Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения материалов курса студенты должны:




 

В результате изучения материалов курса студенты должны:

- понимать что такое простые и сложные системы с точки зрения естественных наук;

- иметь основные представления о концепциях современной биологии;

- понимать связь современного естествознания и экологии;

- иметь представление о месте естествознания в комплексе наук о человеке;

- понимать возможности объяснения психической деятельности с точки зрения естественных наук;

- иметь представление о проблемах и перспективах естественнонаучного знания.

В данной программе нашли отражения требования Государственного образовательного стандарта. Смена естественнонаучных концепций представлена в исторической ретроспективе, что дает возможность студентам проследить логику развитие научной мысли. Материал курса открывает возможности установления междисциплинарных связей.

 

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов

 

В качестве средств контроля успеваемости студентов, выявления их знаний могут применяться:

Аттестация студентов за каждый месяц учебы.

Контрольная работа по отдельным темам.

Выборочный опрос по отдельным разделам.

Реферат в качестве отчета за пропущенные занятия.

Зачет как итоговая оценка знаний студента по всему курсу "Концепции современного естествознания", на котором у студентов проверяется как уровень знаний по основному содержанию дисциплины, так и уровень мировоззренческих представлений: понимание сущности фундаментальных законов природы, основных принципов естествознания, задач и возможностей современного научного метода и специфики его развития, понимание Вселенной как единой развивающейся системы, места и роли человека в природе. На зачет рекомендуется представление реферата по выбранной теме.

 

Содержание курса «Концепции современного естествознания»

Темы курса:

Тема 1. Наука и естествознание в современном мире.

Научный метод. Критерии научного знания, естественнонаучная и гуманитарная культура.

 

Тема 2. Естествознание: история, методы, структура естественных наук.

Наука и философия, наука и религия, наука и мистика, наука и искусство, наука и повседневный опыт. Окружающий мир и парадигма отдельных естественных наук.

 

Тема 3. Естественные науки и основные физические и химические представления об окружающем мире.

Законы сохранения. Принципы симметрии. Принципы относительности. Современные представления о мега, макро и микромире.

Представления о Вселенной и элементарных частицах. Вероятностные подходы к описанию Природы. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Единство волновых, корпускулярных, релятивистских и квантовых свойств материи. Динамические и статистические закономерности в природе. Химические системы.

 

Тема 4. Простые и сложные системы с точки зрения естественных наук.

Простые и сложные системы в Природе. Принцип возрастания энтропии. Порядок и беспорядок в природе, хаос, структурные уровни организации материи.

 

Тема 5. Концепции современной биологии.

Биомолекула - клетка - организм. Возникновение, эволюция, функционирование. Биология и генетика, принципы воспроизводства и развития живых систем, многообразие живых организмов. Биология и биохимия. Биология и биофизика. Биология и бионика.

 

Тема 6. Современное естествознание и экология.

Взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь в природе. Основы организации и устойчивости биосферы. Биосфера и космические циклы. Ноосфера.

 

Тема 7. Естествознание и науки о человеке.

Генетика и эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Психическая деятельность и естественные науки.

 

Тема 8. Проблемы и перспективы естественнонаучного знания.

 

 

Основная литература

1. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ А.П. Садохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега - Л», 2008. – 239с.

2. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ В.О. Голубинцев (и др.); под общ. ред. С.И. Самыгина. – 9-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 412 с.

3. Романов В.П., Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: вузовский учебник, 2008. – 282 с.

4. Горелов А.А., Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2008. – 335 с.

 

б) дополнительная литература

1. Общее естествознание и его концепции: Учеб. пособие/ В.Г. Рау. – М.: Высш. шк., 2003.

2. Начала современного естествознания: тезаурус/В.Н. Савченко, В.П. Смагин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

3. Современное естествознание: Энциклопедия.- М.: ИД ИАГИСТР –ПРЕСС, 2000.

1. Гальперин М. В. Общая экология. – М.: ФОРУМ, 2006.

2. Грин Н., Стаут К., Тейлор Д.. Биология. В 3-х томах. – М., Мир, 2006.

3. Грин Б. Элегантная Вселенная. М: Едиториал УРСС, 2004

4. Егоров В.С. Философия открытого мира.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.

5. Ишханов Б.С., Капитонов И.М., Юдин Н.П. Частицы и атомные ядра. – М., Изд-во МГУ,2005.

6. Кун.Т. Структура научных революций. - М.: АСТ,2003.

7. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М, Ермак, 2003.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2003

9. Маслов А.А. Другое человечество – здесь кто-то побывал до нас. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

10. Пухальский В.А. Введение в генетику. – М., «Колосс», 2007

11. Пахомов Б.Я. Становление современной научной картины мира. –М., 2002.

12. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – М.: Век 2, 2004.

13. Флэннери Т. Грозит ли Земле катастрофа? – М.: «Мир книги», 2007.

14. Шкловский И.О. Вселенная, жизнь, разум. – М.: Наука, 2006.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

 

http://www.vesti-nauka.ru – сайт новостей в науке.

http://www.lenta.ru/science - сайт новостей в науке

http://www.elementy.ru – сайт, содержащий информацию по всем разделам дисциплины

http://nrc.edu.ru/est – электронный учебник Аруцев А.А. и др. «Концепции современного естествознания»

http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания

http://www.college.ru – сайт, содержащий открытые учебники по естественнонаучным дисциплинам

http://www.ecologylife.ru – сайт, посвященный вопросам экологии

http://www.ecologam.ru – сайт, посвященный вопросам экологии

http://www.macroevolution.narod.ru - сайт, посвященный вопросам эволюции

http://www.si.edu/guides/russian.htm - сайт Смитсоновского музея в Вашингтоне, его естественнонаучная коллекция, происхождение человека

http://www.raen-noos.narod.ru – о ноосфере на сайте Российской академии естественных наук

http://www.openclass.ru –открытый класс – сетевые образовательные сообщества

http://www.cern.ch – сайт Европейского центра ядерных исследований, включает информацию о Большом адронном коллайдере

http://www.slac.stanford.edu – сайт Стэнфордского линейного ускорителя

http://www.earth.google.com – Планета Земля

http://galspace.spb.ru – сайт, посвященный космосу, Солнцу, планетам

солнечной системы

Примечание: распределение материала по часам, выбор основной и дополнительной литературы конкретизируется в зависимости от рассматриваемых тем рефератов.

 

Доцент, канд. физ.-мат.наук Н.В.Закревский

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных