ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общение как интеракцияИнтеракция – это сторона общения, отражающая психические процессы взаимодействия людей. Понятие «взаимодействие» имеет в психологических исследованиях следующий смысл: 1) взаимодействие в совместной деятельности (труде, познании, игре); 2) одностороннее влияние (личности на личность, личности на группу, группу на личность): внушение, заражение, убеждение; 3) взаимодействие как взаимное влияние людей друг на друга (фацилитация, ингибиция). Под фацилитацией (от англ. facilitate – облегчение) мы будем понимать возможность оказывать стимулирующее влияние на личность в совместной деятельности с другими людьми. Под ингибицией (от лат. inhibere – сдерживать; подавлять, снижать, затруднять) понимают потребность подавлять, наказывать. Социальные функции интеракции – организующая (управляющая), регулирующая, оценивающая, стабилизирующая и воспитующая. Последняя функция интеракции связана с возможностями позитивного влияния на личность (например, влияние лидера группы на личность). Общение как социальная перцепция Социальная перцепция – это социально-психологический процесс установления контактов между людьми, реализуемый через восприятие и понимание людьми друг друга. Перцептивная сторона включает основные законы социального восприятия: 1) «эффект Ореола» (первого впечатления) – формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита информации; формирование позитивной или негативной пристрастности личности; 2) эффект «свежести» – завышенное значение последних во времени событий; 3) «эффект проецирования» – познающий субъект «вкладывает» свои состояния в другую личность, приписывая ей черты, которые в действительности у оцениваемой личности могут отсутствовать; 4) «эффект персонификации своих и чужих» – это благожелательная оценка персональных качеств партнёра общения из своей группы и негативное восприятие партнёра общения из чужой группы; и др. Перцептивная сторона общения ориентирована на выделение: 1) физического облика человека: анатомические признаки, тип телесного сложения, пол, возраст, раса; 2) функциональных признаков: лицо, мимика, жестикуляция, телодвижения, походка, осанка, голос, речь; 3) культурологических признаков (социально-статусный облик): прическа, одежда, украшения, сумки, бижутерия и т.д. В целом социальная перцепция воспроизводит чувственно-эмоциональный образ человека. Сегодня данное направление тщательно разрабатывается имиджеологией – наукой о создании привлекательного образа личности (в частности руководителя, политика). Каждый человек, по мнению имиджеологов, не только может, но и должен заботиться о собственной привлекательности для себя и других людей. Аттракция – это умение добиваться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; это способность позитивно расположить, настроить другого к себе. Не зря говорят: «Хорошее управление исключает наличие плохих взаимоотношений». Важнейшей психической структурой реализации социальной перцепции в общении являются её психологические механизмы – идентификация, рефлексия, стереотипизация. 1. Идентификация – психологический механизм уподобления личности партнера общения себе (например, «муж и жена – одна сатана»). 2. Рефлексия – психологический механизм социальной перцепции, выражающий осознание личностью того, как она сама воспринимается партнером общения (например, «я знаю, что ты обо мне думаешь»). 3. Стереотипизация – процедура упрощённого восприятия и понимания реальности путём использования стереотипов (например, «сила есть, ума не надо»). Стереотипизация в социальной перцепции – это психологический механизм упрощённого восприятия и понимания людьми друг друга путем подведения их под стандартизированный образ (стереотип). К его разновидностям относят: хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в чёрно-белых красках; эффект центральной тенденции, то есть стремление усреднять («округлять») оценки наблюдаемых процессов и явлений. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой надстройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы и время. Однако при более детальном, глубоком общении социальный стереотип должен уступить место механизмам более «тонкой настройки» (идентификации, рефлексии, аттракции и др. – см. выше). Проблемы современного общения: высокий показатель деструктивного в общении людей (агрессия, критика, негатив …); дефицит высоких чувств (любовь, преданность, верность и др.); асинхронность потребности в общении (потребность в общении одного человека на данный момент не совпадает с потребностью и желанием общаться у другого человека); мода на виртуальное общение (компьютерное) и др. Обобщая, можно подвести следующий итог: – общение – это процесс межличностного взаимодействия, проявляющийся в коммуникации, интеракции и социальной перцепции; – общение – это высшая потребность человека в контактах с людьми, в принятии и проявлении себя; – общение – это деятельность, которой необходимо учиться и совершенствоваться, устремляясь к вершинам коммуникативного искусства. Вопросы и задания для контроля 1. Что такое общение? Как связаны категории «общение» и «деятельность»? 2. Выделите основные составляющие структуры общения. 3. Что понимается под социальной перцепцией? Назовите законы социальной перцепции. 4. Какие психологические механизмы социальной перцепции вы знаете? 5. Какие виды общения вы знаете? В чём их специфика? 6. Дайте понятие и раскройте функции коммуникации. 7. Каковы особенности вербального и невербального общения? 8. Какие проблемы в области общения можно выделить? Назовите и раскройте их.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|