ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения материалов курса студенты должны:
В результате изучения материалов курса студенты должны: - понимать что такое простые и сложные системы с точки зрения естественных наук; - иметь основные представления о концепциях современной биологии; - понимать связь современного естествознания и экологии; - иметь представление о месте естествознания в комплексе наук о человеке; - понимать возможности объяснения психической деятельности с точки зрения естественных наук; - иметь представление о проблемах и перспективах естественнонаучного знания. В данной программе нашли отражения требования Государственного образовательного стандарта. Смена естественнонаучных концепций представлена в исторической ретроспективе, что дает возможность студентам проследить логику развитие научной мысли. Материал курса открывает возможности установления междисциплинарных связей.
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов
В качестве средств контроля успеваемости студентов, выявления их знаний могут применяться: Аттестация студентов за каждый месяц учебы. Контрольная работа по отдельным темам. Выборочный опрос по отдельным разделам. Реферат в качестве отчета за пропущенные занятия. Зачет как итоговая оценка знаний студента по всему курсу "Концепции современного естествознания", на котором у студентов проверяется как уровень знаний по основному содержанию дисциплины, так и уровень мировоззренческих представлений: понимание сущности фундаментальных законов природы, основных принципов естествознания, задач и возможностей современного научного метода и специфики его развития, понимание Вселенной как единой развивающейся системы, места и роли человека в природе. На зачет рекомендуется представление реферата по выбранной теме.
Содержание курса «Концепции современного естествознания» Темы курса: Тема 1. Наука и естествознание в современном мире. Научный метод. Критерии научного знания, естественнонаучная и гуманитарная культура.
Тема 2. Естествознание: история, методы, структура естественных наук. Наука и философия, наука и религия, наука и мистика, наука и искусство, наука и повседневный опыт. Окружающий мир и парадигма отдельных естественных наук.
Тема 3. Естественные науки и основные физические и химические представления об окружающем мире. Законы сохранения. Принципы симметрии. Принципы относительности. Современные представления о мега, макро и микромире. Представления о Вселенной и элементарных частицах. Вероятностные подходы к описанию Природы. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Единство волновых, корпускулярных, релятивистских и квантовых свойств материи. Динамические и статистические закономерности в природе. Химические системы.
Тема 4. Простые и сложные системы с точки зрения естественных наук. Простые и сложные системы в Природе. Принцип возрастания энтропии. Порядок и беспорядок в природе, хаос, структурные уровни организации материи.
Тема 5. Концепции современной биологии. Биомолекула - клетка - организм. Возникновение, эволюция, функционирование. Биология и генетика, принципы воспроизводства и развития живых систем, многообразие живых организмов. Биология и биохимия. Биология и биофизика. Биология и бионика.
Тема 6. Современное естествознание и экология. Взаимодействие, взаимозависимость и взаимосвязь в природе. Основы организации и устойчивости биосферы. Биосфера и космические циклы. Ноосфера.
Тема 7. Естествознание и науки о человеке. Генетика и эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Психическая деятельность и естественные науки.
Тема 8. Проблемы и перспективы естественнонаучного знания.
Основная литература 1. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ А.П. Садохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега - Л», 2008. – 239с. 2. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ В.О. Голубинцев (и др.); под общ. ред. С.И. Самыгина. – 9-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 412 с. 3. Романов В.П., Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: вузовский учебник, 2008. – 282 с. 4. Горелов А.А., Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2008. – 335 с.
б) дополнительная литература 1. Общее естествознание и его концепции: Учеб. пособие/ В.Г. Рау. – М.: Высш. шк., 2003. 2. Начала современного естествознания: тезаурус/В.Н. Савченко, В.П. Смагин.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 3. Современное естествознание: Энциклопедия.- М.: ИД ИАГИСТР –ПРЕСС, 2000. 1. Гальперин М. В. Общая экология. – М.: ФОРУМ, 2006. 2. Грин Н., Стаут К., Тейлор Д.. Биология. В 3-х томах. – М., Мир, 2006. 3. Грин Б. Элегантная Вселенная. М: Едиториал УРСС, 2004 4. Егоров В.С. Философия открытого мира.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 5. Ишханов Б.С., Капитонов И.М., Юдин Н.П. Частицы и атомные ядра. – М., Изд-во МГУ,2005. 6. Кун.Т. Структура научных революций. - М.: АСТ,2003. 7. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М, Ермак, 2003. 8. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для ВУЗов. СПб: Питер, 2003 9. Маслов А.А. Другое человечество – здесь кто-то побывал до нас. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. 10. Пухальский В.А. Введение в генетику. – М., «Колосс», 2007 11. Пахомов Б.Я. Становление современной научной картины мира. –М., 2002. 12. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – М.: Век 2, 2004. 13. Флэннери Т. Грозит ли Земле катастрофа? – М.: «Мир книги», 2007. 14. Шкловский И.О. Вселенная, жизнь, разум. – М.: Наука, 2006. в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
http://www.vesti-nauka.ru – сайт новостей в науке. http://www.lenta.ru/science - сайт новостей в науке http://www.elementy.ru – сайт, содержащий информацию по всем разделам дисциплины http://nrc.edu.ru/est – электронный учебник Аруцев А.А. и др. «Концепции современного естествознания» http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания http://www.college.ru – сайт, содержащий открытые учебники по естественнонаучным дисциплинам http://www.ecologylife.ru – сайт, посвященный вопросам экологии http://www.ecologam.ru – сайт, посвященный вопросам экологии http://www.macroevolution.narod.ru - сайт, посвященный вопросам эволюции http://www.si.edu/guides/russian.htm - сайт Смитсоновского музея в Вашингтоне, его естественнонаучная коллекция, происхождение человека http://www.raen-noos.narod.ru – о ноосфере на сайте Российской академии естественных наук http://www.openclass.ru –открытый класс – сетевые образовательные сообщества http://www.cern.ch – сайт Европейского центра ядерных исследований, включает информацию о Большом адронном коллайдере http://www.slac.stanford.edu – сайт Стэнфордского линейного ускорителя http://www.earth.google.com – Планета Земля http://galspace.spb.ru – сайт, посвященный космосу, Солнцу, планетам солнечной системы Примечание: распределение материала по часам, выбор основной и дополнительной литературы конкретизируется в зависимости от рассматриваемых тем рефератов.
Доцент, канд. физ.-мат.наук Н.В.Закревский
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|