Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обратите особое внимание!




Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, в том числе тот, положения которого мы рассмотрели выше, пока не изменены.

В целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 г. все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономных некоммерческих организаций;

- религиозных организаций;

- публично-правовых компаний.

Соответственно теперь политическая партия - это разновидность такой формы некоммерческих юридических лиц, как общественная организация.

В силу статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Таким образом, согласно этой норме общественные организации относятся к корпоративным юридическим лицам (корпорациям).

Статья 123.1 ГК РФ регламентирует, что некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1 ГК РФ), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.

Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).

Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

Такая организация является собственником своего имущества.

Ее уставом может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Статья 123.4 ГК РФ регламентирует, что общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном ГК РФ.

Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации (статья 123.5 ГК РФ).

В силу статьи 123.6 ГК РФ участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

Участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 ГК РФ, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

Участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.

Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

Статья 123.7 ГК РФ закрепляет особенности управления в общественной организации. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 ГК РФ, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Отмечаем, что пункт 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа корпорации (товарищество собственников недвижимости относится к корпорациям, как мы отмечали выше) относит:

- определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

- утверждение и изменение устава корпорации;

- определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

- образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

- утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

- принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

- принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные ГК РФ и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ

 

Потребительский кооператив - одна из важнейших форм кооперативного движения, посредством которой устанавливаются связь и соответствие между производством и потреблением. Именно об этом объединении вы узнаете из нашей статьи.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) изменения внесены в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Сразу же оговоримся, что впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, пока не изменены.

Итак, в целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

- казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

- учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

- автономных некоммерческих организаций;

- религиозных организаций;

- публично-правовых компаний.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (см. пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

Отметим, что основной акт законодательства, регулирующий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирование и использование их имущества, права и обязанности их учредителей (участников), - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Закон о некоммерческих организациях применяется ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, поскольку иное не установлено указанным Законом и иными федеральными законами. В перечень некоммерческих организаций входит такая форма некоммерческих организаций, как автономная некоммерческая организация.

Однако обратите внимание, что Закон N 7-ФЗ пока не приведен в соответствие с последними изменениями ГК РФ, поэтому применяется в части, не противоречащей положениям Кодекса. Поэтому мы не будем рассматривать правовое регулирование автономных некоммерческих организаций по Закону N 7-ФЗ, а остановимся на новых положениях ГК РФ.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

По сравнению с другими видами кооперации он имеет ряд особенностей. Во-первых, в отличие от производственных видов, которые объединяют собственников или пользователей средств производства с целью производства продукции (услуг) и получения доходов, потребительский кооператив объединяет потребителей с целью удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Во-вторых, он не требует от своих членов обязательного личного трудового участия в их деятельности. В-третьих, потребительские кооперативы включают в свой состав любого потребителя при условии признания им устава.

Потребительскому кооперативу свойственны признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие кооператив от других предусмотренных ГК РФ юридических лиц.

К таким признакам относятся:

- членство, являющееся организационной основой формирования кооператива;

- демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник - один голос);

- внесение членами кооператива имущественных паевых взносов;

- удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив.

К данной форме относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

В силу статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Таким образом, согласно этой норме потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные, относятся к корпоративным юридическим лицам (корпорациям).

Статья 123.1 ГК РФ регламентирует, что некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1 ГК РФ), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.

Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).

Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

Такая организация является собственником своего имущества.

Ее уставом может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

В силу статьи 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив". Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова "потребительское общество".

Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса в соответствии со статьей 123.3 ГК РФ члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Отметим, что в потребительский кооператив в силу статьи 123.12 ГК РФ может быть преобразовано товарищество собственников недвижимости.

 

ПРОФСОЮЗЫ И ИХ ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ С

ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Один из инструментов, который позволяет обеспечить защиту социально-трудовых прав граждан и урегулировать взаимоотношения между работниками и работодателем, - профессиональный союз (далее также - профсоюз). Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Цель создания такой структуры - представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников. В данной статье речь пойдет именно о них.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, то есть гарантируется право как свободного вступления в профсоюзы, так и беспрепятственного выхода. Из названной конституционной нормы вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими профессиональными интересами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 421-О).

Перечень полномочий профсоюзов закреплен в Федеральном законе от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон о профсоюзах), а также в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Возможности, которые предоставляет таким объединениям законодательство, можно подразделить на несколько основных групп:

- защищать социально-трудовые права работников, в том числе обращаться в органы, рассматривающие трудовые споры;

- вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры, соглашения и контролировать их исполнение;

- участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров;

- контролировать соблюдение работодателем законодательства о труде;

- получать доступ к информации работодателя, органов государственной власти и местного самоуправления по социально-трудовым вопросам;

- участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере занятости, труда и его охраны.

Все профсоюзы пользуются равными правами. Чтобы объединение работников носило статус профсоюза, могло пользоваться всеми правами и самостоятельно исполнять обязанности, предусмотренные для профсоюзов, оно должно отвечать следующим требованиям:

- добровольность объединения;

- обязательное наличие органа управления - профкома;

- возрастной критерий. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о профсоюзах каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения родителей и органов опеки и попечительства.

При соблюдении вышеназванных требований объединение работников получает статус профсоюза сразу же с момента создания. Регистрация профсоюза как юридического лица не является обязательной (статья 8 Закона о профсоюзах), однако если объединение имеет намерение осуществлять и права юридического лица, то регистрация необходима (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 июня 2008 года N Ф04-2969/2008(4954-А70-11) по делу N А70-1293/5-2007). В последнем случае профсоюз приобретает права и обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Регистрация осуществляется с учетом установленного Законом о профсоюзах специального порядка государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

Профсоюзы не зависят в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Основные права профсоюзов закреплены в главе 2 Закона о профсоюзах. Закон о профсоюзах предоставляет равные права всем профсоюзам одного уровня.

Каждый работник имеет право обратиться к профсоюзной организации, чтобы она совершила то или иное действие, которое предусмотрено Законом о профсоюзах, и данное действие следует рассматривать как обязанность профсоюза. Профсоюз не может отказать работнику в реализации его законного требования.

Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников регламентирует статья 11 Закона о профсоюзах. Так, профсоюзы и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - независимо от членства в профсоюзах в случае, если работник, не являющийся членом профсоюза, обращается с такой просьбой (Постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2006 года, 9 января 2007 года N КГ-А40/9152-06-А по делу N А40-6211/06-37-27). Кроме того, мнение общероссийских профсоюзов и их объединений учитывается при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Профсоюзы также вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Так, работник имеет право на:

- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

- полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;

- участие в управлении организацией;

- возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда (подробнее см. статьи 2 и 21 ТК РФ).

Статья 352 ТК РФ закрепляет в качестве одного из основных способов защиты трудовых прав и свобод защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. В главе 58 "Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами" ТК РФ предусмотрены следующие формы этой защиты:

- профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений;

- профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), и так далее.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений охраны труда.

Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами власти, а также работодателями, другими общественными объединениями своих предложений. Представители профсоюзов вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены этих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав (пункт 5 статьи 11 Закона о профсоюзах).

Право профсоюзов на содействие занятости установлено статьей 12 Закона о профсоюзах. Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за 3 месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов их членов.

Также профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона о профсоюзах расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Статья 13 Закона о профсоюзах и статья 370 ТК РФ предоставляют право контролировать исполнение содержащихся в коллективном договоре обязательств и норм первичным профсоюзным организациям, профсоюзам и их объединениям.

Представительство профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях осуществляется с учетом количества объединяемых ими членов. В случае если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

При этом запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя. Работодатели и органы власти обязаны вести коллективные переговоры с профсоюзами по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях. То есть они не могут отказаться от ведения коллективных переговоров, если такая инициатива поступила со стороны профсоюза.

Профсоюзы вправе осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями или органами власти условий коллективного договора, соглашения профсоюзы и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в общем порядке, предусмотренном для разрешения трудовых споров.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, что включает в себя право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Отношения профсоюзов с работодателями и органами власти регулируются в соответствии со статьей 15 Закона о профсоюзах, строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов (Постановление ФАС Московского округа от 17 мая 2004 года по делу N КГ-А40/3631-04-П). Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждениями отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта (пункт 5 статьи 15 Закона о профсоюзах).

Отношения профсоюзов и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией строятся на основе сотрудничества. Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом. Так, профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации. Профсоюзы, если они уполномочены на то работниками, вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.

Для реализации своих прав профсоюзы должны иметь возможность требования необходимой им информации. В связи с этим профсоюзам предоставляется право на информацию по социально-трудовым вопросам.

Право на информацию состоит в том, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе беспрепятственно и бесплатно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

Данное право профсоюзов закрепляется и статьей 53 ТК РФ, предусматривающей, что представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

- реорганизации или ликвидации организации;

- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

- по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, и профсоюзы должны стремиться к его расширению.

Кроме того, законодательно закрепляется возможность обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, органов управления организацией, органов власти. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации".

Предусмотренное статьей 18 Закона о профсоюзах право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров предполагает, что профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза. Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.

Профсоюзы вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза. Выявив нарушения, они имеют право требовать их устранения. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении нарушений сообщить о результатах его рассмотрения и принятых мерах профсоюзу. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения (смотрите, например, Постановление ФАС Уральского округа от 1 марта 2006 года N Ф09-6360/05-С2 по делу N А76-5318/05, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 апреля 2008 года по делу N А56-24620/2007).

Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды регламентируются статьей 20 Закона о профсоюзах. Так, профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности. Наряду с этим профсоюзы осуществляют контроль за состоянием охраны труда и окружающей среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации, где работают члены профсоюза, для проверки соблюдения именно законодательства об охране труда и окружающей среды, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством. В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер. При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ вплоть до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством, в зависимости от характера наступивших последствий и других условий нарушения закона.

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

Закон о профсоюзах предоставляет право профсоюзам иметь своих представителей в создаваемых в организациях комиссиях по приватизации государственного имущества, включая объекты социального назначения. Профсоюзы обязаны следить за правильностью проведения мероприятий и определенных законодательством процедур. Значительное внимание при приватизации профсоюзы должны уделять защите трудовых прав работников приватизируемых предприятий и предоставлению им социальных гарантий своевременно и в полном объеме.

Право же профсоюзов на социальную защиту работников закрепляется главным образом в статье 22 Закона о профсоюзах. Права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников регулируются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе как по просьбе членов профсоюза, других работников, так и по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

Глава 3 Закона о профсоюзах посвящена гарантиям прав профсоюзов. Статьей 24 Закона о профсоюзах установлены гарантии имущественных прав профсоюзов, согласно пунктам 1 и 2 которых профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, при этом гарантируется неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов. Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда (Постановление ФАС Поволжского округа от 25 октября 2007 года по делу N А57-3695/05-39).

Пунктом 3 статьи 24 Закона о профсоюзах предусмотрено, что профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций и органов власти, которые, в свою очередь, не отвечают по обязательствам профсоюзов. Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами. В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные организации, жилищный фонд, организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов. Кроме того, профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Закона о профсоюзах профсоюзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность через учрежденные ими организации при условии, что эта деятельность будет направлена на достижение целей, предусмотренных уставом, и соответствовать этим целям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона о профсоюзах члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в съездах, конференциях, созываемых профсоюзами, и в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (пункт 6 статьи 25 Закона о профсоюзах).

Что же касается гарантий освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, устанавливается, что профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации работодатель или его правопреемник (а в случае ликвидации организации - профсоюз) сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до 1 года. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

В соответствии со статьей 27 Закона о профсоюзах увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение 2 лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение.

Одной из обязанностей работодателя является ежемесячное бесплатное перечисление на счет профсоюзной организации членских профсоюзных взносов из заработной платы работников, как являющихся членами профсоюза, так и не являющихся ими (статья 377 ТК РФ, пункт 3 статьи 28 Закона о профсоюзах). Порядок их перечисления определяет коллективный договор. При этом сотрудник должен подать в бухгалтерию соответствующее заявление. Без него производить какие-либо операции запрещено, удержания будут признаны незаконными (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 года по делу N Ф03-А16/06-1/4971, Московского округа от 9 января 2008 года по делу N КГ-А40/13895-07).

Если в учреждении нет профсоюза, его функции может исполнять другой представитель (представительный орган).

Если работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации и если ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данной организации и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников, то для осуществления указанных полномочий из числа работников тайным голосованием может быть избран иной представитель (представительный орган) (статья 31 ТК РФ), например совет трудового коллектива.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных