Психологическая структура процесса обучения
Структура обучения: педагоги главными структурными элементами процесса обучения выделяют следующие три: 1) содержание образования (чему учить); 2) деятельность учителя (преподавание); 3) деятельность ученика (учение).
Содержание образования определяет цели обучения. В содержании образования преимущественно реализуется заказ общества, то есть то, что должен освоить ребенок, чтобы войти в этот мир. Очень важно каким образом учитель представляет себе содержание образования, так как именно этим обусловливается организация им процесса обучения.
Немов Р.С. в структуре обучения выделяет следующие компоненты:
1) целевой: основная цель обучения – это развитие ученика;
2) содержательный: «чему учить», определяется спецификой предмета, возрастом учащихся, программой;
3) мотивационный: мотивы педагога, лежащие в основе его деятельности, педагог формирует мотивационную сферу учащихся;
4) исполнительный: методы, способы, приемы, формы обучения;
5) результативный.
Процессы обучения: 1) внимание; 2) мотивация; 3) выборочное восприятие характеристик; 4) семантическое кодирование: смысловая организация новой информации для лучшего запоминания (н: иллюстрация слов); 5) хранение в долговременной памяти; 6) поиск и воспроизведение информации; 7) практическое применение; 8) обратная связь.
В соответствии с процессами выделяют следующие процедуры обучения: они обеспечивают осуществление в ходе урока каждого процесса обучения:
1) овладение вниманием учеников (словесное указание, использование сильного раздражителя н: звука);
2) информирование учеников о цели учения: сообщение учителем цели и задачи урока;
3) стимулирование припоминания усвоенного ранее материала, имеющего отношение к изучению нового;
4) представление стимула: его отличительных особенностей (н: правило, определение);
5) обеспечение руководства учением: руководство учащимися при овладении выполнением какого-либо задания;
6) обеспечение практического применения: домашнее задание, письменная работа в классе, ответ;
7) обеспечение обратной связи: информация о результате деятельности учеников со стороны учителя;
8) оценка практического применения: оценка понимания выученного материала, а не просто заучивания;
9) закрепление информации в памяти и ее перенос: повторение и применение полученных знаний.
Билет №16
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|