Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






год обучения. Подготовительная группа




Тематический план

13. Тема: «Предлог «из».

14. Тема: «Предлог «с» («со»)».

15. Тема: «Дифференциация предлогов «из» и «с».

16. Тема: «Предлог «над».

17. Тема: «Дифференциация предлогов «над» и «под».

18. Тема: «Предлог «из-под».

19. Тема: «Дифференциации предлогов «из-под» и «из».

20. Тема: «Предлог «из-за».

21. Тема: «Дифференциация предлогов «из-за» и «из».

22. Тема: «Предлог «между».

23. Тема: «Предлог «через».

24. Итоговое контрольно-проверочное занятие.

 

 

Занятие 13. Предлог «из»

Цели:

1. Познакомить детей со значением предлога «из» и его схемой.

2. Учить детей правильно употреблять предлог «из» с существительными в родительном падеже.

3. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: сюжетные картинки, карточки со схемой предлога по количеству детей, игрушки (лиса, медведь, белка, птичка, мяч), карандаши, конфеты в вазе, загадки, ромашка с заданиями на каждом лепестке, посылка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед выставляет на доску сюжетную картинку.

Логопед: Посмотрите на картинку. Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле.) Где спит медведь? (В берлоге.) Птичка? (В гнезде.) Лиса? (В норе.) Но вот посмотрите! Что это? (Логопед выставляет на доску сюжетную картинку, на которой изображён пожар.)

Это пожар! Зверюшки, скорее бегите к нам (убирает сюжетную картинку. На столе появляются игрушки: лиса, медведь, птичка, белка). Посмотрите, ребята, все ли спаслись от пожара? (Да.) Вспомните, где спали зверюшки и скажите, откуда прибежал к нам медведь? (Из берлоги.) Лиса? (Из норы.) И т.д. И все они прибежали к вам из леса, в котором случился пожар.

2. Основная часть занятия

Логопед: Какое маленькое слово помогло нам сказать, откуда прибежали обитатели леса? (Из.) Сегодня мы будем учиться правильно употреблять предлог «из». Предлог — это маленькое слово. Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола.) Карандаш? (Из стакана.) Конфету? (Из вазы.) Вы все говорили маленькое слово — предлог «из». А сейчас слушайте внимательно! Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово— предлог «ИЗ». Демонстрируется карточка со схемой предлога «из». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Игра «Ответь на вопросы Незнайки»

Логопед: Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы вам. Слушайте внимательно. Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву? (Из Москвы.) Откуда вышла старушка, если она была в магазине? (Из магазина.) Откуда пришёл мальчик, если он был в школе? (Из школы.)

Игра «Загадки Незнайки»

Логопед: Ещё Незнайка прислал загадки. Если вы их отгадаете, появится герой сказки.

На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок,

Румяный бок,

Покатился… (Колобок)

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила девочка имя забыла своё

А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор.... (Айболит)

У отца был мальчик странный —

Необычный, деревянный.

Всюду нос совал он длинный.

Кто же это?... (Буратино)

Из каких сказок пришли эти герои? (Дети составляют предложения с предлогом «из») Буратино пришёл из сказки «Золотой ключик» и т.д.

Игра «Ромашка» (индивидуальные задания)

Логопед: Незнайка прислал игру «Ромашка». Давайте поиграем в нее. На обратной стороне каждого лепестка ромашки нарисована предметная картинка. Ребенок отрывает лепесток и составляет предложение со словом-названием этой картинка и предлогом «за». Например: предметная картинка карманЯ достал платок из кармана.

3. Итог занятия

Занятие 14. Предлог «с» («со»)

Цели:

1. Закрепить правильное использование детьми предлогов < в >, <на>, «под», «за» в речи.

2. Познакомить детей со значением предлога «с» («со») и его схемой.

3. Учить детей правильно употреблять предлог < с («со») с существительными в родительном падеже.

4. Учить детей составлять предложения с предлогом «с» только по двум предметным картинкам и схеме.

5. Развивать внимание, мышление.

Оборудование: карточки со схемой предлога по количеству детей, мяч, кубик, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра <Молчанка>

Детям раздаются карточки со схемами предлогов.

Логопед: Я положу мяч или на кубик, или под, или за кубик, а вы должны молча показывать мне нужную схему. Молодцы! Вы хорошо запомнили эти предлоги.

2. Основная часть занятия

Логопед: Сегодня мы познакомимся ещё с одним предлогом. Посмотрите, что я делаю? (Кладёт мяч на кубик.) А теперь? (Берет мяч.) Откуда я взяла мяч? (С кубика.) Какой предлог вы услышали? (с.) Если предмет находится на поверхности и его оттуда берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог «с» (или «со»). Посмотрите, мяч лежит на разных предметах. Я буду брать мяч, а вы говорите, откуда я его взяла. (С табуретки, с окна, со стола, с кубика.) Везде мы произносим предлог «с».

Демонстрируется карточка со схемой предлога «с». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Упражнение «Подними схему»

Логопед: У каждого из вас на столе схема предлога «с». Поднимите ее тогда, когда услышите этот предлог. Муха сидит на окне. Птичка слетела с дерева. И т.д.

Упражнение «Ответь на вопрос» Логопед читает предложения, задает к ним вопросы. Дети отвечают полным предложением.

Логопед: Дети работали на поле. Откуда пришли дети? (дети пришли с поля.) Снег лежал на крыше. Откуда сбросили снег? Посуду поставили на стол. Откуда убрали посуду?

Составление предложений по двум предметным картинкам и схеме предлога «с» Логопед выставляет на доску предметные картинки и карточки схемы предлога «с»

Отдельно выставлены предметные карт инки: кровать, плита, стол, подоконник. Логопед: Поставьте в ряд подходящие по смыслу картинки.

И по этим схемам составьте предложения с предлогом «с».

Индивидуальная работа

Логопед просит детей составить предложения с предлогом «с» (без картинок).

3. Итог занятия

Занятие 15. Дифференциация предлогов «из» и «с»

Цели:

1. Учить детей понимать разницу значений предлогов «из» и «с».

2. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов «из», «с» и окончаний существительных родительного падежа.

3. Развивать внимание, мышление, воображение.

Оборудование: карточки со схемой предлога по количеству детей, клубок ниток, сюжетные картинки, фигурки девочки и мальчика, тетрадь Незнайки, капсулы от шоколадных яиц типа «Киндер-сюрприз».

Х од занятия

1. Организационный момент

Логопед: Назовите предлоги, глядя на схемы. (Показывает детям схемы.)

2. Основная часть занятия

Логопед: Какой предлог, «с» или «из», нужно вставить в предложение? Мальчик вытащил платок... кармана. Сегодня мы будем учиться правильно употреблять эти предлоги. Покажите схему предлога «с»; «из». Нужно помнить, что предлог «с» мы называем тогда, когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется). А предлог «из» говорим тогда, когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется.)

Упражнение «Волшебный клубок»

Логопед: Этот клубок волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола.) Откуда я доставала клубок?

 

Игра «Подарки ребятам»

Логопед: К нам в гости пришли Петя и Таня. Они принесли много картинок. Рассмотрите их внимательно и подарите Пете только те картинки, про которые можно составить предложение с предлогом «с», а Тане — с предлогом «из».

Упражнение «Помоги Незнайке»

Логопед: Незнайка не смог закончить предложения, помогите ему. Мальчик спрыгнул (откуда?)... с дерева. Девочка вылила воду (откуда?)... из ведра. Папа взял книги (откуда?)... со стола.

Индивидуальная работа

Логопед: Откройте капсулы от шоколадных яиц. В них вы найдете схемы предлогов. Придумайте с ними предложения.

3. Итог занятия

Занятие 16. Предлог «над»

Цели:

1. Познакомить детей со значением предлога < над > и его схемой.

2. Учить детей правильно употреблять предлог «над» с существительными в творительном падеже.

3. Учить детей выделять предлог «над» и окончания существительных творительного падежа.

4. Учить составлять схему предложения.

Оборудование: карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки; игрушка: бумажный самолётик; домики для составления схем предложений.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед показывает схемы предлогов, а дети составляют с ними предложения.

2. Основная часть занятия

Логопед: Что вы видите над нами? (Потолок, люстру.) А на улице что увидим, если поднимем голову вверх? (Небо, облака, солнце.) Небо, облака, потолок, люстра — это всё находится вверху, над нами. А теперь слушайте внимательно. Предлог «над» мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним.

Демонстрируется карточка со схемой предлога «над». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Логопед: Посмотрите на схему предлога «над». Здесь шарик находится над кубиком. Запомните эту схему.

Игра «Самолёт»

а) Логопед: послушайте стишок и скажите, над чем полетят ребята на самолёте?

Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.

Над чем полетят ребята? (Над лесами.) Давайте попробуем выучить этот стишок.

б) Логопед: (показывает детям самолет): Ой, вот и к нам залетел бумажный самолётик. Посмотрите над чем он летит? (Над столом, над доской, над полом и т.д.)

Работа с сюжетными картинками и составление схемы предложения

Логопед: Рассмотрите картинку. Составьте предложение с предлогом «над». Над кроватью висит картина. Отхлопаем количество слов в предложении. Не забывайте, что «над» это тоже слово! Сколько получилось слов в предложении? Четыре. Какое первое слово? Второе? Третье? Четвёртое? Посмотрите, я составлю схему этого предложения. Каждое слово я обозначу большим домиком. Предлог — это маленький домик.

Логопед ставит домики в ряд и одновременно проговаривает слова.

Логопед: А теперь посмотрите, что я делаю? (Меняет местами домики.)

Измените порядок слов в предложении, глядя на схему. Картина висит над кроватью. Логопед проводит ту же работу с другими сюжетными картинами. Индивидуальная работа Детям раздаются сюжетные картинки. Каждый по своей картинке составляет предложение с предлогом «над», затем составляет схему этого предложения.

3. Итог занятия

Занятие 17. Дифференциация предлогов «над» и «под»

Цели:

1. Учить детей различать предлоги «над» и «под», правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; внимательно рассматривать картинки и сравнивать изображения; составлять схемы предложений; ориентироваться на листе бумаги.

2. Развивать воображение.

Оборудование: карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные картинки, тетрадь Незнайки, листы бумаги, фломастеры.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед выставляет на доску картинка с изображениями картины и цветка.. Детям раздаются карточки со схемами предлогов «над» и «под»..

Логопед: Рассмотрите картинки. Что общего между ними? (На одной картине на стене висят картина и цветок и на другой.) А чем они отличаются? (На одной картинке цветок висит над картиной, а на другой цветок висит картиной.) Какие предлоги вы услышали? (Над, под.) дети, покажите схемы предлогов «над», «под».

Молодцы!

2. Основная часть занятия

Логопед выставляет схемы предлогов на доске.

Упражнение «Составь предложение»

а) Логопед: найди картинку, про которую можно составить предложение с предлогом над. Бабочка летит над озером. Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении, не забывайте о предлоге < над > (Четыре слова.) Составим схему этого предложения. (Логопед выставляет домики, а дети проговаривают каждое слово.) Назовите первое слово. Второе, третье, четвёртое.

б) та же работа с предлогом «под».

Упражнение «Тетрадь Незнайки»

Логопед: Помогите Незнайке вставить предлоги в предложения. Лампа висит... столом (Над.) Ботинки стоят... кроватью. (Под.) И т. д.

Игра «Поймай слово»

Логопед: Я называю вам предлог, а вы с ним составляете предложение. Рисование с последующим составлением предложения (индивидуально) Логопед раздает детям листы бумаги и фломастеры.

Логопед: Нарисуйте квадрат в центре листа. Теперь нарисуйте кружок над квадратом. Где находится круг? Квадрат? (Обращается к детям, сидящим на первом ряду). Подрисуйте что-нибудь к кружку, чтобы получился какой-нибудь предмет п составьте про этот предмет предложение с предлогом «над». (Обращается к детям, сидящим на втором ряду). Дорисуйте что-нибудь к квадрату, чтобы получился какой-нибудь предмет и составьте предложение с предлогом «под».

3. Итог занятия

Занятие 18. Предлог «из-под»

Цели:

1.Познакомить детей со значением предлога < из-под > и его схемой.

2.Упражнять в правильном употреблении предлога < из-под > с существительными в родительном падеже.

3. Учить детей составлять предложение по схеме.

4. Развивать внимание, воображение, мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки со схемой предлога по количеству детей, миска, доска, тетрадь, поднос, веник, мяч, домики-схемы, тетрадь Незнайки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед предлагает детям послушать предложения и назвать услышанные предлоги.

Логопед:

Галка села на забор

Кот забрался на кровать.

Петя вернулся из школы.

Лена подошла к окну.

Ворона слетела с ветки.

Логопед: Сегодня на занятии вы познакомитесь с ещё одним предлогом, а с каким — скоро узнаете.

2. Основная часть занятия

Логопед: У меня на столе лежат два предмета. Назовите их. (Доска и миска.) Где лежит доска? (Под маской.) Посмотрите, что я делаю? (Вытаскивает доску.) Откуда я вытащила доску? (Из-под миски.) Правильно, я вытащила доску из-под миски. Какой предлог вы услышали? (из-под.) Сегодня мы будем учиться правильно говорить предлог < из-под >. Слушайте внимательно, когда его нужно говорить. Когда предмет находится под чем-нибудь и его оттуда достали или он сам оттуда движется, нужно говорить предлог «из-под». Например: «Из-под забора выглянул щенок». Демонстрируется карточка со схемой предлога «из-под». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Тренировочные упражнения

Логопед: Подойди к столу, посмотри, под чем лежит тетрадь? (Под книгой.) Достань тетрадь. Скажи, откуда ты достал тетрадь? (Из-под книги.) Ребята, составьте про Петю предложение. Что он сделал? (Петя достал тетрадь из-под книги.)

А теперь я попрошу Петю что-то достать, а вы внимательно посмотрите, что он сделает, и составите предложение с предлогом «из-под». (Логопед шепчет ребенку задание на ушко.) Петя достал веник из-под стола. Петя достал мяч из-под стула. И т.д.

Работа с картинками

Логопед выставляет на доску сюжетные картинки и напоминает, что предлог «из-под» появляется тогда, когда предмет находится под чем-то и оттуда движется.

Логопед: Посмотрите на картинку я придумайте такое предложение по этой картинке, чтобы в нём был предлог «из - под». (Выставляет на доску сюжетную картинку «Заяц под грибом.) Где находится заяц? (Под грибом.) Откуда заяц выскочил? Заяц выскочил из-под гриба. Из какой сказки этот сюжет? («Под грибом» Сутеева.) Та же работа проделывается с другими сюжетными картинками.

Составление схемы предложения

Логопед: Теперь составим схему последнего предложения. Ребенок выходит и выставляет домики, проговаривая одновременно слова в предложении «Черепаха вылезла из-под кресла»

Логопед: А теперь посмотрите, что я сделаю. Предлог «изпод» я поставлю в начало предложения. Слова в предложении поменялись местами. Скажите предложение по-новому.

Из-под кресла вылезла черепаха.

Логопед:: Я добавлю ещё одно слово. (Ставит пятый домик.)

Логопед: Придумайте, какая черепаха вылезла из - под кресла? (Из-под кресла вылезла коричневая черепаха.)

Упражнение <Ошибки Незнайки>

Логопед: Щенок вылез из скамейки. (Дети исправляют: Из-под скамейки) А Катюша, как смогла, вылезла из стола. (Из-под стола.)

Индивидуальная работа Детям раздаются картинки и карточки со схемой предлога «из-под».

Логопед: Составьте предложение по двум предметным картинкам и схеме.

Щенок вылез из-под кровати.

3. Итог занятия

Занятие 19. Дифференциация предлогов «из-под» и «из»

Цели:

1. Учить детей различать предлоги «из-под», «из», правильно употреблять их с существительными в родительном падеже.

2. Продолжать учить детей анализировать предложение и составлять его схему.

Оборудование: карточки со схемами предлогов по количеству детей, чалма для волшебника, платки, сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: К нам в гости пришёл Фокусник. Здравствуйте ребята! Хотите, я Вам сейчас фокус покажу? Смотрите на доске ничего нет. Раз, два, три (взмахивает руками) — смотри! (на доске появляются схемы). Ой, что это? (Дети говорят, что это схемы предлогов «из-под» и «из») А я не знаю, когда их нужно говорить.

Логопед: А мы тебя научим. Правда, ребята? Скажите Фокуснику, когда мы говорим предлог < из - под >. (Предлог «из-под» мы говорим тогда, когда предмет находится под чем-то и оттуда движется.) А когда нужно говорить предлог «из»? (Когда предмет находится внутри чего-то и движется оттуда.)

Фокусник: Понятно. Тогда поиграем в игру. Я называю вам предлог, а вы поднимаете схему «ИЗ» или «из-под».

Упражнение «Фокусы»

Фокусник: Раз, два, три — смотри! (Вытаскивает из кармана платок.) Откуда я вытащил платок? (Из кармана.) Раз, два, три — смотри! (Из коробки.) и т.д.

Упражнение «Ошибки Фокусника»

Фокусник: Ну, а теперь послушайте, как я буду говорить предлоги в предложениях. Поправьте меня, если услышите, что я говорю неправильно: Лена вышла из-под магазина. (Из. — Дети исправляют ошибка.) Птичка вылетела из-под гнезда. (Из.) Мама достала тапочки из кровати. (Из-под.) Я всё понял. Теперь скажу правильно. Папа приехал из Москвы.

Логопед:: Молодцы, ребята, вы научили Фокусника правильно говорить предлоги «из-под» и «из».

Фокусник: До свидания, ребята, мне пора. Спасибо вам!

Составление предложений

Логопед выставляет на доску сюжетные картинки.

Логопед: Внимательно рассмотрите картинки. Найдите, про кого или про что мы можем составить предложение с предлогами «из» и «из-под». (Дети составляют предложения и проводят их анализ с последующим составлением схем.) Индивидуальная работа Логопед предлагает детям, сидящим на первом ряду, составить предложения с предлогом, а сидящим на втором рядус предлогом «из-под».

3. Итог занятия

Занятие 20. Предлог «из-за»

Цели:

1. Познакомить детей со значением предлога «из-за» и его схемой.

2. Учить детей правильно употреблять предлог «из-за» с существительными в родительном падеже.

3. Развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: машинка, домик, карточки со схемой предлога по количеству детей, кукушка, схемы предложения, сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Петя, спрячь машинку за домик. Где машинка? (За домиком.) Вывези оттуда машинку. Откуда выезжает машинка? (Из-за дома.)

Какой предлог вы услышали? (Из-за.)

А теперь слушайте внимательно! Предлог «из-за» мы говорим тогда, предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда.

2. Основная часть занятия.

Демонстрируется карточка со схемой предлога из-за. Дети рассматривают и запоминают изображение.

Логопед: Посмотрите на схему. Шарик как бы выглядывает из-за кубика, видна только его часть. А стрелка показывает, что мячик движется из-за кубика. Упражнение «Прятки»

Логопед: К нам прилетела Кукушка и хочет поиграть в прятки. Она будет прятаться и выглядывать, а вы должны сказать, откуда она выглядывает. (Кукушка прячется за домик, выглядывает и произносит: Ку-ку. А дети говорят: «Из-за домика, из-за стола и т.д.»)

Дидактическое упражнение «Узнайдомашних животных»

Логопед: Домашние животные услышали, как вы играете с Кукушкой в прятки и тоже захотели с вами поиграть. Они спрятались за забор, а вы постарайтесь их узнать. Кого видно из-за забора? (Лошадку, поросёнка, щенка и т.д.)

Составление предложений с предлогом по схеме

Составьте предложение про щенка с предлогом «из-за». (Щенок выглядывает из-за забора.)

Логопед: Составьте схему этого предложения.

Логопед переставляет предлог в начало предложения.

Логопед: Кто сможет это предложение сказать по другому? Из-за забора выглядывает щенок. Логопед добавляет еще один домик-слово.

Логопед: Скажите, какой щенок выглядывает из-за забора? Из-за забора выглядывает лохматый щенок.

Аналогичная работа проводится с другими словами.

Заучивание стишка

Логопед: Из-за леса, из-за гор, Едет дедушка Егор. Откуда едет дедушка Егор? (Из-за леса, из-за гор.) давайте выучим этот стишок, чтобы вы лучше запомнили, когда правильно говорить предлог «из-за».

Индивидуальная работа

На доске - схема предложения. У каждого на столе сюжетная картинка.

Логопед: Дети, рассмотрите внимательно картинки и составьте предложение с предлогом «из-за» по схеме, которая дана на доске.

3. Итог занятия

Занятие 21. Дифференциация предлогов «из-за» и «из»

Цели:

1. Учить детей различать предлоги «из-за» и «из» и правильно их употреблять.

2. Продолжать учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам и схеме, проводить полный его анализ.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, карточки со схемами предлогов по количеству детей, фигурка Откудайки, звёздочки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед показывает сюжетные картинки, а дети по ним называют только предлоги.

2. Основная часть занятия

Логопед: Расскажите, когда мы говорим предлог «из». (Когда предмет был внутри, а потом оттуда движется.) А когда говорим предлог «из-за»? (Когда предмет был позади другого предмета и оттуда движется.)

Дидактическая игра «Вопросы Откудайки»

Логопед: К нам пришёл в гости вот такой человечек. Зовут его Откудайка. Он всех всегда спрашивает: «Откуда?». Вот и прозвали его Откудайкой. Послушайте внимательно вопросы Откудайки и постарайтесь правильно на них ответить, вставив предлог «из» или «из-за»: дети были в школе. Откуда они придут? (Из школы.)

Мальчик зашёл за дом. Откуда выйдет мальчик? (Из-за дома.) Письмо было в ящике. Откуда его достали? (Из ящика)

Солнце зашло за тучи, Откуда оно выглянет? (Из-за Составление предложений по двум предметным картинкам и схемам предлогов «из», «из-за».

Логопед: Посмотрите внимательно на картинки. Что на них изображено? Назовите предлог, изображенный на схеме. Составьте предложение по этим предметным картинкам и схеме предлога.

Девочка вышла из дома. Дети с помощью логопеда проводят полный анализ предложения и составляют его схему.

Логопед: Посмотрите, я поменяла предлог. (Заменяет схему.)

Девочка вышла из-за дома.

Затем логопед заменяет картинки на следующие и проводит аналогичную работу.

Дидактическая игра «Кто больше»

Логопед:: Кто больше составит предложений с предлогами «из-за» и «из».

Занятие 22. Предлог «между»

Цели:

1. Познакомить детей со значением предлога «между» в его схемой.

2. Упражнять детей в правильном употреблении предлога «между» с существительными в творительном падеже.

3. Развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: карточки со схемой предлога по количеству детей, фломастеры, кукла, игрушки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед раздает детям карточка с заданиями.

Логопед: Где нарисована ёлка на листе? (Слева.) Мячик? (Справа.) Домик? (Посредине.) Послушайте внимательно, как я скажу по-другому. Где нарисован домик? Домик нарисован между ёлочкой и мячом. Повторите, где нарисован домик? Слушайте следующее задание. Нарисуйте между ёлкой и домиком крестик. Скажите, где вы поставили крестик? А теперь поставьте между домиком и мячом точку. Где вы поставили точку? Какой предлог помог вам сказать, где вы поставили точку, крестик? (Между.)

2. Основная часть занятия

Демонстрируется карточка со схемой предлога «между». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Логопед: Предлог «между» мы говорим тогда, когда и справа и слева от предмета есть ещё какие-то предметы. Посмотрите на крестик. Слева — ёлка, справа дом, а крестик между ними, посередине. Посмотрите на схему предлога «между». Здесь шарик находится между кубиками.

Упражнение «Что изменилось?» На столе стоят две игрушки (машинка и пирамидка). Логопед предлагает детям запомнить их и закрыть глаза. В это время он добавляет третью игрушку (матрёшку) между машиной и пирамидкой.

Логопед: Откройте глаза. Что изменилось? (Дети говорят.) Закройте глаза еще раз! (Снова меняет игрушки местами.) Где теперь стоит машина? И т.д.

Упражнение «Вспомни сказку «Репка»

Логопед: Назовите, кто за кем тянул репку. А теперь скажите, между кем стояла Бабка? Внучка? Жучка? А можно про Мышку сказать, что она стояла между кем-то? Почему? Потому, что с одной стороны была Кошка, а с другой никого не было. Не забывайте, что предлог «между» мы говорим тогда, когда с двух сторон от предмета что-то или кто-то есть.

Порядок чисел

Логопед: Посчитайте до десяти. (Два—три раза) Вспомнили счёт? А теперь слушайте внимательно вопрос. Между какими числами стоит число 7? 5? 2? и т.д. Индивидуальная работа Логопед предлагает каждому ребенку взять по три игрушки, расставить их на столе в ряд и составить предложения с предлогом «между».

3. Итог занятия

Занятие 23. Предлог «через»

Цели:

1. Познакомить детей со значением предлога через и его схемой.

2. Учить детей правильно употреблять предлог «через» с существительными в винительном падеже.

3. Развивать воображение.

Оборудование: скакалка, карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки, зайка-бибабо.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед вызывает к себе девочку и тихо говорит ей, чтобы она начала прыгать через скакалку.

Логопед: Что делает Таня? (Дети: Прыгает на скакалке). Правильно ли вы сказали? Предлог «на» говорим тогда, когда предмет находится на поверхности. Значит Таня должна положить скакалку на пол, сама встать на неё и прыгать на ней. Так ли делает Таня? (Нет.) А теперь внимательно послушайте, как правильно нужно сказать. Таня прыгает через скакалку. Какое слово вы услышали? (Через.)

2. Основная часть занятия

Логопед: Предлог «через» мы говорим тогда, когда кто-то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет. Демонстрируется карточка со схемой предлога «через». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Логопед: Посмотрите на схему предлога через. Стрелочка как бы перепрыгнула через кубик.

Упражнение «Зайкапопрыгайка»

Логопед: К нам кто-то собрался в гости. Он просит отгадать загадку. Если вы отгадаете ее, гость придёт к нам.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Зайка)

Логопед показывает игрушку и обыгрывает ее действия («прыгает» через кубик, через стол, через стул и т.д.). Дети называют, через что прыгал зайка.

Составление предложений по представлению.

Составление схем предложений

Логопед: А через что может скакать зайка в лесу? Составьте предложения. Зайка скачет через пенёк. Логопед просит кого-нибудь выйти к доске и составить схему этого предложения.

Логопед: А теперь сделаем это предложение длиннее. Серенький Зайка скачет через пенёк. Подходит теперь наша схема к этому предложению? (Нет.) Что нужно сделать? (Вставить ещё одно слово-домик.)

Логопед: Кто ещё придумает предложение про Зайку с предлогом «через»? (Работа проводится аналогично.)

Индивидуальная работа

Детям раздаются карточки со схемой предлога «через» и сюжетные картинки.

Логопед: Составьте предложения по картинкам и схемам.

Контрольно-проверочное занятие по теме «предлоги»

Цели:

1. Уточнить понимание детьми предлогов

2. Проверить правильность употребления предлогов и надежных окончаний в речи детей.

3. Проверить умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схеме к ним.

Оборудование: картинка «Машина», схемы предлогов, картинки: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, дед, забор, сюжетные картинки, домики.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Вот машина. Кто «в» машине? Кто «на» ней? А кто «под» ней?Кто здесь «за»? А кто здесь «перед»? У машины и под ней? (Дети отвечают.) Какие предлоги вы услышали?

2. Основная часть занятия

Дидактическое упражнение «Назови схему»

Логопед выставляет на доску схемы предлогов и просит детей вспомнить их и правильно назвать.

Дидактическая игра «Дополни рассказ»

Сначала логопед предлагает детям назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий. Дети должны дополнить рассказ логопеда маленькими словами. Дедушка вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку, (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала её кошка. Вышла (откуда?) из-за угла дома, подкралась (к чему?) к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела (откуда?) с дерева и села (куда?) на скамейку (около кого?) около дедушки. А кошка не унимается, как выскочит (откуда?) из-под скамейки, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, перелетела (через что?) через забор и скрылась из виду.

3. Итог занятия

Дидактическая игра «Выбери картинку»

Логопед выставляет на доску пять сюжетных картинок и карточки со схемами предлогов. Детям нужно выбрать ту картинку, по которой можно составить предложение с предлогом «над»; «из-под»; «из-за»; «из»; «с» и т.д. дети делают выбор и составляют предложение. Затем составляют схему предложения.

Индивидуальная работа

На столе лежат перевернутые карточки со схемами предлогов. Дети поочередно подходят, выбирают себе карточку и называют предлог. Затем идут на свое место придумывать предложение и составлять его схему.

3. Итог занятия






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных