ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Законность и ответственность в государственном управлении.
Термин «законность» имеет несколько смыслов: 1.Это режим, то есть установленный государственный порядок, при котором все действия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных институтов и граждан осуществляются в рамках закона. 2.Это метод, то есть совокупность приемов, способов, юридических норм, с помощью которых управленческая деятельность вводится в русло законов. В целом сущность законности состоит в том, чтобы правовые нормы исполнялись, а запреты соблюдались. Проблема законности состоит из двух частей: соблюдение законности на стадии нормотворчества, то есть разработки и принятия правовых актов, и на стадии правоприменения, то есть реализации правовых актов. Уровень законность в стране зависит, прежде всего, от состояния законности в исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, так как: − аппарат исполнительной власти представляет многочисленную группу (число государственных служащих административной системы во много раз превышает численность всех государственных служащих, занимающихся иной государственной деятельностью), − органы исполнительной власти осуществляют правоприменение, издают огромное число нормативных актов, обладают большими властными полномочиями, − органы исполнительной власти вправе осуществлять внесудебное принуждение. Таким образом, при низком уровне законности в государственно-административном управлении можно говорить о кризисе режима законности в стране. Правопорядок - это система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве и обществе, обеспечивающих их потребности, цели, интересы, способствующие гармонизации общественного развития. Для обеспечения правопорядка государственные служащие должны действовать в соответствии с законом и подзаконными актами, а также проявлять инициативу для обеспечения выполнения законов, иных правовых актов и управленческих решений. Обеспечение правопорядка и законности в обществе во многом зависит от состояния государственной дисциплины. Государственная дисциплина – это соблюдение всеми гражданами и организациями установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации функций государственного управления. Государственная дисциплина включает в себя различные виды дисциплин: плановая дисциплина заключается в необходимости планирования государственными органами своей деятельности, реализации запланированных программ, финансовая дисциплина распространяется на все субъекты финансово-экономической деятельности и включает в себя систему нормативов, в соответствии с которыми могут планироваться и расходоваться денежные средства как государственных учреждений, так и частных предприятий и индивидуальных предпринимателей, служебная дисциплина обеспечивает четкую работу государственного аппарата и подразумевает добросовестное и ответственное исполнение обязанностей по государственной службе, штатная дисциплина касается в основном руководителей государственных органов и органов местного самоуправления и заключается в следовании определенным типовым моделям организации соответствующих органов, трудовая дисциплина означает поведение в соответствии с условиями трудового договора и правилами внутреннего трудового распорядка.
Ответственность в государственном управлении это ответственность перед обществом, гражданином за те решения, которые принимают и осуществляют органы власти. Ответственность приобретает здесь особый характер, поскольку многие управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия. Там, где есть власть, должна быть и большая ответственность. Ответственность имеет несколько видов: политическая ответственность – это ответственность за отклонение от согласованных политических программ, целей, решений (например, статья 93 Конституции РФ допускает возможность отрешения Президента от должности, статья 109 предусматривает возможность роспуска Государственной Думы, статьи 111 и 117 возможность отставки Правительства), нравственная ответственность нормативно не зафиксирована, она заключается в выполнении своих обещаний политиками, должностными лицами, юридическая ответственность наступает за нарушение конкретных норм правовых актов. Существуют следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная. − дисциплинарная ответственность связана с нарушением правил трудового распорядка и исполнения государственной должности. Дисциплинарные взыскания накладываются руководителем в порядке подчиненности, имеют определенный срок действия и могут сниматься. − административная ответственность наступает за административный проступок в сфере управления в связи с исполнением должности. Административный проступок это деяние (или бездействие), которое посягает на государственный строй, общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. Бездействие это пассивное невыполнение служебной обязанности, непринятие должных мер и другие. За административный проступок накладывается административное взыскание в виде предупреждения, штрафа, исправительных работ, лишения специальных прав и др. Административное взыскание применяется широким кругом уполномоченных органов, должностных лиц исполнительной власти, а также судом. − уголовная ответственность наступает за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
Существует два универсальных способа обеспечения законности – это контроль и надзор. Контроль осуществляется путем проверки законности, целесообразности, эффективности управленческой деятельности и исполнительности работников системы управления. Надзор является разновидностью контроля и состоит в проверке законности осуществляемых действий, когда оценивается только состояние режима законности управленческих действий, решений. Надзор бывает прямой и косвенный. Прямой надзор имеет место, когда суд специально рассматривает жалобы граждан на незаконные правовые акты и незаконные действия должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и когда его основной задачей является проверка законности актов (действий) органов управления. Косвенный надзор осуществляется при рассмотрении уголовных, гражданских дел, когда суд проверяет все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе и законность административных актов, но не вправе отменить или изменить их.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|