Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нежелание воспринять куртуазию




↓ ↓ ↓

Старость, бесчестие, уродливость тоска, гнев несдержанность, дурная

неразумие, высокомерие слава, дурная речь,

скупость, обман

 

Например, песня «Фламенко». Некая Дама выходит замуж, и муж годится на роль куртуазного героя. Но он начинает ревновать, сразу становится старым, беззубым, запирает жену в башню. Дама находит себе любовника. Муж хорошо подумал, одумался и снова стал молодым и красивым. Как видим, меняется внешняя характеристика героя. Ревность – причина старости, уродливости, некуртуазности.

Поэтико-музыкальный жанр трубадуров и труверов создал новый образ человека, новые манеры поведения: образ возвышенной любви и особого отношения к женщине, традицию воспевания, вознесения. Их поэзия – авторская. Каноны были разработаны во французском Провансе и подхвачены повсеместно. До нас дошло не менее 500 имен поэтов. Среди них Бернарт де Вентадорн, Джауфре Рюдель, Бертран де Борн, Гильом де Кабестань, Вальтер фон дер Фогельвейде и др.

Поэтическая любовь – сложный ритуал, и разные его моменты, настроения призваны обслуживать разные жанры куртуазной лирики:

Канцона– песня на религиозно-любовную тему. Внутри строфы сочетание разных рифмовок, усложненная стопа, наличие своеобразного припева. Отличается изысканностью сложного построения.

Альба– песня утренней зари, славящая даму при начале дня. Диалог двух влюбленных, как правило, при расставании на рассвете.

Серенада – очень популярна на юге Франции и Испании. Иногда исполнялась поэтами. Это ночная песня, выражающая терпение к наступлению ночи. Могла исполняться оркестром;

Плач – похоронная песня на смерть прекрасной дамы или надежд на счастье.

Пастурелла – песня о чувстве влюбленных, скрывшихся под видом прекрасных пастушков.

Баллада – плясовая песня о любви.

Тенсона – спор между поэтами о войне и любви, философско-любовное стихотворение, рассуждающее о том, что такое истинная любовь.

Сирвента – песня на общественно-политическую тему. Иногда сатирического содержания, часто это выпады поэта против его врагов.

Денс – танцевальный жанр. Легкий танец мелодии;

Почти все жанры связаны с музыкой. Исполнялись под гитару или виолу.

Главный символ – голубой цвет, самый любимый и изысканный, считавшийся королевским, цвет небес, цвет, принадлежащий Богородице.

Рыцарь живет интересами своего мира. Он испытывает к своей даме чувство утонченное, обожание. Любовь к хозяйке замка связана со сложным этикетом и противопоставлена любви к простолюдинке (ложной). Служение даме приобретает почти религиозный характер. Это связано с культом Мадонны. Нельзя было признаваться девушке в любви, пока она под защитой своего замка и своих знамен.

Любовная лирика выходит за рамки католической религии, поэтому тайна. Сюжет падения платка у дамы; прославление весны, цветения садов, соловьиного пения, сравнение цветущей природы с донной.

Преданность – одно из главных достоинств. Рыцарь дает донне обет преданности.

Многие трубадуры – крестоносцы, побывавшие на Святой земле.

Гильом Аквитанский был 2 раза отлучен от церкви за откровенность в описании чувств. Он начинает линию любви, которая сильнее смерти.

Бернарт де Вентадорн. Его родители были слугами. Несмотря на низкое происхождение, был любимцем всех высокородных женщин благодаря своему таланту. В его творчестве частотен мотив разлуки с возлюбленной. Упрек дамы в холодности и суровости, уподобление рыцаря влюбленного изгнаннику (любовное пилигримство); что бы ни сделала донна, она прекрасна. Описание донны (золотые волосы, голубые глаза, уста – кораллы, зубы – жемчуга). У Вентадорна нет этого описания (позже Шекспир его совсем отвергнет). Этот канон => нельзя воспринимать буквально. Поэт уподобляет себя птице, полет олицетворяет свободу жаворонка. Рыцарь же привязан к донне. Когда заканчивается любовь – заканчивается жизнь. Донна милей весны.

Бертран де Борн – лукавый советчик, пел о войне. Владелец замка Альф Альта Фот. Принят при дворе английских королей. Провоцирует феодальные войны. В его творчестве выделяется любовная лирика, стихи на философские темы, на политические – сирвенты (разговаривал с королями на равных). Не давал исполнять свои песни жонглерам, исполнял сам. Прославлял войну. Кансона, в которой представлен народный идеальный образ дамы (“Поэма о составной донне”). “Плач о молодом короле” – единственный раз, когда в стихах плачет его сердце.

Среди трубадуров было много женщин:

Графиня де Диак. Она желает говорить на своем языке. Поэзия радостной, восторженной любви или любовных переживаний.

Пиере Карденаль. Относится в другому веку (эпоха альдегойских войн, когда разрушается Прованс). Клеймил французских аристократов, папский римский престол, давший благословение на это разрушение. Переосмысление канона Вентадорна. Поэзия звучит современно. Утверждение духовной свободы. Уважение к даме должен испытывать. Новые поэтические темы, отречение от старых. Требование искренности в поэзии взамен канону, штампу. Свобода говорить то, что жаждет говорит душа. Отрицание каждого мотива. Требование сдержанности, меры чувств. Требование духовной близости. Свободы воли.

Миннезанг (XII – XIII вв.).

Мотивы заимствуются миннизингерами у провансальских трубадуров. Но проявляют свои особенные немецкие мотивы. Тяготение к морализаторству, философствованиям. Произведения морально – назидательного характера. Мало ощущается установка на элитарность, звучат демократические мотивы.

Вальтер фон дер Фогельвейде. Любовь – высокое духовное чувство, которое не может сводиться к поклонению красоты. Куртуазность сводится к типичной. Нет требования внешней красоты. Любовь к девушке – особенное, небывалое явление. Осмысление собственных переживаний, попытка исповедаться. Мотив странника. Мотив неоцененности великого поэта. Размышления о судьбе нации (о раздробленности немецких земель, воинственность не восхищает).

2. Рыцарский (куртуазный) роман возникает в 12 в. Под романом сначала понимался пространный рассказ о каких-либо событиях; затем этим термином стали именовать произведения эпического характера, затрагивающие значительные темы, многоплановые, с несколькими сюжетами, с большим количеством действующих лиц. Авторы пропагандировали высокие рыцарские идеалы – прославляли благородство и мужество, рыцарскую преданность Прекрасной Даме, воинскую доблесть и честь. Герои боролись за справедливость не только неподалеку от своих замков и земель, но и в экзотической обстановке. Они сражались с простыми смертными (французами, немцами, сарацинами, эфиопами) и фантастическими существами (василисками, драконами, одноглазыми великанами и злыми волшебниками). Постепенно в рыцарских романах стали проступать реалистические черты, что привело к кризису жанра.

Под рыцарским романом мы будем понимать связное сюжетное повествование с достаточно развитой фабулой, в стихах или прозе, родившееся в феодальной среде, отражающее ее вкусы и интересы и выбирающее в этой среде своих героев.

Особенности рыцарского романа:

· обязательность некоторого фантастического элемента, проявляющегося двояко: 1) через введение сказочных мотивов; 2) через стремление приподнять героя над обыденностью.

· преобладание лирического начала (стихотворный характер), идиллический тон;

· на первом плане всегда тема любви, проявление повышенного интереса к жизни сердца, гражданский долг;

· сюжет строится как цепь авантюр, приключений;

· первоначально человеческие характеры только намечаются, но не раскрываются глубоко. Герои приобретают авантюрно-куртуазные черты. Постепенно усиливается психологичность;

· впервые в европейской литературе разрабатываются женские характеры;

· претензия на достоверность (условную), т.к. описывает реальные события, реальные войны, реальные любовные свидания.

· Герой стоит перед выбором: совершать ли ему подвиги, демонстрируя верность своему покровителю, или нарушить ее, поддавшись любви к прекрасной даме (жене).

· Главная тема – трагизм взаимоотношений личности и государства, через призму которых воспринимается испытание личной отваги, верности, любви.

Рыцарский роман положил начало новой художественной литературе. Автор не просто пересказывал услышанные истории, он создавал свой собственный мир, свое пространство и время. Авторами первых романов были ученые-клирики, т.е. мелкие церковные служители, которые составляли хроники или летописи исторических событий. В 12 веке все романы были стихотворными, а в 13 веке появляются романы в прозе.

В эпосе действие всегда разворачивается в реальном историческом времени и пространстве (мы говорим об эпосе Зрелого средневековья). У рыцарей есть определенные общественно-политические цели. В эпосе рыцарь выполняет долг, в романе – испытывает себя с помощью приключений. Движущий мотив – любовь. Акцент – на внутреннем мире человека. Рыцарский роман изображает давние эпохи и жизнь далеких народов в виде картины современного общества, потому что идеально рыцарство мыслиться штукой международной и неизменной во все времена.

Основные циклы:

1. Античный(романы об Александре Македонском, Энее, о Трое).

2. Бретонский – в основном на основе кельтских сказаний. Его можно поделить на: 1) бретонские лэ (то, что писала Мария Французская – стихотворные новеллы любовного содержания); 2) группа романов о Тристане и Изольде; 3) собственно артуровские романы (о короле Артуре и рыцарях Круглого стола: Ланселота, Ивейна и т.д.);

4) о святом Граале (“Парцифаль” Вольфрама фон Эшенбаха).

Самый популярный роман 12-13 вв. – «История бритов» Гальфрида Монмутского, в которой собраны все легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Также в этой истории были собраны и легенды о других королях Англии, в том числе легенды и о Гамлете, короле Лире, которые Шекспир взял за основу своих трагедий.

Не менее популярным был роман неизвестного автора «Тристан и Изольда», основанный на трагедии взаимоотношений личности и государства. Главный конфликт – между чувствами и социально-религиозными нормами. Все подвиги героя неразрывно связаны с внутренним психологическим действием. Этот роман по сути драма человеческой души. Причина – король, синьор, дядя Тристана. Пойти против него значит нарушить общественный, родственный и нравственный долг.

Король Марк не хочет жениться, но под давлением придворных дает согласие на женитьбу. В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос. Король отправляет своих приближенных на поиски девушки с такими волосами. Племянник короля Тристан тоже отправляется на поиски, по дороге убивает дракона. Его, раненого, находит Изольда, девушка с золотыми волосами, и излечивает его. Тристан испытывает сильное чувство (предвестник большого чувства), но он должен доставить девушку королю. Изольда Златокудрая – королевна другой страны, девушка строгих нравственных правил, для которой чувство долга значит очень много. Так, узнав, что Тристан убил ее дядю Морхульта, она требует для рыцаря сурового наказания. Но тот совершает ряд блистательных подвигов, направленных на благо ее родины – Ирландии, и красавица смягчается, ибо благо отечества превыше всего.

Во время возвращения на корабле герои случайно выпивают волшебный напиток, вызывающий взаимное любовное чувство. Этот напиток предназначался для Изольды и короля Марка, они должны были его выпить в день свадьбы. Чувство семейного долга вступает в конфликт с любовным чувством, но противиться сердечной склонности Изольда не в состоянии. Любовь перерастает в непреоборимую страсть. Изольда выходит замуж, но продолжает любить Тристана. Страдания замужней женщины показаны убедительно в художественном плане и впечатляюще. Любовь героев трагична. Тристан тяжело заболевает, и Изольда спешит к нему на помощь. Завистники-придворные доносят обо всем королю.

Король переживает острый конфликт. Он любит Тристана, верит ему, но должен казнить племянника и Изольду, исходя из своего долга – следить за нравственностью. Он жертва общественного мнения. Психологизм романа оказывается выше авантюрности. В связи с этим интересна двойная трактовка финала романа: гимн несчастной любви, которая сильнее смерти, и осознание героями греховности своих чувств. Смерть оказывается своего рода очищением от грехов. После смерти героев похоронили в одной часовне. Из могилы Тристана вырос терновый куст, ветви которого дотянулись до могилы Изольды, дали корни и вросли в нее. Несколько раз обрезали этот куст и эти ветви, и несколько раз они вырастали вновь.

Наиболее значительными авторами рыцарских романов являются Мария Французская (сборник из 12 лэ (микророманы, небольшие стихотворные повести, включающие один эпизод; «Ланваль»), Кретьен де Труа («Эрек и Энида», «Ланселот, или Рыцарь Телеги», «Ивейн, или Рыцарь Льва»), Вольфрам фон Эшенбах («Парцифаль»), Гартман фон Ауэ («Бедный Генрих»).

Кретьен де Труа «Ивейн, или Рыцарь со Львом».

Роман написан в 1170 г. Фантастика привнесена из кельтского фольклора. Важен светский характер. Фантастика поднимает человека над обыденностью жизни. Мир Кретьена нарочито нереален.

Роман призван показать, что куртуазная любовь не исключает подлинной страсти и вполне совместима с браком. Основная тема – рассудочность подвигов и пир в палатах короля Артура.

Проблема, которую автор здесь ставит: совместимость любви и подвигов (долга). Автор ищет компромиссного решения. Куртуазная любовь – любовь по свободному выбору, но со склонностью к замужеству (помним, что куртуазная любовь нацелена не на обладание, а на переживания, поэтому ни о каком замужестве речи быть не может. Конфликт не носит трагического и неразрешимого противоречия. Любовь и долг равно возвышают человека, поэтому они взаимозависимы.

 

Резкий подъем городов около XII в. существенно меняет картину. В XIII в. интенсивно развиваются и быстро занимают ведущее положение городское искусство и городская литература. В связи с изменением культурных условий клерикальная литература теряет свою обособленность и вливается в новую городскую литературу как органическая ее часть.

Феодально-рыцарская литература продолжает самостоятельное существование до самого конца средневековья, но быстро приобретает эпигонский характер. Что касается народной поэзии, то она очень часто оказывается корнем, из которого вырастают наиболее значительные явления городской литературы, однако в специфических условиях городского развития народная поэзия облекается в новые формы, типические для этого времени.

Середина 13 века – время развития народной городской литературы, пронизанной настроениями глубокого чувства собственного достоинства и самоуважения бюргерства. Ведущая роль в литературном творчестве переходит к поэтам-горожанам. Героем становится ловкий, смышленый выходец из третьего сословия, отличающийся природным умом, энергией и всепобеждающей хитростью. Появляются специфические городские жанры. (фаблио – небольшой стихотворный комический рассказ-анекдот с элементами сатиры на мелкое рыцарство, духовенство и горожан; шванк – комическая шутка, чертами близкая к фаблио; моралите – поучительная басня, славящая добродетель и высмеивающая разного рода пороки (→ «комедия масок» → Арлекино, Коломбина, Панталоне; фарс – народная комедия, карикатурное изображение злободневных событий с едкими сатирическими намеками. Хитрости и обманы – основные сюжеты фарсов. Самая любимая тема – демонстрация глупости; животные эпосы: пародия на рыцарские обычаи с обличением феодалов, рыцарей, изображенных в виде животных («Роман о Лисе» о хитром Лисе Ренане, глупом волке Изенгрине, могучем, но глуповатом льве Нобле, «Роман о Розе»); героическая поэзия («Песнь о Роланде», поэма о Сиде, «Песнь о Нибелунгах»), творчество Пьера Абеляра («Книга посланий»).

 

Б) Позднее Средневековье (14 век) – появление малых жанров (рассказов, новелл), авторской поэзии.

 

Лекция 12. Литература Предвозрождения

Понятие Предвозрождения, характерные черты

Предвозрождение в Италии, Франции, Англии

Предвозрождение (Проторенессанс) – переходный период между Средними веками и эпохой Возрождения.

Академик Д.С. Лихачев так сформулировал концепцию данной эпохи: «… Главное отличие Предвозрождения от настоящей эпохи Возрождения заключалось в том, что общее «движение к человеку», которое характеризует собой и Предвозрождение, и Возрождение, не освободилось еще от своей религиозной оболочки». Эту концепцию можно применить и к литературе Западной Европы. Роль религиозного сознания в литературе еще очень велика, что проявляется в системе образов, аллегоричности, библейской символике и т.д. Особенно это очевидно в творчестве Данте. Однако существовала возможность парадоксального и пародийного использования традиций средневековой культуры, что отмечается в произведениях Д. Чосера и Ф. Вийона.

Характерные черты Предвозрождения:

· Синтез множества различных культур;

· Осмысление мира в библейских категориях;

· Осознание значимости поэта как рупора бога;

· Парадоксальность и пародийность.

Предвозрождение в Италии.

Одним из центров культурной жизни Европы становится Флоренция. В конце 13 в. Здесь складывается поэзия «dolce stil nuovo» - «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери). Представители этой школы, опираясь на традиции куртуазной поэзии, отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ Прекрасной Дамы и поэта: Дама перестает восприниматься как земная женщина, уподобляется Богоматери, любовь поэта приобретает черты религиозного поклонения, но вместе с тем становится более индивидуализированной, наполненной радостью. Поэты разрабатывают новые жанры: канцона, баллата (стихотворение со строфами неодинаковой структуры), сонет.

Наибольшее значение имеет жанр сонета, сыгравший выдающуюся роль в поэзии последующих веков. Сонет обладает строгой формой: в нем 14 строк, разбитых на два катрена (четверостишия с рифмовкой abab abab или abba abba) и два терцета (трехстишия с рифмовкой cdd dcd или, с допущением пятой рифмы, cde cde, вариант ссe dde). Не менее строги правила, привязывающие к этой форме содержание: в первой строке должна быть названа тема, в первом катрене излагается исходный тезис, во втором катрене – противоположная или дополнительная мысль («антитезис»), в двух терцетах подводится итог («синтез») развития темы в сонете. Развитее сонета по философской триаде (тезис – антитезис – синтез) поднимает любую избранную тему, даже совершенно частную, на высокий уровень философского обобщения, через частное передает художественную картину мира.

Предвозрождение в Англии.

В 14 в. английская деревня испытывала затяжной кризис, в особенности усилившийся после опустошительной эпидемии чумы («черная смерть», 1348 г.), которая значительно сократила население Англии и вызвала недостаток сельскохозяйственных рабочих. Феодальная эксплуатация, рост налогов, появление неимущих крестьян, безземельных батраков, жестокое «рабочее законодательство» привели к крестьянскому восстанию 1381 г. (под предводительством Уота Тайлера, Джона Бола и других), носившему антифеодальный характер; некоторые группы требовали, чтобы феодалы были лишены своих привилегий, стремились отобрать у них земельные угодья и уравнять сословия.

Во второй половине 14 века в английской литературе выступают 2 наиболее значительных представителея Проторенессанса – У. Ленгленд и Д. Чосер.

Самый выдающийся памятник морально-дидактической поэзии в Англии, тесно связанный с общественным движением второй половины 14 в., – «Видение о Петре Пахаре». Это большая аллегорическая поэма на среднеанглийском языке в старых аллитерационных стихах. Она приписывается Уильяму Ленгленду (ок. 1330 – ок. 1400), о жизни которого нам мало известно. Мы знаем только то, что родом он был, вероятно, из крестьянской семьи, воспитан при монастыре, но не сделал карьеру священника, а затем жил ряд лет в Лондоне, сильно нуждаясь и не имея определенных занятий.

Над своим единственным произведением поэт работал в течение всей своей жизни. Данное произведение принесло ему известность в демократических кругах и впоследствии нередко использовалось в антифеодальной борьбе (начиная с народного восстания 1381 г.). Поэма дошла до нас в большом количестве рукописей, подтверждающих ее значительное распространение среди английских читателей накануне Великого крестьянского восстания 1381 г. Она существовала в нескольких редакциях, время возникновения которых относится приблизительно к 1362, 1377 и 1393 гг.; вероятно сам автор переделывал и дополнял свое произведение в различные этапы своей жизни.

Поэма должна была производить сильное впечатление на крестьянскую массу накануне восстания 1381 г., слушавшую, как один из руководителей восстания, Джон Болл, наизусть читает отрывки из нее и заключает их популярным двустишием: «Когда Адам пахал и Ева пряла, кто был тогда господином?» Проникнутый чувством глубокой социальной справедливости, Ленгленд устами своего Петра Пахаря защищает идею всеобщего труда и объявляет простой физический труд земледельцев основой общественного благополучия и нравственного исцеления всех классов общества. В этом заключались и главный интерес произведения, и его главная притягательная сила для современников крупных социальных потрясений в Англии второй половины 14 в. Образ Петра Пахаря сделался очень популярным, а его имя надолго осталось в Англии нарицательным, собирательным именем крестьянина.

Композиционно текст поэмы делится на 2 части: 1) странствования пилигримов в поисках Правды; 2) «жития» свободных аллегорических фигур – Ду-эл, Ду-бет и Ду-бест. Герой поэмы – поэт, ставший пилигримом, видит сон, в котором перед ним предстают толпы людей, и знатных, и простых. Ему открывается убедительная панорама эпохи, и он чувствует, что Зло проникло во все классы и сословия. Он видит различные пороки, представленные в житейских образах. Грешниками выступают нищие и купцы, менестрели и священники, рыцари и монахи, и сам король. Таково, например, Чревоугодие, воплощенное в образе Обжоры – пьяного ремесленника, попавшего вместо церкви, куда он шел исповедаться в грехах, в кабак. Поэт осуждает бродяг, притворяющихся нищими, лживых паломников, продавца индульгенций.

Центральный эпизод – паломничество толпы в поисках Правды. Тысячи грешников, не знающих пути к Правде, обращаются к Петру Пахарю – простому сельскому пахарю, знающему этот путь, и он называет добродетели, ведущие к Правде: Кротость, Скромность, Воздержание, Совесть, Разум и т.д. Главное – преодолеть лень и трудиться, жить в любви и законе, и пилигримы, ищущие Правду, помогают Петру Пахарю пахать землю и тем самым приобщаются к Правде. Скромный труженик был поставлен выше всех людей, он назван единственным человеком, живущий по заветам Правды и способным указать путь к ней.

В конце 14 в. появилось много подражаний «Видению» Ленгленда, из которых наиболее известны «Верую» Петра Пахаря» и «Жалоба Петра Пахаря»; оба они вышли из среды приверженцев Уиклифа, предъявляли требования религиозного обновления и связанных с ним социальных реформ.

Интерес первого произведения заключается не только в возвеличении и идеализации образа крестьянина – в чем именно и можно усмотреть влияние поэмы Ленгленда, – но и в его описании, которое составляет одно из правдивых и самых красноречивых описаний английского крестьянина 14 столетия.

«Видение о Петре Пахаре» - яркое явление Предвозрождения, сочетающее в себе традиции старой средневековой литературы, прежде всего традиции аллегоризма, с новыми нарождающимися художественными веяниями.

Джеффри Чосер (ок. 1340 – 1400) – самый талантливый поэт Англии до Шекспира. Родился в семье торговца, был пажом при дворе, королевским курьером, что позволило ему посетить Францию, Фландрию и Италию. До конца жизни занимал ряд должностей при дворе (надсмотрщик лондонской таможни, член парламента, королевский смотритель строительных работ, королевский лесничий), но незадолго до смерти впал в немилость, был отдален от двора и жил в нищете. Творческий путь Чосер начал с небольших лирических стихотворений, а успеха добился при создании больших поэм. Первое зрелое его произведение – поэма «Книга герцогини». Это видение в форме сна. Затем были еще поэмы «Дом славы», «Птичий парламент», «Троил и Крессида». Самое знаменитое, главное произведение – «Кентерберийские рассказы» (1386-1389). Они должны были представлять собой сборник новелл (стихотворных), объединенных рамочной новеллой. 29 паломников решают отправиться на поклонение мощам архиепископа Кентерберийского и собираются для этой цели весенним апрельским днем в таверне. Чтобы скоротать время, они начинают рассказывать какие-нибудь правдивые или придуманные истории. В награду лучший рассказчик на обратном пути будет славно угощен в таверне.

По неизвестной причине Чосер написал только 24 новеллы, не закончив повествования. Рассказы в целом воссоздают многообразие человеческой природы, неповторимость индивидуального опыта и соответственно субъективность человеческого видения. Многие герои высказывают свой взгляд на мироздание и его законы. Например, в «Рассказе рыцаря» звучит мысль о справедливости и милосердии божественного провидения. Мажордом, злой человек, излагает иную картину мира, в которой людям достается максимум зла, какое могут причинить им враги. На взгляд мельника, людям воздается по-разному и, как правило, прямо по заслугам. Чосер показывает, что ту или иную точку зрения можно отстаивать, но при этом нет гарантии, что ты убедил в ней окружающих. Через характер общения своих паломников поэт акцентирует внимание на том, что понимание между людьми очень непрочно и ограничено. Об этом свидетельствуют словесные перебранки между спутниками.

В данном произведении Чосер затрагивает разные темы, демонстрируя различный подход к ним. Но тема любви и образ женщины выдвинуты едва ли не на первый план как залог полноты бытия, пусть и исполненного драматизма. При этом важно, что Чосер защищает идею свободного чувства, в т.ч. и в браке.

Всего в сборнике выделено 29 персонажей, среди которых – люди самого разного положения и звания: рыцарь, капеллан, ткачиха, монах, врач, юрист, мельник, студент, пристав, эконом, слуга, купец и т.д. Чосер стоит у истоков характерологической традиции в английской литературе. Впервые у него яркое, рельефное изображение получили разнообразные характеры, каждый с неповторимым внешним обликом, манерами, индивидуальной речью. Паломники поразительно жизнелюбивы, их священные цели не мешают им предаваться земным радостям. При этом Чосер создал не отдельные характеры, а их взаимодействие.

Чосер, опираясь на традицию, с успехом развил и обогатил ее, подчинив новым художественным задачам: передаче многообразия мира и ценности неповторимой человеческой индивидуальности. Человек и земной мир неизменно притягательны в изображении Чосера, и о его творчестве с полным правом можно говорить как о явлении английского Предвозрождения.

Предвозрождение во Франции.

Среди представителей литературы Предвозрождения во Франции особенно выделяется поэт, лирик Франсуа Вийон (1431 – после 1463 г.). о жизни его известно очень мало. В самой его судьбе воплощены черты переходного, противоречивого времени. Сын бедной вдовы, воспитывался в доме дяди-священника, от которого унаследовал фамилию. Он учился в Сорбонне, стал магистром искусств (1452), а через три года убил в драке из-за женщины, обороняясь, священника, позже связался с ворами и грабителями (на это его толкнули голод и бездомность), не раз сидел в тюрьме, в 1463 г. был приговорен к повешению, но казнь заменили изгнанием из Парижа, и после этого его следы потерялись.

Вийон закрепил во французской поэзии твердую форму баллады. Баллада включает 3 строфы на одинаковые рифмы: ababbccdcd для строфы из 10 строк с рефренов и «посылку» - заключительную полустрофу с обращением к адресату. Поэзия Вийона пронизана ощущением неустойчивости и неблагополучия бытия. Среди его произведений «Баллада повешенных», «Большое завещание», «Лэ» («Малое завещание») и др.

Ф. Вийон – лирик, живет и играет в стихах. Играет трагикомедию. Поэт часто груб, подчеркнуто насмешлив, порой скабрезен. Он непрестанно пародирует – античных классиков, современных поэтов и самого себя. Один из главных вопросов – вопрос о том, как надо или не надо жить. Человек несомненно религиозный, Вийон далек от христианского аскетизма. Он любит жизнь с ее земными языческими радостями. И хотя многие стихи говорят о смерти, старении, увядании – все они по-своему оттеняют восторг поэта перед красотой и яркостью материального мира. Его радует прежде всего то, что он жив. Тема судьбы бедняка переходит у поэта в философскую тему – фатума, рока, зависимости воли одинокого человека от обстоятельств, которые сильнее его. Лирический герой его поэзии отзывчив к внешним обстоятельствам, подвижен, неподдельно искренен и созвучен и нашей эпохе.

Лекция 13. Творчество Данте Алигьери

  1. Краткий обзор жизни и творчества Данте. Автобиографическая исповедь «Новая жизнь».
  2. Поэма «Божественная комедия».

Литература:

1. Голенищев-Кутузов, И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М.: Наука, 1971.

2. Доброхотов, А.Л. Данте. – М., 1990.

3. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. – М., 1987.

4. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2005. – С. 86-90.

5. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия.

 

Данте Алигьери (1265 – 1321) – итальянский поэт, «последний поэт средних веков и первый поэт нового времени», первый европейский писатель эпохи Предвозрождения, к которому по праву применимо определение «великий». Потомок старой и благородной флорентийской семьи, член цеха врачей и аптекарей, в состав которого входили лица различных интеллигентных профессий, Данте Алигьери выступает в своей жизни как типичный для его времени и для развитого городского уклада его родины представитель всесторонне образованной, деятельной, крепко связанной с местными культурными традициями и общественными интересами интеллигенции. Данте родился во Флоренции, в старинной рыцарской семье. Юность Данте протекает в блестящем литературном кругу молодой поэтической школы "нового сладостного стиля" (doice stil nuovo), возглавляемой его другом Гвидо Кавальканти, и в общении с выдающимся политическим деятелем и одним из ранних флорентийских гуманистов - Брунетто Латини.

Флоренция была самым богатым городом-коммуной в Италии 13-14 вв., в ней выделялись две антогонистические партии: гвельфы (сторонники папской власти) и гиббелины (сторонники германского императора).

Гибеллинов победили и выгнали из Флоренции, а гвельфы разделились на Белых (отделившихся от сторонников папы) и Черных. Данте принадлежал к первым. Белые гвельфы больше внимания уделяли нуждам простого народа. Во время правления партии белых гвельфов Данте занимал престижные должности, а когда к власти пришли черные, был изгнан из города вместе с другими белыми гвельфами. Спустя 10 лет ему разрешили вернуться на родину, но Данте отказался, так как для этого нужно было пройти унизительную, позорную процедуру. Тогда городские власти приговорили его и его сыновей к смерти. Данте умер на чужбине, в Равенне, где и похоронен.

Поэзия Данте свидетельствует о его незаурядной по тем временам эрудиции в средневековой и античной литературе, познаниях в естественных науках, осведомленности о современных ему еретических учениях. Первые стихи были написаны в конце 80-х гг. 13 в. По собственному признанию Данте, толчком к пробуждению в нем поэта явилась трепетная и благородная любовь к юной и прекрасной Беатриче. Поэтическим документом этой любви осталась автобиографическая исповедь "Новая Жизнь" ("Vita nuova). комментированный поэтический цикл и одновременно первая европейская художественная автобиография. В нее вошли 25 сонетов, 3 канцоны, 1 баллата, 2 стихотворных фрагмента и прозаический текст – филологический и биографический комментарий к стихам. Основой создания произведения стало важное событие, случившееся в 1274 г. В это время Данте (ему 9 лет) встречает в церкви девочку Беатриче Портинари, которой тоже в то время 9 лет (по другим сведениям, 16 лет). Данте пишет об этой встрече так: «Девятый раз после того, как я родился, небо света приближалось к исходной точке в собственном своем круговращении, когда перед моими очами появилась впервые исполненная славы дама, царящая в моих помыслах, которую многие - не зная, как ее зовут,- именовали Беатриче. В этой жизни она пребывала уже столько времени, что звездное небо передвинулось к восточным пределам на двенадцатую часть одного градуса. Так предстала она предо мною почти в начале своего девятого года, я уже увидел ее почти в конце моего девятого. Появилась облаченная в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту. В это мгновение - говорю поистине - дух жизни, обитающий в самой сокровенной глубине сердца, затрепетал столь сильно, что ужасающе проявлялся в малейшем биении… Я говорю, что с этого времени Амор стал владычествовать над моею душой, которая вскоре вполне ему подчинилась. И тогда он осмелел и такую приобрел власть надо мной благодаря силе моего воображения, что я должен был исполнять все его пожелания. Часто он приказывал мне отправляться на поиски этого юного ангела; и в отроческие годы я уходил, чтобы лицезреть ее» (отрывок из «Новой жизни»).

Вторая встреча с Беатриче происходит через 9 лет. Поэт восторгается Беатриче, ловит каждый ее взгляд, скрывает свою возвышенную любовь, демонстрируя окружающим, что любит другую даму, но тем самым вызывает немилость Беатриче и полон раскаяния. Девушку выдают замуж за другого, и не достигнув 25- летнего возраста, в 1290 г. она умирает.

Книга «Новая жизнь» (1292) и посвящена встрече с Беатриче. В ней стихи чередуются с отрывками, посвященными возлюбленной. В финале содержится обещание славить Беатриче в стихах, и под пером поэта Беатриче становится образом прекраснейшей, благороднейшей, добродетельной женщины, «дарующей блаженство» (таков перевод ее имени на русский язык). Например, сонет, начинающийся: "В ее очах..."

В ее очах Амора откровенье,

Преображает всех ее привет.

Там, где проходит, каждый смотрит вслед;

4 Ее поклон - земным благословенье.

Рождает он в сердцах благоговенье.

Вздыхает грешник, шепчет он обет.

Гордыню, гнев ее изгонит свет;

8 О дамы, ей мы воздадим хваленье.

Смиренномудрие ее словам

Присуще, и сердца она врачует.

11 Блажен ее предвозвестивший путь.

Когда же улыбается чуть-чуть,

Не выразить душе. Душа ликует:

14 Вот чудо новое явилось вам!

Стихи перемежаются прозой, комментирующей их возвышенное содержание и связывающей отдельные звенья поэтических признаний и размышлений в последовательный автобиографический рассказ, в дневник взволнованного сердца и анализирующего ума - первый литературный дневник личной любви и философических чувствований в новой европейской литературе. В "Новой Жизни" поэтические переживания Данте облекаются в формулы "сладостного стиля", в изысканных словах и утонченных формах философской лирики славят великие очарования вдохновенной, приобщенной к идеальным сферам любви и воспевают волнения возвышенных и сладостных чувств. И все же - в этом состоит немеркнущее значение "Новой Жизни" - поэтическая формула не заслоняет ее ясной устремленности к реально значимым, пластическим, осязаемым и действительно чувствуемым жизненным ценностям.

«Божественная комедия» (1307 – 1321) – один из величайших памятников мировой литературы, возникший в тревожные ранние годы XIV века из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Книга была создана в годы изгнания, в Равенне. Данте дал своему произведению название «Комедия» (в средневековом понимании развлекательное произведение со счастливым финалом). Эпитет «Божественная» дал ей Боккаччо (автор «Декамерона») в знак восхищения красотой поэмы, и этот эпитет за ней сохранился.

Считается, что толчком к созданию поэмы стал сон, увиденный Данте в 1300 г. Данте достигает 35-летнего возраста (половина земной жизни по средневековым представлениям). Это время подведения итогов, переоценки ценностей. Поэт решает, что теперь он готов создать гимн своей любви к Беатриче. Поэма написана простым слогом, но в то же время дает картину божественного творения, загробного мира как некоей вечной жизни, для которой временная земная жизнь лишь подготовка. Сам Господь Бог не появляется в поэме, но везде ощутимо присутствие Творца Вселенной.

Данте считают создателем общеитальянского литературного языка – его главное произведение написано не на средневековой латыни, а на народном тосканском наречии.

Она написана в видоизмененном жанре видения («Сна»), поскольку Данте представил не только Ад, но и весь универсум. Главная идея поэмы – воздаяние за все земные дела в загробной жизни. В основе сюжета произведения лежит путешествие (паломничество святого пилигрима к святым местам) самого автора, живого, грешного человека по загробным царствам. В центре он поставил свой личный образ, образ живого человека, человека большой и гордой души, отмеченного чертами глубоких трагических борений, суровой судьбой, наделенного живым и многообразным миром чувств и отношений - любовью, ненавистью, страхом, состраданием, мятежными предчувствиями, радостями и скорбями, и, прежде всего, неустанным, пытливым и патетическим исканием истины, лежавшей за пределами средневекового уклада понятий и представлений.

Четыре смысла поэмы:

1. Буквальный смысл – изображение судеб людей после смерти.

2. Аллегорический смысл – идея возмездия: человек, наделенный свободой воли, будет наказан за совершенные грехи и вознагражден за добродетельную жизнь.

3. Моральный смысл – стремление поэта удержать людей от зла и направить их к добру.

4. Аналогический (высший) смысл – стремление воспеть Беатриче и великую силу любви к ней, спасшую его от заблуждений и позволившую написать поэму.

Фабула поэмы подсказана аллегорически-назидательной и религиозно-фантастической традицией средневековых описаний хождений в загробный мир и видений посмертных человеческих судеб. Тончайше разработанная система католического учения о потусторонней жизни грешников, кающихся и угодных богу праведников, с его скрупулезной росписью посмертных кар, воздаяний и наград, аллегоричностью и сиволичностью обусловила основные направления поэтического рассказа Данте и членение его поэмы на три части, посвященные рассказу об аде, чистилище и рае. В поэме велика роль мистических чисел 3, 9, 100 и др.

Поэма делится на 3 части (кантики) – «Ад», «Чистилище», «Рай». В каждой части 33 песни (в аде 34, т.к. это неправильный элемент), и вместе получается 100 песен. Ад тоже является частью мировой гармонии и входит в итоговое число 100, поскольку зло – это необходимый элемент мира. В начале поэмы Данте, заблудившись в лесу (аллегория земной жизни, полной греховных заблуждений), встречает льва (Гордость), волчицу (Алчность) и пантеру (Сладострастие), угрожающих поэту, от которых его спасает Вергилий (Земная мудрость: разум, воплощенный в философии, науке, искусстве), присланный поэту на помощь Беатриче (Небесной мудростью: верой и любовью), чья душа пребывает в Раю. Таким образом, устанавливается, что небесная мудрость выше земной, и управляет ею. Христианская символика обнаруживается в композиции каждой части. Так, Данте, ведомый Вергилием, проходит 9 кругов Ада и 7 уступов Чистилища, а под руководством Беатриче пролетает через 9 сфер Рая и зрит божественный свет. Итак, мировая вертикаль состоит из 3 сфер: Ада, Чистилища, Рая, соответствующим частям поэмы.

Идея Святой Троицы находит отражение даже в стихотворном размере поэмы, написанной терцинами, в которых рифмуются 1 и 3 строка: aba bcb cdc. Т.о., перед нами математически организованная система, которая позволяет наглядно представить то, что представлено быть не может. В связи с этим цель комедии – спасение всех, приближение человечества к Богу. Путь героя – символ жизни, устремленность души к Богу.

При всей важности схоластических концепций и традиций средневековой философской мысли для строя, богословского содержания и повествовательной системы «Божественной Комедии» возникновение и создание ее были предопределены не отвлеченными назидательно аллегорическими намерениями поэта и не замкнутой в себе системой схоластического мировоззрения, а конкретными и действенными предпосылками окружающей жизни и личной судьбы поэта. Так, в частности, для грандиозного полотна «Ада» с его жутким странствием по девяти кругам возмездий и наказанных преступлений определяющее значение имели реакции поэта на социально-политическую борьбу его времени и неостывший пыл гонимого и негодующего эмигранта, соприкоснувшегося с острыми политическими проблемами и отражениями их в волнениях больших и малых страстей окружавшей его общественной среды. Симпатии и антипатии Данте-изгнанника запечатлелись в основных политических оценках «Ада», то открыто публицистических, то завуалированных морально-аллегорическими иносказаниями и образами.

Структура Ада

Ад представляет читателю образ смерти в познании себя, что не освобождает героя от испытаний. Ад становится подготовкой героя к дальнейшему пути. Чтобы подняться на высшие сферы, нужно спуститься на самое дно.

В трактовке Данте Ад – есть торжество божьей справедливости. Именно поэтому человек, попадающий в ад, не имеет права судить, а может только сострадать и сочувствовать. Дантовские персонажи можно назвать характерами условно, но в них есть психологичность и страсть. В каждом герое может совмещаться греховные страсти и великие благородные помыслы и поступки. Структура ада соотносится с символикой, заложенной во вступлении: на пути к холму Данте преграждают путь рысь (символ привлекательности и иллюзорности земной жизни, эгоизма), лев (олицетворение гордости, власти и насилия) и волчица (воплощение алчности и лицемерия). В связи с этим последовательность кругов ада соотносится с представлением о тяжести грехов.

1-6 круги – владения Рыси, в которых находятся те, кто осужден за невосдержанность (АХЕРОН ЛИМБ – ничтожные): 1)грешники плоти, не сумевшие победить своего инстинкта: пьяницы, блудницы, чревоугодники, 2) грешники любви, нарушившие супружескую верность (Франческа и Паоло);3)скупцы, 4)расточители, 5)гневливые, 6)еретики, отрицавшие бессмертие души (они горят в огненных могилах каменного города Дита).

7 круг – владения Льва, в которых обитают те, кто осужден за насилие (ФЛЕГИТОН): насильники над ближним, насильники над собой (самоубийцы), осквернители церковных святынь, торговцы индульгенциями и церковными должностями..

8-9 круги – владения Волчицы, в которых находятся обманщики и предатели (ГЕРИОН): сводники и обольстители, льстецы, прорицатели, лицемеры, воры, предатели родных, родины, друзей, благодетелей, лукавые советчики, зачинщики раздора. Последний 9 круг лишен движения, тепла, пламени, он весь застылость, холод и лед, в него вмерзли предатели (встреча с графом Уголино, которого в земной жизни обрекли на смерть в башне голода вместе с его четырьмя сыновьями, за которыми не было никакой вины). В этом эпизоде земные муки кажутся страшнее адских, а справедливому Божьему суду противопоставлен жесточайший, несправедливый земной суд.

Низкой и центральной точкой ада является Люцифер. Он помещен там, где нет времени и пространства, движения и покоя. В его описании сочетаются прямо противоположные детали. С одной стороны, он ветряная мельница, с другой – лед. Его окружает огонь и холод с разных сторон. Люцифер является антитезой Святой Троицы. У него три лица и шесть крыльев. Среднее лицо (красное) – символ ненависти, правое (желтое) – символ бессилия, левое (черное) – символ неведения.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных