ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Схема обследования уровня сформированное. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитиюДвижения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию В.М. Бехтерев Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений. Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение. Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Различают следующие этапы формирования кистевых и пальцевых навыков (По данным П.Я. Гальперина, Ф.И. Фрадкиной, Е.Ф. Архиповой): В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая двигательная функция руки — хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он плотно сжимает их. В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложенный в руку предмет 2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания — сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении. Начиная с трех месяцев появляются условно-рефлекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля. У четырехмесячного малыша ладони часто раскрыты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные. В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки матери, а также к близкому предмету. В 6—7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом. В 8—9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого человека, у куклы. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки. После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность. В возрасте 10-11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой. Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкладывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого. В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкладышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты. В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит карандашом — чаще круги. Манипулирует несколькими предметами, отмечается правильная последовательность действий: зачерпывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вертикальные и горизонтальные штрихи карандашом. С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональные действия, Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, катают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков. Совершенствуются действия рук — кулачок разжимается, пальцы действуют самостоятельно и автономно. Активизируется большой палец, затем указательный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим. С этого времени движения всех пальцев становятся более свободными. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации (По данным Е.М. Мастюквой): В возрасте 1—2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку. В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста. Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Эта книга поможет вам. Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!
У тебя есть две руки, Не пристало чудо-мальчикам лениться! Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук. УТОЧКА На волнах качаясь, Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.
Котик Гладим котика рукой. Выгнул спинку он дугой. Потянулся он, зевнул, Замурлыкал и заснул.
Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев. ОВОЩИ Собираем мы в лукошко И морковку, и картошку. Огурцы, фасоль, горох — Урожай у нас не плох.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
ЛИСТОЧКИ Ты весною видел чудо? Как из маленький из почки Появляются листочки. Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.
КУЛАЧОК Как фасолинки в стручке, Наши пальцы в кулачке. Кулачки мы разгибаем И фасольки рассыпаем. Раз, два, три, четыре, пять Собираем все опять. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. МАСЛЕНИЦА Положи блинок в ладошку: Угости мурлыку-кошку, Угости щенка Трезорку, Потом мальчика Егорку, Дай блиночек мамочке, Дай блиночек папочке.
Первая строчка — прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.
КАЧЕЛИ Дети сели на качели, И качели вверх взлетели. Опустились плавно вниз. Ну-ка, с нами прокатись! Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. ГУСАК Долго кланялся гусак. Он поклоны класть мастак
ЛИСА Лиса по лесочку петляла, Хвостом следы заметала. Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо — влево. ВЕЕР Если в знойный летний день Даже двигаться нам лень — Мы возьмем красивый веер, И подует легкий ветер... Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день. ЗА ГРИБАМИ Мы положим в кузовок Самый маленький грибок: Подосиновик, волнушку И забавную свинушку Белый, рыжик, сыроежку, Подберезовик, конечно, А красавец мухомор Пусть украсит косогор! Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца. БЕЛОЧКА Сидит белочка в тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Мишке толстопятому, Воробью, синичке, Заиньке усатому... (Народная песенка)
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого..
КУРИЦА Как по нашей улице Пробегала курица, Растеряла всех цыплят — Шустрых желтеньких ребят Первый цыпленок Следит за лягушкой, Второй и третий — Возле кадушки. Бабочку ловят Четвертый и пятый. Эх, попадет вам От мамы, ребята! Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.
ПАЛЬЧИКИ СОЛДАТИКИ Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним — второй, Безымянный, быстро в строй!» А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал. Встали пальчики — «Ура!» На парад идти пора.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. ВСТРЕЧА
На правой ручке — пальчики. На левой ручке — пальчики. Пришла пора им встретиться — Готовьте чемоданчики Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками
ВОЛНА Светит полная луна — За волной бежит волна, Ветер веет на просторе, И всю ночь волнует море... Волн спокойных мерный шум Усыпляет праздный ум... Но так долго вредно спать — Нам давно пора вставать.
Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.
ЗАМОК Сцепим пальчики в замок Чтоб войти чужой не мог. Пустим только белочку, Ежика и зайчика, Пустим только девочку, Пустим только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов: «Пустим только...» — ладони разводить в стороны, затем быстро соединять. ИГРА В ПРЯТКИ Прячься, Петенька, Прячься, Анечка, Прячься, Зиночка, Прячься, Манечка! Не найдет вас Веселый мальчик, Хоть и самый Большой он пальчик. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца. МЕДВЕДЬ Бурый мишенька зимой Крепко спал в берлоге. Весною он проснулся, Зевнул и потянулся:
«—Здравствуй, рыжая лисичка, Здравствуй, белочка-сестричка! Здравствуй, серенький волчонок! Здравствуй, беленький зайчонок!» Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. ДРУЖНЫЕ РЕБЯТКИ Здравствуй, Петенька! Здравствуй, Анечка! Здравствуй, Зиночка! Здравствуй, Манечка! Ах, и дружные ребятки, Поиграем вместе в прятки.
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
ЩЕЛЧОК Один щелчок, Другой щелчок — Я так смогла, И ты так смог! Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх: Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем. ЛАПКИ Стоит на задних лапках кот, И в гости мышек он зовет. Показывает лапки, А лапки — цап-царапки! Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками. ЖУК Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».
КОМАРИК Комарик летит, Комарик пищит, Не нравится нам Его аппетит! Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед — это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз — это «лапки».
Крутит хвостиком щенок — Увидал в саду цветок.
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки ВЕРТОЛЕТ Вверх взлетает вертолет, Будь внимательным, пилот! Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Вертолет лети, лети, Лопасти быстрей крути
Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»). Ножки Вот бегут босые ножки Прямо к речке по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.
ДОЖДИК Дождик-дождик, Не дожди! Не дожди! Ты подожди! Выйди, выйди, солнышко Золотое донышко. {Народная потешка) БАРАБАНЩИКИ Твои пальчики-барабанщики, Там-там-там! Тук-тук-тук! Раздается звонкий стук. Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино. КОЗА Идет коза рогатая За малыми ребятами. – Кто кашу не ест? Молоко не пьет? Забодаю, забодаю... Бородатая коза Крутит серые глаза. Рогами качает — Сейчас забодает. (Народная потешка) Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» — «коза» начинает двигаться вперед. ЗАЙЧИК Зайка серый, что дрожишь? От лисы ты убежишь.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. УЛИТКА Выставив крутые рожки, Ползет улитка по дорожке. Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».
КОЛЬЦО Выйди, Оля, на крылечко Подарю тебе Колечко. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.
Складываем пальчики — Получились зайчики. Еще раз сложили — Колечко получили.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: 1) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; 2) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. СОЛНЫШКО Солнышко в глазки Светит ребяткам. Мы поиграем С солнышком в прятки!
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
СТУЛ
Без молотка, И без гвоздей, Стул смастерим мы Для гостей!
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз»—«два». ФЛАЖОК Сложи-ка, дружок, Из пальцев флажок! Флажок мы возьмем, На праздник пойдем.
Четыре прямых пальца правой руки, кроме большого, плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
ДОМ Мы построим новый дом! Дружно в доме заживем. В нашем домике — okoшko. Загляни туда, Антошка! Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.
ФОНАРИК - ШАРИК Взяли в руки мы фонарик, А потом — воздушный шарик. Светит, светит нам фонарик, Запускаем в небо шарик.
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность.
МИЗИНЧИК
Наш мизинчик Утром встал, Безымянного поднял. Средний пальчик потянулся, Указательный проснулся. Должен и большой вставать, - Братьев в садик провожать
Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
ПАЛЬЧИКИ Сел на диванчик Маленький мальчик. Сел рядом с ним Безымянный пальчик. Средний сел и указательный, А большой следит внимательно. - Пальчик-мальчик, - С этим братцем —
В лес ходил. С этим братцем — Щи варил. С этим братцем — Кашу ел. С этим братцем — Песни пел! (Народная песенка)
Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.
УТРО Светит солнышко в окошко. Под окошком дремлет кошка.
Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики».
ДЕРЕВЬЯ Появились мы из почки — На ветру дрожат листочки.
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
ПИОН
Распускается бутон — Превращается в пион.
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается «цветок».
БАБОЧКА Бабочка-капустница Над цветком летала, Весело порхала — Пыльцу собирала.
Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
ПТЕНЧИКИ Приносила пташка Птенчикам букашек. Птенчики ждали — Рты разевали, Громко кричали.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде. ПО БРЕВНЫШКУ По бревну, по бревнышку Проползла букашечка, Пролетела бабочка, Пропорхала пташечка. (Народная потешка)
Передвигать пальцы левой и правой руки по поверхности стола, имитируя перемещение букашки. Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки и пташечки. ДОМ
Мы с тобою Красим дом. Дружно в нем Мы заживем!
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в сторону пальцами.
ЦВЕТЫ Расцвели в саду цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветочки, Пять волшебных лепесточков. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами. ПТИЧКА На ладонь посадим птичку, Кормим милую синичку. Птичка зернышки клюет, Деткам песенку поет: «Тень, тень, потетень, Я летаю целый день». Ждут синичку пять птенцов — Голосистых молодцов. Детки в гнездышке сидят И, конечно, есть хотят.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки. Мила в лодочке плывет, Песни весело поет. Ладонь руки — вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево-вправо. ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР Дали мы Антошке Веселую гармошку. Взял наш Петя барабан, Коле нравится баян. На трубе дудит Егор — Веселится весь наш двор! Имитировать игру на разных музыкальных инструментах. СЧИТАЛОЧКА Гусь гнездо свое чинил, Гусь считалку сочинил, И гогочет, и гогочет: Заучить считалку хочет! (Г. Лагздынь) Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», а остальные — в кулачок. ГУСЬ Ты сердитый белый гусь, Но тебя я не боюсь! Поставить руку локтем на стол, все пальцы — прямые. ЧЕРЕПАХА Черепашка в пруд ползет — Домик на спине везет. Ты быстрей, быстрей ползи! Домик весело вези!
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь домик «черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.
БРАТЦЫ Ходили по два братца К морю прогуляться. Ну а старший не гулял, Он за столик всех сажал, Вкусной кашей угощал. Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей. ВЯЖЕМ ШАРФИК То крючок, то петелька, Вяжем шарфик Петеньке. Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими. КРЕСТИКИ - НОЛИКИ Крестики и нолики — У ребят на столике. А попробуйте, друзья, Девочки и мальчики, Крестики и нолики Складывать из пальчиков! Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: 1) крестики — зацепить безымянный палец за мизинец или средний за указательный. Удержать это положение пальцев как можно дольше; 2) нолики — соединить подушечками большой палец с указательным, затем — со средним, безымянным пальцами и с мизинцем.
КРУЖОК
Постарайся-ка, дружок, Сложить пальчики в кружок! Раз — кружок, два — кружок, Теперь три, четыре, пять — Начинаем все опять. А вот эти пальчики — Два драчливых мальчика.
Соединить подушечками большой палец с указательным, затем со средним, безымянным пальцами и с мизинцем.
КУЛАЧОК
Сжали ручку в кулачок, Положили на бочок: Чок-чок, кулачок, Чок-чок, на бочок! Руки положить на стол: - ладони прижать к столу; - одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» — «кулак»); - разжать пальцы одной руки и прижатьее к столу (позиция «рука» — «кулак»); Для усложнения увеличить темп движения. ЕЖИК Шел по лесу Хмурый ежик. Не жалел Коротких ножек. Нес детишкам Он грибочки. Растерял их Возле кочки
Пальцы правой и левой руки как будто шагают по парте. Затем пальцами обеих рук «собирать» потерянные грибочки.
ПАЛЬЧИКИ Встают послушно пальчики, Воспитанные мальчики. Стоят — не шелохнутся, Зови — не отзовутся. Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время зафиксировать их в этом положении. БУСИНКИ Рассыпались у Люсеньки Все маленькие бусинки. Их соберем в коробочку, Наденем на веревочку. «Собирать» бусинки в коробочку. Затем «надевать» бусинки на веревочку. РЫБКИ Рыбки пляшут в синем море — Хорошо им на просторе.
Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо. Текст повторить несколько раз. СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ Задрожали пальчики, Как солнечные зайчики. Пляшут, пляшут зайчики, И трепещут пальчики. Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами.
ВАТРУШКИ Мы для милого Ванюшки Испекли бы три ватрушки. Только нет у нас пока Ни муки и ни песка, Ни яиц, ни соли, Ни дрожжей, ни молока.
Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно. Начиная со слов: «Только нет у нас пока...» — поочередно сгибать пальцы, начиная с большого. РУБИМ ДРОВА Чтобы печку истопить, Надо дров нам нарубить. Рубим, рубим мы дровишки — Пусть тепло будет детишкам. Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее
КОЗЛЯТКИ Веселятся на площадке Тонконогие козлятки. На травке кувыркаются, Прыгают, бодаются. Мама-козочка строга, Оттаскала б за рога, Но нет пока что рожек У деток — тонконожек.
Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично перемещаются по поверхности стола, затем кулачки упираются друг в друга («бодаются»). Со слов: «Мама-козочка строга...» — поднимать два растопыренных пальца левой руки вверх, а правой рукой сжимать «рожки».
ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, А этот пальчик все съел, Оттого и растолстел. (Народная потешка) Поочередно сгибать пальцы правой, а затем левой руки, начиная с мизинца.
ГНОМИКИ Маленькие гномики Ловко строят домики. Чтоб гостей им пригласить, Надо столик смастерить. Чтоб гостей им посадить, Надо стульчик смастерить. 1. Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
2.Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми друг к другу, разместить на кулачке, получается стол.
3. Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно на счет «раз», «два». ЛЯГУШКИ Две зеленые лягушки Скачут к пруду по опушке
Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз. Резко выпрямить пальцы, — рука как бы подпрыгивает над столом, и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. Повторить несколько раз.
МЫШКА Дети пили молоко, Ели с медом пышку И не знали, что под стол Забралась к ним мышка. Нет в стакане молока, На тарелке — пышки, Ну а крошки на столе Доедает мышка. Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.
В ЦИРКЕ На арене цирка — вышка, А на вышке — две мартышки. И они взлетают ловко, Вверх под купол – На веревке. Вниз скользят Как акробаты, Очень ловкие ребята!
Сложить руки в кулачки. Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз.
КИСКА Как проснется наша киска, Суп не станет есть из миски, А зарядку потихоньку Будет делать кошка Пронька. То прогнет, то выгнет спинку. Ножку вытянет вперед. За ушком себя почешет, Помурлычет и зевнет.
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев. Имитировать ладошками движения кошечки.
КОЛЕСА Стучат колеса: Тук-тук-тук, И под веселый Этот стук, Мы едем К бабушке своей, Везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог И вкусный вынесет пирог.
Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.
ТАНЮША
У нашей Танюшки Живые игрушки: Котенок — миленок, Щенок — лопоушка, И мышка смешная По кличке Норушка.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.
Гладит Танюшка Щенка-лопоушку, Щекочет миленка За ушком. А мышка-норушка, Грустит за подушкой.
Одной, затем другой рукой делать расслабляющие движения для пальцев.
Не видит хозяйка, Что мышка Норушка Давно уж доела ватрушку. И ждет, когда крошки от пышки Достанутся маленькой мышке. Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить щепоткой. Ритмично наклонять кисть руки вниз, имитировать сбор крошек с поверхности стола.
Приложение Схема обследования уровня сформированное двигательных кистевых и пальцевых навыков* Задача 1. Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом. Задача 2. Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|