ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мета-данные и поискОдин из малоизученных аспектов веб-дизайна — необходимость учитывать не только эстетические и информационные предпочтения пользователей, но и «особенности восприятия» автоматических сборщиков информации. Сейчас к этому классу принадлежат почти исключительно «роботы» поисковых систем, собирающие текстовые базы доступных в сети документов и предоставляющие их затем всем желающим для поиска по ключевым словам. В будущем, судя по всему, число странствующих по просторам Интернета роботов будет постоянно увеличиваться, и среди них рано или поздно появятся более интеллектуальные экземпляры, чье восприятие информации будет в какой-то мере приближено к человеческому. Пока что, однако, веб-дизайнеру приходится учитывать интересы довольно примитивных текстовых «искалок», и следование некоторым несложным правилам в этой области способно принести немедленную выгоду — существуют сайты, у которых больше половины посетителей составляют те, кто попал туда через одну из поисковых систем. К сожалению, все существующие поисковые системы принадлежат частным фирмам, а не общественным организациям, и конкуренция друг с другом заставляет их соблюдать секретность в своих разработках. Веб-мастерам приходится полагаться на слухи, догадки и собственные расследования, результатам которых никогда нельзя доверять на все сто процентов. Кроме того, информационные системы такого объема иногда ведут себя неожиданно даже для их создателей. Мертвая зона Странствуя по ссылкам от одного сайта к другому, робот в идеале должен был бы рано или поздно обойти весь Интернет. На практике эта цель остается недостижимой, и не только из-за труднопредставимого объема Всемирной паутины и всегда ограниченных возможностей поисковых систем. В современном Интернете все большая доля страниц генерируется динамически в ответ на данные, введенные пользователем самостоятельно или сохраненные в его «профиле», созданном во время предыдущих посещений этого сайта. Понятно, что роботу неоткуда узнать, что можно или нужно вводить в поля форм, так что любые динамически генерируемые страницы (в том числе, кстати, и результаты поиска на самих поисковых серверах) для робота недоступны. Ограничения этим не исчерпываются. Существуют роботы, которым не по зубам документы с символами за пределами Latin-1, а в некоторых случаях даже и ASCII. Другие не могут индексировать сайты с фреймами. Наконец, многие роботы ограничивают количество страниц, сканируемых ими в каждом домене. Например, высказывались подозрения (не подтвержденные, но и не опровергнутые руководством компании), что Alta Vista сканирует не больше 600 страниц в каждом домене верхнего уровня. Сухой остаток. Напомню прежде всего, что создание документов, доступных для роботов, подчиняется тем же основным принципам, что и обеспечение доступности информации в разных средах (стр. 34). И хотя, к сожалению, мало кто из современных роботов обращает внимание на теги структурной разметки, а некоторые не учитывают даже alt-тексты изображений, в целом автоматические сборщики информации больше всего похожи именно на пользователей текстовых или речевых броузеров. Ограниченность роботов проявляется не только в их слепоте по отношению к графике, но и в том, что они не очень-то разумно обращаются и с текстом. Способность обобщать и классифицировать пока доступна только человеку, и чтобы обеспечить приемлемый уровень соответствия между тем, что именно хотел найти пользователь поисковой системы, и тем, какие ссылки он получил в ответ на свой запрос из базы данных, работу по «выпариванию» информационной сути страницы приходится брать на себя ее автору. С этой целью ключевые страницы сайта (как минимум, его первая страница) снабжаются аннотациями и списками ключевых слов. Для этого был приспособлен тег МЕТА (вообще предназначенный для хранения метаинформации документа, т.е. «информации об информации»): <МЕТА name="keywords" content="searching, search engines, keywords, HTML"> <META name="description" content="A description of web search engines, spiders, and search-friendly HTML authoring"> Важно понимать, что стандарт HTML предписывает для тега МЕТА только наличие атрибутов name и content, тогда как интерпретация значений этих атрибутов оставлена целиком на усмотрение того, кто их читает. Поэтому разные поисковые системы имеют разные требования в том, что касается максимальной длины списка ключевых слов, его синтаксиса (например, нужны ли запятые между элементами списка), допустимости повторений одного слова в разных грамматических формах. Аннотация (description) используется многими поисковыми системами при выводе результатов поиска; если она отсутствует, страница в списке результатов обычно представлена первыми несколькими словами своего текста. Кроме вставки ключевых слов и аннотаций, тег МЕТА может использоваться для указания автора страницы, программного обеспечения, в котором она создана, а иногда и кодировки текста. Этот тег способен выполнять некоторые функции HTTP-заголовка (стр. 33), пересылаемого вместе с документом с веб-сервера на компьютер пользователя, в том числе и такую важную для практики вещь, как автоматическое перенаправление броузера с данной страницы на другой URL-адрес (сразу или же через заданное количество секунд). С помощью этого же тега можно запретить индексировать данную страницу роботами (еще один пример установки семантики атрибутов по взаимному соглашению). Искусство выбора результативных ключевых слов, которые приведут на ваш сайт максимальное количество максимально заинтересованных в вашей информации посетителей, — одно из тех умений, которым могут научить только практика в сочетании с врожденной предрасположенностью. Вы без труда найдете в сети «секретные» списки самых популярных слов в запросах разных поисковых систем, и первой приходящая в голову идея усилить ваши МЕТА-аттрактанты словами из этих списков в самом деле заметно поднимет траффик сайта, — но вряд ли повлияет на количество действительно ценных посетителей, приходящих на ваш сайт именно за тем, что вы можете им дать. Хороший список ключевых слов не составишь за один присест — он требует от вас досконального знания своей предметной области и нужд ваших потенциальных посетителей. Как отец Браун, мысленно перевоплощавшийся в подозреваемых, чтобы понять, кто из них совершил преступление, вы должны поставить себя на место тех, кому позарез нужен именно ваш сайт. Не старайтесь при этом слепить обобщенный образ «среднего посетителя»; наоборот, попытайтесь представить себе как можно более разные и даже на первый взгляд неправдоподобные сценарии поиска информации. В особо интересных случаях МЕТА-список становится настоящей «ментограммой» создателя страницы, несущей едва ли не больше информации, чем основной текст, и способной отфильтровать людей с близким автору мышлением среди тысяч случайных зевак. CSS Язык иерархических стилевых спецификаций (Cascading Style Sheets, CSS) был разработан в качестве дополнения к HTML, призванного восполнить ограниченные возможности этого языка в области визуального форматирования, а в идеале — и полностью взять на себя определение внешнего вида документа, оставив за HTML только структурную разметку. К сожалению, из-за сильно запоздавшей реализации в броузерах технология эта так и не стала по-настоящему общепринятой. В первой версии CSS отсутствовали многие важнейшие для дизайнера возможности, в первую очередь — свободное двумерное позиционирование объектов. Кроме того, не слишком ответственный подход разработчиков двух основных графических броузеров к поддержке CSS сказался в невероятном количестве ошибок, недоделок и несовместимостей между их реализациями. В результате визуальные дизайнеры до сих пор не могут пользоваться CSS иначе как для второстепенных, факультативных элементов оформления. С распространением XML у CSS, возможно, откроется «второе дыхание» так как ничто не мешает пользоваться CSS-спецификациями для документов, размеченных в XML, а предназначенный специально для ХМL стилевой язык XSL (стр. 53) может оказаться слишком сложным для массового применения. Принципы Система CSS предоставляет в распоряжение дизайнеров набор обобщенных свойств (параметров оформления), таких как имя шрифта, цвет элемента и фона под ним, ширина любого из четырех окружающих элемент полей. Написание спецификации для HTML-документа заключается в присвоении значений нужным свойствам для тех или иных элементов (т.е. HTML-тегов), классов элементов (которые маркируются в HTML с помощью атрибута class у соответствующих тегов) и отдельных экземпляров тегов (идентифицируемых атрибутом id). Кроме того, можно варьировать свойства элементов, стоящих в том или ином контексте (например, увеличить расстояние между строками только для тех элементов Р, которые следуют сразу за элементом H1, — что было бы аналогом одной из особенностей верстки данной книги). Слово «cascading» в названии системы CSS напоминает о том, что на вывод каждого тега в документе могут оказывать влияние сразу несколько стилевых спецификаций, образующих иерархическую систему. Например, поверх спецификаций, относящихся к конкретному документу, может действовать стилевой файл, общий для всех документов на сервере. Кроме того, пользователь броузера, поддерживающего CSS, может указать свои собственные свойства для тех или иных тегов. Конфликты, которые при этом возникают, разрешаются в пользу более частных, узких спецификаций: то, что указано для конкретного документа, берет верх над спецификациями для всего сервера, а параметры вывода тега в данном контексте имеют преимущество перед параметрами для того же тега «вообще», без учета контекста. В случае же конфликта спецификаций, заданных пользователем, с установками автора страницы побеждают последние, хотя пользователь все-таки может при желании изменить это правило на обратное. Само собой, CSS-свой-ства имеют также приоритет над принятыми в том или ином броузере стандартными параметрами оформления элементов HTML. Возможности От версии системы CSS очень сильно зависит, чего с ее помощью можно добиться. Первая версия спецификации (CSS level 1 или попросту CSS1), ставшая официальным стандартом в конце 1996 года, по сути, лишь предлагала CSS-запись для тех параметров форматирования, которые и без того уже, будь то «законно» или «незаконно», были доступны HTML-документам в тогдашних графических броузерах. Свойства CSS1 включали в себя выбор шрифта, параметры форматирования текста, установку фонового цвета или изображения, ширину полей и еще несколько второстепенных параметров, в большинстве своем аналогичных атрибутам тех или иных тегов. Управлять положением элемента на странице можно было, лишь изменяя величину его полей и тем самым отодвигая его от границ предшествующего элемента или элемента-родителя. < Стандарт CSS2, законченный к январю 1998 года, существенно расширил возможности стилевых спецификаций сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, его создатели вспомнили, что если содержимое у документа всегда одно и то же, то разнообразных представлений у него может быть сколько угодно, в том числе и в разных средах. В этой версии было введено понятие «типа среды» (media type), в зависимости от которого выбирается соответствующий набор свойств для тегов документа (пока, кроме графического, определен только один тип среды — звуковой, свойства которого позволяют регулировать громкость, темп произнесения текста и тембр голоса). Для графических дизайнеров в этой версии также есть немало интересного. Из главных нововведений отметим механизм подбора шрифтов, позволяющий не только выбирать один из установленных в системе шрифтов, но и подшивать к документу передаваемый вместе с ним по сети шрифт и даже синтезировать шрифт по его описанию (стр. 221). Очень важна также возможность абсолютного позиционирования любого элемента относительно элемента-родителя или границ окна, в том числе с наложением элементов друг на друга и даже с возможностью «оживлять» их JavaScript-сценариями (стр. 64). Наконец, в этой версии впервые появились средства генерации содержимого, без которых невозможно создать сколько-нибудь сложные системы разметки. Самым частым примером такого генерируемого содержимого является автоматическая нумерация заголовков, поддержка которой введена в CSS2. Любые технологии форматирования текста, предназначенные для Интернета, вынуждены учитывать ограниченную пропускную способность каналов связи (стр. 177) и тот факт, что пользователям вряд ли понравится ждать загрузки документа целиком, не имея возможности начать его чтение. Все реализации HTML и CSS выводят текст на экран по мере его поступления из сети и, следовательно, не могут вернуться назад и перерисовать то, что уже выведено. Это на первый взгляд несущественное ограничение делает невозможным не только многие специальные эффекты, в которых содержимое или форматирование одной части документа зависит от другой, но и просто достаточно качественную верстку текста. К примеру, система TEX, прежде чем сверстать абзац текста, прочитывает его до конца и пробует разные варианты разбиения его на строки, минимизируя общее количество слишком тесных или слишком растянутых строк, переносов, висячих строк и прочих отклонений от идеала. Понятно, что ничего похожего нельзя ожидать от броузера, который выводит каждую строку текста, как только получает достаточно материала для ее заполнения (если только текст не заключен в таблицу, стр. 235). Модульный HTML Нельзя сказать, чтобы доступная на сегодня веб-дизайнерам технология текстовой разметки — HTML с небольшой (из-за проблем совместимости) примесью CSS — была начисто лишена способности к разделению аспектов содержания и представления (стр. 21). Опыт, врожденная аккуратность и ответственное отношение к материалу, с которым приходится работать, позволяет отдельным дизайнерам практиковать в HTML стиль, вполне отвечающий требованиям идеологии SGML (или, что сейчас более актуально, XML). Конечно, многим дизайнерам с преимущественно визуальным мышлением совсем не просто перестроиться на «ортогональный стиль» разметки. Так же как нельзя увидеть бестелесную душу, вам, возможно, трудно вообразить себе, как будет выглядеть документ, размеченный только логически, равно как и представить себе идеальную ортогональность — независимость такого «дистиллированного» содержимого от хранящегося отдельно оформления. Если даже примитивные «именованные стили» в текстовых процессорах считаются прерогативой «профессиональных пользователей», что уж говорить о более последовательных системах ортогональной разметки. Я думаю, что если бы умение воспринимать и создавать аспекты информации по отдельности было врожденным и не требовало обучения, язык SGML уже давно стал бы основным средством хранения и распространения текстов. Режем по живому Даже если не учитывать несовершенство HTML, в котором логический и визуальный аспекты оказались смешанными по причинам скорее историческим, соблюдение ортогональности — как и любая реализация некоей абстрактной идеи на практике — сталкивается и с вполне объективными трудностями. Бывают случаи, в которых разделительная линия между содержанием и оформлением может быть проведена по-разному; более того, иногда неудачное рассечение на аспекты документа, изначально (в сознании его автора) целостного, приводит к частичной потере информации и к невозможности в дальнейшем удовлетворительно состыковать получившиеся половинки. Приведу пару примеров. В двумерных композициях с текстом и изображениями часть информации о связях между элементами может передаваться не последовательностью их расположения или какими-нибудь видимыми стрелками или рамками, а менее очевидными визуальными средствами — выравниванием, цветовыми перекличками, контрастом. Если композиция эта создавалась изначально в графической среде, ее автор, возможно, просто не осознает некоторые из этих связей и, соответственно, не сможет «вербализовать» их при выделении структурной основы композиции. С другой стороны, некоторые фрагменты текста относятся не к содержательной основе, а к оформительской надстройке документа: например, номер главы и само слово «Глава» в заголовке, постоянная часть перекрестных ссылок (т.е. сокращения типа «стр.» или «гл.»), любые повторяющиеся элементы, такие как колонтитулы на странице книги или панель навигации на веб-странице. Вынеся все это из текстовой основы документа в стилевые спецификации, вы не только упростите процедуру глобального изменения этих элементов во всем документе, но и приблизитесь к искомому идеалу ортогональности: ведь все, что при внимательном рассмотрении не принадлежит к уникальной информации документа, а лишь помогает воспринимать ее, правильнее отнести к аспекту представления, а не содержания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|