Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общение как интеракция




Интеракция – это сторона общения, отражающая психические процессы взаимодействия людей. Понятие «взаимодействие» имеет в психологических исследованиях следующий смысл: 1) взаимодействие в совместной деятельности (труде, познании, игре); 2) одностороннее влияние (личности на личность, личности на группу, группу на личность): внушение, заражение, убеждение; 3) взаимодействие как взаимное влияние людей друг на друга (фацилитация, ингибиция). Под фацилитацией (от англ. facilitate – облегчение) мы будем понимать возможность оказывать стимулирующее влияние на личность в совместной деятельности с другими людьми. Под ингибицией (от лат. inhibere – сдерживать; подавлять, снижать, затруднять) понимают потребность подавлять, наказывать.

Социальные функции интеракции – организующая (управляющая), регулирующая, оценивающая, стабилизирующая и воспитующая. Последняя функция интеракции связана с возможностями позитивного влияния на личность (например, влияние лидера группы на личность).

Общение как социальная перцепция

Социальная перцепция – это социально-психологический процесс установления контактов между людьми, реализуемый через восприятие и понимание людьми друг друга.

Перцептивная сторона включает основные законы социального восприятия: 1) «эффект Ореола» (первого впечатления) – формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита информации; формирование позитивной или негативной пристрастности личности; 2) эффект «свежести» – завышенное значение последних во времени событий; 3) «эффект проецирования» – познающий субъект «вкладывает» свои состояния в другую личность, приписывая ей черты, которые в действительности у оцениваемой личности могут отсутствовать; 4) «эффект персонификации своих и чужих» – это благожелательная оценка персональных качеств партнёра общения из своей группы и негативное восприятие партнёра общения из чужой группы; и др.

Перцептивная сторона общения ориентирована на выделение: 1) физического облика человека: анатомические признаки, тип телесного сложения, пол, возраст, раса; 2) функциональных признаков: лицо, мимика, жестикуляция, телодвижения, походка, осанка, голос, речь; 3) культурологических признаков (социально-статусный облик): прическа, одежда, украшения, сумки, бижутерия и т.д. В целом социальная перцепция воспроизводит чувственно-эмоциональный образ человека. Сегодня данное направление тщательно разрабатывается имиджеологией – наукой о создании привлекательного образа личности (в частности руководителя, политика).

Каждый человек, по мнению имиджеологов, не только может, но и должен заботиться о собственной привлекательности для себя и других людей. Аттракция – это умение добиваться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; это способность позитивно расположить, настроить другого к себе. Не зря говорят: «Хорошее управление исключает наличие плохих взаимоотношений».

Важнейшей психической структурой реализации социальной перцепции в общении являются её психологические механизмы – идентификация, рефлексия, стереотипизация.

1. Идентификация – психологический механизм уподобления личности партнера общения себе (например, «муж и жена – одна сатана»).

2. Рефлексия – психологический механизм социальной перцепции, выражающий осознание личностью того, как она сама воспринимается партнером общения (например, «я знаю, что ты обо мне думаешь»).

3. Стереотипизация – процедура упрощённого восприятия и понимания реальности путём использования стереотипов (например, «сила есть, ума не надо»). Стереотипизация в социальной перцепции – это психологический механизм упрощённого восприятия и понимания людьми друг друга путем подведения их под стандартизированный образ (стереотип). К его разновидностям относят: хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в чёрно-белых красках; эффект центральной тенденции, то есть стремление усреднять («округлять») оценки наблюдаемых процессов и явлений.

Стереотипы представляют собой инструмент «грубой надстройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы и время. Однако при более детальном, глубоком общении социальный стереотип должен уступить место механизмам более «тонкой настройки» (идентификации, рефлексии, аттракции и др. – см. выше).

Проблемы современного общения: высокий показатель деструктивного в общении людей (агрессия, критика, негатив …); дефицит высоких чувств (любовь, преданность, верность и др.); асинхронность потребности в общении (потребность в общении одного человека на данный момент не совпадает с потребностью и желанием общаться у другого человека); мода на виртуальное общение (компьютерное) и др.

Обобщая, можно подвести следующий итог:

– общение – это процесс межличностного взаимодействия, проявляющийся в коммуникации, интеракции и социальной перцепции;

– общение – это высшая потребность человека в контактах с людьми, в принятии и проявлении себя;

– общение – это деятельность, которой необходимо учиться и совершенствоваться, устремляясь к вершинам коммуникативного искусства.

Вопросы и задания для контроля

1. Что такое общение? Как связаны категории «общение» и «деятельность»?

2. Выделите основные составляющие структуры общения.

3. Что понимается под социальной перцепцией? Назовите законы социальной

перцепции.

4. Какие психологические механизмы социальной перцепции вы знаете?

5. Какие виды общения вы знаете? В чём их специфика?

6. Дайте понятие и раскройте функции коммуникации.

7. Каковы особенности вербального и невербального общения?

8. Какие проблемы в области общения можно выделить? Назовите и раскройте их.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных