Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика состояния здоровья населения Российской Федерации

КОНЦЕПЦИЯ

Охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года

Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Характеристика состояния здоровья населения Российской Федерации

Охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний.

Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией.

Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.

Серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем.

Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения (низкий уровень заработной платы и пенсионного


:

обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и др.), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20 процентов. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев.

В стране существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В настоящее время более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети из них молодежь в возрасте *до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных.

В стране 70 процентов населения не занимается физкультурой, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов, более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же избыточный вес в результате неправильного и нерационального питания.

В России более половины населения проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта, пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о правах и обязанностях каждого из них, санитарно-гигиенических нормах и правилах

Учитывая, что здоровье человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных


направлений деятельности в сложившихся условиях формирование у

населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-

<

гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока.

Следует отметить, что в стране уже принят ряд законодательных актов в области охраны здоровья населения. К ним относятся.

Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;

Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Концепция государственной политики в области здорового питания до 2005 года, направленные на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения;

Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний;

Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".

В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. 1387, изложены основные принципы развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики заболеваний, лечения больных, лекарственного обеспечения, а также определены некоторые принципы профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения. Настоящая Концепция развивает указанные направления деятельности по охране здоровья населения.


Важное значение в данном аспекте имеет утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. №1300 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет здоровье населения основой национальной безопасности страны.

Правительством Российской Федерации принят ряд федеральных целевых программ, рассматривающих отдельные проблемы сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения Российской Федерации, в том числе сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также создания эффективной системы вакцинопрофилактики населения.

Настоящая Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

2. Цель и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является стабилизация показателей здоровья населения Российской Федерации путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.

Основными задачами в области охраны здоровья являются улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи, реализация федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека. Для их реализации первоочередными мерами являются:

обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;

создание постоянно действующей информационно-

пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний;

создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом;


обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий.

3. Основные принципы реализации Концепции

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться следующими принципами:

сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска, прежде всего среди детей и женщин детородного возраста;

консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;

многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических потребностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;

использование результатов научных исследований при разработке и реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов риска, оказывающих негативное влияние на здоровье населения и отдельных его групп;

использование опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, повышения качества физкультурно-оздоровительной работы.

При этом наиболее актуальными являются меры, направленные на коррекцию факторов риска, связанных с образом жизни, которые обусловливают высокую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы), а также от инфекций.

Для этого необходимо.

уменьшение уровня психо-социального стресса, повышение качества жизни семьи;

улучшение структуры и качества питания населения;

снижение распространенности потребления табачных изделий;


повышение доступности физической культуры, туризма и спорта для большинства населения;

снижение потребления алкоголя;

профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;

снижение распространенности социально обусловленных заболеваний (туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем);

улучшение качества окружающей среды, прежде всего атмосферного воздуха и питьевой воды;

совершенствование системы медицинского и социального страхования;

обеспечение гарантированного права граждан на получение необходимой медицинской, в том числе лекарственной помощи;

обеспечение иммунизации населения;

обеспечение безопасных условий труда.

4. Основные направления деятельности в области охраны здоровья населения

Политика в области охраны здоровья населения должна предусматривать прежде всего воздействие на индивидуальные привычки людей и осуществляться по двум основным направлениям:

формирование понимания у людей необходимости позитивных

изменений в образе жизни и поддержка их стремления к таким

изменениям, в том числе путем повышения их медико-гигиенических

.знаний; создание соответствующих мотиваций в отношении к своему

здоровью, выработка умения и навыков здорового образа жизни;

создание условий, способствующих улучшению качества жизни и укреплению здоровья населения.

Основными направлениями в реализации этой политики является совершенствование законодательства Российской Федерации и определение приоритетов профилактической деятельности.

Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на здравоохранение должны постепенно увеличиваться.

Законодательством должно также предусматриваться создание благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди


работников, а также для инвесторов, направляющих свои средства на улучшение социальных условий и состояния окружающей среды, способствующих здоровому образу жизни.

Необходимо совершенствование на федеральном и территориальном уровнях законодательной и нормативной базы в области охраны труда, окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и повышения физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий.

Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты семьи, и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного возраста.

Назрела необходимость принятия решений о проведении структурных и организационных преобразований в системе здравоохранения и изменении функций ряда медицинских служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний.

Они должны предусматривать:

увеличение доли финансирования первичного звена

здравоохранения - амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений с целью развития профилактического направления их работы;

укрепление нормативной и финансовой базы для работы врача общей практики;

совершенствование системы медицинского страхования;

подготовка специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни.

В сложившихся социально-экономических условиях произошли негативные изменения в состоянии здоровья работающего населения. Возросла профессиональная заболеваемость. Во всех отраслях промышленности, прежде всего на предприятиях малого и среднего бизнеса, ухудшились условия труда и отдыха. Это повлекло за собой ухудшение здоровья работающих, увеличение числа несчастных случаев, а также потерю трудоспособности.

С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:

проведение мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих, создание на этой основе базы данных и федерального регистра профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска;

уточнение критериев оценки риска нарушения здоровья работников вследствие воздействия факторов производственной среды в целях


осуществления мероприятий по улучшению условий труда, снижению профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

совершенствование системы медико-социальной и трудовой реабилитации с целью рационального решения вопросов трудоспособности.

Крайне актуальным является улучшение качества жизни семьи и повышение ее роли в сохранении здоровья.

Проведенные в России исследования позволяют утверждать, что профилактика развития хронических неинфекционных заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители, родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний.

В этой связи проблема улучшения качества жизни семьи должна быть одной из приоритетных в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, она должна решаться прежде всего в рамках реализации программ формирования здорового образа жизни с привлечением общественных организаций.

5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения

В формировании здорового образа жизни приоритетной должна

. стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и

укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у

каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и

здоровье окружающих.

В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья населения, особую роль должны играть средства массовой информации.

Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения.


Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, можно решать такими доступными методами, как:

проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;

проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств, а также по вопросам безопасного секса с целью снижения риска возникновения заболеваний, передающихся половым путем, предупреждения непланируемой беременности;

введение в воспитательные и образовательные программы основ безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и спортом в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях;

обучение водителей транспортных средств и сотрудников инспекций по безопасности дорожного движения, работников морского, речного и воздушного флотов, а также пожарной инспекции приемам оказания первой доврачебной помощи.

Эта стратегия требует изменения структуры учреждений системы здравоохранения и развития сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов.

Амбулаторное звено здравоохранения должно играть ведущую роль в выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.

В первую очередь следует обратить внимание на заболевания, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья населения, в отношении которых разработаны эффективные методы диагностики и лечения. Это прежде всего выявление на ранних стадиях артериальной гипертонии, туберкулеза, патологии щитовидной железы, а также новообразований.

Большое значение в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний имеет качество профессиональной подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и немедицинского профиля.

Важным условием реализации Концепции является совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения.

Информацию о состоянии здоровья населения необходимо использовать для его просвещения и санитарной пропаганды с целью


повышения мотивации к здоровому образу жизни и охране окружающей среды. Следует развивать систему социально-гигиенического мониторинга для определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Социально-гигиенический мониторинг должен осуществляться на основе унифицированной научно обоснованной методики, выборочных исследований с учетом местных особенностей жизни населения.

Состояние здоровья населения является одним из основных критериев благополучия общества. Результаты мониторинга дают возможность обоснованно прогнозировать ситуацию (социальную, экологическую) и планировать профилактические программы.

При составлении программ охраны здоровья необходимо шире использовать достижения науки. Создание законодательных и других нормативных правовых актов, разработка организационных и практических мероприятий, определение ресурсов, методов подготовки населения, при которых может быть получен нужный результат, возможны только при достаточном научном сопровождении.

Основными направлениями в области научных исследований должны стать:

разработка новых, экономически оправданных методов определения состояния здоровья населения, нацеленных на минимизацию факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья;

разработка, планирование, реализация и оценка эффективности отраслевых и территориальных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

сокращение разрыва между научными достижениями и практической их реализацией.

Финансовые затраты на осуществление профилактических программ несравненно ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов.

По экспертным оценкам, реализация мероприятий по профилактике только двух наиболее распространенных факторов риска (артериальной гипертонии и курения) приведет к снижению за пятилетие их распространенности на 20 процентов, уменьшению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 15 процентов, что равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 25 тыс. человек трудоспособного возраста.


Улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых продуктов с одновременным увеличением на 25-30 процентов числа лиц, систематически занимающихся физкультурой, обеспечат снижение распространенности избыточной массы тела на 20-30 процентов и, как следствие, уменьшение заболеваемости и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний на 10 процентов и 5 процентов соответственно.

Источниками финансирования профилактических мероприятий являются средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального страхования, предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Важным источником пополнения средств, направляемых на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, могут стать отраслевые программы укрепления здоровья работников и членов их семей.

Целесообразно предусмотреть возможность использования части средств, получаемых от налогообложения производства и продажи табака и алкоголя, а также от взимания штрафов за нарушение законодательства об охране здоровья населения, для финансирования мероприятий по вопросам охраны здоровья населения, прежде всего направленных на профилактику курения и алкоголизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных