Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опросник В. Гербачевского 7 страница




3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов тестирования

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам.

Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью Ключа для обработки данных «КОС-2».

Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»

 

За каждый ответ «Да» и ответ «Нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в Ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

 

Испытуемые, получившие оценку 1–4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5–8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка в 13–16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17–20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

Методика определения организаторских и коммуникативных качеств

Некоторые организаторские и коммуникативные качества личности, такие как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе и др., могут быть определены с помощью теста-опросника Л. П. Калининского.[8] Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития перечисленных выше качеств, сравнить их сильные и слабые стороны.

Опросник может быть использован как при самооценке своих организаторских и коммуникативных качеств, так и при оценке этих качеств у испытуемых. Всего можно определить уровни десяти качеств личности: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Опросник содержит 160 утверждений, которые требуют 20–30 минут интенсивной работы по самооценке личности. В случае оценивания качеств у испытуемого другим лицом в опроснике утверждения следует читать от третьего лица (к примеру, вместо «Очень люблю привлекать к себе внимание» следует читать «Очень любит привлекать к себе внимание» и т. п.). Ниже дается описание теста-опросника Л. П. Калининского.

Инструкция для испытуемых

Постарайтесь охарактеризовать себя. Это не испытание вашего интеллекта или способностей. Выявляются некоторые особенности вашего повседневного реагирования. Большинство свойств, названных в анкете, нельзя однозначно назвать хорошими или плохими, но они проявляются в вашем поведении. Если свойство вам подходит, обведите в протоколе цифру, указывающую порядковый номер свойства. Форма протокола показана на стр. 104–105.

Не задерживайтесь долго над обдумыванием, на ответы дается не более 15–20 минут. Помните, что:

♦ отмечать свойство нужно только в том случае, если оно проявляется в большинстве ситуаций;

♦ не пропускайте плохие (с вашей точки зрения) свойства и те, которые якобы повторяются;

♦ чем больше отмеченных свойств, тем полнее вы себя характеризуете.

Убедившись, что инструкция вами понята, работайте быстро и отвечайте искренне.

Опросник

1. Способен «заряжать» энергией других людей.

6. Способен к продвижению в сфере руководства людьми.

11. Деспотичный.

16. Очень люблю привлекать к себе внимание.

21. Неумолимый.

26. Крайне неуступчивый.

31. Проявляю излишнюю готовность к подчинению. 36. Зависимый, несамостоятельный. 41. Излишне снисходителен.

46. Способен поступиться своими интересами ради других людей. 151. Бывают такие мысли, когда не хотел бы, чтобы о них знали другие люди.

2. Пользуюсь доверием со стороны однокурсников (коллег по ра-

боте).

7. Отличаюсь большой работоспособностью.

12. Начальственно-повелительный.

17. Расчетливый, забочусь только о себе.

22. Крайне строгий, резкий.

27. Обидчивый, излишне принципиальный.

32. Робкий.

37. Склонен к слепому подражанию.

42. Нетребовательный.

47. Слишком снисходителен к окружающим.

158. Полностью свободен от всяких предрассудков.

3. Способствую продвижению своих товарищей (коллег).

8. Умею держать слово.

13. Произвожу впечатление значительности.

18. Ревнивый к успехам других.

23. В основном критичен к другим.

28. Мстительный.

33. Стыдливый.

38. Навязчивый.

43. Часто уступаю общественному мнению.

48. Склонен прощать все.

4. Поддерживаю дух сотрудничества.

9. Всегда отвечаю за свои решения.

14. Способен проявить высокомерие.

19. Эгоистически практичен, деловит.

24. Нетерпим к ошибкам других.

29. Не терплю, чтобы мною командовали.

34. Застенчивый.

39. Предоставляю право другим вместо себя принимать решения.

44. Нестрогий.

49. Порчу людей чрезмерной добротой.

154. За всю жизнь не сделал ни одного плохого поступка.

5. В случае необходимости способен воспитать себе заместителя.

10. Способен действовать с некоторым риском, не ожидая указаний.

15. Способен подчинять, попирая волю других.

20. Себялюбивый.

25. Язвительный, насмешливый.

30. Действую по прихоти и произволу.

35. Стеснительный.

40. Люблю прибегать к помощи других.

45. Чересчур считаюсь с мнением окружающих.

50. Переполнен чрезмерным сочувствием.

155. Иногда смеюсь при нескромных шутках.

51. Способен создавать вокруг себя благоприятный психологический климат.

56. Реалистически оцениваю других.

61. Властный.

66. Ответственный, добросовестный.

71. Безоговорочный, не допускаю отклонений.

76. Противодействую любому влиянию.

81. Кроткий.

86. Люблю поплакаться.

91. Всегда любезен в обхождении.

96. Люблю заботиться о других.

52. Идейно убежден.

57. Отличаюсь точностью и организованностью ума.

62. Ожидаю восхищения и почтения от каждого.

67. Обязательный (выполняющий непременно и точно).

72. Раздражительный.

77. Недоверчивый, подозрительный.

82. Тихий.

87. Ищу опеки сильных лиц.

92. Общительный и уживчивый.

97. Бескорыстный, щедрый.

157. Бывает, что передаю слухи.

53. Преимущественно честный и правдивый.

58. Умею контролировать работу других.

63. Люблю ответственность.

68. Стремлюсь проявлять личную инициативу.

73. Бесчувственный, равнодушный.

78. На меня трудно произвести впечатление.

83. Смирный.

88. Охотно принимаю советы.

93. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

98. Стараюсь утешить каждого.

152. Не было случая, чтобы нарушил обещания.

54. Порядочен во всех отношениях.

59. Стремлюсь к повышению своих деловых и организаторских качеств.

64. Иногда пробуждается желание командовать, повелевать другими.

69. Способен убедить в правильности своих решений.

74. Резкий, грубоватый.

79. Часто разочаровываюсь.

84. Незлобивый.

89. Ищу одобрения.

94. Чуткий, внимательный.

99. Расположен ко всем.

159. Бывает, что говорю о вещах, в которых не совсем разбираюсь.

55. Придерживаюсь твердых принципов.

60. Сознательно и надежно выполняю свою работу.

65. Обладаю талантом организатора.

70. Требовательный и критичный к себе.

75. Способен быть суровым.

80. Склонен думать, что меня часто притесняют.

85. Покорный.

90. Мягкий, колеблющийся.

95. Деликатный.

100. Забочусь о других в ущерб себе.

160. Всегда и во всем согласен с решением руководителей.

101. Обладаю высоким культурным уровнем.

106. Повышаю свою деловую квалификацию.

111. Люблю быть во главе.

116. Обладаю чувством достоинства.

121. Склонен к дерзким ответам.

126. Прибегаю к упорству.

131. Критичен преимущественно по отношению к себе.

136. Склонен почитать авторитеты.

141. Проявляю чувство меры и такта во взаимоотношениях.

146. Добрый, вселяющий уверенность.

102. Обладаю широким кругозором.

107. Способен в большинстве случаев принять верное решение.

112. Стремлюсь к успеху.

117. Люблю соревноваться.

122. Строгий, но справедливый.

127. Несговорчивый.

132. Склонен к самобичеванию.

137. Почти никогда и никому не возражаю.

142. Умею расположить к себе.

147. Отзывчивый к призывам о помощи.

103. Общественно активен.

108. Дисциплинирован.

113. Стремлюсь распоряжаться другими.

118. Стремлюсь к известности.

123. Умею настоять на своем.

128. Упрямый.

133. Склонен чаще соглашаться.

138. Склонен ждать указаний.

143. Гибкий, умеющий приноровиться к обстоятельствам.

148. Ко всем проявляю симпатию.

104. Стремлюсь к самосовершенствованию.

109. Способен принять новое.

114. Люблю давать советы.

119. Независимый, надеющийся на себя.

124. Открытый и прямолинейный.

129. Стремлюсь добиться своего, иногда вопреки необходимости.

134. Уступчивый.

139. Люблю, чтобы меня опекали.

144. Способен в тактичной форме потребовать исполнения задачи.

149. Великодушен и терпим к недостаткам других.

156. Всегда высказываюсь в духе общепринятого, даже если знаю, что

сказанное никогда не будет раскрыто.

105. Способен мобилизовать и направить совместные усилия людей

на достижение общих целей коллектива.

110. Хотел бы, чтобы мой сын или дочь работали под руководством та-

кого человека, как я.

115. Умею распоряжаться, приказывать.

120. Уверен в себе, напорист.

125. Категоричен, повелителен.

130. Проникнут духом противоречия.

135. Мягкотелый.

140. Послушный.

145. Прост и естествен в общении.

150. Нежный и мягкосердечный.

153. Случалось, что опаздывал на свидание или на работу.

 

Обработка результатов тестирования

Обработку протокола следует начинать с определения достоверности ответов испытуемого. Шкала «Достоверность» занимает последнюю цифровую горизонталь в ключе к опроснику (151, 152, 153… 160) и в общую сумму свойств, отмеченных в вертикальных шкалах, не входит.

Если испытуемый отвечает искренне, нечетные цифры (151, 153, 155, 157, 159) должны быть обведены, а четные (152, 154, 156, 158, 160) – не обведены. Ответы считаются достоверными, если испытуемый солгал не более четырех раз. При пяти неискренних ответах результаты опроса подвергаются сомнению, при шести и более – считаются недостоверными. В последнем случае обработка и интерпретация результатов тестирования не производится.

После проверки результата тестирования на искренность испытуемого определяют профиль его личностных свойств.

Определение профиля личностных свойств

Подсчитываем число отмеченных (взятых в кружок) цифр отдельно по каждой вертикальной шкале. Результаты записываются в горизонтальную строку «Сумма». Цифры, которые будут проставляться в строке «Сумма», означают степень выраженности каждого из десяти параметров. Выделены четыре степени выраженности психологических свойств: номинальная (0–3 балла), потенциальная (4–7 баллов), перспективная (8-11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов). Профиль личностных свойств определяется следующим образом.

Вначале подсчитывается по вертикали, сколько цифр взято в кружок, кроме цифр шкалы «Достоверность». Например, обведено 12 цифр. Она находится на границе между перспективной зоной и суперзоной. В этой же колонке, но в разделе «Зоны» напротив цифры «12» ставится первая точка. Отмечаются остальные параметры аналогичным образом и соединяются точки прямыми линиями. Получается профиль выраженности десяти качеств личности.

В случае если профиль всех десяти параметров испытуемого не выходит за пределы номинальной зоны, можно предположить, что он не желает сотрудничать с экспериментатором либо это происходит из-за быстрого для него темпа чтения качеств экспериментатором (при групповом тестировании). Такое может происходить и из-за того, что испытуемый отмечал только хорошие, по его мнению, качества, обнаруживая тем самым сознательное приспособление к экспериментатору и конформность. Может быть, испытуемый действительно имеет слабую выраженность исследуемых свойств. В последующей беседе с ним, как правило, выясняется подлинная причина распределения исследуемых свойств личности испытуемого в пределах только номинальной зоны.

На основе данных тестирования и определения профиля личности испытуемого результаты диагностики его качеств интерпретируются.

Интерпретация результатов тестирования

Верхняя, цифровая часть протокола делится на три блока (нижний, средний и верхний), включающих по пять показателей.

Нижний блок любой шкалы составляют показатели, характеризующие адаптивное, т. е. нормальное, приспособительное поведение. Верхний – дезадаптивное поведение, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем больше показателей верхнего блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее возможность конфликтного поведения личности.

1. Направленность. Адаптивное поведение: стремление к повышению своего общего интеллекта и кругозора, к мобилизации совместных усилий людей на достижение общих целей коллектива (101–105). Содержательность и многообразность потребностей и интересов при сосредоточении вокруг общественных, коллективистских целей деятельности. Способность работать коллективно и для коллектива (51–55).

Конфликтная зона: просматривается тенденция к выходу за рамки групповых интересов (1–5).

2. Деловитость. Адаптивное поведение: стремление к повышению деловых и организаторских качеств (106–110). Уверенность, ответственность за свои решения. Проявление функций внешнего контроля, собственной организации деятельности (56–60).

Конфликтная зона: проявление деловой активности в сфере руководства людьми. Способность идти на риск ради достижения поставленных целей (6-10).

3. Доминирование. Адаптивное поведение: стремление к лидерству (111–115), властность (61–65). Экспансия власти. Желание иметь вес в глазах других. Желание распоряжаться, иметь успех, попирая чужие желания и волю. Мотивы борьбы, завоевания. Тщеславие. Лидер авторитарного типа.

Конфликтная зона: деспотичность (11–15). Подчиняет себе в силу излишнего стремления быть во главе, действует грубо, ради собственной цели. Борьба, проявление агрессии.

4. Уверенность в себе. Адаптивное поведение: самоуважение (116–120), самолюбие (66–70).

Убежден в собственных силах, надеется на себя. Стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства. Честолюбив, жаждет известности, стремится к почетному положению. Лидер авторитарного типа.

Конфликтная зона: себялюбие (16–20). Ревниво относится к успехам и благополучию других людей. Эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор полезного для себя) и своеобразная «дипломатия» (уступки, если это дает положительный для него результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою).

5. Требовательность, жесткость. Адаптивное поведение: требовательность (121–125), жесткость (71–75). Сила воли, решительная и категоричная форма просьб. Настойчивость в достижении цели любыми средствами. Открыт, прямолинеен, раздражителен. Если встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев. Лидер авторитарного типа.

Конфликтная зона: непримиримость (21–25). Не идет на уступки и компромиссы. Упрям из принципа. Отсутствие эмпатии. Садистские тенденции – стремление позлословить о ком-либо у него за спиной, испытывая при этом удовольствие.

6. Упрямство, негативизм. Адаптивное поведение: упрямство (126–130), скептицизм (76–80). Неуступчивость. Несговорчивость. Сомнение, скептически недоверчивое отношение. Стремление добиться своего, отстаивает свою позицию. Оборона в отношении с лидерами. Оппозиция. Сопротивляется любому влиянию.

Конфликтная зона: негативизм (26–30). Крайняя неуступчивость. Стремление добиться своего вопреки необходимости, здравому смыслу. Активно противодействует всякому вмешательству извне. Тайное тщеславие, мстительность, ревность, подозрительность, обидчивость, самодурство.

7. Уступчивость. Адаптивное поведение: уступчивость (131–135), кротость (81–85). Сговорчивость, готовность уступить без спора. Стремление добровольно отказаться в пользу другого. Соглашается и покоряется, перестает сопротивляться мнению, влиянию, установкам без всякого нажима. Предоставляет возможность кому-либо продвинуться в чем-либо прежде себя. Склонен к компромиссам и послаблениям. Покорный, незлобивый, смирный.

Конфликтная зона: пассивная подчиненность (31–35). Самобичевание, неинициативность, робость. Непроизвольное подражание, неосознаваемая, безотчетная зависимость от кого-либо или чего-нибудь. Легко поддается воздействию других. Возможны проявления ощущения вины и неполноценности (гипертрофированная робость, стыдливость, униженность, ущербная самооценка, социальная неприспособляемость).

8. Зависимость. Адаптивное поведение: послушание (136–140), неуверенность в себе (86–90). Колеблющийся, несамостоятельный, сомневающийся в своих силах и возможностях. Послушный, склонный к подражанию. Предпочитает подчиненность другим, чужой воле при отсутствии самостоятельности, свободы.

Конфликтная зона: зависимость (36–40). Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи. Некритическое следование образцам, апелляция к авторитетам. Социальная незрелость. Человек ведомый, легко поддается внешним воздействиям других.

9. Психологический такт. Адаптивное поведение: тактичность (141–145), чуткость (91–95). Во взаимоотношениях с людьми выражено чувство меры и такта. Быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Быстро находит нужный тон, находчив при первом знакомстве, контактах. Умеет оценить обстановку и приноровиться к ней. Содействует благополучию других. Активно сотрудничает с лидером, общителен и уживчив. Естествен в обращении. Может быть лидером демократического типа, тактически гибким.

Конфликтная зона: мягкость (41–45). Излишняя мягкость, снисходительность сочетается с некоторыми оттенками конформизма (ориентация на мнение окружающих, поиск социального одобрения).

10. Отзывчивость. Адаптивное поведение: отзывчивость (146–150), бескорыстие (96-100). Легко отзывается на чужие нужды, готов помочь. Чувствителен к поведению других. Умеет сопереживать. Не стремится к личной выгоде. Присущи самоотдача, бескорыстие. Опека над слабыми и беззащитными. Совестливый, великодушный.

Может быть лидером демократического типа с альтруистической направленностью.

Конфликтная зона: жертвенность (46–50). Снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.

Пользователи данной методики могут не только проводить сравнительный анализ развития организаторских и коммуникативных качеств личности испытуемых, активистов и неформальных лидеров, но и выявлять (при проведении группового опроса) резерв актива. Анализ противоречий организаторских качеств позволяет своевременно корректировать поведение испытуемых (клиентов), целенаправленно руководить их самовоспитанием, подключать к тем видам деятельности, которые помогут одним преодолеть излишнюю податливость или упрямство, другим – развивать отзывчивость, психологический такт и т. д.

Выявление качеств личности по данной методике дает возможность сравнивать их с другими чертами личности, определяемыми по тесту-опроснику Р. Кэттелла, вычислять корреляционные зависимости между ними, интерпретировать результаты комплексных психодиагностических исследований, делая соответствующие выводы и заключения о психологических свойствах и состояниях испытуемых.

Проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях

При выявлении коммуникативных и организаторских качеств личности важно проследить степень их выраженности в межличностных отношениях. Для этой цели предназначен тест Т. Лири, который приводится далее по данным литературных источников [60 и др.].

Тест-опросник Т. Лири представляет собой 128 характерологических утверждений. С его помощью определяется степень выраженности свойств личности, которые могут быть сгруппированы в восемь психологических тенденций, определяющих различные личностные черты.

♦ Первая тенденция – доминантность, склонность к руководству, лидерству. Отражает лидерские данные, стремление к доминированию независимости, способность брать на себя ответственность.

♦ Вторая тенденция – уверенность в себе, состоятельность. Отражает не только уверенность в себе, но и такие черты характера, как независимость, деловитость, самоуверенность, самовлюбленность, а в крайнем проявлении – эгоистичность и черствость.

♦ Третья тенденция – непреклонность, воля, настойчивость, некоторый консерватизм. Позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности.

♦ Четвертая тенденция – независимость, отчужденность, скептицизм, упрямство, негативизм, холодность, дистанция в общении.

Характеризует недоверчивость, подозрительность, ревность, обидчивость, злопамятность.

♦ Пятая тенденция – зависимость, подчиненность, неприспособленность, уступчивость, кротость, пассивная подчиняемость.

♦ Шестая тенденция – неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность. Доверчивость, послушность, зависимость. Оценивает такие качества личности, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру.

♦ Седьмая тенденция – общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружающих, чрезмерный конформизм. Характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность, демократизм.

♦ Восьмая тенденция – отзывчивость, альтруизм, бескорыстие, жертвенность. Отражает деликатность, нежность, терпимость к недостаткам, умение прощать.

Инструкция по заполнению теста-опросника Т. Лири

Вариант 1. Дайте оценку, по возможности искреннюю и объективную, самому себе – такому, какой вы есть, по вашему мнению. Для этого отметьте в Бланке ответов номера тех качеств, которыми вы обладаете. Если же вы считаете, что те или иные качества вам не свойственны, то их не отмечайте.

Вариант 2. После оценивания своего реального «Я» вновь прочтите все утверждения опросника и отметьте те из них, которые соответствуют вашему представлению об идеальном «Я», т. е. каким вам, по вашему мнению, следовало бы быть в идеале. Оцениваемые вами качества идеального «Я» можно проставлять в новом Бланке ответов либо в прежнем Бланке. В последнем случае отметки следует делать иным способом (другим знаком, другим цветом).

Вариант 3. Таким же образом, как и в первых двух вариантах, дайте оценку перечисленных в опроснике качеств личности вашего сослуживца (начальника, подчиненного): «Мой сослуживец (начальник, подчиненный), такой, как он есть на самом деле»; «Мой идеал сослуживца (начальника, подчиненного)». Такую же работу выполняет ваш партнер.

При групповом обследовании испытуемым выдаются только Бланки ответов, а стимульный материал (тест-опросник) зачитывается экспериментатором. На каждый ответ дается 5–8 секунд. Обращается внимание испытуемых, что утверждения опросника сформулированы в третьем лице, и требуется умение взглянуть на себя со стороны.

Если инструкция вам понятна, приступайте к работе. Итак, вы человек, который:

1. Умеет нравиться.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных