Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление инновационными проектами




Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспектах:

1) управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработки);

2) управление инновационными проектами (объект управления - инновационные проекты);

3) управление условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности.

Учитывая принцип экономичности инновационной деятельности, наиболее целесообразным представляется подход к управлению нововведениями как к управлению инновационными проектами.

Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. Инновационная деятельность предприятия в этом смысле может рассматриваться как совокупность осуществляемых инновационных проектов.

Инновационный проект характеризуется следующими чертами.

1. Высокая степень неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов) уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора.

2. Инновационный проект ориентируется на долгосрочные результаты, что требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени в экономических расчетах.

3. Участие высококвалифицированных специалистов, творческих работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта.

4. Существует высокая вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов исследований. Это предопределяет дополнительные требования к гибкому управлению инновационным проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.

Согласно системному подходу, проект обладает рядом свойств, которые необходимо учитывать при организации работ по его реализации.

1. Проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой.

2. Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации. Некоторые элементы могут появляться, а некоторые - выходить из состава проекта.

3. Проект, как и всякая система, может быть разделен на элементы. При этом между элементами должны существовать и поддерживаться определенные связи.

Рис 1. Инновационный проект как система

К основным элементам инновационного проекта (рис. 2) относятся:

• сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение

проекта;

• комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы

и реализации поставленных целей;

• организация выполнения проектных мероприятий, т. е. увязка их по

ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный

период времени и в рамках заданных стоимости и качества;

• основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом, до

частных — по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям),

в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Рис 2. Основные элементы инновационного проекта

Основные участники инновационного проекта.

Рис. 3. Основные участники инновационного проекта

Заказчик — будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Инвестор — физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица — граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.

Проектировщик — специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. Архитектор — это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации.

Инженер — это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, т. е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.

Поставщик — организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).

Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) —юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту. К нему относятся научно-технические организации, ИП, производственные предприятия, вузы и т. д.

Научно-технические советы (НТС) — ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») — юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.

Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта являются разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

Поддерживающие структуры проекта — это организации различных

форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т. п.

Виды инновационных проектов.

Рис. 4. Виды инновационных проектов

Модели управления инновационным проектом

Основной и наиболее часто применяемой является каскадная модель (1970 – 1980 гг.), для которой характерно выполнение последующей фазы работы после полного выполнения предыдущей. Положительные стороны применения каскадного подхода заключаются в следующем:

· на каждой фазе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;

· выполняемые в логической последовательности фазы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Существенным недостатком такой модели управления проектными работами является необходимость остановки работ и возврата к предыдущим фазам из-за ранее совершенных проектных ошибок или необходимости тех или иных уточнений. В результате этого реальный процесс, выполняемый по каскадной схеме, имеет вид последовательных приближений к желаемому результату (итерации). Отсюда следуют срыв сроков, увеличение издержек, ухудшение качества.

Рис. 4. Каскадная модель управления инновационным проектом

Для преодоления вышеперечисленных недостатков была предложена

“спиральная” модель.

Рис. 5. Спиральная модель управления инновационным проектом

При этом на этапах “Прикладная наука” “Разработка”, предшествующих этапу “Производство”, создаются прототипы – образцы будущей инновации в компьютерном или реальном виде. На этих прототипах уточняются параметры нового изделия, его внешний вид, характеристики качества, потребительские свойства и т.д. Исходя из полученных результатов, планируются последующие проектные работы.

Порядок разработки инновационного проекта

Рис. 6. Общая структура цикла управления инновационным проектом

Организация управления инновационным проектом

Линейно-программная форма управления. Суть этой традиционной формы управления состоит в передаче всех исполнителей проекта в подчинение одному органу управления (из числа существующих или специально создаваемых) и формировании на этой основе фактически новой организационной системы (комитета, управления и т. д. в составе центрального или регионального ведомства). Их создание оправданно при выполнении одного или нескольких сложных, дорогостоящих и долговременных проектов. Особенностью этой организационной формы является ее ориентация на специфическую цель и многофункциональную внутреннюю структуру. Это не позволяет передавать руководство проектами на средний уровень управления системы, в которую она входит, и требует централизации основных функций управления проектами.

Координационное управление. Система координационного управления проектами характеризуется тем, что высшие органы руководства передают часть функций по контролю и координации одному из наиболее активных исполнителей проекта (определенному руководителю, целой организации или ее подразделению), оставляя за собой право принимать содержательные решения. Часто для этого создаются специальные коллегиальные органы

(координационные комитеты, советы по проектам, рабочие комиссии и т. п.)

из представителей всех или наиболее важных исполнителей проектов и потребителей результатов его выполнения. Структуры координационного типа, являясь наиболее гибкими и адаптивными, не требующими значительных дополнительных затрат на управление, могут успешно применяться при управлении реализацией комплексно-дискретных и слабо связанных проектов разных масштабов. Особенно просто строится и функционирует их организационный механизм при выполнении локальных и внутриорганизационных проектов.

Матричная форма управления. Во многих случаях (например, для руководства комплексно-связанными проектами) выделение головной организации, обладающей лишь координационно-управленческими полномочиями, недостаточно. Возникает потребность в наделении такой организации еще и полномочиями по распределению и контролю за расходованием ресурсов, корректировке текущих планов, стимулированию своевременного и качественного достижения промежуточных результатов, а следовательно, возложению на нее дополнительных функций управления. В этом случае требуется значительное перераспределение полномочий и функций во всей системе управления и координационная форма управления проектом превращается в матричную форму.

Проектное управление. Под проектным управлением понимают совокупное управление всеми трудовыми, финансовыми, материальными и энергетическими ресурсами, требуемыми для обеспечения процессов проектирования и производства новшества в указанный срок, в пределах запланированной сметной стоимости и с заданным качеством. Проектная форма организации управления наиболее эффективна при решении проблемных задач, связанных с переориентацией целей организации или изменением путей их достижения. В проектной структуре для решения конкретной инновационной задачи создается специальная рабочая группа (команда проекта), которая после завершения работы над проектом расформировывается. При этом соответствующий персонал и ресурсы, ранее привлеченные к работе, возвращаются в свои специализированные подразделения.

Одной из важнейших проблем, возникающих в организационных структурах, построенных по принципу проектного управления, является распределение функций между так называемыми проектным и организационным уровнями управления. Требуется решение вопроса о том, какую часть управления центр может без ущерба для дела передать вниз, на проектный уровень, и выполнение каких функций остается на верхнем уровне.

На организационном уровне осуществляется выбор проектов, устанавливаются сроки окончания их разработки и реализации, распределяются ресурсы между проектами. На проектном уровне управления, как правило, ведется подготовка проектных решений для последующей передачи их на организационный уровень управления. Взаимодействие между этими уровнями управления происходит путем передачи сверху вниз информации инструктивного характера, снизу вверх —

текущих данных о проекте. При этом на организационный уровень передается в достаточной мере агрегированная информация. Системы проектного управления, будучи ориентированными на конечную цель — выполнение проекта, способствуют сокращению сроков его выполнения; повышению оперативности решения текущих задач, связанных с ходом выполнения проекта; более сбалансированной увязке программы работ с ресурсными возможностями; экономии ресурсов.

Контроль реализации проекта

Контроль выполнения инновационного проекта выполняется по разным направлениям:

- контроль сроков;

- контроль затрат;

- контроль качества.

Функционально контроль включает в себя следующие пункты:

1) сметную стоимость (суммарную, на данное число или настоящий период). Это необходимо для сравнения фактических и прогнозируемых результатов;

2) фактические результаты. Они характеризуют действительный процесс выполнения заданных объемов работ на данное число или настоящий период;

3) прогнозируемые результаты. Они основаны на селективности имеющейся информации, характеризуют предполагаемое состояние проекта и его составных элементов на последующий период;

4) отклонения, которые показывают, насколько фактические и прогнозируемые результаты отличаются от планируемых или расчетных показателей;

5) причины отклонений. Предполагаемые и непредвиденные обстоятельства, определяющие фактический и прогнозируемый процесс осуществления проекта, в том числе его отдельных операций.

 

6. Оценка эффективности инноваций

Основные принципы оценки эффективности инновационных проектов:

Актуальность инновационного проекта — это соответствие его задачам научно-инновационного и социально-экономического развития страны, региона, хозяйствующего субъекта. Задачи определяются исходя из установленных субъектом управления (федерального, регионального уровней) или хозяйствующим субъектом научно-инновационных, экономических, социальных и экологических приоритетов с учетом приоритетов индустриально развитых стран. Приоритеты могут отражать общемировые тенденции развития, необходимость решения проблем обеспечения технологической и экологической безопасности государства, экономического роста, повышения качества жизни людей.

Общая значимость инновационного проекта может быть оценена с позиций федерального, регионального, отраслевого уровней управления хозяйствующего субъекта. Проект соответственно может иметь федеральную, региональную, отраслевую значимость или значимость для хозяйствующего субъекта. Эти оценки могут находиться в различных сочетаниях по отношению к конкретному проекту. Федеральная значимость связана с решением проблем государственного масштаба во всех сферах жизнедеятельности населения в соответствии с федеральными целями научно-инновационного и социально-экономического развития. Региональная значимость отражает цели реализации потенциала территории, степень решения свойственных данному региону социальных и экологических проблем. Отраслевая значимость фиксирует влияние проекта на решение общеотраслевых проблем, важных для многих хозяйствующих

субъектов в данной отрасли. Значимость проекта для хозяйствующего субъекта оценивается с позиции усиления его роли на рынке в связи с решением технологических, экономических, социальных и экологических проблем. Общая значимость проекта условно может иметь три уровня оценок: первый (высший) — решение первоочередных проблем; второй –решение приоритетных проблем; третий — решение рядовых проблем.

По сферам воздействия инновационного проекта различаются научно-технические, экономические, социальные, экологические оценки. Научно-технические оценки должны ответить на следующие вопросы.

· Во-первых, насколько принятые технические решения соответствуют современным технологическим требованиям в индустриально развитых странах, способствуют движению к новому технологическому укладу производства.

· Во-вторых, каковы уровень и масштаб новизны проекта, его составных частей, наличие интеллектуального продукта или защищенной патентами интеллектуальной собственности.

· В-третьих, насколько перспективны заложенные в проект принципы технологии и технического оснащения, на какой рынок, внутренний или внешний (развитых, развивающихся стран), ориентируется выпуск новой продукции. Для научно-технической оценки проекта могут быть отобраны 1-4 существенных параметра, интересующих пользователей продукции, услуги, технологии, способов выполнения работ. Все другие параметры должны укладываться в рамки некоторых стандартов или общепринятого уровня, т. е. участвовать в оценке в качестве ограничений.

Экономические оценки проекта представляют систему показателей, отражающих соотношение затрат и результатов каждого его участника. Рыночные критерии — максимизация прибыли и конкуренция — предопределяют в составе экономической оценки проекта:

• оценку рыночной потребности и объема продажи во временном аспекте;

• оценку реальных потоков продукции, инвестиций, текущих затрат, финансовой деятельности;

• оценку прогнозной цены, сопряженной с величиной издержек, размерами

валовой и чистой прибыли, изменением ссудного процента, темпов инфляции;

• оценку интегрального показателя народнохозяйственной эффективности.

Наряду с основными могут быть определены дополнительные экономические оценки проекта — оценки улучшения использования ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, потенциала территории; оценки выручки от продажи интеллектуальной собственности, создаваемой в ходе осуществления проекта, и другие с точки зрения федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов хозяйствующих субъектов.

Социальные оценки отражают вклад проекта в улучшение социальной

среды и в конечном счете — повышение качества жизни людей, характеризуемое оценками:

• уровня жизни — доходы населения (средняя заработная плата и другие выплаты); обеспеченность населения товарами и услугами потребительского

назначения; цены и тарифы на товары и услуги; потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; обеспечение жильем и коммунальными услугами;

• образа жизни — занятость населения (количество новых рабочих мест); подготовка кадров (численность работников, которые пройдут переподготовку, повысят квалификацию, получат новую профессию); обеспечение населения объектами образования, культуры, искусства, спорта, сети дошкольных учреждений, доступность и степень их использования; социальная безопасность (снижение правонарушений и преступности);

• здоровья и продолжительности жизни — улучшение условий труда (сокращение числа рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, профессиональных заболеваний и производственного травматизма); развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения, уровень обслуживания в них.

Социальные оценки инновационного проекта могут быть двух видов:

оценки социально-целевой направленности проекта и оценки социальных последствий проекта. В первом случае социальные оценки входят в состав его целей, во втором — как вторичные, латентные, возникающие в результате реализации проекта как его последствия.

Экологические оценки инновационного проекта могут состоять из оценок:

• выбросов и отходов в окружающую среду (водный, воздушный бассейны,

земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир). Оценка производится в сравнении с ПДК (предельно допустимой концентрацией) вредных веществ и ПДУ (предельно допустимым уровнем) воздействий на окружающую среду, а также с помощью показателей и характеристик, по которым не установлены предельные нормативные значения. Затем может оцениваться влияние объекта на экологическую емкость территории, уровень которой не должен снижаться при введении в эксплуатацию новшества, а также экологический

риск: вероятность и тяжесть возможных катастроф, связанных с инновациями;

• безотходности производства за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки фиксируют полностью или частично безотходные технологии, а также степень утилизации отходов производства, организации оборотного

водоснабжения, малоотходных и бессточных производств;

• приближения к биосферосовместимому типу технологии — оценки технологии с позиции степени перехода с природоперерабатывающего типа

производства на процессы, близкие к естественным, с замкнутым вещественно- энергетическим циклом, или сокращения объема переработки природных ресурсов. Оценки могут состоять в констатации традиционности принятого в проекте типа природопользования или в регистрации технологических изменений, являющихся перспективными по созданию в будущем нового типа природопользования и заданной среды обитания.

Особую значимость в экологической оценке инновационных проектов

приобретают аспекты экологической безопасности. Создание сложных технологических систем приводит к резкому возрастанию техногенных нагрузок, угрозе экологической безопасности и экологическому риску.

Виды эффективности инноваций.

При внедрении (реализации) новшеств (инноваций) могут быть получены следующие виды эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический. Каждый вид эффекта характеризуется комплексом показателей. Например, экономический эффект характеризуется прибылью, приростом объема продаж, улучшением использования ресурсов; социальный эффект — увеличением числа рабочих мест, повышением степени безопасности работников, улучшением условий труда; экологический эффект — снижением выбросов в атмосферу и воду вредных веществ, улучшением экологичности выпускаемых новшеств и др.

Различают потенциальный и фактический (коммерческий) эффект. В зависимости от временного периода оценивается эффект за расчетный период и годовой эффект. Расчетный период зависит от следующих факторов: продолжительности инновационного процесса, точности исходных данных, срока использования новшеств, ожиданий инвесторов. В настоящее время в практике расчетов эффективности инноваций в основном определяется и учитывается лишь экономический эффект. Другие виды эффекта из-за отсутствия четких методических рекомендаций, недостаточности и недостоверности исходной информации, за редким исключением, количественно не оцениваются.

В отечественной практике при оценке инновационных проектов в основном применяют «Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования», утвержденные Госстроем России, Министерством экономики, Министерством финансов РФ и Госкомпромом России, от 31 марта 1994 г., и «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)», утвержденные Минэкономики, Минфином России, Госкомитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, от 21 июня 1999 г. Эти методические рекомендации предлагают учитывать следующие обобщающие показатели эффективности проекта: народно-хозяйственную экономическую эффективность, бюджетную эффективность и коммерческую эффективность. Народно-хозяйственная экономическая эффективность отражает эффективность инновационно-инвестиционного проекта для всего федерального хозяйства, отдельных его субъектов (регионов) и отраслей. Бюджетная эффективность учитывает влияние результатов реализации проекта на расходную или доходную часть федерального (регионального) бюджета. Коммерческая эффективность оценивает финансово-экономические последствия для предприятий и организаций, участвующих в реализации проекта.

Методы оценки эффективности инновационного проекта:

В основе оценки эффективности инноваций лежит сопоставление эффекта (доходов или денежных потоков) и затрат (инвестиций). Период жизненного цикла инноваций, инфляция, изменения процентных ставок и налогов приводят к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов (денежных потоков). Это требует приведения их в сопоставимый вид. Задача сопоставимости решается приведением затрат и результатов к одному моменту, например к году начала реализации инноваций. Это называют методом приведенной стоимости, или дисконтированием. Дисконтирование основано на том, что сумма, которая будет затрачена или получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. Дисконтированием учитывается фактор времени.

В практике, для того чтобы отразить разность между будущей и текущей стоимостью, используется коэффициент дисконтирования a, который рассчитывается по формуле сложных процентов:

где E — норма дисконта (процентная ставка), %; t — порядковый номер временного интервала реализации проекта инноваций. При приведении к году начала реализации инноваций формула принимает следующий вид:


Норма дисконта (дисконтирования) рассматривается как норма прибыли на вложенный капитал, т. е. как процент прибыли, который предприятие (организация) или инвестор планирует получить от реализации инноваций. Норма дисконта иногда в финансовых вычислениях принимается равной банковской процентной ставке.

Коэффициент дисконтирования должен учитывать факторы инфляции и риска (научно-технического и коммерческого).

Коэффициент дисконтирования с учетом инфляции (но без учета риска) определяется по формуле:

где E — процентная ставка (устанавливается Центральным банком РФ), %; i — темп инфляции на текущий год (устанавливается Правительством РФ), %; E1 норма дисконта с учетом инфляции. При отсутствии инфляции (i = 0) процентная ставка равна норме дисконта, т. е. E = E1. С учетом поправки на риск норма дисконта (E2) составит:

где P — поправочный коэффициент, учитывающий риск, %. Величина поправочного коэффициента P зависит от степени риска (низкий, средний и высокий) и рекомендуется при расчетах в пределах от 3 до 20%.

Общий коэффициент дисконтирования с учетом инфляции и риска определяется по формуле:

В настоящее время для оценки коммерческой эффективности инновации могут быть применены различные системы показателей, основанные на учете дисконтирования и без дисконтирования. К показателям эффективности инноваций без дисконтирования относятся коэффициент эффективности инвестиций, минимальные приведенные затраты, срок окупаемости дополнительных инвестиций и коэффициент сравнительной эффективности. К показателям эффективности инноваций, основанным на учете дисконтирования, относятся чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности и дисконтированный срок окупаемости инвестиций. Вторая группа показателей дает возможность более объективно оценить инновационный проект. Отметим, что в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в зарубежной практике при оценке эффективности инноваций применяются в основном показатели второй группы.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) представляет собой величину разности результатов (доходов) и затрат (капитальных и текущих) на инновации с учетом дисконтирования. Расчет чистого дисконтированного дохода можно представить в следующем формализованном виде:

где Эt — эффект (результаты) в t-м году; Зt — затраты в t-й году, руб.; Tp — расчетный период (срок реализации проекта), годы; t — номер временного интервала; αt— коэффициент дисконтирования. Инновационный проект экономически эффективен при ЧДД > 0. Чистый дисконтированный доход имеет и другие названия: чистая текущая стоимость (net present value, NPV), чистый приведенный эффект и интегральный эффект.

Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение раз­ности доходов и текущих затрат к капитальным инновацион­ным вложениям с учетом дисконтирования и рассчитывается по формуле:

где — текущие затраты в е-м году, руб.; Kt — капитальные вложения в инновационный проект в t-м году, руб. Инно­вационный проект считается эффективным, рентабельным при ИД > 1. В этом случае сумма дисконтированных текущих доходов по инновационному проекту превышает величину дисконтированных капитальных вложений (инвестиций). Индекс доходности иногда называют также индексом рен­табельности (profitability index, р.i.) или индексом прибыль­ности.

Внутренняя норма доходности (ВНД) (internal rate of return, IRR) — это такая норма дисконта (Евн), при которой величина приведенного эффекта (дохода) в процессе реализации инно­вации равна дисконтированным капитальным вложениям. Дру­гими словами, внутренней нормой доходности является ставка дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход по инновационному проекту равен нулю. Внутренняя норма до­ходности или норма дисконта вн) определяется по формуле:

Внутренняя норма доходности характеризует предельно до­пустимую величину денежных средств, которые могут быть при­влечены предприятием для финансирования инновационного проекта. Проект считается эффективным, если Евн равна или больше ожидаемой инвестором нормы дохода на капитал (нормы рентабельности). При финансировании проекта инноваций за счет кредита банка значение Евн определяет верхнюю грани­цу допустимого уровня банковской процентной ставки. Расчет внутренней нормы доходности можно использовать в качестве первого этапа количественного анализа инновационных инвес­тиций. В зарубежной практике по этому показателю выбирают те инновационные проекты, ВНД которых составляет не ниже 15%. В практике расчетов внутренняя норма доходности встре­чается и под другими названиями: норма рентабельности, норма возврата инвестиций, внутренняя норма прибыли и внутренняя норма окупаемости.

Дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Ток) пред­ставляет собой период времени в годах, в течение которого общая сумма инвестиций в инновации ( ) погашается суммарными результатами (денежными потоками) — Э сум. Эти показатели определяются с учетом дисконтирования. Дисконтированный срок окупаемости инвестиций определяется по формуле где Р — поправочный коэффициент, учитывающий риск, %. Величина поправочного коэффициента P зависит от степени риска (низкий, средний и высокий) и рекомендуется при расчетах в пределах от 3 до 20%.

Общий коэффициент дисконтирования с учетом инфляции и риска определяется по формуле:

Решение об эффективности инновационного проекта (темы) принимается с учетом значений всех показателей и интересов участников инновационного проекта, а также его социальных и экологических последствий.

Планирование инноваций. Инновационные стратегии

Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития организации и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения.

Принципы планирования инноваций:

· обеспечение перспективного характера планирования нововведений. Этот принцип соблюдается при условии, что система планирования основывается на прогнозах и включает перспективные, среднесрочные и годовые планы.

· программно-целевой принцип планирования. Соблюдение этого принципа особенно важно при разработке крупных научно-технических проблем и инновационных проектов, когда конечные результаты во многом зависят от сложности и взаимообусловленности внутриотраслевых и межотраслевых связей.

· принцип непрерывности планирования нововведений заключается в постоянном уточнении планируемых показателей на каждом последующем этапе инновационного процесса на основе постоянного обновления информации (изменения требований заказчиков, рыночных условий и др.).

· принцип комплексности планирования предполагает обеспечение единства инновационного и социально-экономического планирования, выявление экономических, социальных, экологических и информационных последствий практического использования результатов инновационных разработок, а также учет и взаимоувязку всех видов затрат и эффекта.

Подсистема планирования выполняет следующие семь частных функций:

1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей инновационной программы или организации в целом.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы всегда ориентированы в будущее и должны базироваться на обоснованных прогнозах развития ситуации. План намечает желаемое в будущем состоянии объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.

3. Координация деятельности всех участников инноваций. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов. В процессе планирования инноваций используются четыре основные формы координации: распорядительная, инициативная, программная и бюджетная. Распорядительная форма координации выражается в директивном утверждении плановых документов, обязательных для исполнения всеми участниками инновационных процессов.

Инициативная форма координации выражается в добровольном и осознанном согласовании действий менеджеров и всех участников в пределах делегированных им полномочий и общих плановых ограничений. Программная координация осуществляется в форме установленных каждому участнику частных плановых заданий в соответствии с общим планом работ по инновационной программе. Бюджетная форма координации осуществляется при разработке планового бюджета в виде ограничений по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, выделяемым каждому участнику.

4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения. Планирование вносит высокий уровень менеджмента в организации.

5. Создание объективной базы для эффективного контроля. Планы устанавливают желаемое или требуемое состояние системы на определенный период времени. Их наличие позволяет производить объективную оценку деятельности организации путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт — план». При этом контроль становится предметным, направленным на обеспечение целевого состояния системы.

6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения инновации. Устойчивость системы планирования позволяет обеспечивать эффективную актуализацию информации благодаря своевременным контролю и корректировкам плановых заданий.

7. Мотивация участников. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников. Значимость отмеченных частных функций подсистемы планирования делает ее важнейшей составляющей системы менеджмента в организации.

Виды планов инновационного проекта

По целям различают стратегический и текущий планы реализации проекта. Стратегический план определяет: целевые этапы и основные вехи

проекта, характеризующиеся сроками завершения комплексов работ, сроками поставки продукции (оборудования), сроками подготовки фронта работ и т.д.; кооперацию организаций-исполнителей; потребности в материальных,

технических и финансовых ресурсах с распределением по годам, кварталам.

Основное назначение стратегического плана — показать, как промежуточные

этапы реализации проекта логически выстраиваются по направлению к его конечным целям. Текущий план уточняет сроки выполнения комплексов работ и потребность в ресурсах, устанавливает четкие границы между комплексами работ, за выполнение которых отвечают различные организации-исполнители, в разрезе года и квартала.

Планы могут детализироваться по уровню проекта (степени охвата работ проекта): план проекта в целом, планы организаций — участников проекта, планы отдельных видов работ (этапов, стадий, основных вех). План проекта в целом называется сводным или комплексным и охватывает все работы проекта. Планы отдельных организаций-участников (поставщиков,

инвесторов, исполнителей) или отдельных видов работ (план НИОКР, бюджет проекта, план поставок и т. д.) являются частными, или детальными.

Рис. Виды планов инновационного проекта

Продуктово-тематический план инновационного проекта представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также работ по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта. В процессе продуктово-тематического планирования по заданиям, включенным в проект, определяются следующие параметры:

• состав этапов работ и сроки их выполнения;

• состав ответственных исполнителей и соисполнителей по этапам;

• сметная стоимость каждого этапа, в том числе затраты на НИОКР, капитальные вложения, прочие затраты с разбивкой по годам;

• перечень важнейших материально-технических ресурсов, необходимых для реализации задания, с разбивкой по годам;

• расчеты экономической эффективности;

• карты технического уровня по новым видам продукции и по новым технологическим процессам.

Эффективным методом разработки продуктово-тематического плана являются программно-целевые методы, инструментом – «дерево целей» и

«дерево работ», а основной формой — разработка комплексной программы

реализации проекта.

Календарный план инновационного проекта определяет продолжительность и объемы работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервы времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения проекта. Календарные расчеты имеют своей целью регламентацию слаженного и согласованного хода работ с учетом целесообразной их последовательности и взаимосвязи по каждой теме (заданию) проблемно-тематического плана и по отдельным организациям-исполнителям (детальные календарные планы), а также по проекту в целом (сводный оптимальный календарный план). В качестве метода календарного плакирования в системе управления инновационными проектами рекомендуется использовать методы сетевого планирования и управления (СПУ). Система СПУ предусматривает детальное изучение будущих работ и представление их в виде специального чертежа — сетевого графика. Технологически процесс построения сетевого графика и разработки календарного плана разделяется на следующие основные этапы и шаги:

1. Уточнение целей и ограничений проекта:

• целей: продолжительность, качество;

• ограничений: стоимость, наличие производственных ресурсов.

2. Построение сетевого графика:

• составление перечня работ;

• установление связей между работами, этапами (топологии сети);

• построение сети зависимостей (частные и сводные сетевые графики).

3. Разработка календарного плана (анализ проекта во времени):

• оценка длительности каждой работы;

• определение продолжительности выполнения отдельных задач, этапов, стадий и всего проекта;

• расчет параметров сети: расчет дат начала и окончания каждой задачи

и проекта в целом; определение критического пути проекта; расчет резерва времени; оптимизация (перепланирование) сети.

4. Оценка наличных ресурсов, определение необходимых ресурсов, их стоимости и распределение ресурсов по задачам проекта.

Использование при календарном планировании проекта сетевых методов позволяет определить наиболее ответственные работы, составляющие критический путь проекта; установить минимальное время завершения проекта; выделить работы, задачи с высоким риском; выделить слишком интенсивные периоды деятельности. Основные процедуры и методы сетевого планирования инновационных проектов применяются в соответствии с известной общей практикой СПУ.

Техника-экономический план (или ресурсный) представляет собой план ресурсного обеспечения инновационного проекта (материально-технического, интеллектуального, информационного, денежного) и определяет состав и потребность в ресурсах, сроки поставок и потенциальных поставщиков и подрядчиков. В процессе ресурсного планирования подготавливаются и проводятся подрядные торги, заключаются договора (контракты) на поставку. Договор поставки ресурсов является основополагающим документом, регламентирующим сроки, объемы и условия поставки ресурсов. Особым видом ресурсов являются денежные средства (финансы). Планирование затрат должно осуществляться таким образом, чтобы они могли удовлетворить потребности в финансовых ресурсах в течение всего времени осуществления проекта. Для этого составляется бюджет проекта.

Бюджет инновационного проекта — это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. Общий бюджет показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода времени его осуществления. При этом бюджет первого года с поквартальной и помесячной разбивкой определяется достаточного точно, а бюджеты будущих лет могут изменяться с изменением цен. На общем бюджете основываются планы отдельных исполнителей. Бюджет проекта имеет двоякое значение: во-первых, это план действий, а во-вторых, инструмент для руководства и контроля. Правильно составленный бюджет проекта направлен на решение двух основных задач:

• обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволила бы выполнить проект в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;

• снижение объема затрат и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Исходной информацией для планирования затрат на проект являются:

сметная документация по проекту и календарный план проекта. Планирование затрат при составлении бюджета проекта ведется от общего к частному, и распределение денежных средств на проект по календарным периодам осуществляется в три шага.

1. Последовательно суммируется стоимость всех работ календарного

плана и строится интегральная кривая освоения денежных средств в течение

всего времени осуществления проекта. При этом рассматриваются альтернативные варианты планирования затрат: при ранних сроках начала работ, при поздних сроках начала работ и усредненный, наиболее вероятный вариант распределения затрат во времени.

2. Размер необходимых затрат в каждый временной период определяется путем суммирования стоимости работ, которые выполнены в этот период по календарному плану.

3. Осуществляется распределение затрат во времени по каждому виду работ. При этом рассматриваются возможные варианты использования средств: нормальный, ускоренный и замедленный.

Бизнес-план инновационного проекта позволяет оценить и обосновать

возможность реализации проекта в условиях конкуренции. При составлении бизнес-плана необходимо ответить на такие вопросы: так ли уж хороша сама идея? на кого рассчитаны новый продукт или услуга? найдут ли эти продукт или услуга своего покупателя? с кем придется конкурировать? Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инновационного проекта. Ценность его заключается в том, что он дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции, содержит ориентир критериев развития проекта и служит важным инструментом финансовой поддержки со стороны внешних инвесторов.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от вида инновационного проекта, т. е. масштабов, значения для народного хозяйства, научной направленности, размеров предполагаемого рынка сбыта и наличия конкурентов. Однако примерный состав, содержание разделов, методы и общие требования к составлению бизнес-плана инновационного проекта такие же, как к разработке любого бизнес-плана.

Содержание процесса планирования инноваций

Рис. Содержание процесса планирования инноваций

Методы определения отечественных и мировых тенденций развития инновационных идей.

1. Метод структурно-морфологического анализа заключается в фиксации появления принципиально новых технических идей, разработок, проектов определения предметной области и точек приложения в инновационной деятельности фирмы. Результаты применения этого метода в первом приближении позволяют обоснованно формировать инновационную стратегию на подотраслевом уровне.

2. Метод определения характеристик публикационной активности базируется на анализе информационного потока. Поток публикаций по различным направлениям науки и техники подчиняется циклическому развитию и может рассматриваться как организованная система. Отслеживая публикации, можно определить, на каком этапе жизненного цикла развития находится предметная область в той или иной стране. Метод позволяет предлагать конкретные рекомендации по формированию научно-технической политики на отраслевом уровне.

3. Метод выявления групп патентов с семействами патентов-аналогов основан на том, что фирмы патентуют за рубежом только те инновационные идеи, которые имеют практическую значимость. Выявляя направления быстрого увеличения количества патентов-аналогов, можно установить направленность инновационной деятельности ведущих мировых фирм в развитии производственного потенциала.

4. Метод терминологического и лексического анализа базируется на предположении о замене терминологического аппарата при использовании исследователями теорий, идей, знаний из других областей техники и науки. Развитие интегральных знаний связано с крупными структурными сдвигами, которые вначале трудно отследить известными методами. Терминологический анализ позволяет выявить зарождение перспективных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых структурных изменений в той или иной области. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому — различие состоит лишь в том, что рассматриваются и принимаются во внимание не конкретные слова — термины, а словосочетания — лексические единицы.

5. Метод показателей основан на анализе показателей технических систем. Каждая техническая система описывается определенным набором показателей. С развитием научно-технического прогресса они совершенствуются, что и отражается в технической документации. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно составить достаточно полное представление о тенденциях проведения научных изысканий и направленности инновационных процессов в мировой и отечественной практике.

 

Вопросы к зачету/экзамену:

1. Понятие и сущность инновации.

2. Основные свойства инноваций. Отличие «инновации» от «новации».

3. Предпосылки и источники возникновения инноваций.

4. Классификация инноваций.

5. Понятие научно-технического прогресса. Взаимосвязь НТП и инновационных процессов.

6. Основные свойства и состав НТП.

7. Понятие инновационного процесса и его исторические модели.

8. Основа инновационного процесса. Формы протекания инновационного процесса.

9. Основные элементы инновационного процесса.

10. НИОКР как элемент инновационного процесса.

11. Основные факторы построения и принципы формирования структуры инновационной организации.

12. Виды инновационных организаций: венчурные фирмы, фирмы «спин-офф», «инжиниринговые фирмы»

13. Виды инновационных организаций: бизнес-инкубаторы, технопарки.

14. Виды инновационных организаций: технополисы, научно-финансово промышленные группы.

15. Инновационный проект. Основные черты.

16. Основные свойства и элементы инновационного проекта.

17. Основные участники инновационного проекта.

18. Виды инновационных проектов.

19. Модели управления инновационным проектом.

20. Порядок разработки инновационного проекта.

21. Формы управления инновационным проектом.

22. Контроль реализации проекта.

23. Основные принципы оценки инновационного проекта.

24. Виды эффективности инноваций.

25. Методы оценки эффективности инновационных проектов.

26. Коммерческая эффективность инноваций.

27. Сущность планирований инноваций. Основные принципы планирования инноваций.

28. Функции системы планирования инноваций.

29. Виды планов инновационного проекта.

30. Методы определения отечественных и мировых тенденций развития инновационных идей.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных