Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государство и церковь во второй половине XVII века.




Церковная политика Алексея Михайловича Романова включала в себя проведение церковной реформы, активной участие царя в церковных соборах, разрешение вопроса о приоритете светской власти над духовной и сопровождалась изменением статуса русского государя. В частности. Соборное Уложение 1649 г. ограничивало имущественные права Церкви, ущемляло ее интересы в судебной области. Однако некоторые положения закона на практике выполнялись не всегда, а Алексей Михайлович порой издавал указы, противоречащие положениям Уложения. Церковная реформа, проведенная во второй половине XVII в. касалась лишь литургической составляющей богослужебной практики, не затрагивая ее догматической основы.

Царь активно вмешивался в вопросы, входившие в компетенцию церковных властей. Он принимал деятельно участие в работе церковных Соборов, зачастую влияя на их решения. При Алексее Михайловиче произошел переломный момент во взаимоотношениях царской и патриаршей властей. Византийская по своему происхождению симфония властей была нарушена в пользу светской власти. Знаменательно, что произошло это на фоне торжественно декларируемого и шаг за шагом осуществляемого стремления убрать отличия, накопившиеся в России в сравнении с византийскими образцами. Декларация на практике вылилась в свою противоположность. Алексей Михайлович, сняв литургические


противоречия русской Православной и вселенской церквей, формально желая править по примеру «благочестивых греческих царей», превратил патриаршую власть в России в фикцию, по крайней мере, в политическом смысле. Царь Алексей использовал авторитет духовной власти для укрепления и возвышения царской власти. Но притязания Церкви в лице патриарха Никона на первенство в государстве натолкнулись на начавшийся при Алексее Михайловиче процесс абсолютизации власти монарха. В дальнейшем эта тенденция привела к ослаблению Церкви и окончательному ее подчинению государству.

Раскол церкви. XVII в. — падение авторитета официальной церкви. Сложным и противоречивым явлением религиозной и общественной жизни России являлся раскол, у истоков которого стояли патриарх Никон и протопоп Аввакум. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных книг, молитв и обрядов. Проведенные вскоре после избрания в 1652 г. Никона патриархом церковные соборы утвердили представленные им новшества, отлучили от церкви противников. Царь в целом поддерживал начинания Никона (единообразие церковной службы и унификация управления церковью), поскольку они соответствовали интересам укреплявшегося абсолютизма. Однако светская власть шла по пути централизации и бюрократизации, а потому Алексей Михайлович не мог мириться с теократическими идеалами Никона, его претензиями на роль второго "великого государя", на политическое лидерство.

В середине XVII в. патриарх Никон провел ряд церковных реформ, направленных на ее укрепление. Они касались религиозных обрядов (старого крещения двумя перстами, исправления церковных книг и сверки их с греческими оригиналами). Это вызвало сопротивление части духовенства и знати, боявшейся подрыва церковного авторитета. Появилось контр движение старообрядцев (сторонников старого). Российская церковная смута XVII в. получила наименование раскола. К раскольникам присоседилось огромное множество забитых крепостнических людей, которым казалось, что ухудшение их положения связано с нововведениями в церкви патриарха Никона.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных