ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 15-16. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫСубкультура (лат. sub — под и cultura — культура, подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей культуры, а также ее носители. Субкультура отличается от доминирующей культуры системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими признаками. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, профессиональной, этнической, географической и других базах. Кроме того, с середины XX столетия западные социологи и культурологи признали наличие молодежных субкультур в обществе. Первым употребил термин «субкультура» американский социолог Д. Райзмен, который обозначил таким образом культуру группы людей, преднамеренно избираю-щей стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Это было связано с изучением появившихся в 30-е гг. прошлого века в США бандитских объединений, живущих по своим нормам и правилам, являющимся отклонением от базовой социально-культурной нормы. Затем Д. Хэбдидж в книге «Субкультура: значение стиля» по-казал, что субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Понятие «молодежная культура» появилось в Германии в 1901 г. и было связано с «движением перелетных птиц». Участники этого движения стремились удалиться от жизни больших городов, проповедовали здоровый образ жизни, старались избавиться от вредных привычек. Путешествия должны были дать молодежи совершенно новый опыт жизни и личной свободы. В дальнейшем понятие молодежной культуры претерпело изменения, и в настоящее время исследователи понимают под ней специфический культурный феномен, закрепляющий в особых чертах поведение молодежи, ее сознание и речь. В СССР для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодежи», отсюда появилось и закрепилось слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка». Молодежные субкультуры формируются во второй половине XX в. В это время в развитых индустриальных странах происходят качественные изменения: формируется постиндустриальное общество. Стремительное, непрерывное ускорение и обновление всех сторон жизни, разворачивание научно-технической революции положили конец естественно-природной сфере, наступила искусственно-технологическая эра развития общества. Процессы технологизации практически всех сфер жизни привели к уничтожению уникальности, индивидуальности и неповторимости человека, его деятельности и ее результатов, их место заняли шаблонность, массовость, нивелирование, стереотипность, универсальность. Культурная и общественная жизнь данного периода характеризуется зарождением постмодернистских тенденций. Термин «постмодернизм» появляется в западной культуре в 1930-е гг. в контексте художественной критики. В самых общих чертах постмодернистское мышление можно определить как некий набор ментальных и языковых конструкций, которые складывались под влиянием неклассической философии, современной психологии и психоанализа, герменевтики, постклассического естествознания. Постмодернизм отказывался в философии от тради-ционных проблемных полей, понятийно-категориального аппарата, классических аксиологических приоритетов, что привело к исчезновению казавшейся когда-то прочной культурной иерархии. Постмодерн рассматривает себя с позиций радикальной плюральности, в которой имеет право существовать все: и высокая культура, и массовая куль-тура, и коммерческая, и популистская. В постмодернизме культура дифференцируется на независимые друг от друга культурные формы, стили и направления. В эпоху постмодернизма культура оказывается встроенной в товарное производство в целом, она трансформируется в культурное производство, что приводит к обретению статуса субкультуры самой «высокой культуры». Культура приобретает не свойственную ей ранее функцию распространения жизненных форм и жизненных стилей, множественность которых снимает вопрос о значимости культурной деятельности как таковой. Такое понимание культуры приводит к формированию следующих процессов: люди, желая соответствовать индустриально развитому обществу, принимают его правила игры, вовлекаются в создаваемые им индустрии труда, развлечений, потребления, т. е. в массовое общество, которое с той же целью использует социальные технологии. К числу таких технологий относятся усиленное промывание мозгов различными средствами массовой информации, навязывание посредством рекламы моды, эстетического идеала китча в искусстве, эталонов престижности жизненных стандартов, внедрение посредством поточно-конвейерной индустрии досуга массовой культуры, характеризующейся примитивностью, развлекательностью и общедоступностью. Все это приводит к отсутствию глубины в культуре и выражается в формировании культуры имиджа и симулякрума (симулякрум — подобие, видимость, иллюзия). Таким образом, зарождение молодежной субкультуры совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистских тенденций в социокультурном развитии общества. Молодежные субкультуры отделились от господствующей культуры как вполне самостоятельные и автономные, сохранив в себе все те черты, которые характерны для постмодернистской культуры: плюралистичность (аккумулирование множества форм); множественность (отсутствие стержневого единства); фрагментарность и частичность (это значит, что каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие); изменчивость (периодически молодежные субкультуры обновляются, перерождаются); эклектичность (молодежные субкультуры вбирают в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и дополняют друг друга). В настоящее время под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодежного поколения, обладающего общностью стилей жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежную субкультуру можно определить как системы смыслов, средств выражения, стилей жизни. Уже из данного определения видно, что понятие молодежной субкультуры сопряжено с такими понятиями, как «молодежь» и «поколение». В социологии принято понимать под молодежью такую общественную группу, которая с точки зрения ее общественной функции представляет собой соединительный элемент между семьей и обществом. Объединяясь в группы, молодежь определенного возраста облегчает себе переход во «взрослую» жизнь, интегрируется в нее. Но рамки молодежного возраста по-разному определяются в разных странах, критериев молодости не существует. Следовательно, определить молодежь через поколенческии критерий невозможно. К тому же конфликт поколений — это не причина ухода молодых людей в субкультуру, а скорее следствие. В постиндустриальном обществе возникает необходимость удлинения периода обучения и образования человека: самостоятельность и обретение необходимого социального статуса молодой человек получает достаточно поздно. Возникает противоречие, когда биологически взрослые люди не признаются обществом «вполне взрослыми» и способными выполнять общественно значимую деятельность. Длительный период становления молодых людей приводит к тому, что многие из них сами начинают сомневаться в необходимости участия в общественной жизни и не испытывают желания становиться взрослыми. Многие субкультуры вбирают в себя эту идею, что также привлекает молодежь. Потребность в самовыражении, желание утвердиться в собственных глазах и мнении сверстников приводит к формированию неформальных молодежных групп. Пока в обществе за молодым человеком не будет признан и закреплен тот или иной социальный статус, ему необходимо его создавать, а для этого он должен ощущать себя членом определенного общества. Для разрешения этого противоречия необходимо рассматривать молодежь как культурную категорию: молодым является тот, кто в данной культуре является молодым. Несомненно, что люди, составляющие одну возрастную группу, обладают большим количеством общих характеристик, чем те, кто принадлежит к разным возрастным группам, и при этом каждое новое поколение, переходящее из категории «молодежь» в категорию «взрослые», имеет свое «лицо». Субкультуры обладают системой внутренних правил и стандартов поведения, позволяющих их членам идентифицироваться друг с другом. Субкультура — это в определенном смысле воплощение консенсуса: члены группы объединяются на основе общих взглядов, а когда взгляды какого-либо участника не совпадают с общими, то он перестает быть ее членом (уходит в другую субкультуру). Создаваемые группами молодежи субкультуры отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. При этом субкультуры глубоко укоренены в общей культуре. Членство в субкультуре может быть как продолжением базовой, официально принятой культуры, так и ее оппозицией. Кроме того, молодежная субкультура может иметь смешанные ценности, связанные как с доминантными ценностями, так и со стилями, обнаруживаемыми в семье или непосредственном окружении и заимствованными в сделанной индустрией молодежных развлечений культуре. Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодежных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе. Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество групп, поклоняющихся какому-то определенному кумиру, стилю или автору. Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и увлеченность могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. Главной задачей контркультуры является формирование таких норм и принципов жизни молодого человека, которые противостоят обществу, понимаемому как нечто враждебное по отношению к нему. Для молодежных субкультур характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения. Основными характеристиками контркультурных молодежных объединений являются следующие: признание общего значимого врага (чаще всего этим врагом является официальная культура и официально признаваемые культурные ценности), деструктивная деятельность, разрушающая эти ценности, агрессивно-наступательная позиция, а также противостояние с обществом. В западной социологии имеются несколько теорий, объясняющих появление молодежных субкультур. Во-первых, молодежные субкультуры трактуются как выражение кризиса социализации, осуществляемой в рамках семьи, в сфере взаимоотношений между «отцами» и «детьми». Во-вторых, формирование молодежных субкультур связывается с системным кризисом механизмов социализации, с неспособностью социальных институтов обеспечить связь между потребностями молодежи и ценностями, принятыми в данной культуре. Данная позиция получила свое развитие в парадигме структурно-функционального анализа на основе учения американского социолога Т. Парсонса. Третья позиция, объясняющая появление молодежных субкультур, получила название «теории конфликта». Первая из названных точек зрения действительно фиксирует тот факт, что в современном обществе уменьшается роль семьи и семейного авторитета в процессе воспитания молодого поколения. На место авторитета реальных родителей приходит авторитет «институционализированных родителей», образ которых формируется в средствах массовой информации, преподавателями в учебных заведениях, представителями неформальных коллективов, в которых ребенок проводит достаточно большое количество времени в связи с занятостью родителей. Этот процесс «выталкивает» ребенка из семьи в субкультуру. Точно так же несомненной причиной формирования субкультур оказывается кризис, переживаемый обществом в целом и включающий в себя кризисы рациональности, ценностных, эстетических и моральных норм, религиозных и атеистических установок, вызванный ломкой традиции. Развитие новых технологий, научные революции, происходящие в развитых обществах Запада, подчас не обеспечивают молодым людям «опыт жизни», что вынуждает их искать смысл жизни в неформальных группах, близких им по возрасту и по тем жизненным целям, которые стоят перед ними. Но объяснить источники молодежного нонконформизма только из редукции к семейным отношениям невозможно, поэтому представители структурно-функционального анализа в социологии обращаются к широкому общественному контексту, к анализу тех социальных противоречий, без которых невозможно появление и функционирование молодежных субкультур. Последователи школы структурно-функционального анализа считают, что каждый общественный процесс необходимо рассматривать с точки зрения социального целого, т. е. с позиций необходимости сохранения своего «нормального состояния», которое выражается в оптимальном функционировании всех его частей. В соответствии с этим молодость как период взросления понимается в этой теории с точки зрения ее вплетенности в общий функционально значимый социальный процесс «подключения» молодежи к системе, начатый еще в семье и продолжающийся в рамках необходимых институтов социализации, воспитания и образования. Исходя из этого, представители структурно-функционального анализа полагают, что все, что способствует включению молодежи в систему, должно быть отнесено к области нормальной социализации молодежи, а то, что препятствует этому процессу, порождает социальное напряжение и эмоциональный дискомфорт, который должен быть преодолен в рамках системы. Кроме того, Парсонс и его последователи исходят из того, что молодежь стремится занять место своих отцов и продолжить их дело, что и служит стимулом ее социализации. Этот «нормальный» процесс общественной динамики характеризуется не только положительными моментами, но и отрицательными. Молодежи свойственно нетерпение стать взрослым, известная доля самоуверенности, ригоризм. Все эти «болезни роста» изживаются молодежью в рамках субкультуры ровесников, которая смягчает возникающее при этом напряжение. Парсонс отмечает, что внутри самой молодежной субкультуры могут развиться тенденции, способствующие дисфункциональным стремлениям молодых людей. Но эти проблемы преодолеваются правильной регуляцией социализирующих процессов, осуществляемых в рамках общества. Теория Парсонса была разработана им накануне студенческих волнений 60-70-х гг. прошлого столетия, которые, казалось бы, опровергли ее. И все-таки она не может характеризоваться как несостоятельная: в этой теории выявляются источники молодежных проблем. В частности, Парсонс указывает, что неформальные молодежные субкультуры возникают как результат противоречия между «общинными» установками сознания, присущими группам ровесников, и теми ценностями, которые сформированы в системе университетского образования. В период студенчества молодые люди становятся взрослыми. Это значит, они становятся действительно ответственными за себя, за свои поступки, но это удается им только в том случае, если они освобождаются от привычек и традиций группового поведения, развивают автономию и силу собственного «Я», уже не склонного отождествлять себя с групповым «мы». Процесс социализации молодых людей-студентов у Парсонса, таким образом, предстает как конфликт двух способов социализации — общинного и общественного, общая перспектива которого состоит вначале в разрушении общинных способов коммуникации среди молодежи и вытеснении их рационально-правовыми нормами поведения. Представители подхода в рамках «теории конфликта» исходят из того, что на формирование молодежных субкультур влияет классовая принадлежность. Данная точка зрения была высказана еще в 30-е гг. XX столетия Чикагской социологической школой. Сторонники этой школы исходили из предпосылки, по которой делинквентность (поведение, влекущее за собой уголовное наказание) является «нормальным» поведением, определяемым культурными нормами соответствующего культурного контекста. Они утверждали, что даже такое аффективное поведение, как драки, уличный вандализм, имеет определенный смысл: не принося материального выигрыша, оно тем не менее позволяет завоевывать престиж и поднимать статус в соответствии с групповыми ценностями, такими как риск, смелость, жестокость, лидерство в группе. Британские социологи (С. Фрис, С. Гелл, Т. Джефферсон), продолжая исследования Чикагской школы, постарались выявить зависимость появления различного характера молодежных субкультур с классовым конфликтом. Сотрудники Бирмингемского центра современных культурных исследований в 70-80-х гг. прошлого века выявили следующие субкультуры подросткового возраста: субкультуры, ориентированные на интенсивную учебу и конформность, и девиантные молодежные субкультуры, нонкомформистские по отношению к доминирующим системам ценностей. Последние оказываются не просто протестом против родителей, но и моментом конфронтации с «властью» среднего класса посредством утверждения ценностей рабочего класса (связанных прежде всего с пониманием маскулинности и того, что означает быть «настоящим мужчиной»). Данные субкультурные модели являются не просто неосознанным отражением существующих норм рабочего класса, они отрицают доминирующие представления среднего класса о надлежащих формах поведения, учебы, карьерного роста и отдыха. Перечисленные подходы к проблеме существования молодежных субкультур фактически сходятся в том, что феномен молодежных субкультур связан с попытками разрешения молодежью коллективно переживаемых проблем, являющихся результатом противоречий в социальной структуре общества. При этом субкультура стремится воспроизводить определенную культурную идентичность, формирующую, в свою очередь, индивидуальные идентичности, отличные от предписываемых классовым происхождением, образованием и родом занятий. Эта точка зрения разделяется и отечественными исследователями. Молодежные субкультуры являются динамическими системами. Изменения в их содержании являются, с одной стороны, реакцией на внешние и внутренние процессы, а с другой — адаптацией к условиям их существования. Субкультуры обладают также определенными признаками. Они формируются на основе жестких внутренних правил, в них действуют механизмы, обеспечивающие удаление инакомыслящих из группы. Кроме того, многие субкультуры имеют структурированный процесс обучения, не пройдя которого невозможно стать членом данной субкультуры. Субкультуры формируются вокруг добровольных объединений и являются их высшей ступенью. Необходимо различать молодежную культуру и культуру для молодых. Они могут пересекаться, сосуществовать, но не обязательно представлять одно целое. Культура для молодых не выходит за рамки официально принятой культуры, является массовым явлением, соотносится с доминирующими ценностями, обращена ко всем молодым людям независимо от того, где они проживают. Молодежные субкультуры являются продуктом урбанизированного общества, создаются самими молодыми людьми, они носят элитарный характер, их ценности значимы для определенного круга посвященных лиц. В любом сложном стратифицированном обществе существуют различные субкультуры, развивающиеся внутри установленной доминирующей культуры. Система ценностей, свойственная этой доминирующей культуре, не является постоянной: она модифицируется, интерпретируется в зависимости от того, в какой социальной, образовательной, профессиональной, возрастной среде она проявляется. Молодежные субкультуры являются подмножествами этих культурных конфигураций и включают в себя как смешанные ценности, напрямую связанные с доминирующими в данной культуре представлениями, так и оппозиционные ей взгляды. Но даже оказываясь на первый взгляд выключенными из основного культурного контекста, молодежные субкультуры выражают в большей или меньшей степени набор интерпретаций и значений, существующих в официально принятой обществом культуре и транслируемых средствами массовой коммуникации. Следовательно, причиной формирования молодежных субкультур в обществе является потребность «убежать», а значит, противопоставить себя господствующей официальной культуре. В масштабах общества эта потребность является выражением стихийной, не всегда осознанной и рационально не сформулированной потребности по-новому определить нечто важное для общества. Большинство молодых людей в процессе социализации успешно преодолевают кризисы взросления и становления личности, а следовательно, справляются с процессом культурной идентификации, принятой в данном обществе. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки попадает не более 30%. Это связано с многими факторами: недостатками семейного воспитания, с неспособностью установить нормальные отношения с одноклассниками, неспособностью самореализоваться в том или ином виде деятельности, невозможностью принять те общественные нормы и привила, которые общество диктует молодым людям. Молодежная субкультура, ее содержание и набор ценностей зависит от внешних и внутренних факторов ее существования, определяется политическими режимами и экономическими условиями развития общества. Формирование и утверждение либеральных тенденций в развитии общества приводит к возрастанию удельного веса молодежных движений и молодежных субкультур. Авторитарные режимы ограничивают количество неформальных молодежных групп и стараются сформировать культуру, приемлемую для всей молодежи. Это приводит к тому, что молодежная субкультура принимает формы культуры андеграунда (андеграунд (англ. underground — букв, подполье) — художественные направления в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), для которых характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм и традиций, а также нередко эпатаж публики и бунтарство). Экономические изменения определяют модификации молодежных субкультур. Расцвет экономики сопровождается появлением «гуманитарных» молодежных сообществ (хиппи, ролевики, рейверы), основной задачей которых является формирование условий для выявления личностных характеристик молодых людей и применения их опыта жизни. В свою очередь упадок экономики порождает субкультуры криминогенного типа (панки, скинхеды). Эти связано с тем, что в периоды экономического спада происходит обнищание основной массы населения, рост безработицы. Резко сужаются возможности участия молодежи в процессах общественного развития, молодые люди не знают, куда себя деть и чем занять. В зарубежной и отечественной исследовательской литературе разработан целый ряд типологий молодежных субкультур. М. Брейк полагает, что в молодежных субкультурах необходимо выделить четыре группы: ■ респектабельная молодежь. Эта группа формируется в рамках среднего класса, но может использовать некоторые черты стилей других субкультур, но не стиль жизни. В силу этого многие молодежные образования негативно оценивают эту группу; ■ делинквентная молодежь. Формируются эти группы в среде рабочего класса, их основными характеристиками являются вандализм, насилие, агрессивность; ■ культурные бунтари. К этой группе принадлежит бо-гемная молодежь, связанная с миром искусства; ■ политически активная молодежь, объединяющая представителей различных социальных групп и классов. Ее главной особенностью является наличие радикальных политических установок, направленных на самые разные сферы преобразования общественной жизни, связанных с экологическими проблемами, этническими, с движением за гражданские права и т. д. Российским исследователем А. С. Сергеевым выделяются следующие группы молодежных субкультур: • романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, ролевики, толкиенисты); ■ гедонистически-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы); ■ криминальные («гопники», люберы); ■ анархо-нигилистические (панки, экстремистские по-литизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, которые также можно назвать радикально-деструктивными). Следующая типология молодежных субкультур предложена С. И. Левиковой и В. А. Бабахо. В этой типологии наличествуют следующие молодежные группы: ■ группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей. К ним относятся металлисты, роллинги, битломаны, рэперы; ■ группы, ориентированные на решение определенных политических и идеологических задач. Это анархисты, пацифисты, «зеленые», отклонисты; ■ группы аполитичного, эскапистского характера. Среди них наиболее известными являются хиппи, панки; ■ эстетствующие группы, так называемые «митьки»; ■ группировки, исповедующие культ мускулов: «качки»; ■ криминогенные группировки: «гопники», «люберы». Несомненно, что приведенные типологии не исчерпывают всего богатства молодежных субкультур, но они позволяют ориентироваться в их многообразии и выявлять их сущностные характеристики. В отечественной истории развитие молодежных субкультур носит неоднозначный характер. В советском обществе фактически отсутствовали молодежные неформальные группировки. Связано это было с тем, что культура СССР носила закрытый характер, цензуре подвергались все виды искусства, тем более западное искусство, молодежи запрещалось посещать клубы, которые относились к тематике субкультур. В пятидесятые годы появляются «стиляги» — одна из первых неформальных организаций советской молодежи. Их называли так за то, что они одевались и танцевали «стильно», увлекаясь популярными в то время на Западе джазом и рок-н-роллом, поклонялись западному образу жизни. «Стиляги» олицетворяли собой стихийный протест против принятых государством норм и стереотипов поведения, поэтому они подвергались гонениям, испытывали постоянный прессинг со стороны официальной культуры и идеологии. Смягчение общей политической обстановки в России в шестидесятые годы ознаменовалось формированием клубов самодеятельной песни (КСП), объединяющих молодых людей, любящих песни под гитару и стихи. КСП являлись первыми субкультурами, признанными государством. В 70-е гг. XX в. молодежное движение в Советском Союзе множится. Относительная открытость советского общества приводит к копированию западных образцов молодежной субкультуры, формируются рок-группы, объединяющие вокруг себя поклонников. В это же время появляется молодежное сообщество, получившее название Системы, — советская хипповская и панковская субкультура. В начале 1990-х гг. распад Советского Со-юза привел тому, что Система раздробилась на независимые субкультуры. Начинается третий этап развития молодежной субкультуры в России. Это время, когда сами члены этих сообществ всячески подчеркивают свою связь с альтернативными западными молодежными субкультурами. Так появляются молодежные субкультуры битников и хиппи. Слово «битник» произошло от английского «beat generation» — бить, разбивать. Это движение зародилось в 1950-е гг. в Америке как движение разбитого поколения, в среде молодых людей, потерявших на войне родителей. Битники выступали против лицемерия буржуазного общества и подчеркивали это в одежде и образе жизни, пренебрежительно относясь к официальной культуре. К этой молодежной субкультуре часто примыкала интеллектуальная верхушка общества, талантливые художники, музыканты и поэты. Творческий процесс битники стимулировали наркотиками. С молодежной культурой битников тесно связана молодежная культура хиппи. Субкультура хиппи отразила в своем содержании цивилизационный кризис западного общества. Слово хиппи произошло от слов «хип» или «хипстер», что буквально означает «это тот, кто понял, осознал». Хиппи себя так не называли, они предпочитали звать себя «дети-цветы». Члены этой субкультуры считали, что необходимо принять универсальную систему норм, превосходящую узкие политические, культурные, религиозные идеалы каждого отдельно взятого общества, вернуться к традиции, под которой они понимали любовь, мир и свободу. Хиппи опробовали множество образов жизни, пытаясь возродить духовность и выявить оптимальную модель существования человека в гармонии с природой, обществом и самим собой: коммуны, здоровое питание, холистическую медицину. По мнению приверженцев этого движения, хиппи — это особый подход к жизни, объединяющий гуманистические положения философий и религий Запада и Востока, основывающийся на уважении, любви и терпимости. Субкультура панков приходит в Россию в 1970-е гг. С английского языка слово «punk» переводится как «грязь», «гнилье», «отбросы». Зародилась эта субкультура в Великобритании, Канаде, США, Австралии как протестная культура. Панки полагали, что невозможность изменить общество и мир позволяет человеку поступать так, как он хочет. Будущего все равно нет, поэтому не стоит прилагать усилия для его изменения, пусть даже и в лучшую сторону, тем более не стоит стараться изменять собственную жизнь. Идеология панков выражается в музыке, для них музыка — это панк-рок, в котором молодые люди — последователи этой культуры — могут раскрепоститься, выявить собственную сущность. Символом панков является стилизованная буква «А», указывающая на их близость к анархизму. Неприятие норм и ценностей общества выражается у панков во внешнем облике: обычно это рваная и неопрятная одежда, прическа, получившая название «ирокез», и в поведении: панки принимают наркотики, являются любителями выпивки и алкоголя, они часто ввязываются в драки и просто хулиганят на улицах и в общественных местах. В какой-то степени по образу жизни и образу мышления к хиппи примыкают растаманы. Растаманы — молодежная субкультура, считающая себя последователями растафарианства, культуры национального религиозного течения афроамериканского народа. Растаманы исповедуют любовь и свободу как принципы жизни, верят в Бога, которого называют Джа, объявляют войну Вавилону, который является для них символом западной цивилизации. Растаманы зарабатывают деньги творчеством и курят марихуану, которая, по их мнению, представляет собой средство самопостижения. Символами растадвижения являются зелено-желто-красные береты, которые растаманы изготавливают сами, дреды — волосы, заплетенные в косички, растительная символика одежды. Важнейший элемент жизни растаманов — слушание регги и игра на барабанах. В 90-е гг. XX в. в Росси появилось движение толкиенистов. Эта субкультура сформировалась как форма поклонения книгам Джона Роналда Руэна Толкиена (1892-1973), относящимся к жанру сказочной фантастики — фэнтези. Молодежь, увлеченная героями Толкиена, стала разыгрывать сюжеты его книг. Для этого выбиралось специальное место, изготавливался реквизит, шились костюмы, соответствующие тому условному миру, о котором писал Толкиен. Толкиенисты создали новый социокультурный феномен — ролевые игры, которые их участники проживают как истинную реальность. Молодые люди становятся толкиенистами обычно в силу трех причин: если они не сумели вписаться в «большой» мир, если они любят играть и, наконец, если они хотят отличаться от других людей. Динамично развивающаяся толкиенистская субкультура — один из видов романтико-эскапистского движения молодежи. Субкультура готов появляется в 90-е гг. XX столе-тия, характеризуется, по их же определению, «романтическо-депрессивным взглядом на жизнь». Готов отличает замкнутость, меланхоличность, эстетство, неприятие обыденного поведения. Для готов характерно восприятие смерти как фетиша, что определяет символику этой субкультуры: анкх — крест с петлей, который египтяне использовали как символ бессмертия. В одежде доминирует черный цвет, к культовому искусству,относятся готические романы и кинофильмы, в которых обыгрывается мистицизм, вампиры, кладбища как особая реальность, а также готическая рок-музыка, формирующая стили dark wave («темная волна») и dark folk («темный фолк»). Готы часто превращают свои тусовки в ролевую игру. Готическая субкультура подразделяется на различные направления: андрогинные готы, глиттерготы, киберготы и др., отличающиеся пристрастиями в искусстве, одежде, обуви, внешнем виде. В современной России заметное место среди субкультур занимают скинхеды. Это слово связано с английским названием этой субкультуры: skin head — «бритая голова». Движение скинхедов неоднородно, сами его представители выделяют внутри него несколько направлений. И тем не менее в своей традиционной форме существенным для скинхедов является националистическая агрессивная идеология. Одеваются они в подобие военной формы, их стиль одежды настолько лаконичный, что его можно охарактеризовать как «ботинки и подтяжки». Представители данной субкультуры увлекаются музыкой регги и музыкой Oi! (ответвление хардрока). Они гордятся принадлежностью в рабочему классу. Главными ценностями скинхеды объявляют дружбу как высшую форму единения и семью, символизирующую корни, истоки человека. Они проповедуют антирасизм (субкультура скинхедов представляет собой смешение двух культур — ямайских темнокожих — рудиз — и английских модов) и в то же время фашизм. Идеалом скинхедов является «твердая рука», способная навести порядок в обществе. Хакеры — сравнительно новая молодежная субкультура, появившаяся в обществе с распространением компьютеров и развитием компьютерной грамотности. Сообщество хакеров включает в основном студентов и школьников физико-математических школ, которые «взламывают» сайты и серверы, запускают компьютерные вирусы, воруют различную информацию и обманывают банки. Хакеры полагают, что делая, мир виртуальной реальности доступным для всех, они реализуют в компьютерном варианте лозунг всеобщего равенства. В заключение необходимо сказать, что наличие молодежных культур связано, с одной стороны, с усложнением социальных структур в современном обществе, расширением информационного пространства, процессами глобализации, а с другой стороны — с наличием противоречивых и негативных сторон в этих процессах, попыткой их преодолеть. Молодежные субкультуры многообразны, вариативны, но им присуще некое «субъективное ядро», присутствующее во всех молодежных движениях, а именно: поиски самоидентификации, форм самовыражения и признания, которое объединяет их и которое будет являться основой для формирования новых молодежных субкультур.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|