Шкала оценки социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Рей)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине « Здоровый образ жизни »
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 11
ТЕМА: «СТРЕСС. ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА. НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ»
Утверждены на кафедральном заседании протокол № __ от «____» ___________ 2012г.
Заведующий кафедрой
доктор медицинских наук, профессор _________________ Петрова М.М.
Составитель:
доктор медицинских наук, доцент _________________ Штарик С.Ю.
Красноярск
Занятие № 11
Тема «Стресс. Тревожно-депрессивные расстройства. Немедикаментозные методы коррекции».
2. Форма организации учебного процесса - практическое занятие.
Значение темы.
В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне – неизбежного спутника происходящих в стране преобразований социально-экономического и общественно-политического характера. Именно два последних десятилетия стали временем неуклонного поступательного нарастания заболеваемости населения стрессогенной патологией, которая не обязательно будет психогенной, отражающей только плохое самочувствие без физических изменений, но и это могут быть артриты, аллергия, инфекционные заболевания, травмы, опухоли, инсульты и пр., т.е. весь спектр соматических, эндокринных, хирургических и неврологических заболеваний. Обучение студентов методикам борьбы со стрессом приведет к повышению стрессоустойчивости и снижению заболеваемости, как у самих студентов, так и в будущем у их пациентов.
4. Цели обучения:
Общая цель: обучающийся должен овладеть
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).
- способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10);
- способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12).
Учебная цель - обучающийся должен знать современные методики, применяемые в общеврачебной практике, для диагностики и коррекции стресса, диагностики тревожно-депрессивных расстройств, уметь применять опросники для выявления стресса и тревожно-депрессивных расстройств на практике и владеть навыками расшифровки опросников.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты).
5.2. Самостоятельная работа по теме:
- заполнение опросников;
- расшифровка опросников
- выявление типичных ошибок
5.3. Итоговый контроль знаний:
- решение ситуационных задач, тесты по теме;
- подведение итогов.
6. Основные понятия и положения темы. Понятие «стресс». Природа стресса. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Методы самооценки уровня стресса: шкала социальной адаптации Холмса и Рея и тест Ридера. Методы преодоления стресса. Метод глубокого дыхания. Метод аутогенной тренировки. Методы самооценки тревоги и депрессии: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS); тест Бека (BDI), шкала Цунга, шкала депрессий Центра эпидемиологических исследований (CES-D); тест тревожности Спилбергера-Ханина.
СТРЕСС — это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает.
Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением.
К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» и пр.).
К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены также множественные соматические и физиологические проявления — мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка («астма»), боли в сердце, боли различной локализации.
Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях.
Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует.
Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией.
Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса
Стрессоры — факторы, которые вызывают стрессовую реакцию. Условно стрессоры можно разделить на:
· стрессоры управляемые (зависят от нас)
· стрессоры неуправляемые (неподвластные нам)
· стрессоры, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.
Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Для разных стрессовых факторов существуют специальные техники (методики) преодоления. Прежде чем выбрать методику и обучиться ее применению, необходимо оценить стрессоры.
Стрессоры управляемые (зависят от нас). К наиболее часто встречающимся стрессорам, которые можно контролировать, относятся стрессоры межличностного характера. Поведение людей часто определяют и факторы здоровья, и факторы нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, иногда простой недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса.
Обучение таким основам, как развитие уверенности в себе, социальные навыки, овладение способами межличностного общения (коммуникации), позволяет преодолевать многие стрессовые ситуации и избегать стрессовых реакций.
К управляемым стрессорам можно отнести ситуации и условия, которые легко можно избежать, если воспитать в себе некоторые необходимые качества характера и поведения:
Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс, сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека, т.е. его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.
Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.
Шкала оценки социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Рей)
Отметьте каждое событие в Вашей жизни, имевшее место в предыдущем году. Сложите полученные баллы.
№
| Жизненное событие
| Балл
| 1.
| Смерть супруга (супруги)
|
| 2.
| Развод
|
| 3.
| Раздельное жительство супругов по приговору суда
|
| 4.
| Содержание в тюрьме или другом исправительном заведении
|
| 5.
| Смерть близкого родственника
|
| 6.
| Серьезное телесное повреждение или болезнь
|
| 7.
| Вступление в брак
|
| 8.
| Увольнение с работы
|
| 9.
| Восстановление отношений с супругом (супругой)
|
| 10.
| Уход на пенсию
|
| 11.
| Крупные перемены в здоровье или поведении члена семьи
|
| 12.
| Беременность
|
| 13.
| Сексуальные затруднения
|
| 14.
| Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд старшего родственника и т.п.)
|
| 15.
| Крупная перестройка в бизнесе (слияние, реорганизация, банкротство и т.п.)
|
| 16.
| Крупные изменения финансового положения (стало гораздо хуже или гораздо лучше, чем обычно)
|
| 17.
| Смерть близкого друга
|
| 18.
| Переход на совершенно иной вид работы
|
| 19.
| Резкое изменение количества споров с супругой (их стало больше или меньше, чем обычно, по поводу воспитания детей, личных привычек и пр.)
|
| 20.
| Получение ссуды на крупную сумму (более 10 тыс. дол.), для покупки дома, фирмы и пр.
|
| 21.
| Потеря права выкупа закладной или погашения ссуды
|
| 22.
| Крупные перемены в служебном положении на работе (повышение, понижение, переход на аналогичную должность)
|
| 23.
| Уход сына или дочери из дома (вступление в брак, поступление на учебу и пр.)
|
| 24.
| Натянутые отношения с родней мужа (жены)
|
| 25.
| Выдающиеся личные достижения
|
| 26.
| Начало и прекращение женой работы вне дома
|
| 27.
| Начало или прекращение официального образования
|
| 28.
| Резкое изменение жизненных условий (постройка нового дома, перестройка, ухудшение жилища или района)
|
| 29.
| Пересмотр личных привычек
|
| 30.
| Трудные отношения с начальником
|
| 31.
| Серьезные изменения времени работы
|
| 32.
| Изменение места жительства
|
| 33.
| Переход в новую школу
|
| 34.
| Крупные изменения в обычном типе и продолжительности отдыха
|
| 35.
| Резкие изменения в религиозной активности (значительно больше или значительно меньше, чем обычно)
|
| 36.
| Резкие изменения в общественной активности (посещение клубов, кинотеатров, знакомых и пр.)
|
| 37.
| Получение небольшой ссуды (менее 10 тыс. дол) на покупку холодильника, телевизора и пр.
|
| 38.
| Серьезные изменения привычки сна (значительно больше или значительно меньше, чем обычно, изменение режима)
|
| 39.
| Резкое изменение числа встреч членов семьи (значительно больше или значительно меньше, чем обычно)
|
| 40.
| Резкое изменение привычек приема пища (значительно больше или значительно меньше, другие часы, окружение и пр.)
|
| 41.
| Отпуск
|
| 42.
| Рождество
|
| 43.
| Небольшое правонарушение (безбилетный проезд, переход улицы в неустановленном месте, нарушение общественного порядка и пр.)
|
| Сумма баллов 150 и менее — относительно небольшое количество перемен в жизни и низкая восприимчивость к нарушениям здоровья, вызываемым стрессом в последующие 2 года.
Сумма выше 300 — шанс нарушений здоровья, связанных со стрессом, увеличивается до 80% (на основе статистической модели прогнозирования Холмса-Рей).
Метод самооценки уровня стресса. Тест Ридера. В качестве метода экспресс-диагностики уровня стресса может быть рекомендована шкала психологического стресса Ридера (Reeder L.G. et al, 1969). Эта методика использовалась для диагностики уровня стресса в ряде популяций, в том числе и в одном из районов г. Москвы (1985-1986 гг.) в рамках программы интегрированной профилактики хронических неинфекционных заболеваний. Была выявлена связь уровня стресса с наличием стенокардии напряжения, артериальной гипертонии. На основании этого предложены приведенные ниже критерии оценки уровней стресса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|