Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Речь 2. Специфика публичных выступлений, их функции.




Прежде чем начать что-либо говорить о публичных выступлениях, давайте каждый из нас попытается вспомнить самую яркую речь, которую довелось вам услышать…

(выслушать пару ответов)

Это все замечательно, что вы помните, кто-то вспомнил речь со своей свадьбы, кто-то со школьного выпускного, кстати, о выпускном, прелагаю в качестве примера сейчас послушать одну очень интересную речь выпускникам одной московской школы, для того чтобы понять, насколько захватывающей вообще может быть речь, если знать свою аудиторию и уметь правильно донести все, что вы хотите сказать:

https://youtu.be/5bi0M6Pr7E8

Понравилось? А теперь давайте узнаем, какие особенности существуют у публичных выступлений, какие цели и задачи они должны выполнять и для какой аудитории, а самое главное, давайте послушаем о том, как научиться читать речь настолько соответствующую своей задаче, чтобы ни один слушатель не остался равнодушным.

Существует множество классификаций публичных выступлений, например их можно подразделить по жанру, по форме, а также по цели, которую ставит оратор в своей речи.

По форме публичная речь может быть:

- монологической

- диалогической (в форме косвенного диалога со слушателями, когда оратор периодически обращается к ним)

- полилогической или дублетной (выступление в паре с соведущим)

 

По цели можно выделить следующие основные виды публичных выступлений:

- информационное

- протокольно-этикетное

- убеждающее

- развлекательное

 

 

В числе средств публичной речи следует выделить:

 

- психологические приемы работы с аудиторией и методы самоконтроля,

- приемы невербального воздействия на аудиторию, организационно-методические средства,

- методы аргументации, доказательства,

- фактические средства,

- логику, тактические методы,

- структурно-композиционные методы.

 

 

Многофункциональность публичного выступления включает следующие аспекты:

 

Инфомационно-коммуникативный аспект

В процессе выступления происходит передача информации от оратора его аудитории. Информация формируется, уточняется с учетом ориентировки на слушателей и предъявляется в виде описания событий, важных ключевых решений, фактов, подкрепленных примерами, иллюстрациями. Речь может считаться содержательной, если она имеет внутренний смысл, обогащает аудиторию новой информацией.

 

Хорошим примером можно считать речь Стива Джобса на предоставленном видео, на самом деле нам хватит буквально 20-30 секунд для того, чтобы увидеть как именно должна быть предоставлена презентация и как она должна сопровождать вашу речь:

https://youtu.be/WaW77CfqwWs

Отличный пример того, как речь может быть подкреплена примерами и иллюстрациями, отличная работа с презентацией, вся информация доступна и ни у кого не создается ощущения перенасыщенности фактами.

Проолжим…

 

Интерактивный аспект

Общение должно помогать людям поддерживать друг друга в интересах осуществления скоординированной деятельности. Публичное выступление предполагает взаимодействие оратора и слушателей. Выступающему следует учитывать тип аудитории, ее численность, пол (соотношение количества мужчин и женщин), возраст, уровень образования, сведения об образовании слушателей, их осведомленность в предмете речи, заинтересованность темой и предметом выступления.

В сообщении оратора важна не только передача информации, но и установление взаимодействия и взаимопонимания. Выступающий должен вдохновить аудиторию на внимательное слушание, устанавливая с нею оптимальный зрительный контакт. Этот контакт усиливается жестами по направлению к слушателям, приближением к аудитории, вопросам к ней, активизирующими ее внимание. При установлении контакта с аудиторией вовсе не обязательно отвечать на каждый вопрос слушателей. Можно ограничить число «неудобный», странных вопросов, заявив что ответы будут только на те вопросы, которые непосредственно связаны с темой данного выступления.

 

Гносеологический аспект

Оратор и его слушатели выступают как субъекты и объекты социального познания. Речь оратора должна вызывать стремление к освоению новой информации.

Известный немецкий педагог и философ-идеалист Гербарт сделал попытку сформулировать учение о ступенях восприятия информации как о некоторых последовательных качественных преобразованиях знаний. Он выделяет следующие четыре ступени:

Первая ступень – «ясность». Слушатели, впервые знакомясь с информацией, осознают ее новизну, отличительные признаки. Основная роль в процессе восприятия здесь принадлежит риторическим способностям оратора и наглядным пособиям.

Вторая ступень – «ассоциация». Новые сведения вступают во взаимодействие с имеющимися знаниями и между ними устанавливаются необходимые связи и отношения.

Третья ступень – «система». Слушатели представляют себе весь материал в достаточно обобщенном виде и, по существу, готовы использовать знания на практике.

Четвертая ступень – «метод». Характеризуется овладением способами применения знаний на практике. При дальнейшей тренировке приобретается соответствующий навык.

Таким образом, характеристики хорошего, качественного выступления должны соответствовать первым трем ступеням (ясность, наличие ассоциативных связей, системный взгляд) и желателен выход на четвертую ступень (вопросы к оратору, диалог), где бы слушатели могли продемонстрировать применение своих знаний на практике.

 

Аксиологический аспект

Полноценный контакт оратора и слушателей основан на единстве ценностной системы. Любая личность должна иметь четкие ценностные ориентиры: ценности быта и ценности бытия. Материальные ценности, которые обеспечивают существование человека, а также ценности духовные, обеспечивающие развитие личности, ее свободу. Из числа наиважнейших этико-эстетических норм XXI века следует особо выделить терпимость, признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений, право на ключевую ценность – свободу самовыражения и на сопричастность к культурным ценностям.

Общение – это знаковая система. Оратор и его аудитория, так или иначе, должны прийти к единству принципов интерпретации словесного материала. Показателем способности понимать руг друга служит преобразование информации в сознании слушателей в ходе ее восприятия. Тем не менее, «универсальная» трактовка невербальных сигналов порой входит в противоречие с их культурологической интерпретацией. Поэтому, чтобы иметь возможность адекватно воспринимать иностранца, чрезвычайно важны познания в сфере национальной кинесики: те или иные жесты (равно как и особенности мимики, прикосновений, интонация, направления взгляда) имеют различное значение в различных странах.

 

Нормативный аспект

В публичном сообщении происходит процесс передачи и закрепления норм в сознании членов аудитории. Нормы определяют жизнь человека, представляя собой сложный регулятив поведения, который формируется посредством синтеза как функций обычая, так и интереса, потребности, долга, идеала.

Нормы внутрегруппавого общения оратора с его аудиторией устанавливаются в зависимости не только от конкретной коммуникативной ситуации, но и от приятных моделей отношения в группе.

 

Актерский аспект

Выступление оратора-профессионала всегда в той или иной степени представляет собой спектакль одного актера.

 

Когда актер читает речь, он вносит больше мимики и пантомимики в свою речь, так как его профессия подразумевает яркие выражения своих эмоций. В действительности любая речь, в меру украшенная театральными моментами автоматически становится еще интереснее и увлекательнее, в качестве примера мы сейчас увидим видео, где Джим Керри рассказывает о силе намерения:

https://youtu.be/HAESrCeGZUk

Яркий пример того, что если оратор сам по себе артистичен, искренен и харизматичен, то в целом даже не важно, о чем он говорит.

Далее..

 

 

Перцептивный

В общении оратора и его слушателей производится взаимообмен способностями, умениями, знаниями, привычками. Одновременно происходят такие процессы, как эмоциональная оценка друг друга и построение стратегии поведения.

В процессе выступления оратор, и слушатели осознают себя посредством другого. Оратор выстраивает свое выступление, исходя из интересов аудитории. Слушатели же ждут не столько объективности в передачи фактов, сколько их оригинальной интерпретации в речи выступающего. Интересы вызывают даже не сами факты, а их подача, индивидуальный стиль оратора.

 

 

Упражнение 23 «Ситуативный тренинг»

В данной ситуации слушатель пытается понять свой авторитет, уровень, на фоне остальных слушателей. Его можно проигнорировать, или дать развернутый ответ, отчленяя его от общей массы слушателей, давая понять, что есть люди, которым хотелось бы выслушать данный материал, для того чтобы легко разобраться с темой, которая будет разобрана в дальнейшем.

В случае ошибки, сделанной в расчете или термине следует отметить внимательность аудитории, ведь даже существует прием для привлечения внимания аудитории – когда оратор делает намеренную ошибку, проверяя внимание слушателей. Хотя, в большинстве случаев главное не теряться, поблагодарить за внимательность и поправку и продолжить речь.

Если аудитория отказывается выполнять конкретное задание, то следует присоединиться к ней в процессе выполнения и помочь: привлечь конкретных «недовольцев» для решения, начать пользоваться доской и тп. Следует привлечь больше внимания к самому заданию, возможно, замотивировать «отказников» оценкой или другими доступными способами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных