потешки. считалочки, дразнилки, хамаки вызывания дождя, солнца и др.

20. Свадебный обряд - сенляу, свадебные такмаки.

21. Жанровая классификация башкирского музыкального фольклора.

22. Эпические напевы башкирского народа -кубаир (Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылу, Алпамыша и Барсынхылу, Мерген и Маянхылу, Идукай и Мурадым, Ек Мерген, Карахакал, Юлай и Салават).

23. Социально-бытовой эпос–иртяк.(Конгур Буга, Акхак кула, Кузыйкурпес и Маянхылу, Алдар и Зухра, Бабсак и Кусяк).

24. Эпос о межродовых взаимоотношениях.

25. Башкирские народные песни. Классификация башкирских народных песен а) по музыкально-стилевым особенностям: озон кюй, кыска кюй, халмак кюй; б) тематическая: исторические и лирические; в) по форме исполнения: вокальная,инструментальная).

26. Исторические песни (песни о родине, песни о крестьянской войне 1773-1775 гг.; песни о Великой Отечественной войне 1812 г.; песни о кантонах и начальниках, песни о дезертирах; песни об армейской службе и военных походах).

27. Лирические песни (песни любовные, песни о женской судьбе, шуточные песни, разные песни).

28. Башкирские народные баиты. Жанровые особенности. Идейно-тематическая направленность. Исторические баиты. Социально-бытовые баиты.

29. Мунажаты как поэтическая форма духовной песни. Тематика, идейная сущность, поэтика и мелодика.

30. Башкирские народные такмаки (плясовые, игровые, обрядовые, сценические; такмаки айтыша, такмаки-памятки, такмаки-смешинки. Мелодическая структура такмаков.

 

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО для

 

Направления 050100 –Педагогическое образование, профиль- «Музыкальное образование».

 

Разработчик:

Кафедра сольного пения, хорового дирижирования и музыкального образования БГПУ им.М.Акмуллы, кандидат педагогических наук, профессор Зиннурова А.С.

Эксперты:

Кафедра музыкальных инструментов и теории музыки БГПУ им.М.Акмуллы, доктор искусствоведения, профессор Рахимов Р.Г.

 

 

Кафедра этномузыкологии УГАИ им.З.Исмагилова, кандидат фил. наук, доцент Галина Г.С.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры сольного пения, хорового дирижирования и музыкального образования от 30.08.12г., протокол №1

 

МОДУЛЬ 2

«МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ»

 

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинарское занятие № 1. Понятие о фольклоре.

1.Терминология (значение термина «фольклор» и введение его в научный оборот). Синонимичность понятий «устное народное творчество» и «фольклор»

2.Фольклор в узком и широком значениях. Синкретизм фольклора. Его связь с другими науками и видами искусства.

3.Главные особенности фольклора: коллективность, устность бытования устойчивость и вариативность фольклорных произведений.

4.Познавательная, воспитательная и эстетическая функции фольклора.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных