Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материальное производство является основой существования и развития человеческого общества.




Человек - венец природы - мера всех вещей.

Общественное производство включает: материальное производство и нематериальное производство.

В материальном производстве: пр-во продуктов и пр-во услуг. Нематериальное пр-во: пр-во нематериальных услуг, создание нематериальных благ.

Сфера услуг и непроизводственная сфера не тождественны.

Инфраструктура - совокупность отраслей, видов хозяйств, в результате функционирования которых создаются общие условия производства и жизнедеятельности людей.

Существует производственная инфраструктура и социальная И. ПИ - транспорт, связь, энергоснабжение и т.д. СИ - образование, медобслуживание и т.д.

ОСП - единство ПС и ПО в их взаимосвязи и взаимодействии.

1.Производственные силы (люди и средства производства).

2.Производственные отношения.

Технический способ производства характеризуется как способ соединения работников со средствами производства (ручной способ производства, машинное производство, автоматизированное, комплексное, механизированное производство).


 

Вопрос 4

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей.

Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов. Выбор происходит между экономическими вариантами наилучшего использования ресурсов. Оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат.

Экономической науке удалось разработать модель, представляющую выбор как экономическую проблему. Модель называется график производственных возможностей (ПВ).

Ось ординат показывает возможные величины производства товара А при ограниченном объеме ресурсов, ось абсцисс – возможные величины производства товара В из того же объема ресурсов. Соединив точки максимумов, получим кривую производственных возможностей (ПВ).

Рис.1.3. График производственных возможностей

Кривая ПВ обозначает границы максимально возможного одновременного производства товара А и В при полном использовании ограниченных ресурсов.

Выбор оптимального варианта ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек этой кривой.

Кривая ПВ характеризует отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства. При наращивании производства товара А мы неизбежно теряем какое-то количество товара В, и наоборот. Теряемое количество одного товара при максимизации производства другого называется альтернативной ценой.

Точка Е есть результат неполного использования производственных ресурсов. В точке Е имеется резерв ресурсов для одновременного наращивания производства товара А и В. И опять возникает проблема выбора оптимального варианта.

Количество товаров, которые приходится терять при максимизации производства в условиях неполного использования ресурсов, называется альтернативными затратами.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь, называются альтернативными (вмененными) издержками. Также иногда их называют издержками отвергнутых возможностей.

Оптимальным вариантом в точке Е будет такой, который обеспечивает максимальную эффективность использования ресурсов. Формула эффективности – это отношение максимума результата к минимуму затрат (или дохода к расходам).


 

Вопрос 5

Эк-кий кругооборот склад-ся из 4-х взаимосвязанных сфер воспроизводства: 1) производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.

Пр-во – это процесс создания материальных и духовных благ необходимых для существования и развития человека. Пр-во – это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. В данном процессе взаимодействуют все факторы производства – и труд и земля и капитал, поскольку каждый ресурс представлен его собственником, то пр-во приобретает хар-ер общественного процесса. В процессе пр-ва человек взаимодействует с предметом и средствами труда, что в свою очередь образует средство пр-ва.

Производство (Предмет труда(на что направлены усилия человека); Средства труда(с помощью чего выполняется труд(ср-ва пр-ва(производительные силы общества))); Труд(рабочая сила(производственные сил общества))).

Производство делится на Натуральное и Товарное. Натуральное – для собственного потребления, поэтому продукты этого пр-ва не стан-ся товаром, производится многообразие продуктов, ср-ва прва и произвед-е прод-ты принадлежат непосредственно производителю. Товарное – для удовлетворения общественных потребностей, производится определенный продукт, т.к. специализация, ср-ва пр-ва и произвед-е прод-ты могут принадлежать самому произв-лю, эк-кая база соц-х конфликтов присутствует (по вопросу усл-ий труда, ур-ня платы и т.д.).

Товарное пр-во в отличии от натур-го хоз-ва – это форма общественного хоз-ва при кот-ой продукты произв-ся не для собств. потребления, а для обмена на рынке. Причинами возникновения товарного пр-ва явл-ся общественные раздел-е труда, эк-кая обособленность произв-лей. Объединяет участников пр-ва – рынок.

Распределение – это процесс перераспределения произв-х товаров и услуг, а также рац-ое размещение ресурсов. Распределение в обществе зависит от института собственности. В рыночной системе распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма рынка.

Обмен – способствует перемещению эк-ких благ от одного субъекта к другому, таким образом, что удовлетворяет общественной потребности и является формой общественной связи производителей и потребителей.

Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения потребителей. Потребление эк-ких благ делят на личное потребление (еда, питье), т.е. вне рамок общественного производства и производственное потребление, которое предполагает использование средства производства для создания новых потребительских благ.


 

Вопрос 6


 

Вопрос 7

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

· социально-экономические отношения;

· организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

· хозяйственный механизм;

· экономические связи между предприятиями и организациями.


Основные типы экономических систем:

1)Рыночная экономическая система: многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;
ограничено вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика; изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг); рост уровня образования (послешкольное); повышение внимания к окружающей среде информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
2)Традиционная экономическая система: крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда; все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями; организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

3)Административно-командная система(плановая:) государственная собственность практически на все экономические ресурсы; предприятия являются собственностью государства и осуществляют произвоство на основе государственных директив. План конкретезирует кол-во ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции; Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др.

4)Смешаннаясистема:занимаетпромежуточноеместо между свободной рыночной и командной экономиками. Основой смешанной моделия вляется рыночная экономика с элементами государственного регулирования, которое выражается, например, в проведении государством ациклической экономической политики (поддержка рыночной системы в период кризиса и сдерживание экономического росата в период быстрого подъема экономики). В рамках смешанных экономических систем выделяют модель социального рыночного хозяйства, основной целью которой является продвижение государственных целевых социальных программ, направленных на защиту интересов граждан. Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и др.


 

Вопрос 8

Типы экономических систем
   
Традиционная     Командная
   
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений     Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства
     
Рыночная     Смешанная
 
Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства   Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ

 

 

Достоинства и недостатки экономических систем
Тип экономиче­ской системы Достоинства Недостатки
Командная (плановая) Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне» Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления-Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления
Рыночная Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка») Свобода выбора и деятель­ности предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая адап-тированность к изменяю­щимся условиям Стимулирование научно-технического прогресса Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий Расточительное отношение к природным ресурсам
Смешанная (развитая смешанная экономика) Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности Социальные гарантии Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями Обеспечение политиче­ской стабильности Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки Отсутствие стандартных схем Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики

 

 

Функции государства в смешанной экономике
                     
Перераспреде­ление доходов с помощью налоговой системы и фон­дов централизо­ванных средств   Поддерж­ка пред­приятий государ­ственного сектора экономики   Финансирова­ние сферы обра­зования, куль­туры, науки, обеспечение общественного порядка   Влияние на перерас­пределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения без­работицы и спадов производства

 

Вопрос 9


 

Вопрос 10

Рынок — совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения.
Условия возникновения рынка:
1. общественное разделение труда и специализации.
В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами, т. е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг
2. экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства — означает, что только сам производитель решает, то производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.
Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и за тем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, АО, гос. предприятия). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.
3. разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
4. свободный обмен ресурсами — позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Составляющие рынка:
Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.
Существуют субъекты (продавцы и покупатели). В качестве субъектов выступают: домашнее хозяйство, фирмы, государство. Объекты (товары и деньги). В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства, а в качестве денег выступает все финансовые средства рынка.
Функции рынка: ценообразующая, посредническая, информационная (дает участникам рынка объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке), регулирующая (воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения), интегрирующая (состоит в соединении сферы производства, сферы потребления), очистка рынка от неконкурентоспособных производителей.
Функции рынка:
1. через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т. е. решаются проблемы, ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить.
2. через рынок устанавливается взаимосвязь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу.
3. через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки.
4. на рынке устанавливаются цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и, как следствие этого — равновесная цена.
5. рынок дифференцирует производителей, т. е. выживают те фирмы, у которых затраты на производство меньше, чем цены. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.
Роль рынка — Преимущества рыночной системы:
1. гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям
2. оперативное использование новых
3. независимость производителей и потребителей в принятии решений
4. способность удовлетворять самые разнообразные потребности
Недостатки рыночной системы:
5. рынок не гарантирует права на труд и на доход
6. рынок не создает стимулы для производства продукции и услуг коллективного использования
7. рынок не ориентирован на производство социально-значимых товаров, а удовлетворяет лишь запросы тех, кто в состоянии заплатить.


 

Вопрос 11


Вопрос 12


Вопрос 13


Вопрос 14

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность, посредством купли-продажи. Поэтому товар обладает двумя свойствами - удовлетворять потребности людей и обмениваться. Различные экономические школы характеризуют товар с различных позиций. Свойство товара удовлетворять ту или иную потребность людей называется потребительная стоимость. Потребительная стоимость связана с полезными свойствами. В условиях рыночного хоз. потребительная стоимость товара во 1-х является общественной потребительной стоимостью, т.е удовлетворяет потребности не самого потребителя, а др. людей.
Во 2-х потребительная стоимость товара должна поступать в потребление через обмен, посредствам купли-продажи. Качественно все потребительные стоимости отличаются др. от др., так как удовлетворяют разные потребности людей. Вместе с тем потребительные стоимости выступают в известном количественном определении - тонна железа, 15 кг. сахара и т.д. Количественная определенность той или иной потребительной стоимости показывает ее связь с потребностью. Первые количества определенной потребительной стоимости будут иметь наибольшую полезность для ее обладателя, а последние наименьшую. Полезность последнего (дополнительного) количества используемой потребительной стоимости называется предельной полезностью, а сумма полезности всего количества данной потребительной стоимости - общей полезностью. Общая полезность потребительной стоимости равна предельной полезности, умноженной на количество данного товара. Следовательно, понятие предельной полезности товара отражает связь между количеством потребительной стоимости и интенсивностью потребностей в ней. Марксистская экономическая наука раскрывает характеристику товара через теорию стоимости. Способность товара в определенных количествах обмениваться на др. товары называется меновой стоимостью.
Различие потребительных стоимостей является необходимым условием обмена товаров, но оно не может служить основанием для количественного соизмерения.
Стоимость. Общим для всех товаров, делающим их количественно соизмеримыми является овеществленный в них труд. Т.о. в основе меновой стоимости товаров находится затрачиваемый на их производство общественный труд, который образует стоимость товаров. Иными словами, воплощенный в товаре труд является субстанцией (содержанием) стоимости. Между стоимостью и меновой стоимостью товара существует тесная связь, которая не означает полного тождества.
Создаваемая общественным трудом стоимость - это форма выражения стоимости, внешнее её проявление. Т.о., товар представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости, причем последняя проявляется лишь в форме меновой стоимости. Между потребительной стоимостью и стоимостью товара имеется внутреннее противоречие, так как эти два свойства товара представляют собой единство противоположностей. Как потребительные стоимости различные товары качественно разнородны и количественно не соизмеримы, в противоположность этому как стоимости товары однородны и соизмеримы, представляя собой воплощение общественного труда.
Величина стоимости товара. Факторы влияющие на величину стоимости товара.
Так как стоимость есть овеществленный в товарах абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда или рабочего времени, необходимого для его производства. Чем больше времени необходимо для производства товара, тем выше его стоимость. Однако следует принять во внимание, что различные товаропроизводители работают при неодинаковых технических условиях и поэтому затрачивают на производство тождественных товаров неодинаковое количество рабочего времени. Решающее влияние на величину общественно необходимого времени и стоимости оказывают те предприятия, на которых производится большая преобладающая часть данного товара.
Факторы, влияющие на величину стоимости товара:
1) производительность труда.
2) интенсивность труда.

Трудовая теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда (количества рабочего времени), общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях. Эти пропорции обмена обуславливают стоимость товаров.

Логичным следствием трудовой теории стоимости является признание труда единственным источником богатства.

Различные варианты трудовой теории стоимости выдвигались основателями классической политической экономии, такими как Уильям Петти, Адам Смит иДавид Рикардо. Наибольшее развитие эта теория получила в трудах Карла Маркса. Сейчас она обычно ассоциируется именно с марксизмом.


 

Вопрос 15






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных