Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Особенности правопонимания в Средние века




Специфика философско-правовой культуры Средневековья. Теоцентризм Средневековья. Частноправовой характер власти. Пребывание «в своем» праве. Космическая и социальная иерархия. Идея универсального порядка. Проблема соотношения светской и духовной власти. Социоморфность средневековых философско-правовых представлений. Понимание государства: от растворения публичной власти в личном наследном владении (монарх как король племени) к представлению о корпоративном теле, глава которого управляет по праву своего статуса (обязывающего защищать общее благо). Корреляция горизонтальных (сословно-корпоративных) и вертикальных (феодальное господство) связей.

Архаизм и противоречивость средневековой правовой культуры. Представление об изначальности права. Языческое понимание права как закона-судьбы; община – живущие по праву люди. Трансформация этих представлений христианской эпохой. Законодатель – не творец законов, а кодификатор обычного права. Представления о сословно-корпоративном праве (право-привилегия); ритуализация права и отсутствие понятия правовой нормы – объективного, не зависящего ни от чьих интересов установления; локальность и дискретность права, его нарушение и ограничение кровной местью и войной.

Принцип подобия мировой божественной иерархии и иерархии социальной: представление об иерархически-упорядоченной системе служб и обязанностей и представления о монархическом главенстве и духовном владычестве. Понятие «christianitas» и идея империи в Средние века. Нормативно-знаковый аспект имперской идеи. Теология священной державы («Священной Римской империи») и теория универсального папства. Церковь как «наиболее общий синтез и общая санкция феодального строя». Идея об акте крещения как акте социализации человека, наделения его правами.

Теократическая идея в учениях Средневековья. Фома Аквинский (Аквинат) – вершина теократической трактовки государственно-правовых явлений в эпоху Средневековья. Общество и политические отношения в понимании Аквината. Политический идеал Фомы. Классификация форм правления у Аквината, двойственная оценка монархии. Обязанности земной власти. Власть земная и власть небесная. Проблема основанного на опыте рационального определения политических механизмов, предотвращающих превращение монархии в тиранию, ее решение на основе подчинения светской власти авторитету власти духовной и праву множества «выдвигать для себя царя». Формы правления и их классификация. Учение о праве. Виды законов. онятие общественное благо. Проблема свободы воли. Теория «двух мечей» (Иоанн Солсберрийский).

Философско-правовые воззрения раннесредневековых христианских ересей (катары, богомилы, вальденцы, альбигойцы).

От теократической идеи к ренессансным и предреформационным теориям. Соотношение светской и духовной власти и идея народного суверенитета у французских юристов и У. Оккама. Учение о всемирной «светской монархии» Данте Алигъери: разделение духовной и светской власти, идеи всеобщего мира и человечества. Философско-правовые взгляды Марсилия Падуанского: государство как совершенное сообщество; законодательствующий народ и принцип верховенства естественного закона.

Особенности еретических воззрений на государство и право в XIV – XV вв.: бюргерские (Дж. Уинклиф, Я. Гус) и крестьянско-плебейские ереси (лолларды, табориты). Н. Кузанский: критика правомочности «Константинова дара» как основоположения теории папской власти.

Средневековая юриспруденция. Естественноправовые учения Европейских юристов о справедливом законе (Павийская школа). Легистские концепции права и государства (школа глоссаторов, Ирнерий, постглоссаторы, представители гуманистической школы в юриспруденции). Идея кодификации обычного права (Генри Брэктон, Филипп де Бомануар). Представление о каноническом праве как универсальной системе правового регулирования, пределы которой установлены свыше (Грациан). Вклад средневековых юристов в развитие юридической науки, в систематизацию действующего права и в процесс рецепции римского права в странах Западной Европы.

Политико-правовая идеология Византии. Становление православной, восточно-европейской традиции права. Императоры Константин, Юстиниан и политико-правовые идейные основы их реформ. Православные учения об автократии, симфонии властей.

Философско-правовая мысль в Арабском Востоке. Формирование мусульманской правовой идеологии (основные источники права в шариате). Шиитские и суннитские правовые школы. Особенности восприятия государства и права. Теория добродетельного города (государства) аль-Фараби. Политико-правовая концепция халифата аль-Маварди. Историко-политический анализ государственно-правовых явлений Ибн-Хальдуном.

 

Тема 4. Эмпиризм и рационализм буржуазной политико-правовой мысли в период становления (XVI – XIX вв.)

Эмпирические и теоретические предпосылки буржуазной философско-правовой мысли в концепциях Возрождения и Реформации. Антропоцентризм Возрождения.

Философско-правовые идеи «гражданского гуманизма» XV в. (К. Салютати, Л. Бруни, М. Пальмиери, А. Ринуччини). Индивидуалистическая направленность моральной философии Л. Валы в трактовке проблем государства и права.

Новая наука о политике Н. Макиавелли. Выделение политики как особой сферы деятельности и предмета специального анализа, ее секуляризация. Проблема цели и средств в политике: значимость свободной воли и политическая ответственность.

Учение Ф. Бэкона о праве и государстве. Концепция естественного права и «хорошего закона». Принципы систематизации права.

Зарождение идей европейского социализма (XVI – XVII вв.): Томас Мор, Томмазо Кампанелла.

Понятие Реформации. Идейные источники и идеалы Реформации. Учение об идеальном типе устройства мира в политико-правовой идеологии Реформации.

Основные постулаты протестантского правопонимания в работах М. Лютера. Принцип всесвященства и подчинения церкви в земных делах государству. Лютер о границах светской власти. Кризис официальной правой доктрины католической церкви на рубеже ХV – XVI вв.: отчуждение совести верующего и правовой статус мирянина; проблема вины у У. фон Гуттена, Э Роттердамского. Принцип абсолютного божественного предопределения в политико-правовых взглядах Ж. Кальвина. Учение о справедливом строе Т. Мюнцера.

Теория государственного суверенитета Ж. Бодена. Внутренний и внешний суверенитеты. Идея государственного интереса. Соотношение государственного и личного интереса. Власть суверена и регулирующее значение права. Формы государства.

Идеи государственной демократичности в трудах тираноборцев (Ф. Атман, Ф. Дюплесси де Марнэ).

Особенности философско-правового мировоззрения Завершение перехода от теологического мировоззрения к светскому, рационалистическому и юридическому. Новые идеи и подходы к трактовке политико-правовых явлений в раннебуржуазных учениях. Представление об естественном и искусственном (сотворенном) обществах. Идея народного суверенитета, общественного договора и неотчуждаемых прав.

Раннебуржуазные учения о праве и государстве в Голландии. Особенности естественно-правовой доктрины Г. Гроция. Нетрадиционное представление об обществе (гражданской общине) как об искусственном образовании. Договорная концепция происхождения государства. Проблема народного суверенитета и понимание задач государственной власти. Отождествление гражданского общества и государства; конструирование абсолютной монархии и надстраивание права над моралью. Гроций об ограничении властного произвола естественным законом (принципом свободы) и благом подданных как высшей целью государя. Разработка «научной формы» юриспруденции. Право и политика. Естественное право. Волеустановленное право. Позитивное право. Г. Гроций – отец международного права.

Философско-правовое учение Б. Спинозы. Идея строгой закономерности правовых явлений. Отношение к естественному праву и общественному договору. Проблема соотношения власти и закона. Естественное состояние и естественное право. Естественное право и сила. Образование государства и общественный договор. Определение гражданского состояния. Представление о свободе. Государственная власть и ее «здравый предел». Формы власти.

Рационалистическая мысль Англии XVII в. о проблемах государства и права. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции (пресвитериане, индепенденты, левеллеры, диггеры).

Философско-правовая доктрина Т. Гоббса. Идея органической аналогии в трактовке государственно-правовых явлений. Идея естественного состояния и договорного происхождения государства. Учение о формах правления. Концепция права как приказа суверена.

Революционные естественно-правовые концепции Дж. Мильтона и Дж. Уинстенли.

Обоснование классового компромисса 1688 г. в Англии в политико-правовом учении Дж. Локка. Локковская концепция человека и дедукция понятий власти и права: встраивание нравственного, социально-связующего элемента в понимание «естественного состояния», модификация гоббсовских представлений о естественном законе и свободе. Различение между властью естественной и властью политической; власть отцовская и гражданская; локковское понимание общественного договора; понятие гражданского (политического) сообщества и обоснование его необходимости; государство как «независимое сообщество». Локк о правовых границах власти, о функциональном разделении, объединении и соподчинении законодательной, исполнительной и федеративной властей. Локковская «институционализация» гражданской свободы – и проблема источника нормативности права в рамках функционально-целевого анализа политических институтов. Концепция неотчуждаемых естественных прав человека.

Европейское Просвещение как общекультурное политическое движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Общая характеристика политико-правовых идей Просвещения. Критика неограниченной авторитарной власти как источника нравственной деградации человека и общества: государственная превентивная репрессия подавляет не преступную, а свободную волю вообще. Обоснование необходимости строгого права и выделение особой правовой реальности. Идеал создания системы политических противовесов в рамках властных отношений. Свобода и равенство перед законом; правовой идеал и презумпция невиновности. Народный суверенитет как источник нормативности права и представительная система. Основные направления просветительской мысли. Особенности французского, американского и английского Просвещения.

Политические и правовые учения во Франции XVIII в. Радикализм французского Просвещения. Культ разума в идеологии Просвещения. Специфическая интерпретация естественного и искусственного обществ. «Неотчуждаемые» естественные права. Идея народного суверенитета. Равенство прав и возможные исключения для отдельных национальных сообществ. Политическая свобода. Взгляды на политику, государство, право и закон Вольтера. Учение о свободе и равенстве. Концепция «просвещенного абсолютизма».

Политико-правовое учение Ш.Л. Монтескье. Проблема генезиса общества и понятие политического закона. Учение о формах правления и соответствующих им «принципах» (главенствующих политических мотивах); политика и мораль. Коррелирующие между собой ряды факторов политического устройства и их стержневой смысл – «дух законов»; политический строй и «дух торговли». Учение о федеративном государстве («обществе обществ»). Принцип разделения властей и критерии правового государства. Понятие политической свободы; различение политических условий (пространства) свободы и потребности в ней. Политическая свобода как стандарт государственного устройства и мера оценки прогресса общества.

Политико-правовые взгляды французских материалистов (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах). Инверсия понятия «естественное состояние» у Ж.-Ж. Руссо: источник правового порядка – осознание опасности для жизни в деспотическом государстве. Критика Руссо понятий «право», «власть», «свобода», «сила», «тирания», «отчуждение», «война», «народ», «договор». Руссо о двух уровнях свободы и политического сознания: свобода «ассоциированного субъекта» (народа) и свобода личности; человек как гражданин и как подданный. Учение о неотчуждаемости всеобщей свободы и народного суверенитета; суверен – гарант соблюдения правопорядка; народ как суверен, воля народа – неотчуждаемая законодательствующая воля; отрицание правомерности представительной системы. Проблема самовыражения народной воли и соотношение средств ее выражения – постоянного референдума и выдающегося законодателя (элитарного выразителя воли народа): идея отделения народной воли от самого народа. Учение Руссо о ветвях власти и формах правления; значимость федеративного устройства государства.

Политико-правовые идеи в период Великой французской буржуазной революции: конституционалисты (фельяны) (О. де Мирабо, Э. Сиейес, А. Барнав), жирондисты (Ж. Бриссо, Ж. Ролан), якобинцы (Ж.-П. Марат, М. Робеспьер). Политико-правовая идеология французского социализма и коммунизма (Г. Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф).

Французская революция и становление консервативной философско-правовой мысли. Критика идей политической метафизики и революционного творчества Э. Берка. Характеристика английской конституции и конституционных проектов революционеров. Идея договора между поколениями. Антитеза прав и достоинств. Апология традиций и предрассудков. Трактовка революционной свободы как формы тирании. Идея абстрактных прав как способ разрушения социума.

Естественно-правовые начала во взглядах мыслителей Германии (С. Пуфендорф, Хр. Томазий, Хр. Вольф) и Италии (Дж. Вико, Ч. Беккариа). Учение С. Пуфендорфа о праве и государстве. Соотношение естественного и позитивного права. Концепция договорного происхождения государства. Формы правления. Концепция развития юриспруденции С. Пуфендорфа. Концепция «рациональной юриспруденции» Г.В. Лейбница. Учение Ч. Беккариа о праве и государстве. Концепция гуманистических юридических ценностей и цивилизованного правосудия.

Формирование и особенности правопонимания в североамериканских колониях Великобритании в XVI – XVIII вв. Религиозный характер ранней американской философско-правовой мысли (пуританизм). Отражение правопонимания в юридических памятниках. Формирование социальных утопий (Дж. Уинтроп).

Философско-правовые идеи периода войны за независимость и становления американской государственности. Два направления правовой мысли: радикально-демократическое (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн) и федералистское (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон). Полемика о форме правления и форме государственного устройства. Отношение к правам и обязанностям граждан. «Декларация независимости» и Конституция США – важнейшие памятники правовой мысли.

Развитие правовой мысли США в XIX – начале XX вв. Особенности теории суверенитета Дж. Калхуна. Комплексное исследование политики и права в идеологии В. Вильсона. Учение о праве О.В. Холмса.

Немецкая классическая философия права (И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте). Основные мировоззренческие и методологические установки «Метафизических начал учения о праве» Канта. Мораль и право. Учение о государстве и разделении властей. Концепция правовой справедливости. Правовая справедливость и социальный прогресс. Учение о вечном мире как высшей цели политики.

Особенности гегелевского метода исследования правой жизни. Трансформация кантовского принципа нравственной автономии и политико-правового суверенитета личности в «Философии права»: учение об объективированной свободе, различение морали и нравственности, субъективного мотива и обязанности. Социальная структура гражданского общества, формальное, юридическое равенство и имущественное расслоение. Церковь и государство. Внешний суверенитет государства. Противоположность между моралью и политикой. Понятие права и основные формы его диалектической конкретизации.

Историческая школа права (Г. Гуго, К. Савиньи, Ф. Пухта). Отрицание теории естественного права. Право как выражение духа народа. Право и законодательная власть.

Основные направления политико-правовой мысли Западной Европы в первой половине XIX в.

Либеральные философско-правовые теории. Французский либерализм (Б.А. Констан, А. де Токвиль). Личность и государство в теории Констана. Политическая и личная свобода. Государства древности и государства Нового времени. Права и свободы личности. Критика теории народного суверенитета, Гарантии личной свободы. Концепция разделения властей и правового государства. Государственная регламентация и частная инициатива. Учение А. де Токвиля о либеральной демократии. Соотношение свободы и равенства, поиски их единства.

Английский либерализм (И. Бентам, Дж.С. Милль). Утилитаризм Бентама. Отрицание теории естественного права и общественного договора. Природа человека. Принцип пользы. Мораль и политика. Цели политики и средства их реализации. Невмешательство государства в экономику. Эволюция взглядов на государственное устройство. Понимание демократии. Отношения государства и личности в работах Милля. Роль государства. Эволюция идеи свободы в истории. Представительная демократия. Идеал общественного устройства.

Немецкий либерализм (Л. фон Штейн). Отрицание социализма. Теория управления. Учение о государстве и гражданском обществе. Формы государства. Политический идеал. Государство как орудие примирения социальных противоречий.

Консервативная философско-правовая мысль. Немецкий (Л. фон Галлер, А. Мюллер) и французский консерватизм (Ж. де Местр, Л. де Бональд). Идея божественного плана Ж. де Местра. Проблема причин революции. Принцип «органического» строения государства. Учение об авторитете. Учение о своеобразии наций и патриотизм. Учение об обязанностях Л. де Бональда. Учение о власти, монархии и политике.

Социалистические философско-правовые теории. Отличие «утопического» и «научного» социализма. Наука о человеке К.А. Сен-Симона. Этапы и движущие силы социального прогресса. Социальная структура общества. Собственность и управление. Переход от бюрократического государства к управлению «индустриалов». Пути преобразования общества. Социальная философия Ш. Фурье. Закономерность прогресса. Теории «страстей». Понятие цивилизации. Критика капитализма. Продуктивный и непродуктивный капитал. Характерные черты строя «гармонии». Пути достижения «социетарного строя». Природа человека, его характер и социальная среда в идеях Р. Оуэна. Значение развития производства в преобразовании общества на началах справедливости. Общественная собственность, коллективный труд, сочетание интересов личности и общества. Организация управления в коммуне. Пути преобразования общества. Коммунистическая утопическая правовая идеология (О. Бланки, Т. Дезами, В. Вейтлинг).

Зарождение и развитие правовой теории позитивизма. Социологический позитивизм О. Конта. Законы природы и закономерности развития общества. Социология и теория «позиционной политики». Основные черты «социократии». Социальная солидарность. Реформизм, порядок и прогресс.

Учение о праве как относительно определенной обозреваемой совокупности правил (норм) в юридическом позитивизме Дж. Остина. Теория правового государства Р. Фон Моля.

Традиции и модернизация в политико-правовых учениях второй половины XIX в. Эволюция юридического позитивизма. Идея права как нечто логически законченного и беспробельного К. Бергбома. Конституционно-правовые идеи А. Эсмена.

Социологические концепции государства и права. Органическая теория государства Г. Спенсера. «Юриспруденция интересов» Р. Иеринга. Теория насилия Л. Гумпловича. Теория свободного судейского усмотрения Е. Эрлиха.

Теория научного социализма (марксизм) К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическое понимание политики. Классовый характер учения. Учение об экономическом базисе и политической надстройке. Учение о появлении собственности, классов и государства. Сущность государства, его формы и функции. Классовая борьба. Значение социальных революций. Идея диктатуры пролетариата. Учение об отмирании государства.

Политическая программа социальной демократии. Идея государства всеобщего благоденствия Ф. Лассаля.

Антигосударственный характер философско-правовой идеологии анархизма. Идея автономии личности П.Ж. Прудона. Кодекс индивидуалистического анархизма М. Штирнера. Коллективистский анархизм М.А. Бакунина.

Философско-культурный контекст конца XIX – начала XX вв. и феномен Ф. Ницше. Аристократическая концепция естественного и позитивного права. Соотношение морали, политики и права. Идея воли к власти как главного двигателя государственно-правового развития. «Мораль господ» и «мораль рабов». Теория насильственного происхождения государства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных