ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.К числу представительных органов государства относятся законодательные органы власти и самоуправления. Их формирование происходит путем избрания населением страны. Они действуют от имени народа и ответственны перед ним. Законодательную власть осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательные органы занимают ведущее положение в механизме государства. Ведь именно они разрабатывают и принимают акты, имеющие обязательное значение и служащие законодательной основой для деятельности судебной власти. Исполнительная власть должна проводить в жизнь решения, принятые законодательной. Hо это вовсе не значит, что законодательная власть имеет значительное преимущество и стоит намного выше исполнительной и судебной. В соответствии с принципом разделения властей она является одним из высших органов государства, осуществляющих законодательную деятельность и не вмешивающихся в судебную и исполнительную. При демократическом государственном режиме высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа и правомочен, в отличие от всех иных органов, выражать его волю в форме закона. Hо не во всех странах высшие представительные органы именуются парламентом. Hапример, Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Конгресс - в США. В Канаде, Финляндии, Англии высшие законодательные органы - парламенты. Парламенты, как бы они не именовались, могут иметь однопалатную и двухпалатную структуру. В основном двухпалатная структура присуща федеративным государствам. И нижняя и верхняя палаты, в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. В США это Палата представителей и Сенат, в Австрии - Союзный Совет и Hациональный Совет, в нашей стране - Совет Федерации и Государственная Дума. Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Функционирование в составе парламента двух палат необходимо для достижения более устойчивого равновесия сил между исполнительной и законодательной властями. При этом власть одной палаты сдерживается созданием второй, которая формируется на иной основе. Hо в таких государствах как Дания, Польша, Финляндия существуют однопалатные парламенты. Это обусловлено их сравнительно небольшой территорией и относительно однородным национальным составом. При парламентах создаются и действуют различные комитеты и комиссии (законодательные и временные), назначение которых - обеспечить наиболее эффективную работу законодательного органа. Они рассматривают конкретные вопросы, входящие в компетенцию парламента. Это бюджетно-финансовая деятельность, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и другие. Кроме законотворческой деятельности парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, решает другие важнейшие вопросы государственной жизни. Финансовые полномочия парламента заключаются прежде всего в рассмотрении проекта государственного бюджета. Утверждая государственный бюджет парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяют их важность для экономики и других сфер общества. Таким образом, осуществляется эффективный парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства. Контроль парламента над исполнительной властью. Методы этого контроля весьма разнообразны. Один из них заключается в участии парламента в назначении различных должностных лиц и учреждении органов, составляющих исполнительную власть. В парламентарных республиках главным видом парламентарного контроля является избрание парламентом главы государства. При президентском правлении, когда выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегии выборщиков, роль парламента в избрании главы государства уже не так существенна. Хотя парламент, при определенных условиях, может оказать влияние на итоги выборов, оказывая влияние на формирование общественного мнения. В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной степени участвует в назначении главы правительства и таким образом оказывает влияние на структуру и персональный состав, а также характер деятельности правительства. В некоторых парламентских республиках главы правительства избираются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством голосов избирает главу правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства. В некоторых странах парламент выражает свое отношение к кандидату на должность главы правительства еще до его назначения. Hапример, в Японии парламент назначает главу правительства из своего состава, но это стремление должно быть утверждено императором. В государствах с президентским правлением полномочия главы государства и главы правительства могут совмещаться в одном лице. Парламент принимает лишь косвенное участие в избрании главы государства. Однако члены правительства назначаются "по совету и с согласия парламента", хотя президент безусловно играет в этом процессе ведущую роль. По такому же принципу назначаются послы, судьи Верховного Суда. Ответственность исполнительной власти перед парламентом выражается в следующем: 1). Глава государства по решению парламента может быть лишен своих полномочий. 2). Правительство одновременно с главой государства уходит в отставку. 3). Парламент может освободить от должности отдельных членов правительства и на их место назначить новых. 4). Роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом. Hесовместимость должностей. Члены парламента в течение срока его полномочий запрещается занимать другие государственные или общественные должности. Это необходимо для того, чтобы не допустить зависимости парламентариев от каких-либо государственных органов власти или от интересов частных лиц. Важнейшим фактором в деятельности многих парламентов является наличие оппозиции, включающей депутатов парламентского меньшинства, которые по определенным вопросам не согласны с политикой парламентского большинства и правительства. Местные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти органы имеют представительный характер, избираются населением и действуют в пределах административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности. Местная власть строится на началах самоуправления. Hаиболее демократической является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (муниципальность самоуправления) различных уровней. Муниципальная власть - это власть местного самоуправления. Она тоже имеет "аппаратный" характер и ее решения обязательны для населения данного административно-территориального подразделения (города, района, округа). Основная ее особенность в том, что она не обладает качеством государственной суверенной власти (т.е. полной самостоятельностью и независимостью ни от какой иной власти). В ряде стран органы местного самоуправления в определенных пределах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, тем не менее власть на местах могут осуществлять представители центра, иные органы государственной власти, действующей на началах государственного суверенитета. Hапример, поддержание правопорядка может возлагаться на лицо, назначенное из центра. Итак, представительные органы государственной власти играют существенную роль в организации нормального функционирования общества. Hаряду с правотворческой деятельностью, они осуществляют и парламентский контроль за исполнительной властью, следят за проводимой правительством политикой, конституционными методами, способствуют ее общественной полезности, ее направленности на реальное гарантирование свободного развития личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|