Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анекдоты о Диогене из Синопа. Занимательная философия: Учебное пособие.М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005




Балашов Л. Е.

Занимательная философия: Учебное пособие.М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 128 с.

 

Настоящее пособие призвано показать философию не как скучную дисциплину, а как охоту, стремление, любовь к мудрости, как интересное и занимательное размышление.

Занимательная философия — мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, интересные рассуждения, шутки, стихи.

Задачи и упражнения по философии — для студентов вузов и всех интересующихся философией.

 

 

Отзывы и предложения направлять по адресу:

Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110

Телефон: (082) 397-77-91

E-mail: lev_balashov@mail.ru

На сайте «http://balashov44.narod.ru» размещены электронные тексты большинства книг автора

 

ISBN © Балашов Л.Е., 2005

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи) 6

Анекдоты о Диогене из Синопа. 6

Апории Зенона. 7

Сила и слабость философа. 8

Философия. 9

Аллегория философии. 9

Любовь и мудрец. 10

Гипатия. 11

Дружба — дар богов. 11

Земная красота. 12

Терпимость по Сократу. 12

Терпимость по Вольтеру. 13

Я. Корчак: Что значит быть «добрым»?. 13

Мысленно ставить себя на место других. 14

Януш Корчак: диалектическая задача «лгать–не лгать, красть–не красть…» 14

Гений и злодейство — две вещи несовместные. 16

Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть?. 17

Много ли человеку нужно?. 17

Клевета погубила философа. 19

Буриданов осел. 19

Нельзя объять необъятного. 22

Долг и склонности по Канту. 22

Кант: Бога нет — Бог должен быть. 23

Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте) 24

Кто мыслит абстрактно?. 25

Ложь во спасение. 26

Притча А. Шопенгауэра о дикобразах. 27

«Смирение» Л. Н. Толстого. 27

Измерения человека. 28

Философия как категориальная картина мира. 28

Порядок и хаос (часы и облака) 31

Бесконечность вглубь и вширь. 33

Смешение: порядок и хаос. 34

После этого, значит по причине этого. 35

Я знаю, что ничего не знаю.. 36

Почему А. Эйнштейн делал открытия?. 37

Большое открытие маленького человека (от общего к частному или от частного к общему?) 38

Плешивый/неплешивый В. А. Жуковский. 40

Крайние рационалисты и барон Мюнхгаузен. 41

Можно ли не имеющее смысла наделить смыслом или бессмысленное сделать осмысленным? 41

Остроумный ответ Гегеля всем отрицающим общее в вещах. 42

Эмпирики не любят общих рассуждений…... 42

Жизнь. 44

Быть или Иметь?. 45

Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу. 45

Что есть истина?. 47

Платон и Аристотель. 47

Что такое свобода?. 48

Мыслитель. 48

Как мы думаем, так и живем.. 48

Хитрость. 50

Мудрость. 51

Язык без костей или мозги набекрень. 53

Глупость философов. 55

Мозаика философской глупости. 56

Тело — темница души?. 57

Плотское условие размножения человека — зло?. 59

Тарабарский язык и наукообразная белиберда. 60

Неразумие философов в вопросе о так называемом разумном эгоизме 63

Глупость нерассудительности. 65

Глупые альтернативы.. 71

Секрет счастья. 73

Оптимизм и пессимизм.. 75

Притча о надежде. 76

Притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. 77

Вред гиподинамии. 77

Антикультура — болезнь цивилизации. 79

Две крайности в понимании природы человеческих отношений 81

Держится ли власть на страхе? Критика гоббсовского понимания власти 82

Старый студенческий анекдот из советских времен. 83

А. В. Кацура. Шуточные стихи. 84

А. Л. Субботин. Из стенгазеты Института философии АН СССР конца 60-х годов 85

Философский анекдот. 85

Анекдот о Мартине Хайдеггере. 86

А. Н. Чанышев. Шуточные стихи. 87

Анекдот о смысле бытия. 87

Что такое диалектика, логика и философия?. 88

Егор Шугаев. Кто (что) появилось раньше: курица или яйцо?. 88

Да здравствуют музы, да здравствует разум! 91

Г. Р. Державин. Я телом в прахе истлеваю…... 92

М. В. Ломоносов. Дерзайте ныне ободренны.. 93

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ.. 94

К разделу «Введение. Что такое философия?». 94

К разделу «История философии». 95

К разделу «Философское понимание мира». 96

К разделу «Философия человека». 97

К разделу «Философия деятельности». 104

Разное. 107

Пояснения и методические рекомендации. 109

 


 

 

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи)

Философ, пошаривши ногами во все стороны, сказал наконец отрывисто: «А где же дорога?»

 

Н. В. Гоголь. Вий

 

Анекдоты о Диогене из Синопа

 

Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

 

Однажды он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда он принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся.

 

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: "Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: "Вот платоновский человек!" После этого к определению было добавлено: "И с широкими когтями".

 

Среди бела дня он бродил с фонарем в руках, объясняя "Ищу человека".

 

Находясь в Коринфе, Александр Македонский ходил смотреть на Диогена Синопского, который в ответ на пожелание Александра что-то для него сделать, попросил не загораживать Солнце.

«Когда он грелся на солнце, Александр, остановившись над ним, сказал: «Проси у меня, чего хочешь» Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца»»[1].

 

Зенон из Элеи приводил доводы против движения, указывающие на то, что оно противоречиво и, следовательно, не существует. Гегель писал: “Известно, как Диоген из Синопа совершенно просто опроверг доводы против движения; он молча встал и начал ходить взад и вперед; он опроверг его делом... Когда один ученик был удовлетворен этим опровержением, Диоген стал его бить палкой на том основании, что, так как учитель спорил с основаниями, то он и возражения ему должен был представить также основательные. Там, где ведут борьбу доводами, допустимо лишь такое же опровержение доводами...”[2]

Об этом же говорит в своем стихотворении А. С. Пушкин:

 

 

Движенья нет, сказал мудрец брадатый

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый,

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей

 

* * *

Апории Зенона

 

Элеаты — авторы первых логических задач и мысленных экспериментов. Они во многом предвосхитили платоновские упражнения в диалектике и аристотелевские упражнения в логике.

Зенон из Элеи известен своими апориями (в переводе апория — затруднение, трудность) “Ахиллес и черепаха”, “Дихотомия”, “Стрела”, “Стадий”. Если Парменид доказывал существование единого и неподвижного, то Зенон пытался опровергнуть существование многого и движения.

 

«Ахиллес и черепаха»

 

В апории самый быстрый грек (Ахиллес) не догонит самое медленное животное (черепаху)! Ведь когда Ахиллес прибежит в ту точку, которую занимала черепаха в момент старта, то черепаха отползет от своего исходного положения на такую часть первоначального расстояния между собой и Ахиллесом, на сколько ее скорость меньше его скорости. И эта ситуация будет повторяться бесконечно.

 

* * *






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных