Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономические реформы СССР в 1970-1991 годах.




Введение

Успешная экономика это один из важнейших признаков государства, преуспевающего на мировой арене.
Экономика не стоит на месте, она постоянно изменяется. Хозяйственная деятельность в нашей стране не является исключением, она подвергается непрерывным преобразованиям. Существует несколько форм экономических преобразований: реформа, революция, эволюция.

В своем реферате мы будем говорить об экономических реформах в СССР и России. Эта тема являлась актуальной во все времена. Многие российские граждане относятся к любым инновациям с большим недоверием, зачастую предвзято. Виднейших российских реформаторов часто осуждают на почве проводимых реформ. Однако общество постоянно нуждается в процессе роста и развития. Данный факт можно считать одним из основных законов существования. Что же такое экономические реформы?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ — преобразования в системе управления экономикой, ведения хозяйства, путях и способах осуществления экономической политики.

Экономические реформы в СССР 1930-1969 гг.

Реформы 1920-1950гг.

Конец 20-начало 30-х гг. ознаменовались коренным поворотом в экономической политике. Был взят курс на структурную перестройку экономики путем индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства. На рубеже 1920-30 гг. разразился самый крупный в истории мировой экономический кризис. Он оказал заметное влияние на экономическую политику СССР и одновременно вызвал усиление антирыночных настроений. Мировой кризис укреплял в руководстве страны и в общественном мнении антирыночные позиции и являлся серьезным аргументом в пользу ликвидации существовавшего в то время НЭПа. Наступала общемировая длинная волна усиления государственного вмешательства и ограничения рыночных отношений.

В 1929 году произошло превращение синдикатов в объединения (главки) и передача им управления промышленностью.Так же в 1929 году в сельском хозяйстве случился – “великий перелом” – насильственная коллективизация, предполагающая унификацию форм собственности и форм хозяйствования. В этом же году изменилась система управления экономикой, ввели «районирование». Характерной для 30-х годов в СССР стала налоговая реформа 1930 года. Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулировали производственную деятельность предприятий, было введено 2 основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался один вид – подоходный налог). Но поскольку предприятия функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налоги уже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государственной казны. Все остальные виды налогов стали ненужными, и их просто ликвидировали.

На протяжении 1930-32-х годов фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит как таковой, т.е. предоставление подлежащих возврату ссуд под процент, был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение. Упразднялся долгосрочный кредит для государственных предприятий, ему на смену пришло безвозвратное финансирование на инвестиционные цели. Долгосрочное кредитование сохранялось только для колхозов, промысловой и потребительской кооперации. Банки по своей сути уже больше не являлись кредитными учреждениями. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджетные ассигнования, предназначенные для капитальных вложений, к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом.

В эти же 30-е годы был принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. Прежде всего, директора предприятий получили большие полномочия по управлению всеми сторонами производственной деятельности. Они могли единолично уволить рабочих, не согласовывая это, как раньше, с профсоюзными комитетами. За прогулы, т.е. самовольный невыход на работу, рабочего могли уволить или отдать под суд.

После Второй мировой войны период с конца 40-х-начала 50-х гг. ознаменовался новым циклическим проявлением тенденции рыночного развития в СССР с последующими серьезными изменениями в политической системе, созданной Сталиным. Стартовым этапом этой волны в экономике можно считать проведение денежной реформы в декабре 1947 г.

В постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП от 14 декабря 1947 г. в качестве цели проведения денежной реформы было определено: «...ликвидировать последствия второй мировой войны в области денежного обращения, восстановить полноценный советский рубль и обеспечить переход к торговле по единым ценам без карточек. И это было успешно решено в короткие сроки.

Денежная реформа и одновременная отмена карточной системы проводились с учетом опыта реформы 1922-1924 гг. Тщательная подготовка к ней началась уже в 1943 г., когда Сталин поставил эту задачу перед тогдашним министром финансов. (Министром финансов в тот период был А. Г. Зверев, который исполнял эту должность с небольшими перерывами с 1938-го по 1960 г. В феврале-декабре 1948 г. ее занимал А. Н. Косыгин). Денежная реформа строилась на следующих основаниях: старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся у населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 р. старых денег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена переоценка вкладов и текущих счетов населения на день выпуска новых денег. Переоценивались и денежные средства, находившиеся на расчетных и текущих счетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов.

Выделим несколько существенных особенностей денежной реформы 1947 г. Во-первых, она отменила параллельное существование двух систем цен: твердых, гарантированных государством и реализуемых по карточкам, и рыночных, зависящих от соотношений спроса и предложения. Во-вторых, денежная реформа по характеру проведения была нацелена на защиту экономических интересов низкодоходной части населения, нанося одновременно удар по спекулянтам и «теневой экономике». Отметим и такую любопытную деталь. То, что от ее проведения в наибольшем выигрыше оказались держатели вкладов в государственные сберегательные кассы, надолго заложило привычку у основной массы населения хранить свои денежные накопления в сберегательных вкладах. Этим был создан устойчивый и постоянный источник инвестиционной активности государства.

Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежную сбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Денежная реформа опять выступает как предваряющий этап в проведении рыночных по своему духу преобразований в режиме сохранения устойчивого и высокого экономического роста.

 

Реформы 1950-1970гг.

Как свидетельствуют официальные статистические данные и современные альтернативные оценки, 50-е гг. — особенно их вторая половина — оказались наиболее успешными в послереволюционном периоде хозяйственного развития СССР. Так, согласно официальным данным, промышленное производство в 1951-1955 и в 1956-1960 гг. увеличивалось ежегодно в среднем на 13.1 и 10.3%. Альтернативные расчеты дают хотя и меньшие, но также вполне впечатляющие цифры—8.7 и 8.3% соответственно. В 60-е гг. усиливается действие затухания темпов экономического развития, подводя к кризисным явлениям конца 80-х гг. Причем экономический рост в 50-е гг. примерно в равной степени обеспечивался за счет экстенсивных и интенсивных факторов, и этот период характеризовался наиболее интенсивным типом нашего послереволюционного развития.

Периодом внедрения различных хозяйственных нововведений, в содержании которых нарастала рыночная ориентация, также стали 50 - 60-е гг. Выделим в их проведении несколько этапов и характерных черт. Начальная попытка реформирования была связана с ослаблением централизованного управления народным хозяйством, что объяснялось отказом от преимущественно принудительных методов хозяйствования с опорой на насилие и репрессии, который произошел после смерти Сталина и смены политического курса в стране в 1953-1955 гг. Инициатором первого этапа хозяйственных преобразований был Г. М. Маленков. Он предложил пересмотреть соотношение в темпах развития тяжелой и легкой промышленности, выдвинул задачу развивать массовое жилищное строительство. При нем были осуществлены меры по изменению аграрной политики, прежде всего связанные с ослаблением налогового пресса. Сельскохозяйственный налог был снижен с 9.5 млрд. р. в 1952 г. до 4.1 млрд. р. в 1954 г. Поэтому не случайно имя Маленкова стало очень популярным в деревне. Да и результаты развития сельского хозяйства в 1954-1958 гг. оказались самыми впечатляющими. Объем производства увеличился более чем на 1/3 и в основном за счет повышения производительности труда на личных подсобных участках. В эти же годы осуществлялся первый этап децентрализации управления народным хозяйством с передачей функций текущего руководства хозяйственной деятельностью министерствам и самим предприятиям.

Серьезная попытка изменения механизма управления произошла в 1957 г. уже при Н. С. Хрущеве, и она связана с переходом от отраслевого к территориальному принципу управления народным хозяйством. В этом году были ликвидированы все общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства хозяйственного профиля и вместо них сформировано 105 экономических районов, управление промышленностью и строительством которых возлагалось на Советы народного хозяйства.

Экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалось достаточно напряженным. Стала более заметной инфляция. Правительство сделало попытку поправить положение дел за счет трудящихся. Первым шагом в этом направлении была денежная реформа. С 1 января 1961 года в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег производился в пропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Фактически была проведена деноминация, т.е. укрупнение денежной единицы страны. Но покупательная способность денег при этом продолжала снижаться.

22 июня 1960 г. мощный фонтан обозначил появление Шаимского месторождения. В 1964 г. было принято решение о его эксплуатации, что стало отправной точкой в промышленной добыче нефти в Тюменской области. Советский Союз получил возможность увеличить экспорт своей нефти в обмен на твердую валюту. В указанный период определенное значение также имел экспорт якутских алмазов, развевалась и энергетика.

Следующим шагом можно считать решение правительства о всеобщем снижении тарифных расценок в промышленности примерно на 30 %. Это было вызвано тем, что динамика роста в производительности труда по стране оказалась ниже запланированной. ЦК партии решил организовать кампанию за сокращение производственных издержек, что означало скрытое понижение зарплаты рабочих. В то же время было опубликовано постановление правительства о повышении с 1 июня 1962 года цен на мясо и мясные изделия на 30%, на масло – на 25%.

Эти решения вызвали недовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске, где власти вывели против рабочих танки и применили оружие.

Наконец, в 1964-1965 гг. началась хозяйственная реформа в СССР, главным вдохновителем которой был А. Н. Косыгин и которая должна была обеспечить существенный сдвиг экономической системы в переходе к рыночному механизму хозяйствования за счет расширения хозяйственной самостоятельности и ответственности, ориентации производственных единиц на получение прибыли и создание экономической заинтересованности в улучшении производственных результатов. Экономическая ситуация в стране в то время была следующей:

Проект Директив по восьмому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР (1966—1970) разрабатывался с большим трудом. Уже в самый разгар работы (1963—1964) стало ясно, что цифры, заложенные в Программе партии, в том числе и на 1970 год, едва ли выполнимы. Вся партийная пропаганда повторяла, как заклинание, лозунг: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», а экономисты — ученые и практики — бились над тем, как рассчитать пятилетку в соответствии с провозглашенными заданиями, ведь недаром их уже на октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС назвали волюнтаристскими.

Возникла идея разработать еще один семилетний план на 1966 — 1972 годы, чтобы как-то замаскировать невозможность выхода на рубежи, определенные XXII съездом партии, и чтобы к 1972 году хотя бы немного превзойти план 1970 года. Но к концу 1964 года решили все же отказаться от этого и снова вернулись к восьмой пятилетке, в течение которой планировалось увеличить производительность труда в промышленности на 33- 35%, прибыль — более чем в два раза. Также намечалось 80% прироста продукции обеспечить за счет увеличения производительности труда (против 62% в седьмой и 72% в шестой пятилетке, по официальным данным)'.

Однако осуществить задуманное было невозможно без кардинальных изменений в экономике, а потому остро встала проблема ее реформирования. В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать. Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года.

События в Чехословакии в 1968 г. побудили советское руководство усилить контроль над проводившимися в тот период экономическими реформами в СССР. В новых условиях возможным становился и сам отказ от реформ.

Экономические реформы СССР в 1970-1991 годах.

Реформы 1970-1982гг.

В промышленности в 70-е гг. акцент переносится на освоение и развитие территориально-производственных комплексов (ТПК).

Валютные поступления позволяли снизить социальную напряженность в обществе, сгладить последствия кризиса в легкой промышленности. В 1976 г. XXV съезд КПСС окончательно закрепил приоритетное положение оборонной промышленности, энергетики и сельского хозяйства в дотационных программах экономического развития страны. На долю остальных отраслей приходилось значительно меньше инвестиции, и выход из кризиса предполагался с помощью отраслевых реформ. В 1973 г. была произведена реорганизация "среднего звена" управления промышленности. Согласно постановлению 2 марта 1973 г. СМ СССР и ЦК КПСС "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленности" основным звеном управления стали производственные и научно-производственные объединения (НПО), а средним звеном - промышленные объединения. К 1980 г. в промышленности действовало около 4 тыс. НПО. Они выпускали 46% всей продукции и объединяли 18 тыс. производств и предприятий. В рамках НПО реализовалась техническая цепочка "исследование-освоение-производство".

Наиболее успешно эта программа была реализована в Ленинграде. Ленинградская область стала образцово-показательной также и в других реализовавшихся в это время реформах отраслевого управления. В первую очередь следует упомянуть реформы в сельском хозяйстве, где по примеру промышленности стали формироваться аграрно-промышленные объединения (АЛО). В результате к началу 1980-х гг. Ленинградская область полностью обеспечивала себя куриным мясом, молоком и молочными продуктами, яйцами, при этом уровень производительности труда (надои молока и т. д.) был, сопоставим с западноевропейским. Также в этот период в Ленинграде была реализована программа реформы профессионально-технического обучения, согласно которой формировалась устойчивая цепочка ПТУ-завод, обеспечивающая постоянный приток квалифицированных кадров в ленинградскую промышленность. К сожалению, опыт наиболее последовательных преобразований в Ленинградской области не был реализован в масштабах всей страны.

Вместе с тем в СССР в 70-е гг. были сделаны еще несколько попыток отраслевых реформ. В строительной промышленности наибольшую известность получили новые формы организации труда, предложенные Николаем Злобиньш. Его бригада внедрила в практику хозяйственный расчет, получивший название бригадного расчета в строительстве. Схожие варианты хозрасчета и бригадного подряда были реализованы в других отраслях народного хозяйства. Вместе с тем рост производительности, наблюдавшийся в тех отраслях, где осуществлялся эксперимент, тормозился из-за несоответствия между высокой зарплатой и реальной покупательной способностью заработанных средств. Это приводило, в конечном счете, к падению заинтересованности в результатах труда и, следовательно, к снижению темпов роста уровня производительности труда. Застойные явления в промышленности становятся преобладающими.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Кадровые перемены и частичные реформы не решали стоявших перед аграрным сектором проблем. При курировавшем сельское хозяйство с 1978 г. М. С. Горбачеве производство зерна уменьшилось с 237 млн. т до 173 млн. т в 1984 г.

Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979 - 1984 гг. в страну ввозилось около 40 млн. т продовольствия ежегодно. Ситуацию усугубляли претенциозные программы выращивания риса на Кубани (секретарь обкома КПСС Медунов) и хлопка в Узбекистане (секретарь узбекской компартии Рашидов), ликвидации неперспективных деревень. Увеличение капиталовложений в сельское хозяйство в 70-е гг. не давало видимого эффекта.

Реформы 1982-1991гг.

Многочисленные провозглашенные реформы и программы так и остались лишь декларативными документами. Не смогла изменить ситуацию и широко освещавшаяся "Продовольственная программа-82", принятая в 1982 г. Все, как и раньше, сводилось к увеличению дотаций, списыванию долгов, к поставкам машин и тракторов.

Кризисные явления, характерные для советской экономики в 70-е гг., были хорошо известны руководству страны, но решиться на радикальные реформы длительное время оно не могло, тем более что нефтепоставки на Запад позволяли отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике постепенно распространялся на социальную систему и даже оказывал влияние на государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, застой в экономике угрожал в начале 80-х гг. уже государственному функционированию СССР.

Приход к власти в 1982 г. Ю. В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими негативными проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями московской торговли, при этом руководители ряда крупнейших московских магазинов (ЦУМА, Елисеевского гастронома) были приговорены за хищения к высшей мере наказания. В дальнейшем похожие процессы произошли и в республиках. Производилась чистка органов власти от коррумпированных чиновников. Сняли с должности и исключили из партии министра внутренних дел Н. А. Щелокова. Проходила активная чистка и партийных кадров, где за два года лишились своих постов около 50 членов ЦК. Усилились санкции в случаях коррупции, хищений, взяточничества и семейственности. Предпринимаемые меры преследовали своей целью снизить социальную напряженность в обществе, возникшую в связи с многочисленными злоупотреблениями, прежде всего в торгово-распределительной сети.

На декабрьском пленуме ЦК КПСС 1982 г. Андропов обозначил программу реформ, призванных повысить эффективность советской плановой экономики. Главным, в свете принимаемых решений, становилось повышение производительности труда, в первую очередь путем повышения трудовой дисциплины и снижения материальных и людских затрат. Была поставлена и выполнена конкретная цель: повысить производительность труда дополнительно на 1% (повысилась в течение года более чем на 3%). Четкие формулировки, резко-контрастирующие с прежними лозунгами типа "экономика должна быть экономной", давали гораздо больший эффект: снизились потери сырья при производстве товаров, уменьшилась энергоемкость процессов. Определенное значение имел жесткий контроль над рабочим временем: приходом и уходом с предприятия. Были введены строгие меры наказания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управляемость экономическими процессами и должны были послужить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем.

В начале 1983 г. Ю. В. Андропов поручил группе ответственных работников ЦК КПСС, в том числе М. С. Горбачеву и Н. И. Рыжкову, подготовку принципиальных предложений по экономической реформе. Среди рассматриваемых вопросов, по свидетельству Н. И. Рыжкова, были проблемы хозрасчета и самостоятельности предприятий, концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Также предусматривалось и введение новых хозрасчетных и хозяйственных форм, при которых увеличилась бы самостоятельность предприятий, а также права рабочих коллективов. Смерть Андропова и приход к власти Черненко заморозили имеющиеся планы реформ.

Возобновление экономических преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. Выдвиженец Ю. В. Андропова, генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев возобновил прерванные экономические реформы. На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС было впервые открыто, заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Первые два года перестройки были периодом возврата к прежним андроповским планам экономических реформ с определенными коррективами, вносимыми Горбачевым. Уже на апрельском пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие, прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства.

Принятая в 1986 г. программа "Интенсификация-90" предусматривала опережающее развитие в 1,7 раза по сравнению с другими отраслями машиностроения и в определенной степени была продолжением прежних реформ. Вместе с тем явно завышенные цели, призванные за пять лет вывести промышленность по технической оснащенности на уровень ведущих стран мира, заставляли вспоминать опыт не только андроповских, но и хрущевских реформ. Диспропорции инвестиционной политики приводили к подрыву неприоритетных отраслей промышленности.

В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько скороспелых решений. В мае 1985 г. публикуется известное постановление ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма". Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качеству. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликеро-водочных продуктов на 10% в год. К 1988 г. должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Несмотря на определенные достижения, экономический эффект этой реформы был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет. Более того, упущенные средства теперь находились в обращении теневой экономики, которая быстро удовлетворила спрос на алкогольные напитки. К этому следует добавить вырубленные элитные виноградники и сотни загубленных жизней в результате употребления низкокачественной продукции. Не очень удачными были и другие меры, направленные на повышение качества продукции, в том числе закон о госприемке. Отчасти это было обусловлено становлением команды реформаторов, которой приходилось в начале перестройки преодолевать сопротивление консервативного большинства и использовать командные методы руководства экономикой. Лишь с сентября 1985 г., когда Совет Министров возглавил Н. И. Рыжков, постепенно удалось проводить более последовательную политику экономических преобразований.

В начале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. Помимо "Интенсификации-90" предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как "Жилище-2000" и др. Однако события 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС и экономические потери, вызванные взрывом, значительно сузили возможности выполнения долгосрочных программ. Сказывалось и продолжение афганской войны, на прекращение которой в данный период руководство страны еще не решалось. Также имело место сокращение экспортных поступлений от продажи нефти и оружия, вследствие падения цен на нефтепродукты и введения эмбарго на поставки вооружений в ряд стран - импортеров советского оружия. Поступления в бюджет от экспорта нефти сократились в 1985-1986 гг. на 30%. Серьезные препятствия, проводившиеся преобразования встретили на местах. Даже в Москве, где в декабре 1985 г. на посту первого секретаря Московского горкома КПСС Гришина сменил Ельцин, имело место сопротивление реформам. Малоэффективными оказались и утвержденные на съезде законы о трудовых коллективах, которые получали такие права, как выборы руководящих работников, регулирование зарплаты и даже определение цены выпускаемой продукции. Зависимость директоров предприятий от решений трудовых коллективов, не всегда оправданное повышение отпускных цен и зарплаты явились результатом этих законов. Вместе с тем наметившаяся децентрализация производства дала определенные положительные итоги. В 1986 г. показатели советской экономики несколько возросли, в том числе в сельском хозяйстве на 5%. В значительной степени это определялось ростом инвестиций и одновременно сопровождалось увеличением бюджетного дефицита, который в 1985 г. составил 17-18 млрд. рублей, а в 1986 г. увеличился почти втрое. Дефицит отчасти был вызван сокращением валютных поступлений, продолжавшейся афганской войной, чернобыльской трагедией и потерями от антиалкогольной кампании.

Сложившаяся предкризисная ситуация в советской экономике и уже проявляющийся финансовый кризис привели Горбачева к пониманию необходимости более радикальных экономических реформ. В 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, перераспределивший полномочия между министерством и предприятием в пользу последнего. Продукция, произведенная после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчет внедрялся во все отрасли народного хозяйства. В сельском хозяйстве было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских хозяйств. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом была легализована частная деятельность более чем в 30 видах производства. В оборот вводились средства теневой экономики. В кооперативном движении и других видах частной деятельности участвовало около 7 млн. человек.

Еще более радикальные реформы предусматривалось провести в период после XIX партийной конференции 1988 г. В 1989 г. было сформировано новое правительство во главе с Н. И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, т. е. почти на 40%. Вместе с тем с самого начала правительство не обладало необходимыми полномочиями, ограниченное контролем партийных органов и ВС СССР.

Программа, подготовленная весной 1990 г. правительством Н. И. Рыжкова, вступила в противоречия с позицией ВС РСФСР (поддержал 4 сентября 1990 г. программу радикальных реформ Г. Явлинского и С. Шаталина "500 дней") и была отвергнута в результате непоследовательной позиции Горбачева и ВС СССР. Предложенные правительством Рыжкова сроки реформ (5-7 лет) не удовлетворили народных депутатов, которые выступали за немедленные преобразования. В июне 1990 г. ВС СССР было принято постановление "О концепции перехода к рыночной экономике", а в октябре 1990 г. "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике".[1] Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и т. д. Однако эти реформы практически не выполнялись в связи с массовым (с 1989 г.) забастовочным движением, из-за противостояния центра и субъектов федерации. Компромиссный характер реформ не мог быть взят за основу реальной экономической политики. Умеренным реформам Рыжкова был положен конец в декабре 1990 г., когда правительство было отправлено Горбачевым в отставку.

Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров во главе с премьер-министром В. С. Павловым. Новое правительство становилось подотчетно президенту СССР М. С. Горбачеву и должно было проводить более последовательную политику реформ. Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к обмену денег и апрельской денежной реформе, в результате которой произошло двукратное повышение цен. Реформа Павлова, нацеленная на подрыв финансовой системы теневой экономики, подорвала окончательно доверие населения к центральной власти. Этому же способствовали инфляционные процессы, перебои со снабжением продовольствием и другими товарами. Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11%-м спаде производства, в 20-30%-м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд. долларов.[2] Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Распад СССР ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных