Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность медиакритики




Критическое познание массовой коммуникации предусматривает не только определение и оценку её качеств и особенностей, проявляющихся на данном этапе развития общества, но также выявление и отрицание знаний и опыта, не отвечающих критериям истинности либо исторически и социально исчерпавших себя. Критика предполагает конструктивное сомнение, рациональную проверку накопленного обществом коммуникационного опыта на истинность и ценность. Благодаря критике осуществляется постоянная ревизия действующих социально-культурных и иных нормативов в сфере массовой коммуникации, что способствует обновлению и развитию медиакультуры. Таким образом критика реализует свою социально-ориентирующую, регулирующую роль в сфере массовых коммуникаций.

Термин и понятие “медиакритика” начали использоваться в отечественной науке сравнительно недавно. В англоязычной литературе термин “media criticism” (медиакритика) применяется для обозначения различных – хотя и смежных – понятий и взаимосвязанных явлений. Во-первых, он относится к научному анализу деятельности массмедиа в исследовательских работах. В этом случае речь идёт о научной критике, составляющей неотъемлемый компонент науки о массовых коммуникациях и журналистике (наряду с теорией, историей) - и нацеленной на оперативное познание и оценку текущей медийной практики на основе применения научных методов. Во-вторых, термин используется применительно к области журналистского творчества, связанного с критико-оценочным познанием медийного содержания и актуальных проблем социального функционирования массмедиа – то есть, к журналистской критике средств массовой информации (медиакритике), для которой характерно сочетание научного знания с практическим критическим познанием.

Теоретики медиобразования рассматривают медиакритику как компонент педагогической деятельности, нацеленной на образование и развитие личности с помощью и на материале массмедиа с целью формирования культуры общения с ними, а таже развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений самостоятельно анализировать, интерпретировать и оценивать медиатексты, овладения различными формами самовыражения при помощи медиатехники [3]. При этом понятию “медиакритика” придаётся расширительный смысл: оно охватывает не только и не столько критико-журналистское творчество, но прежде всего производимый в ходе образовательного процесса критический разбор медиатекстов и проблем социального функционирования массмедиа (кроме периодической печати, телевидения, радиовещания и сетевой прессы, теоретики медиаобразования включают в число массмедиа также кино и видео).

Медиакритика является областью современной журналистики, осуществляющей критическое познание и оценку социально значимых, актуальных аспектов информационного производства в средствах массовой информации и производимого ими контента. Познавая и оценивания медиатексты, журналистская критика средств массовой информации оказывает влияние на восприятие медийного содержания его потребителями. Она познаёт и оценивает также подвижный комплекс многообразных отношений печатной и электронной прессы с аудиторией и обществом в целом. Воздействуя на общественное мнение и через него - на медийную практику, журналистская критика СМИ способствует внесению социально необходимых корректив в деятельность печатной и электронной прессы.

В зависимости от состава авторов – критиков СМИ, аудиторного предназначения критико-журналистских произведений, а также особенностей их содержания медиакритика предстаёт в трёх взаимопроникающих и взаимосвязанных видах: академической, профессиональной и массовой критики СМИ. Академическая медиакритика развивается в формате научной журналистики, адресованной главным образом исследователям массмедиа. Внутрикорпоративная представлена работами критиков из числа медиапрофессионалов и обращена к “цеховым” сообществам журналистов и других создателей медийного содержания. Произведения массовой медиакритики предназначены для широкой аудитории. Три названных вида медиакритики образуют в совокупности сложное системное триединство, представляющее собой одно из базовых свойств этого явления журналистики.

Медиакритическая журналистская деятельность может осуществляться в различных формах от имени и под эгидой общественных движений, ассоциаций и групп. Данные ее формы, характеризуемые как общественные (гражданские), обеспечивают развитие диалога и взаимодействия между средствами массовой информации и гражданским обществом. В условиях идейно-политического плюрализма и демократии медиакритика обеспечивает публичное выражение существующего многообразия взглядов на деятельность средств массовой информации, способствует развитию общественных дискуссий по проблемам социального функционирования печатной и электронной прессы, выработке согласованных позиций и решений, нацеленных на удовлетворение восходящих потребностей общества в массовой информации и на совершенствование деятельности СМИ, государственной информационной политики и правовой среды функционирования массмедиа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных