Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К СИСТЕМНОМУ ОПИСАНИЮ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА 3 страница




Теоретическое значение этого диагностического принципа заключается в том, что он позволяет нам проникнуть во внутренние каузально-динамические и генетические связи, определяющие самый процесс умственного развития. Как уже было сказано, социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия "идеальных" и наличных форм.

Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (понимая это слово в самом широком смысле) с другими людьми. Итак, когда мы применяем принцип сотрудничества для установления зоны ближайшего развития, мы тем самым получаем возможность непосредственно исследовать то, что и определяет точнее всего умственное созревание, которое должно завершиться в ближайший и последующий периоды его возрастного развития.

Практическое значение данного диагностического принципа связано с проблемой обучения. Подробное выяснение этой проблемы будет дано в одной из последних глав. Сейчас мы остановимся только на самом важном и начальном ее моменте. Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным. Это обстоятельство долгое время упускалось из виду. Раньше всего была установлена нижняя граница оптимальных сроков обучения. Известно, что 4-месячного младенца нельзя обучать речи, а 2-летнего - грамоте, потому что в этот период ребенок не созрел еще для данного обучения, это значит, что у него еще не развились те свойства и функции, которые необходимы в качестве предпосылок для данного вида обучения. Но если бы существовал только нижний предел для возможности обучения в определенном возрасте, мы могли бы ожидать, что чем позже начинается соответствующее обучение, тем легче оно должно даваться ребенку и тем оказываться плодотворнее, ибо в более позднем возрасте мы встречаемся и с большей степенью зрелости предпосылок, необходимых для обучения.

На деле это неверно. Ребенок, начинающий обучаться речи в 3 года и грамоте в 12 лет, т.е. слишком поздно, также оказывается в неблагоприятных условиях. Слишком позднее обучение так же трудно и мало плодотворно для ребенка, как и слишком раннее. Очевидно, существует и верхний порог оптимальных сроков обучения с точки зрения развития ребенка.

Как объяснить тот факт, что 3-летний ребенок, у которого мы встречаемся с большей степенью зрелости внимания, сообразительности, моторики и других свойств, являющихся необходимыми предпосылками обучения речи, усваивает речь труднее и с меньшей для себя пользой, чем ребенок 1 1/2 лет, у которого несомненно меньшая степень зрелости этих же самых предпосылок? Очевидно, причина в том, что обучение опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько на созревающие. Период созревания соответствующих функций является самым благоприятным, или оптимальным, периодом для соответствующего вида обучения. Да это и понятно, если принять во внимание то обстоятельство, что ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Предварительно учитель обучает ученика не тому, что ребенок уже умеет делать самостоятельно, а тому, чего он еще не умеет делать, но может выполнить с помощью обучения и руководства. Самый процесс обучения всегда совершается в форме сотрудничества ребенка со взрослыми и представляет собой частный случай того взаимодействия идеальных и наличных форм, о которых мы говорили выше как об одном из наиболее общих законов социального развития ребенка.

Подробнее и конкретнее проблема отношения обучения и развития будет изложена в одной из последних глав применительно к школьному возрасту и к школьному обучению. Но и сейчас нам должно быть ясно, что, поскольку обучение опирается на несозревшие, но созревающие процессы, а вся область этих процессов охватывается зоной ближайшего развития ребенка, оптимальные сроки обучения как для массового, так и для каждого отдельного ребенка устанавливаются в каждом возрасте зоной его ближайшего развития.

Вот почему определение зоны ближайшего развития имеет такое большое практическое значение.

Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития составляет вместе то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой. Ее задача-выяснение с помощью возрастных норм, или стандартов, данного состояния развития, характеризуемого как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса. В отличие от симптоматической диагностики, опирающейся только на установление внешних признаков, диагностику, стремящуюся к определению внутреннего состояния развития, обнаруживающегося в этих признаках, принято по аналогии с медицинскими науками называть клинической диагностикой.

Общим принципом всякой научной диагностики развития является переход от симптоматической диагностики, основанной на изучении симптомокомплексов детского развития, т.е. его признаков, к клинической диагностике, основанной на определении внутреннего хода самого процесса развития. Гезелл считает, что нормативные данные не должны применяться механически или чисто психометрически, что мы должны не только измерять ребенка, мы должны истолковывать его. Измерение, определение и приравнивание к стандартам симптомов развития должно явиться только средством для постановки диагноза развития. Гезелл пишет, что диагноз развития не должен заключаться только в получении ряда данных путем тестов и измерений. Диагностика развития – форма сравнительного изучения при помощи объективных норм как исходных точек. Она не только синтетична, но и аналитична.

Данные испытания и измерения составляют объективную основу сравнительной оценки. Схемы развития дают мерила развития. Но диагноз в истинном смысле этого слова должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных из различных источников. Он основывается на всех проявлениях и фактах созревания. Синтетическая, динамическая картина тех проявлений, совокупность которых мы называем личностью, входит целиком в рамки исследования. Мы не можем, конечно, точно измерить черты личности. Нам с трудом даже удается определить, что мы называем личностью, но с точки зрения диагностики развития мы должны следить за тем, как складывается и созревает личность, полагает Гезелл.

Если мы ограничимся только определением и измерением симптомов развития, мы никогда не сумеем выйти за пределы чисто эмпирического констатирования того, что и так известно лицам, наблюдающим ребенка. В лучшем случае мы сумеем только уточнить эти симптомы и проверить их измерением. Но мы никогда не сумеем ни объяснить наблюдаемые в развитии ребенка явления, ни предсказать дальнейший ход развития, ни указать, какого рода мероприятия практического характера должны быть применены по отношению к ребенку. Такого рода бесплодный в объяснительном, прогностическом и практическом отношении диагноз развития можно сравнить только с теми медицинскими диагнозами, которые ставились врачами в эпоху господства симптоматической медицины. Больной жалуется на кашель, врач ставит диагноз: болезнь-кашель. Больной жалуется на головную боль, врач ставит диагноз: болезнь-головная боль. Такой диагноз по существу пустой, так как исследователь не прибавляет ничего нового к тому, что он узнал из наблюдений самого больного, и возвращает больному его же собственные жалобы, снабдив их научной этикеткой. Пустой диагноз ничего не способен объяснить в наблюдаемых явлениях, ничего не может предсказать относительно их судьбы и не может дать практических советов. Истинный же диагноз должен дать объяснение, предсказание и научно обоснованное практическое назначение.

Точно так же обстоит дело и с симптоматическим диагнозом в психологии. Если в консультацию приводят ребенка с жалобами на то, что умственно он плохо развивается, плохо соображает, запоминает, а психолог после исследования ставит диагноз: низкий коэффициент умственного развития – умственная отсталость, то он также ничего не объясняет, ничего не предсказывает и ничем практически не может помочь, как врач, который ставит диагноз: болезнь – кашель.

Можно сказать без всякого преувеличения, что решительно все практические мероприятия по охране развития ребенка, по его воспитанию и обучению, поскольку они связаны с особенностями того или иного возраста, необходимо нуждаются в диагностике развития. Применение диагностики развития к решению бесчисленных и бесконечно многообразных практических задач определяется в каждом конкретном случае степенью научной разработки самой диагностики развития и теми запросами, которые предъявляются ей при разрешении каждой конкретной практической задачи.

 

Ганзен В.А., Головей Л.А.

К СИСТЕМНОМУ ОПИСАНИЮ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА

(Психологический журнал. Т.1. №1, 1980)

Генетический принцип в настоящее время является одним из ведущих принципов психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготкий А.Н.Леонтьев и др.). Б.Г.Ананьев, анализируя многопла­новые разрозненные данные, накопленные в разных областях научного знания, подчеркивал необходимость в построении це­лостной системы возрастной психологии, включающей данные обо всех фазах и стадиях человеческой жизни и раскрывающей целостность, единство индивидуального развития человека. При этом важно раскрыть взаимосвязи и взаимопереходы между ста­диями, выявить сенситивные и критические периоды развития. Решение этой проблемы возможно лишь в комплексном иссле­довании, опирающемся на системный анализ данных.

Проблема периодизации онтогенеза человека, возникшая впервые в философии и педагогике, особую значимость приоб­рела в психологии. Однако наиболее детально разработанной она оказалась в биологии и медицине. Периодичность развития установлена объективно с высокой степенью достоверности как на уровне целостного организма, так и на тканевом, орган­ном и клеточном уровнях.

В современной науке применяются два принципа возраст­ной периодизации индивидуального развития человека: пер­вый — основанный на биологических признаках, рассматрива­ющий жизненный цикл как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий формирования индивида, и второй — опира­ется на социальные характеристики становления личности. Наиболее разработанными являются периодизации, в основе которых заложены биологические признаки. Так, например, в работе при построении периодизации учитываются показате­ли скорости роста, дифференцировка тканей и органов, изменение напряженности и характера обмена веществ, а также изменения в молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества. В работе выделяются экологические и морфологи­ческие признаки периодизации. Часто понятие возраста реду­цируется до его биологических характеристик (зубной возраст, костный и т. д.).

Имеется несколько периодизаций, опирающихся на соци­альные характеристики, например, по тем учреждениям, где ребенок социализируется (ясельный возраст, дошкольное, школьное детство и т. д.). И. С. Кон прямо пишет: «Возрастные свойства — это место личности и человека в социальной струк­туре». В работе в основу периодизаций предлагается положить выделение ведущих социальных деятельностей (данная пери­одизация охватывает только период от рождения до юношес­кого возраста).

В психологии и педагогике проблема периодизации встает в связи с разработкой диагностических методов, повышением эффективности обучения и воспитания и, в конечном итоге, предполагает изучение индивидуального развития человека. В 20-е годы в институте мозга В.М.Бехтерева и ряде других центров была проделана большая работа по изучению стандар­тов возрастного развития. В дальнейшем изучение возрастных особенностей человека сосредоточилось в области педагогичес­кой психологии в связи с задачами обучения и воспитания на всех этапах дошкольного и школьного возраста. Практически с этими задачами связаны и периодизации П.П.Блонского, Ж.Пиаже. Развитие акмеологии выдвинуло новые проблемы изучения онтогенеза. В 50-60-е годы началось обобщение ито­гов сравнения экспериментальных данных о различных возраст­ных периодах (В.Шевчук, Д.Б.Бромлей и др.). Накопление сравнительных характеристик разных периодов жизни человека, отграничивающих периоды детства, отрочества, юности, зрело­сти, старости, сопровождалось выделением как макро-, так и микропериодов развития.

Наиболее полная периодизация Д.Б.Бромлей, охватыва­ющая психологические и социальные характеристики, имеет в своей основе смену способов ориентации, поведения и комму­никации во внешней среде.

И тем не менее все имеющиеся периодизации не дают целостного представления об онтогенезе человека. Не случайно разработка теории онтогенетического развития в психологии исторически обусловлена системным подходом, начало которого (Л.С.Выготский, П.П.Блонский) явилось основой для пост­роения общей теории индивидуального развития. Этот факт объясняется ключевым положением, занимаемым психологией в системе современного научного знания, в силу которого она осуществляет взаимосвязи между естественными и обществен­ными науками о человеке (Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.М.Кед­ров, Ф.В.Константинов).

Последние десятилетия характеризуются становлением си­стемы человекознания как в отечественной науке, так и за ру­бежом. Изучение субъекта труда, познания и общения потре­бовало объединения столь широкого диапазона характеристик человека как индивида, личности, индивидуальности, что с но­вой остротой встал вопрос об их систематизации.

В работе выделяются три группы признаков, на основании которых можно построить возрастную периодизацию онтоге­неза: биологические, психологические, социальные. Однако вы­деления только этих групп признаков недостаточно; необходим более полный учет имеющихся данных для системного описа­ния онтогенеза человека.

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы, опираясь на имеющиеся данные о возрастных периодизациях, подойти к построению системного описания онтогенеза человека как ин­дивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Нам представляется важным рассмотреть некоторые дан­ные о принципах деления онтогенеза на временные отрезки. Л.С.Выготский в качестве критериев выделения возрастных периодов предлагает возникновение новообразований в про­цессе развития. Под новообразованием понимаются те психи­ческие и социальные изменения, которые на данной ступени возникают впервые, т. е. имеется в виду появление нового качест­ва, ограниченного только психическим и социальным уровня­ми. Утверждается, что критерием периодизации следует счи­тать изменение способа взаимодействия организма с соответ­ствующими условиями среды. При этом изменение условий среды (в широком смысле слова социальной и биологической) влечет за собой преобразование деятельности различных систем организма, обеспечивающее его адаптацию к существенно новым условиям среды, с которыми организм ранее не вза­имодействовал, т.е. и здесь речь идет о качественных перестройках.

При разнообразии критериев в работах, посвященных периодизации, для обозначения временных отрезков онтогенеза используется и большое число самых разных понятий: «фаза», «период», «отрезок» и др. Так, А.Н.Северцов и П.П.Блонский рассматривают периоды как основные составляющие онтогенеза. Мартин и Заллер (1957) в качестве такого понятия используют возраст.

<…>Таким образом, в литературе для обозначения временных отрезков онтогенеза используются самые разные понятия: стадия, период, фаза, возраст, этап, ступень, цикл. Помимо этого, в одно и то же понятие разными авторами вкладывается различный смысл, что еще больше увеличивает неоднозначность толкования временных отрезков онтогенетического развития. Мы пытались выделить те понятия, которые встречаются наиболее часто. Ими оказались стадия, период, фаза.

Понятие стадии в Большой Советской Энциклопедии формулируется как «определенная ступень в развитии чего-либо, имеющая свои качественные особенности». В различных словарях понятие стадии формулируется в качестве применяемо­го лишь в биологии, где оно используется для описания стадиальности в развитии растений. Исходя из последнего мы полагаем, что понятие стадии при периодизации онтогенеза человека следует применять в том случае, когда речь идет не просто об изменении уровня развития какой-либо отдельной функции, а о разрыве непрерывности как в количественном, так и в качественном плане. Причем эти изменения захваты­вают несколько или даже все уровни организации человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Опыт 15-летнего коллективного комплексного исследования многоуровневой организации человека, включающего интеллектуальное развитие, общую реактивность и нейродинамику, психомоторику и перцептивные процессы, моти­вацию и характер, проведенного под руководством Б.Г.Ана­ньева на возрастном диапазоне от 18 до 35 лет, свидетельству­ет о противоречивости и неравномерности развития функций в каждый из периодов взрослости. Накопленные в науке дан­ные свидетельствуют о том, что не все функции имеют скач­кообразный характер изменений, поэтому нарушение непре­рывности может происходить при пересечении с пороговым значением функции, равносильным ее качественному измене­нию. Это видно на примере динамики окислительных процессов в лимфоцитах крови, которые, начиная с 20-летнего воз­раста, усиливаются, достигая максимума в 40-49 лет, затем уменьшаются, в 50-59 лет достигают уровня 20-летних, после чего идет прогрессирующее снижение интенсивности окисли­тельных процессов. Жизненная емкость легких такого порого­вого значения достигает тоже в возрасте 50 лет, сила мышц кисти — в возрасте 45-50 лет.

Понятие периода определяется «как очерченный отрезок времени онтогенеза, в пределах которого особенности физиологических отправлений более или менее однозначны». Это определение не является достаточно четким и охватывает толь­ко один ряд признаков, а именно физиологический, не учиты­вая всей сложной многоуровневой структуры организма. Мы полагаем, что периоды существуют внутри стадий, и переход от одного периода к другому сопровождается в основном количе­ственными изменениями, захватывающими несколько уровней, однако в ряде случаев имеется и качественная динамика харак­теристик.

«Фаза — определенный момент в развитии какого-либо яв­ления, в изменении формы или состояния какого-либо тела; различные состояния какого-либо периодического явления» (БСЭ, т.19. С. 493.), т.е. фазу можно рассматривать как часть периода; именно так она рассматривается рядом авторов. Таким образом, фаза со­провождается только количественной динамикой характерис­тик; изменения охватывают не все уровни, носят локальный характер.

Анализ понятий «стадия», «период», «фаза» свидетельствует о наличии количественных и качественных характеристик границ основных этапов онтогенеза. Выделяя количественные особенности, мы учитывали разрыв непрерывности, исчезнове­ние одного и появление нового качества, утрату старых связей и образование новых. Именно такой границей является стадия, которая выделяется по качественным признакам. Периоды делят­ся по качественным и количественным критериям. Фаза же — чисто количественная характеристика.

Попытаемся выделить и описать границы основных этапов онтогенеза. Для этого построим сетку, отражающую количе­ственные и качественные характеристики основных этапов он­тогенеза — онтогенетическую сетку (рисунок). Предложенная онтогенетическая сетка будет служить пространственной опо­рой для систематизации данных об онтогенезе человека.

При составлении сетки мы исходим из положения Б.А.Ананьева о целостности и единстве человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности на всех этапах он­тогенеза. Под сеткой мы понимаем графическое изображение уровневых и временных отношений онтогенеза. Сетка образо­вана совокупностью горизонтальных и вертикальных линий, отражающих особенности онтогенетического развития в соот­ветствии с понятиями «стадия», «период», «фаза».

Для построения сетки уровневых и временных отношений онтогенеза используем семь уровней, описанных в литературе. Каждая из семи горизонтальных параллельных линий соответ­ствует одному из уровней: генетическому, морфологическому, физиологическому, психофизиологическому, психологическо­му, социально-психологическому, социальному. Ось времени, на которой отмечены границы онтогенеза, расположена гори­зонтально.

Вопрос о границах онтогенеза вызывает в литературе дис­куссии. Так, Геккель ограничивал онтогенез только эмбрио­нальным периодом. А.Н.Северцов расширил понятие онто­генеза до возникновения взрослого половозрелого состояния. И наконец, Крыжановский, а также А.В.Нагорный, В.Н.Ни­китин, И.Н.Буланкин считают, что с понятием онтогенеза не­обходимо связывать всю совокупность последовательных из­менений организма от оплодотворенной яйцеклетки до старо­сти и смерти. Таким образом, за точку отсчета онтогенеза примем начало внутриутробного развития, т. е. оплодотворение яй­цеклетки.

При определении конечной точки онтогенеза тоже встречают­ся трудности. Длительность жизни представляет собой признак вида. Для млекопитающих, в том числе для человека, макси­мальная длительность жизни составляет 118-120 лет, по дан­ным работы — 100-120 лет. Для удобства представления экс­периментальных данных шкалу времени выберем l=100√T, где Т — время жизни в годах, l —расстояние от 0 до соответству­ющей точки на шкале.

Попытаемся выделить и охарактеризовать границы основ­ных этапов онтогенеза. Периодизация онтогенеза затрудняется сложностью самого процесса развития, его неравномерностью (проявляющейся в разном темпе развития и созревания функ­ции в разные фазы онтогенеза), а также гетерохронностью, раз­новременностью созревания и развития. Б.Г.Ананьев пишет о том, что зрелость человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданская), как субъекта познания (умствен­ная) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают. Об этом свидетельствуют и современные данные развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эндокринного статуса и нервной системы, а также примеры про­странственно-различительных функций, функции внимания, памяти, мышления, психомоторных функций, реактивности организма.

Вследствие неравномерности, гетерохронности и различия индивидуальных темпов развития и созревания граница между стадиями не может быть точечной, а занимает некоторый временной интервал. Причем индивидуальные различия нарастают в онтогенезе от ранних фаз к более поздним. На это указывает Б.Г.Ананьев: «В ранние периоды жизни сроки наступления того или иного возрастного этапа носят общий характер». В работе закон разнообразия определяется как общий закон геронтогенеза; он заключается во все большей индивидуализа­ции в периоды старения, вследствие чего увеличивается разброс показателей; временная протяженность границ увеличивается по мере продвижения от начальной точки к конечной. Кроме того, вариативность данных растет по мере подъема от генетического уровня к социальному.

Фазное протекание целостного жизненного цикла человека есть последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции (Б.Г.Ананьев). Большинство авторов выделяет три основные стадии онтогенеза. У В.В.Бунака — это про­грессивная, стабильная, регрессивная, с границами в 20-21 год и в 40-55 лет. В более дробной классификации И.А.Аршавского можно выделить первый этап постнатального онтогенеза, для­щийся от рождения до 20-21 года, в которой период стационар­ного состояния — от 21 до 60 лет и третий период — после 60 лет. И.И.Шмальгаузен, А.В.Нагорный, В.Н.Никитин, принимая за исходную характеристику рост тела, выделяют три основных периода: I — прогрессивный рост: увеличение длины тела, повышение роста и объема, нарастающая дифференцировка (до 20 лет); II — стабильный рост: прекращение роста в длину и увеличение массы, завершение дифференцировки (до 60 лет); III — регрессивный рост: постепенная инволюция, длина и мас­са тела постепенно уменьшаются (после 60 лет).

Нами принято деление постнатального онтогенеза на три стадии. Опишем границы между стадиями. Граница между эмбриональной стадией и I постанатальной начинается с момента перерезки пуповины и характеризуется целым рядом качествен­ных изменений, охватывающих все уровни: ребенок соприкасает­ся впервые с условиями внешней среды, атмосферными влияни­ями, резко меняются условия поступления кислорода и пита­тельных веществ, начинается легочное дыхание; устанавливает­ся постоянное кровообращение, начинается внешняя секреция пищеварительных желез; изменяются морфологические и фи­зико-химические особенности крови; изменяется обмен энер­гии, повышается основной обмен, активность внутриклеточ­ных ферментов.

Граница между I и II стадиями, по мнению большинства авторов, выделяется в 19-21 год. Проследим динамику разви­тия характеристик по уровням (здесь и далее использованы среднестатистические характеристики, описанные в литера­туре для соответствующих возрастных групп). Описываемый возрастной отрезок характеризуется завершением главной фазы биологического развития, завершением роста; константа скоро­сти роста в 19—23 года снижается с 1,553 до 0,619, затем рост прекращается. Заканчивается формирование скелета, происхо­дит синостозирование затылочно-основного синхондроза, что является морфологическим признаком зрелости. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося роста. Ин­тенсивность основного обмена после 20 лет уменьшается на 0,12 ед. в год (от 1 года до 20 лет уменьшалась на 0,7 ед. в год), т. е. происходит скачок. Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития. Прирост веса желез внут­ренней секреции, интенсивно увеличивающийся до 20 лет, по­сле 20 значительно уменьшается. Систолическое артериальное давление достигает уровня взрослой нормы — 118-120 мм рт. ст. Пик всех видов чувствительности, по данным, наблюдается также в 20 лет. Вместе с тем пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечен Б.Г.Ананьевым и его сотрудниками в 19 лет, когда наблюдается фронтальное повышение функционального уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. К 21 году заверша­ется формирование высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных и самосознания. Д.Б.Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрас­те появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Таким об­разом, существенные изменения происходят на всех уровнях, и эти изменения носят не только количественный, но и, что самое главное, качественный характер, по многим функциям просле­живается скачкообразный характер изменений.

Не менее существенные качественные изменения происхо­дят и на границе между II к III стадиями постнатального онто­генеза (от 55 до 65 лет). После 50 лет начинается уменьшение длины и массы тела. С 55 лет, по данным В. В. Гинзбурга, про­исходит почти полное заращение всех швов на черепе, за ис­ключением чешуйчатого, кости черепа истончаются, выпаде­ние зубов приводит к атрофии альвеолярных отростков. Де­тородная функция прекращается, после детородного периода затухает самообновление протоплазмы. С 60 лет начинает сни­жаться вес желез внутренней секреции (околощитовидной, ги­пофиза, надпочечников). Вес половых желез начинает умень­шаться несколько раньше (В.В.Бунак). Происходит снижение уровня основного обмена с 24 до 17-20 ккал/кг. Окислитель­ные процессы в лимфоцитах крови в 59 лет почти достигают уровня 20-29-летних и начинают прогрессивно снижаться, т. е. имеет место пересечение с пороговым значением. После 60 лет снижается уровень РНК в крови, который, начиная с 20 лет, был стабилизированным. Таким образом, на генетическом, мор­фологическом и физиологическом уровнях происходят каче­ственные сдвиги всех процессов жизнеобеспечения.

Рассмотрим динамику на остальных уровнях. После 55 лет резко снижается амплитуда аккомодации, что ведет к уменьшению остроты зрения; аккомодация в эти годы достигает сво­его низшего уровня, затем стабилизируется. Начиная с 50 лет снижается различительная чувствительность глаза, по данным. Увеличивается нижний порог светоощущения. Происходит по­вышение пороговых величин по всем четырем видам вкусовой чувствительности. Реакция вестибулярного аппарата крайне слабая или вообще отсутствует. Порог вибрационной чувстви­тельности повышается от 17-20 до 35 (амплитуда вибрации при частоте 100 гц). По данным Майлса, начиная с 60 лет про­стое время реакции на звук увеличивается, что Биррен считает наиболее общим и универсальным признаком старения. Сни­жаются зрительно-кинестетические координации. Вербально-логические функции, которые до 50 лет возрастали, к 60 годам снижаются (Овенс, Шоемфельд). Вместе с тем этот возраст является годами пика социальных достижений, положения в обществе, власти и авторитета. Происходит изменение всей мо­тивации в связи с подготовкой к пенсионному возрасту жиз­ни (Б.Д.Бромлей). Как видим, и на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях проис­ходят качественные изменения.

Перейдем к описанию границ между периодами. В I стадии постнатального развития выделяется пять периодов: от рожде­ния до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 7, от 7 до 13, от 13 до 20 лет. Таким образом, границы между периодами, или кризисы развития (Л.С.Выготский), определяются в 1, 3, 7 и 13 лет. Граница между 1-ми 2-м периодом характеризуется следующими изменениями в развитии: начинают образовываться швы меж­ду костями свода черепа, прорезываются первые коренные зубы; снижается константа скорости роста с 1,3 до 0,67; уровень ос­новного обмена достигает максимальных значений, после года начинает плавно снижаться (до 13 лет); организм достигает определенной физиологической зрелости, гормоны, ферменты и антитела в достаточной степени продуцируются организмом; происходит реализация и закрепление позы стояния, овладе­ние ходьбой, что означает свободное овладение пространством; начинается интенсивное развитие речи, формирование второй сигнальной системы; осуществляется сенсомоторная стадия развития логических структур (Ж.Пиаже); в начале второго года жизни ребенок перестает покорно подчиняться взрослому дети становятся способными действовать под влиянием не только непосредственных впечатлений, но и представлений; все большую роль начинает играть память, ребенок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией и становится субъек­том. Как видим, значимые сдвиги происходят почти на всех уровнях; как организм и как субъект ребенок приобретает от­носительную автономию от взрослого.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных