ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
вопрос.цели причины принципы разгосударствления и приватизации собственности и их проявление в России.
Непосредственными целями приватизации являются: 1) сокращение задолженности государственного сектора; 2) развитие рынка; 3) стимулирование предпринимательства; 4) формирование слоя мелких и средних собственников; 5) расширение индивидуальных свобод; 6) развитие народного капитализма; 7) ослабление профсоюзов. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе: 1) бесплатной передачи собственности; 2) выкупа предприятий на льготных условиях; 3) продажи акций; 4) сдачи предприятий в аренду; 5) продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. Формы приватизации в развитых странах: 1) продажа предприятий непосредственно в частные руки; 2) выкуп акций государственных предприятий менеджерами; 3) продажа акций работникам предприятий; 4) распространения акций предприятия среди населения; 5) сдача государственных предприятий в аренду; 6) заключение контракта на управление предприятием. На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов приватизации: приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ; приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения; изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи; обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев; приватизация должна проводиться с учетом национальной безопасности; каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю; приватизация должна заключать в себе сочетание возмездного и безвозмездного способов, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продаётся частным и негосударственным юридическим лицам; каждый гражданин Российской федерации должен иметь право на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином России закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путём выдачи приватизационных чеков; дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества. Платежи в бюджет за приобретённое государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку; В отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, что делало задачи приватизации в России шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым: для демонополизации экономики для стабилизации экономического положения для развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями для рациональной деятельности государственного сектора для повышения эффективности функционирования предприятий для стимулирования различных форм предпринимательства для улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции
Из этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений. Говоря об особенностях приватизационного процесса в нашей стране, следует отметить две его важнейшие черты: во-первых, «ваучерный» характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывает необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде. «Ваучерный» характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года издан Указ Президента России о внедрении приватизационных чеков – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Приватизационные чеки покупались и продавались без ограничений. Приватизационный чек – государственная, ценная бумага целевого назначения, имеющая номинальную стоимость в рублях. Это документ на предъявителя. По истечении срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения. На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов. Приватизационные чеки действуют в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно. Оценочная рыночная стоимость продаваемых в обмен на ваучеры фондов составила в России примерно 1,5 трлн. руб. (35% от всех приватизируемых по федеральной программе фондов). И на такую же сумму были выпущены ваучеры. Каждый ваучер получил номинальную стоимость 10000 руб. Поскольку приватизация в России связана с введением в оборот специфичных ценных бумаг – ваучеров, проведение ее предполагает широкое акционирование предприятий. 4 ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРЕДПОСЫЛКИ И СПОСОБЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВОТИЗАЦИИ. Закон предусматривает 10 возможных способов приватизации в зависимости от размеров предприятия, ликвидности или результатов первичных продаж: - преобразование унитарного предприятия в ОАО - продажа государственного и муниципального имущества на аукционе - продажа акций ОАО на специализированном аукционе - продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе - продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО - продажа акций ОАО через организации торговли на рынке ценных бумаг - продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения (торги с понижением цены до цены отсечения, равной половине цены несостоявшегося аукциона). - продажа государственного и муниципального имущества без объявления цены (при несостоявшейся продаже через публичное предложение) - внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО - продажа акций ОАО по результатам доверительного управления с последующим правом выкупа акций. Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых: - Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной и муниципальной собственности; - Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ; - Отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.
Основными способами разгосударствления являются: 1) либерализация рынков; Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. 2) коммерциализация; Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства - сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции 3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных); создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения. 4) денационализация. денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|